МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТУПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14»
Урок
по русскому языку в 3 классе
Написание
безударных гласных. Склонение имен
существительных.
Автор:
Рыжикова Надежда Львовна,
учитель
начальных классов
2012
г.
Тема
урока: Написание
безударных гласных. Склонение имен
существительных. (1-2
слайд)
Цели
урока: (3 слайд)
-
развивать
умения проверять написание безударных
гласных в корне;
-
усвоить особенности проверочных и
проверяемых слов;
-
определять падежи имен существительных;
воспитывать любовь к природе, чувства
прекрасного;
-
обогащение и активизация словарного
запаса, творческого воображения,
фантазии.
Ход
урока:
I
Орг. момент
4
слайд
Вьюга,
снежная пурга
Напряди
нам пряжи.
Взбей
пушистые снега,
Словно
пух лебяжий.
Вы
проворные ткачи-
Вихри
и метели.
Дайте
радужной парчи
Для
косматых елей.
-
О каком зимнем месяце пишет поэт?
-
Что характерно для февраля?
5
слайд.
(Зимний лес)
-Последний
месяц зимы - «сечень». Такое название
он получил в глубокой древности, т.к
отсекал год –был последним в семье
зимних месяцев. Есть, правда, и другое
предположение: именно этот период года
раньше считали наиболее удобным для
рубки леса, чтобы получить хорошую
древесину.
И ещё: в этот месяц удобнее всего обрезать
ветки в саду, потому что в деревьях
меньше всего сока.
Ещё
февраль называли «межень»-межа между
зимой и весной. Из-за частых, продувающих
насквозь метелей и вьюг величали в
Древней Руси его «ветродуем», «лютнем».
Было и ласковое прозвище у этого сурового
месяца-«бокогрей», потому что во второй
половине месяца начинало пригревать
солнце.
День
ото дня становится светлее, почти на 2
часа становится в феврале длиннее день.
Впереди - предвесенье, но ещё зима, зима…
-
Мы любим зиму. Нигде нет такой зимы, как
у нас, в России.
-
Как названа зима в песнях, былинах,
сказках? (волшебница, чародейка, матушка,
гостья, зимушка).
6
слайд.
-Февраль-
слово словарное. Какую безударную
гласную мы должны запомнить?
II.
Минутка чистописания.
(Музыкальная
заставка «Вальс снежных хлопьев» из
балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.)
7
слайд.
Фл,
фе, Фф, фл
В
феврале два друга- мороз да вьюга.
-Сегодня
утром я получила необычное письмо.
«Дорогие
мои ребята! Я перенесу вас в свои владения.
Это зимнее
царство.
Снег кругом по колено. Так морозно, свежо
и бело. Для того, чтобы попасть туда, вам
нужно прежде всего сделать маленький
снегопад. В этом вам помогут зимние
стихи, пословицы и поговорки о снеге и
зиме. В путь, друзья мои! Снежная
королева.
-Давайте
же отправимся по этому беспредельному,
великолепному пышному царству и возьмём
в попутчики пристальный взгляд
натуралиста, зоркий художника; пусть
будут вместе с нами яркое образное слово
поэта и писателя, чуткий слух музыканта.
8
слайд.
(падающий снег)
Продолжает
играть музыка Чайковского.
Покрывая
всю землю, с утра
Хлопья
снежные падают с неба
Сочинила
зима сама
Еле
слышную музыку снега.
-
Какая она эта музыка? (Лёгкая, спокойная,
нежная, робкая, тихая,
сказочная)
-
Мы с вами постараемся сегодня на уроке
научиться передавать красоту окружающего
мира, находя слова, достойные того, чтобы
выражать его неповторимость.
-Вы
наблюдали как падает снег на землю. С
началом снегопада становится теплее.
Чудное зрелище, когда снег идёт
беспрестанно, покрывает своим белым
одеялом и деревья и дома.
9
слайд.
(Картинка снежных деревьев)
III.
Работа по теме урока.
-Подберите
к слову снег однокоренные.
10
слайд.
(Снег, снежок, снежинка, снеговик, снегирь,
снежный, снегурочка, подснежник, снеговой)
-Какие
слова можно считать проверочными?
Подчеркните их.
У
вас на столах лежат карточки, на которых
написаны снежные слова: наст, пороша,
позёмка. Давайте поясним эти слова.
11
слайд.
( Наст - твёрдая корка на снегу, пороша
- слой только что
выпавшего
снега, позёмка - снежинки, гонимые сильным
ветром над землёй)
IV.
Игра «В снежки»
-
Предлагаю игру « В снежки». Я кину вам
этот снежный ком, а вы с ответом обратно.
-
Мне нравится снег искристый, сверкающий,
переливающийся всеми цветами радуги.
-А
вам? (липкий, пушистый, рыхлый, колючий,
сухой, свежевыпавший, чистый, ослепительный,
скрипучий, холодный, плотный, белый)
-А
что такое снежная пыль?
12
слайд. (Снежная
пыль- метель, пурга, позёмка, вьюга)
-
От чего зависит состояние, вид снега?
(от времени года, времени суток, погоды)
13
слайд.
Физкультминутка для глаз.(падающие
снежинки)
14
слайд. Стихотворная
разминка «Зима».
Ой
ты, зимушка-зима,
Все
дорожки зам…ла,
Все
поля снежком покрыла,
Все
овражки зав…лила,
Льдом
одела озеро,
Речку
зам…розила!
-
Подберите проверочные слова.( Замела-мёл,
завалила-завал, озеро-озёра, заморозила-мороз)
-Образуйте
однокоренные слова с корнем мороз.
15
слайд.
(Мороз- морозец, морозище, заморозки,
изморозь, морозный, морозить)
Записать
предложения со словом мороз в тетради,
разобрать по членам предложения,
определить падежи имён существительных.
16
слайд.
Мороз щиплет и румянит щёки.
17
слайд.
Подула зима холодом, шлёт мороз за
морозом.
18
слайд.
Фонетический разбор слова мороз.
-Много
мы путешествовали по зимнему царству,
ещё немного и окажемся в царстве Снежной
королевы. Для этого нам осталось вспомнить
пословицы и поговорки о зиме, о снеге.
Зима
без снега - да стоять
не велит.
Мороз
невелик, лето без
хлеба.
Холодная
зима - а перед
проворным шапку снимает.
Мороз
ленивого за нос хватает, жаркое
лето.
V.
Игра « Снежинки, сосульки, сугробы»
-
Если я говорю «снежинки» вы кружитесь,
«сосульки»- обе руки вверх, «сугробы»-
садитесь.
-
Большое спасибо Снежной королеве,
которая выманила нас на прогулку.
20
слайд.
А вот и царство Снежной королевы.
21
слайд.
И сама хозяйка нас встречает.
VI.
Инструктаж по выполнению домашнего
задания.
-
В заключении предлагаю вам дома
попробовать составить рассказ о снеге.
Снег бывает разный и настроение у разных
людей он может вызвать разное. Чтобы
более стройно, логично, красиво
организовать ваши мысли, используйте
план, по которому будете писать сочинение.
22
слайд.
I. Вступление.
Волшебница
зима.
II.
Основная часть.
«Снег
да снег кругом»
Снег
на деревьях и домах.
Снежные
забавы.
III.
Заключительная часть.
Опорные
слова: повалил, порхает, кружится, падает,
идёт, парит, cпускается.
VII.
Подведение итогов.
Список
использованных источников
http://static.eva.ru/eva/40001-50000/46638/photoalbum/1443073.jpg
http://img01.chitalnya.ru/upload2/301/817402940709143936.gif
http://static.diary.ru/userdir/8/3/6/2/836273/36126493.gif
http://www.liveinternet.ru/users/4050739/post140262183/
http://www.greenmama.ru/dn_images/01/59/48/37/1209210785dvorec_super.gif
http://img.amigos.lv/img/blog/0/39/532/M8YObycH42rjvwKno.jpeg