Конспект урока с презентацией "Обобщение знаний по теме «Написание корней»"; 3 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТУПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»















Урок по русскому языку в 3 классе



Обобщение знаний по теме «Написание корней». Работа по развитию связной речи. Введение в народную культуру. Народный календарь.








Автор: Рыжикова Надежда Львовна,

учитель начальных классов












2012 г.

Цели: 1. Обобщить и закрепить знания о проверке слов с безударными

гласными, глухими и звонкими согласными в корне слова.

2. Развивать умение составлять предложения из отдельных слов.

3. Дать представление о народном календаре, о народных приметах, днях месяцеслова.

4. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к национальному наследию, стремление обогащать и сохранять его как бесценную сокровищницу.


Ход урока


I. Орг. момент.


1. Ребята! Сегодня у нас немного необычный урок русского языка. Во-первых, у нас сегодня много гостей. Они хотят посмотреть, как вы можете работать и чему научились, поэтому постарайтесь и порадуйте нас своими ответами. А во-вторых, вы, наверное, по этому музыкальному вступлению к уроку поняли, о чем мы будем сегодня говорить. Да, на уроке русского языка мы не только вспомним как пишутся корни слов, но и поговорим об осени, о народном календаре, о народных приметах и еще о многом интересном.

Ребята, нам предстоит огромная работа, поэтому если хотите узнать побольше нового, интересного, постарайтесь работать быстро и четко.

2. Аутогенная тренировка.

- А теперь закройте глазки и повторяйте за мной: «У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать все. Я буду очень внимателен на уроке».


II. Минутка чистописания.


- Для начала, как обычно, мы займемся чистописанием. Посмотрите на экран. Предлагаю записать эти буквы и соединения каллиграфически правильно. Назовите правильно буквы, которые мы будем писать.

- Какие звуки обозначаются этими буквами? (к, к', н, н')

- Дайте характеристику этим звукам. ([к] – парн., глух; [н] – непарн., зв., сонорн.).


III. Словарная работа.


1. Отгадайте загадку:

Есть в квартире молодец –

Математик и мудрец.

Постоянно, круглый год

Точный счет он дням ведет.


2. Запишите слово календарь.

- Поставьте ударение и подчеркните безударные гласные, которые необходимо запомнить.

- Подберите однокоренные слова (календарик, календарный)

- Почему эти слова однокоренные? (корень одинаковый и одинаковые по смыслу)

- Выделите в этих словах корень.

- Продолжите разбирать слова по составу

календарь , календарик , календарный

- А теперь проверьте, правильно ли вы оформили свою работу.


IV. Работа по развитию речи.


1. Знакомство с календарями.

- Ребята, а знаете ли вы какие бывают календари? (настенный, перекидной, отрывной, карманный)

- А зачем, нужны нам календари?

- Мы часто обращаемся к календарю, чтобы узнать, какое сегодня число, день недели, какой будет праздник.

- А как же жили наши прабабушки и прадедушки, ведь раньше не было таких календарей.

Оказывается, у наших предком был свой календарь, который они составляли сами, из года в год наблюдая за природой. Этот календарь называется народный календарь

Месяцеслов

- Из каких двух частей состоит слово?

То есть каждый месяц имел свое слово, название. Об этом мы еще поговорим чуть позже.


2. Восстановление деформированного предложения.

- Какое сейчас время года на наших календарях? (Осень)

- Составьте и запишите загадку об осени:

мчится, с, небе, Листья, в, острый, осин, клин, падают

(Листья падают с осин, мчится в небе острый клин)

- А что за клин мчится в небе?

- В этом предложении определить главные члены предложения.

- Запишите отгадку: осень – 5 б., 4 зв., 2 гл., 2 согл. (проанализировать слово)


3. А теперь давайте вспомним месяцы осени и запишем их столбиком (дети объясняют написание)

сентябрь

октябрь

ноябрь

- В народном календаре у каждого месяца было свое название, совсем не похожее на наше современное. Прочитайте и запишите рядом с современным названия месяцев из народного календаря.

сентябрь – хмурень, ревун (так назвали сентябрь за дожди и непогоду)

октябрь – листопад, грязник

ноябрь – студень, грудень, бездорожник (одно из древних русских названий ноября – студень, грудень, т.к. в этом месяце смерзшаяся земля грудами лежит на дорогах, по ним трудно проехать, поэтому ноябрь еще и бездорожник)


4. Самостоятельная работа

Списать предложение, вставить пропущенные буквы и объяснит их написание:

Съеж_лись продрогшие п_ля, пос_дел лу_. Уже с веч_ра м_розец покрывает м_лодым ле_ком луж_цы. Дуют ре_кие ветры и падает сне_.

- А о каком месяце говорится в этом тексте?


V. Физкультминутка

Для глаз и «Дует ветер нам в лицо…»


VI. Знакомство с календарем (продолжение)


1. Знакомство с народными мудростями:

- Про короткие хмурые, холодные дни последнего месяца осени говорили:

1). В ноябре осень с зимой встречаются.

2). Ноябрь – поворот на зиму.

Как вы понимаете эти слова? Ноябрь – последний месяц осени, а потом начинается зима).


2. Работа над народной приметой.

- Каждому времени года соответствовали свои приметы:

В ноябре снег надует – к стуже

Гусь лапу поджимает – к долгой зиме

Прежде времени лист опадает – хлеба прибудет

3. Знакомство с днями месяцеслова.

- А теперь, ребята, давайте вернемся к дням месяцеслова, о которых мы начали говорить в начале урока.

- Дни месяцеслова не простые, волшебные. У них, как у людей, есть свое имя – в память важного события или святого человека.

Так, например, 14 ноября именуют Кузьмой - Демьяном зимним.

В Тульской губернии к этому дню девушки своими руками изготавливали различные изделия. Деньги, вырученные от продажи своих изделий, они использовали на милостыню нищим и на свечи. Под этот праздник в селениях Тульской губернии выходили вечером на реки, озера и колодцы прислушиваться к воде. Если вода стоит спокойно, то это означает, что зима будет теплая, без метелей. Если вода гудет и стонет, то это предвещает бури, большие морозы и беды.

В народе говорили: «Если на Кузьму и Демьяна лист на дереве – предстоит суровая зима».

- А сегодня, 26 ноября именуют Иваном Златоусом. В народе говорили:

«На Златоуса

Во поле пусто»

- Кроме этого, 4 ноября было празднование в честь Казанской иконы Божьей матери. Народная примета гласила: «Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет».

- Ни о чем вам не говорит это название?

- Ребята, наш храм в с. Туртень назван в честь Казанской иконы Божьей матери.

VII. Итог урока.

- Ну, что ж, пора нам заканчивать наш урок.

- Интересно ли вам было сегодня на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Что нового вы узнали?

Спасибо за работу!

Дальнейших вам успехов!


VIII. Домашнее задание

Найти пословицы или приметы про осень.

Источники материалов:


  1. http://www.artleo.com/pic/201108/1024x768/artleo.com-5662.jpg

  2. http://www.tunnel.ru/i/997/1316887746466093.jpeg

  3. http://stat18.privet.ru/lr/0a260307c0ccc3cdde16d150c817e8ac

  4. http://russianpoetry.ru/images/photos/medium/article20757.jpg

  5. http://www.alkor-4.ru/portfolio/calendars/wall/untitled111.jpg

  6. http://www.img3.imgbb.ru/2/d/9/2d9a630d6a49eabd59a625cc257bea47.jpg

  7. http://s017.radikal.ru/i400/1110/24/f6b3cecc0950.jpg

  8. http://adwizer.ru/portfolio/diakonov/calendmushroms001.jpg

  9. http://www.4i5.ru/biblio/image001-4258.jpg

  10. http://www.kruzhalov.ru/html/history-of-russia/lesson8/jag_cal.jpg

  11. http://www.stihi.ru/pics/2012/09/17/388.jpg

  12. http://www.stihi.ru/pics/2011/09/03/3353.jpg

  13. http://karat773.ru/post135152540/

  14. http://lib.pstgu.ru/icons/images/stories/base/orig/00001673.jpg

  15. http://www.artsait.ru/art/j/juravlev/img/23.jpg

  16. http://arttower.ru/forum/uploads/monthly_11_2007/post-25-1195409809.jpg

  17. http://promurom.ru/upload/iblock/4c6/4c6581734846779e85d622dfa200fca0.jpg

  18. http://www.zelenaya-svadba.com/svadebnye-tradiczii/russkie-svadebnye-tradiczii/devichnik-v-tradiczionnom-russkom-stile

  19. http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/361/55361219_1266504700_Ioann_Zlatoust.jpg

  20. http://fs10.familyspace.ru/images/photo/95/9585/95851930/p_aee7011c.jpg

  21. http://data.sobory.ru/pic/07300/07332_20110617_192941.jpg

  22. http://img-fotki.yandex.ru/get/6609/131624064.235/0_906d6_2699e4b6_XL

Слайд 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТУПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»     Урок по русскому языку в 3 классе   Обобщение знаний по теме «Написание корней». Работа по развитию связной речи. Введение в народную культуру. Народный календарь.     Автор: Рыжикова Надежда Львовна, учитель начальных классов   2012 г.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Настенный Перекидной Отрывной Карманный
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Съеж…лись продрогшие п…ля, и пос…дел лу… . е о г Уже с евеч…ра о м…розец покрывает о м…лодым л…дком е и луж…цы. з Дуют ре…кие г ветры и падает мокрый сне… .
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
В ноябре снегу надует - к стуже Гусь лапу поджимает - к долгой зиме Прежде времени лист опадает - хлеба прибудет
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Слайд 29
Слайд 30
Источники материалов:   1. http://www.artleo.com/pic/201108/1024x768/artleo.com -5662.jpg 2. http://www.tunnel.ru/i/997/1316887746466093.jpeg 3. http://stat18.privet.ru/lr/0a260307c0ccc3cdde16d150c 817e8ac 4. http://russianpoetry.ru/images/photos/medium/article20 757.jpg 5. http://www.alkor4.ru/portfolio/calendars/wall/untitled111.jpg 6.http://www.img3.imgbb.ru/2/d/9/2d9a630d6a49eabd5 9a625cc257bea47.jpg 7. http://s017.radikal.ru/i400/1110/24/f6b3cecc0950.jpg
Слайд 31
12. http://www.stihi.ru/pics/2011/09/03/3353.jpg 13. http://karat773.ru/post135152540/ 14. http://lib.pstgu.ru/icons/images/stories/base/orig/00001 673.jpg 15. http://www.artsait.ru/art/j/juravlev/img/23.jpg 16. http://arttower.ru/forum/uploads/monthly_11_2007/post -25-1195409809.jpg 17.http://promurom.ru/upload/iblock/4c6/4c658173484 6779e85d622dfa200fca0.jpg 18. http://www.zelenaya-svadba.com/svadebnyetradiczii/russkie-svadebnye-tradiczii/devichnik-vtradiczionnom-russkom-stile 19.http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/55/361/ 55361219_1266504700_Ioann_Zlatoust.jpg 20.http://fs10.familyspace.ru/images/photo/95/9585/95 851930/p_aee7011c.jpg 21.

Полный текст материала Конспект урока с презентацией "Обобщение знаний по теме «Написание корней»"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рыжикова Надежда Львовна  Рыжикова
29.10.2013 0 6175 1200

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК