Разработка урока русского языка в 4 классе "Образование имён прилагательных" (по системе Л.В.Занкова)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 1















Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова.



«Образование имён прилагательных»











Разработала:

учитель начальных классов

Борисова Людмила Васильевна




Лебедянь

2013



  1. Аннотация.

Методическая разработка посвящена более глубокому изучению такой части речи, как имя прилагательное, а именно теме «Образование имён прилагательных», которая ранее подробно не изучалась в начальных классах. Она раскрывает вопросы, касающиеся интенсивности мыслительной деятельности, содержит материал, постепенно расширяющий круг сведений, объединённых в систему, развивает речь детей.

Данная разработка может быть использована как учителями начальных классов и студентами педагогических учебных заведений, так и во внеклассной работе.


  1. Содержание


  1. Аннотация

  2. Содержание

  3. Введение

  4. Основная часть

  5. Заключение

  6. Список использованных источников

  7. Приложение


  1. Введение.


Данная работа является актуальной в настоящее время. На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа по выявлению значений слов, в данном случае образованию новых слов - имён прилагательных с помощью различных суффиксов.

Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. В ходе наблюдений за образованием имён прилагательных, обучающиеся узнают, что многие имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов –ов, -ск, -енн и т.д. Также узнают, что суффиксы имеют разное значение. Например, суффиксы –еньк, -оньк, -очк имеют уменьшительно-ласкательное значение. Одновременно школьники учатся различать разряды слов на основе лексического значения предметности, признаков и действий предметов в связи с формами словоизменения и грамматических признаков.

Данная разработка способствует развитию устной и письменной речи детей, обогащает их словарный запас.


  1. Основная часть.


Характеристика темы. Тема программы.

Урок изучения нового учебного материала (из раздела «Имя прилагательное», урок № 18).


Тема урока: «Образование имён прилагательных».


Тип урока: комбинированный.


Вид урока: смешанный (рассказ учителя, словарная работа, индивидуальные задания, практическая работа, самостоятельная работа, сочинение)


Цель урока: выработка навыков образования имён прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов, довести до сознания детей то, что при помощи суффиксов образуются новые слова.


Задачи урока:


Образовательная: познакомить обучающихся с образованием имён прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов, со значением суффиксов, с правилом, когда выделяется один суффикс –ник и когда два: -н и -ик (лесник – в этом слове суффиксы –н и –ик), пополнять словарный запас детей, повышать интерес к изучению русского языка.


Воспитательная: развивать чувство гордости за причастность к стране, в которой жители говорят на русском языке, любви к своей Родине, к современному русскому литературному языку, как предмету изучения.


Развивающая: развивать интерес к изучению языка, как высшей формы национального языка, которую отличает от различных диалектов и просторечия нормативность и обработанность. Изучать русский литературный язык, который является не только языком великого русского народа, но и средством межнационального общения.


Материально – техническое обеспечение урока:

Презентация «Образование имён прилагательных», карточки для индивидуальной работы,

Репродукция картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».


Формирование ключевых компетенций:

  1. Актуализация деятельности детей, способствующая повышению уровня знания русского языка, развития речи, общения.

  2. Формирование новых понятий и способов действий: употребление суффиксов для образования новых слов – прилагательных, вопросы теории русского языка.

  3. Применение новых знаний в учебной и практической деятельности.


Межпредметные и внутрипредметные связи: связь с уроками литературного чтения.
















Технологическая карта.




Структура, этапы

Методы обучения

Форма деятельности

Средства обучения

Способы организации деятельности

Время

Орг. момент

слово учителя.

беседа


фронтальный

1 мин

Минутка чистописания

слово учителя

комментарий


фронтальный

3 мин

Словарная работа

сообщение учителя

беседа


Коллективный, индивидуальный

4 мин

Сообщение темы урока

слово учителя

комментарий

слайд № 1

фронтальный

1 мин

Изучение нового

наблюдение, сравнительный анализ

беседа, практическая работа, игра, работа с учебником

слайд № 2-9

коллективный, фронтальный

20 мин

Закрепление изученного

обобщение

наблюдение, анализ

слайд № 10-13

индивидуальный, коллективный

5 мин

Устное сочинение по иллюстрации И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

устное сочинение

работа с иллюстрацией


индивидуальный, коллективный

8 мин

Итог урока

слово учителя

беседа


коллективный

2 мин

Домашнее задание

слово учителя

комментарий


индивидуальный

1 мин













Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сообщение задач урока.


  1. Минутка чистописания.

ж Ж

же жл жё жд

железо жёлтый вежливый гражданин одежда

- На какие две группы можно разделить слова? (Имена существительные и имена прилагательные).

- Что объединяет имена прилагательные? (Они м. рода, ед. числа, окончание –ый, словарные слова).

- Что объединяет существительные? (Обозначают предметы).

- Чем отличаются друг от друга? (Слова разного рода –мужского, женского, среднего; отвечают на вопросы кто? или что?; I-го и II-го склонения).


  1. Словарная работа.

1). Знакомство с новыми словами.

коллективный

неинтересный

серебряный

- Что объединяет эти слова? (Это прилагательные м. рода, ед. числа)

- Какое слово лишнее? (Неинтересный, т.к. есть приставка).

- Как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, от какой части речи образовались эти слова?

- С помощью какой части слова? (Суффикса и приставки).

2). Индивидуальная работа по карточками.

Карточка № 1.

- Образуйте имена прилагательные от имён существительных:

Февраль - …

Глубина - …

Яблоко - …

Мороз - …

Седина - …

Карточка № 2.

- Образуйте от имён прилагательных имена существительные:

Словарный - …

Луковый - …

Ледяной - …

Лучистый - …

Гористый - …

3). Проверка индивидуальной работы.


  1. Сообщение темы урока.

Слайд № 1.


  1. Изучение нового материала.

1). Образование имён прилагательных.

- Что мы знаем об имени прилагательном? (Слайды № 2 и 3).

- Выполняя задания на карточках, вы уже догадались, как образуются прилагательные? (Слайд № 4).

2). Игра «Образуй прилагательное». (Слайды №5 – 8).

3). Вывод. (Слайд № 9).

4) Работа по учебнику.

- Откройте страницу 73.

- Что вы можете сказать о словах море – морской?

- Ответьте на вопрос перед упражнением 329.

5). Коллективное выполнение упр. 329.

6). Изучение правила на стр. 74.

7). Упр. 331 выполнить с комментированием.

6. Закрепление изученного материала.

1). Обобщение об имени прилагательном. (Слайды № 10 – 11).

2) Разбор по составу слово лесник.

- Почему в этом слове два суффикса? (слайд № 12-13)

3) Самостоятельное выполнение упр. 332. Проверка.

7. Развитие речи.

1. Устное сочинение по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

- Рассмотрите картину, попробуйте составить текст, используя прилагательные.

2. Прослушивание текстов.

- Какие прилагательные употребили, какие в них суффиксы?

8. Итог урока.

- От какой части речи образуются имена прилагательные?

- Какие правила образования прилагательных от существительных вы узнали?

- С помощью каких суффиксов?

9. Домашнее задание.

Упражнение 333, правило на стр. 74.

  1. Заключение.

Урок достиг поставленных целей: обучающих, воспитательных, методических, развивающих. Знание русского языка, навыки грамотного письма, умения правильно и связно выражать свои мысли – главная задача, стоящая перед обучающимися. Тема урока раскрыта полностью и реализована. На уроке использованы разные виды деятельности, а также формы и методы: слово учителя, беседа, наблюдение, сравнительный анализ, обобщение, теоретические понятия, самостоятельная работа, индивидуальная и коллективная работа.

  1. Литература для учителя.

Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. Москва. 2010.

Русский язык. 4 класс. II полугодие. Поурочные планы по учебнику А.В.Поляковой. Авторы-составители Л.А. Кравченко, И.В. Федотова. Волгоград. Издательство «Учитель».


  1. Список литературы для обучающихся.

А.В.Полякова. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы, часть II. Москва. « Просвещение»,2009.

























































Приложение.




Слайды:


Полный текст материала Разработка урока русского языка в 4 классе "Образование имён прилагательных" (по системе Л.В.Занкова) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисова Людмила Васильевна  Borisova48
16.11.2013 0 4166 867

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК