Статья "Изучение родного города на уроках русского языка"; 2-4 классы


Ершова Анастасия Петровна

Учитель начальных классов

ГБОУ для детей дошкольного младшего школьного возраста прогимназия №698 «Пансион»

Московского района Санкт-Петербурга

Изучение родного города на уроках русского языка и развития речи как средство закрепления пройденного материала, повышения уровня грамотности, учебной мотивации и воспитания любви к родному городу



Основная задача уроков русского языка в начальной школе –

Формирование у учащихся представлений о единстве и взаимосвязи всех сторон русского языка: смысловой, произносительной, грамматической, синтаксической и пунктуационной. Очень важно раскрыть пред младшим школьником эти стороны русского языка, научить владеть устной и письменной речью (т.е. правильно говорить и грамотно оформлять свои мысли на письме).

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Чтобы развить у учащихся интерес к предмету я обратилась к петербургской тематике. Мы живём в удивительно прекрасном городе. Санкт-Петербург знают во всём мире, его жителей уважают за образованность и воспитанность. Использование на уроках «петербургских» упражнений знакомит учеников с историей, достопримечательностями города, помогает осваивать грамотную устную и письменную речь. А красивая и грамотная речь всегда отличала истинных петербуржцев. Интересный занимательный материал (игры, рифмы, ребусы, загадки, сказки, стихи, яркие иллюстрации, музыка) создают положительный эмоциональный настрой, повышают уровень учебной мотивации, воспитывают интерес и любовь к родному городу.

Исходя из задач урока и актуальности темы, я выделяю цели уроков русского языка:

  1. Когнитивной сферы:

Закрепление знаний по русскому языку, умений и навыков устной и письменной речи;

  1. Аффективной сферы:

Воспитание истинных петербуржцев;

  1. Психомоторной сферы:

Повышение уровня учебной мотивации и интереса к урокам русского языка.


Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста любой материал лучше представлять на доступном языке, т.е. с опорой на возрастные и индивидуальности детей аудиалов, визуалов и кинестетиков. Поэтому для меня очень важно использовать на уроках и яркий зрительный материал, и интересный слуховой, и создавать условия для движения. Таким образом, пользуясь типом восприятия и памятью, которые даны ребёнку от природы, (зрительный, слуховой, двигательный, эмоциональный), младшие школьники используют и развивают другие.

Увидев яркий зрительный образ, прослушав стихи и музыкальное сопровождение, собрав мозаику, раскрасив картинку или написав рассказ, ребёнок получил наиболее полное представление о каком-либо объекте и использовал все возможные типы восприятия.

На уроках я часто использую упражнения краеведческой программы «Чудесный город» Л.К. Ермолаевой, которые составлены с учётом действительной программы по русскому языку и развитию речи для 2-4 классов. Упражнения помогают учащимся узнать много интересного о нашем городе, познакомиться со строчками поэтов и писателей, посвящённых Санкт-Петербургу. Вопросы и задания к упражнениям способствуют гармоничному развитию ребёнка на уроках русского языка и развития речи, и дают учащимся возможность не только освоить правописание имён существительных, прилагательных, глаголов, но и обогатить свой словарный запас, научиться составлять рассказы о нашем чудесном городе, описывать его уголки, делиться своими впечатлениями.

Задания по развитию речи могут помочь учащимся освоить такие сложные речеведческие понятия – как текст, тема текста, части текста, средства языка в тексте и др., а также научиться определять тему текста и её главную мысль, и соответственно с этим озаглавить текст, делить его на части, отвечая на вопросы и выполняя задания по развитию речи. Ученики знакомятся с текстами – описаниями, текстами – повествованиями, с ролью имён существительных, имён прилагательных и других средств зыка в создании таких текстов.

Система вопросов и заданий по развитию речи помогает школьникам на основе прекрасных литературных примеров научиться составлять собственные тексты – описания, рассказы и выражать в них свои впечатления, чувства, своё отношение к увиденному.

Разнообразные «петербургские» упражнения можно включать на любом этапе урока русского языка:

  1. Чистописание (упражнение в прописях, раскраски, написание букв, их соединений и предложений, содержащих информацию о городе);

  2. Словарно – орфографической работы (разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов);

  3. Работа с предложением, текстом.


Игры в начале урока хорошо использовать для активизации внимания, создания проблемной ситуации.

Таким образом, построенная работа повышает интерес к предмету, позволяет разнообразить уроки русского языка, позволяет осуществлять дифференцированный подход к учащимся, развивает устную и письменную речь, воспитывает интерес к изучению и любовь к родному городу. При переходе из класса в класс материал усложняется и углубляется. Анализ содержания письменных работ учащихся позволяет увидеть действительную актуальность и необходимость ведения такой работы.







Петербург в загадках



О Санкт-Петербурге, увенчанном славой,

О Невском проспекте, Неве величавой,

О строгих соборах и пышных дворцах,

Об улицах, реках, каналах, мостах,

Об Эрмитаже, Ростральных колоннах,

О стойких атлантах, крылатых грифонах,

О Петропавловской крепости, Зимнем,

О Фельтене, Росси, Растрелли, Трезини,

О тех, кем городится наш город петровский,

Придумал загадки поэт

(Ефимовский)



Этот проспект – наша главная улица.

Нарядный, широкий – им каждый любуется!

Встаёт перед нами в изысканном блеске

Старинный и новый классический

(Невский)



«Немало повидала я,

Хоть называюсь Малая.

Поговорить мне есть с кем –

Дружу с весёлым Невским

И с Итальянской тоже.

Ещё люблю прохожих.

Я нынче пешеходная, от транспорта свободная

Я старая и новая.

Я - …(Малая Садовая)



Нева, Фонтанка, Мойка –

Рек знаменитых тройка.

Ещё одну прибавь-ка –

Не речку, а канавку

Лебяжью.

Дальше - просто

Что между ними? Остров!

Какой? Любимец всех ребят,

Зелёный остров –

(Летний сад)!



Работа с текстом:


  1. Прочитайте текст



Сказочен наш город. Посмотри с Дворцовой набережной на Петропавловскую крепость. Прямо из воды вырастают гранитные стены. Чудится в этом что-то загадочное…

Катились свинцовые невские волны, ударились о берег Заячьего острова, а когда отхлынули, остались стоять на берегу неприступная твердыня, невский богатырь. Гранитные стены бастионов и равелинов серым цветом напоминают стальные доспехи. Золотой купол собора – шлем чудо-богатыря. Взнесённый в небо шпиль колокольни – непобедимый меч…

Весь облик крепости – символ неприступности и утверждения России на берегу балтийского моря.



  1. О чём этот текст? Озаглавьте его.

  2. Где расположена Петропавловская крепость? Если вы бывали там, то поделитесь своим впечатлением.

  3. Символом чего является Петропавловская крепость?

  4. С каким сказочным героем автор сравнивает знаменитую крепость? Почему у автора возникает такое сравнение?

  5. Во 2-ом предложении поставьте над каждым словом ударение.

  6. 3-е предложение разберите по членам предложения и частям речи.



Упражнения

  1. К выделенным словам подберите однокоренные и запишите их.

А. Человек, живущий в городе - ………………………………………………………...

Б. Дом, в котором живут люди - ………………………………………………………...

В. Место, где перекрещиваются две улицы - …………………………………………

Г. Дорожка для пешехода - ……………………………………………………………...

Д. Дорога в городе, проложенная на берегу реки - ……………………………………


  1. Подчеркните сочетания жи, ши, чу, ща.

  1. А. Жилец, жилой, жильё, житель, жилище.

Б. Чудо, чудесный, чудный, чудак, чудить.

В. Ширь, ширина, широкий, расширить.

Г. Площадь, площадка.

  1. Составьте рассказ из 3-4 предложений на тему «Двор с чудесной детской площадкой».


  1. Составьте и запишите предложения так, чтобы получился рассказ.

А. Много, рек, каналов, и, по, городу, протекают, нашему.

Б. Они, на, сушу, острова, разделяют.

В. Мосты, с, острова, на, перекинуты, остров.

Г. Вдоль, протянулись, набережные, рек, красивые, и, каналов.



  1. 1)С помощью указанных суффиксов образуйте имена прилагательные.

2)Запишите их и разберите по составу.


Город – городской,

Нева - ……………………..

Море - …………………….

Завод - …………………….


Порт – портовый

Парк - ……………………..

Сад - ……………………….


Фабрика – фабричный

Вокзал - …………………...

Музей - ……………………

Библиотека - ……………...

Школа - …………………...

3)С любыми из прилагательных составьте несколько предложений, разных по интонации.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.



  • «Символика Санкт-Петербурга»

составитель Г.П. Кукушкина

изд-во «АРС» 2008 г.

  • «Чудесный город»

Рабочие тетради

Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева

СПб 1996г.

  • «Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы»

изд-во «Паритет» 2001 г.

  • «Легенды и мифы Санкт-Петербурга»

сборник

СПб «Норинт» 2001 г.

  • «Почему так названы?»

К.С. Горбачёва, Е.П. Хабло

«Лениздат» 1985 г.

  • Справочники-путеводители по истории города для 1-4 классов:

«Любимый город Санкт-Петербург»

«Шедевры скульптуры СПб»

Е.П. Романов

изд. Дом «Литера» СПб 2004 г.

  • «Прогулки по Санкт-Петербургу»

Р.П. Андреева

Справочник-путеводитель 1-4 кл.

СПб «Литера» 2004 г.

  • «Петербург в загадках»

«Любимый город СПб. Азбука в стихах и картинках»

Е.С. Ефимовский

СПб «Литера» 2004 г.

  • «Сказки Петербурга» игра-путешествие для малышей и их родителей

СПб «Среда» 2004 г.

  • «Архитектурная мозаика», «Город мой любимый» (альбомы)

Н.Т. Смирнова

Частная школа «Эпиграф» 1998 г.







  • «Санкт-Петербург», «Санкт-Петербург – культура и быт»

пособия по истории города и рабочие тетради, выпуски №1-№4

Е.Д. Дмитриева

СПб «Корона принт» 2005 г.

  • «Задачи для петербургских школьников»

М.В. Григорян

СПб СМИО «Пресс» 2003 г.

  • «Упражнения по русскому языку и развитию речи во 2-3 кл.»

Петербургские тетради

Авт. кол-в: Н.В. Завьялов, Ж.И. Иванова и др.

изд-во «Химера» 1999 г.

  • «Энциклопедические заметки о Петербурге»

СПб «Химиздат» 2003 г.






Чистописание

2 класс



  1. аАа АаА Аа А а
    ас ал ра ан ак
    Ассамблея Адмиралтейство
    Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы.

  2. Бб Бб Ббб Б б
    би бм аб лб
    ботик бастион Балтика
    От берегов Невы к Балтике шли русские корабли.

  3. В в вв Вв В в
    Северная Венеция наводнение
    В нашем городе часто бывают наводнения.

  4. Гг Гг гГ
    город Гавань Гостиный двор
    Первые Гостиный двор и Гавань были на Березовом острове.

  5. Дд Дд д Д
    до де ди дэ дв До Дл
    дворец дом домик
    Домик Петра 1 – первая жилая постройка нашего города.

  6. ЕЕ ее Ее Е е
    ел ев ем ек ез
    Пётр Еропкин был известным градостроителем.

  7. жЖж ЖжЖ Жж Ж ж
    же жа ж дож еж
    жители набережная
    На Петровской набережной строились именные жители.

  8. Зз Зз З з
    за зо зе зд зы
    здание зодчий Заячий остров
    Многие здания созданы русским зодчим Захаровым.

  9. Ии ии Ии и
    ти ри ли ви ин
    Исаакиевский мост империя
    Исаакиевский мост был первым наплавным мостом через Неву.

  10. Й йЙ
    ай ой ей Ий ый
    Зимний дворец Пётр Великий

  11. К к кК Кк
    как кто ки ку
    крепость куртина Кронверк

Кронверк – укрепление.

  1. лЛл ЛлЛ лЛ Лл
    ла ле ля ли лю
    Летний сад Лебяжья канавка лебеди аллеи
    В аллеях Летнего сада растут липы.

  2. мМ Мм М Мм М м
    мо Мб ам мА ми
    мост Мойка
    Все мосты Мойки имеют «цветные» названия.

  3. Нн нн Н н
    на не ну нл он ин лн
    Нева Ниеншанц
    «Небываемое – бывает»

  4. Оо ОО оо О о
    ом ов но во
    остров Охта Обводный канал
    Обводный канал служил для определения воды при наводнения.







Полный текст материала Статья "Изучение родного города на уроках русского языка"; 2-4 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ершова Анастасия Петровна  Настя698
12.06.2011 0 1925 343

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК