МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТУПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14»
Урок по русскому
языку в 3 классе
Обобщение знаний
по теме «Написание корней». Работа по
развитию связной речи. Введение в
народную культуру. Народный календарь.
Автор: Рыжикова
Надежда Львовна,
учитель
начальных классов
2012 г.
Цели:
1. Обобщить и закрепить знания о проверке
слов с безударными
гласными, глухими
и звонкими согласными в корне слова.
2. Развивать умение
составлять предложения из отдельных
слов.
3. Дать представление
о народном календаре, о народных приметах,
днях месяцеслова.
4. Воспитывать у
учащихся уважительное отношение к
национальному наследию, стремление
обогащать и сохранять его как бесценную
сокровищницу.
Ход урока
I.
Орг. момент.
1.
Ребята! Сегодня у нас немного необычный
урок русского языка. Во-первых, у нас
сегодня много гостей. Они хотят посмотреть,
как вы можете работать и чему научились,
поэтому постарайтесь и порадуйте нас
своими ответами. А во-вторых, вы, наверное,
по этому музыкальному вступлению к
уроку поняли, о чем мы будем сегодня
говорить. Да, на уроке русского языка
мы не только вспомним как пишутся корни
слов, но и поговорим об осени, о народном
календаре, о народных приметах и еще о
многом интересном.
Ребята, нам предстоит
огромная работа, поэтому если хотите
узнать побольше нового, интересного,
постарайтесь работать быстро и четко.
2. Аутогенная
тренировка.
- А теперь закройте
глазки и повторяйте за мной: «У меня
хорошее настроение. Я могу быть добрым
и терпеливым. Я успею сделать все. Я буду
очень внимателен на уроке».
II.
Минутка чистописания.
- Для начала, как
обычно, мы займемся чистописанием.
Посмотрите на экран. Предлагаю записать
эти буквы и соединения каллиграфически
правильно. Назовите правильно буквы,
которые мы будем писать.
- Какие звуки
обозначаются этими буквами? (к, к', н,
н')
- Дайте характеристику
этим звукам. ([к] – парн., глух; [н] –
непарн., зв., сонорн.).
III.
Словарная работа.
1. Отгадайте
загадку:
Есть в квартире
молодец –
Математик и мудрец.
Постоянно, круглый
год
Точный счет он
дням ведет.
2. Запишите слово
календарь.
- Поставьте ударение
и подчеркните безударные гласные,
которые необходимо запомнить.
- Подберите
однокоренные слова (календарик,
календарный)
- Почему эти слова
однокоренные? (корень одинаковый и
одинаковые по смыслу)
- Выделите в этих
словах корень.
- Продолжите
разбирать слова по составу
календарь ,
календарик , календарный
- А теперь проверьте,
правильно ли вы оформили свою работу.
IV.
Работа по развитию речи.
1. Знакомство с
календарями.
- Ребята, а знаете
ли вы какие бывают календари? (настенный,
перекидной, отрывной, карманный)
- А зачем, нужны
нам календари?
- Мы часто обращаемся
к календарю, чтобы узнать, какое сегодня
число, день недели, какой будет праздник.
- А как же жили наши
прабабушки и прадедушки, ведь раньше
не было таких календарей.
Оказывается, у
наших предком был свой календарь, который
они составляли сами, из года в год
наблюдая за природой. Этот календарь
называется народный календарь
Месяцеслов
- Из каких двух
частей состоит слово?
То есть каждый
месяц имел свое слово, название. Об этом
мы еще поговорим чуть позже.
2. Восстановление
деформированного предложения.
- Какое сейчас
время года на наших календарях? (Осень)
- Составьте и
запишите загадку об осени:
мчится, с, небе,
Листья, в, острый, осин, клин, падают
(Листья
падают
с осин, мчится
в небе острый клин)
- А что за клин
мчится в небе?
- В этом предложении
определить главные члены предложения.
- Запишите отгадку:
осень – 5 б.,
4 зв., 2 гл., 2 согл.
(проанализировать слово)
3. А теперь давайте
вспомним месяцы осени и запишем их
столбиком (дети объясняют написание)
сентябрь
октябрь
ноябрь
- В народном
календаре у каждого месяца было свое
название, совсем не похожее на наше
современное. Прочитайте и запишите
рядом с современным названия месяцев
из народного календаря.
сентябрь –
хмурень, ревун
(так назвали сентябрь за дожди и непогоду)
октябрь –
листопад, грязник
ноябрь – студень,
грудень, бездорожник
(одно из древних русских названий ноября
– студень, грудень, т.к. в этом месяце
смерзшаяся земля грудами лежит на
дорогах, по ним трудно проехать, поэтому
ноябрь еще и бездорожник)
4. Самостоятельная
работа
Списать предложение,
вставить пропущенные буквы и объяснит
их написание:
Съеж_лись
продрогшие п_ля, пос_дел лу_. Уже с веч_ра
м_розец покрывает м_лодым ле_ком луж_цы.
Дуют ре_кие ветры и падает сне_.
- А о каком месяце
говорится в этом тексте?
V.
Физкультминутка
Для глаз и «Дует
ветер нам в лицо…»
VI.
Знакомство с календарем (продолжение)
1. Знакомство с
народными мудростями:
- Про короткие
хмурые, холодные дни последнего месяца
осени говорили:
1). В ноябре осень
с зимой встречаются.
2). Ноябрь – поворот
на зиму.
Как вы понимаете
эти слова? Ноябрь – последний месяц
осени, а потом начинается зима).
2. Работа над
народной приметой.
- Каждому времени
года соответствовали свои приметы:
В ноябре снег
надует – к стуже
Гусь лапу поджимает
– к долгой зиме
Прежде времени
лист опадает – хлеба прибудет
3. Знакомство с
днями месяцеслова.
- А теперь, ребята,
давайте вернемся к дням месяцеслова, о
которых мы начали говорить в начале
урока.
- Дни месяцеслова
не простые, волшебные. У них, как у людей,
есть свое имя – в память важного события
или святого человека.
Так, например, 14
ноября именуют
Кузьмой - Демьяном зимним.
В Тульской губернии
к этому дню девушки своими руками
изготавливали различные изделия. Деньги,
вырученные от продажи своих изделий,
они использовали на милостыню нищим и
на свечи. Под этот праздник в селениях
Тульской губернии выходили вечером на
реки, озера и колодцы прислушиваться к
воде. Если вода стоит спокойно, то это
означает, что зима будет теплая, без
метелей. Если вода гудет и стонет, то
это предвещает бури, большие морозы и
беды.
В народе говорили:
«Если на Кузьму и Демьяна лист на дереве
– предстоит суровая зима».
- А сегодня, 26
ноября
именуют Иваном
Златоусом.
В народе говорили:
«На Златоуса
Во поле пусто»
- Кроме этого, 4
ноября было
празднование в честь Казанской
иконы Божьей матери.
Народная примета гласила: «Коли на
Казанскую небо заплачет, то следом за
дождем и зима придет».
- Ни о чем вам не
говорит это название?
- Ребята, наш храм
в с. Туртень назван в честь Казанской
иконы Божьей матери.
VII.
Итог урока.
- Ну, что ж, пора
нам заканчивать наш урок.
- Интересно ли вам
было сегодня на уроке?
- Что особенно
понравилось?
- Что нового вы
узнали?
Спасибо за работу!
Дальнейших вам
успехов!
VIII.
Домашнее задание
Найти пословицы
или приметы про осень.
Источники
материалов:
http://www.artleo.com/pic/201108/1024x768/artleo.com-5662.jpg
http://www.tunnel.ru/i/997/1316887746466093.jpeg
http://stat18.privet.ru/lr/0a260307c0ccc3cdde16d150c817e8ac
http://russianpoetry.ru/images/photos/medium/article20757.jpg
http://www.alkor-4.ru/portfolio/calendars/wall/untitled111.jpg
http://www.img3.imgbb.ru/2/d/9/2d9a630d6a49eabd59a625cc257bea47.jpg
http://s017.radikal.ru/i400/1110/24/f6b3cecc0950.jpg
http://adwizer.ru/portfolio/diakonov/calendmushroms001.jpg
http://www.4i5.ru/biblio/image001-4258.jpg
http://www.kruzhalov.ru/html/history-of-russia/lesson8/jag_cal.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2012/09/17/388.jpg
http://www.stihi.ru/pics/2011/09/03/3353.jpg
http://karat773.ru/post135152540/
http://lib.pstgu.ru/icons/images/stories/base/orig/00001673.jpg
http://www.artsait.ru/art/j/juravlev/img/23.jpg
http://arttower.ru/forum/uploads/monthly_11_2007/post-25-1195409809.jpg
http://promurom.ru/upload/iblock/4c6/4c6581734846779e85d622dfa200fca0.jpg
http://www.zelenaya-svadba.com/svadebnye-tradiczii/russkie-svadebnye-tradiczii/devichnik-v-tradiczionnom-russkom-stile
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/361/55361219_1266504700_Ioann_Zlatoust.jpg
http://fs10.familyspace.ru/images/photo/95/9585/95851930/p_aee7011c.jpg
http://data.sobory.ru/pic/07300/07332_20110617_192941.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/6609/131624064.235/0_906d6_2699e4b6_XL