Конспект интегрированного урока « В гостях у лесной газеты»
Республика Татарстан
Сугушлинская основная общеобразовательная школа
учитель – Фасхутдинова Ф. Ф.
2009год
Тема: « В гостях у лесной газеты».
Тип урока: интегрированный ( литературное чтение, русский язык,
окружающий мир). Обобщение знаний.
Цель урока: формировать первичное представление о проектировании;выявить
и развивать творческие способности детей;
развивать познавательную деятельность, умение выступать
перед аудиторией, устную речь, наблюдательность;
обобщить знания о существительном, об однокоренных словах;
воспитать бережное отношение к окружающей среде, природе.
Оборудование: карточки, рисунки, книги писателей, учебник, файлы с листочками.
Словарь: Лесовичок.
Ход урока.
Организационный момент. Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Ни минуты не теряем
И работать начинаем.
Актуализация знаний.
Игра « Найди спрятанное слово».
Дано слово « КОЛЕСО», ( показываю карточку со словом)
( дети за определённый промежуток времени пишут маркером на файловых листах).
Учитель: Ребята, давайте проверим, кто нашёл больше всех слов в слове
« Колесо ».
( сначала проверяется в паре, а затем слушаем полуфиналистов и определяем победителя)
- Спасибо, молодцы! А в самом центре этого слова, какое слово спрятано?
Ученики: ЛЕС.
Повторение пройденного материала.
Учитель: Говорят, « Лес – наше богатство». Как думаете, почему?
Ученики: ( слушаются ответы учащихся).
Учитель: Правильно. А если рассмотреть это слово, как часть речи, тогда, что скажете?
Ученики: ( слушаются ответы учащихся ).
Учитель: Спасибо. А теперь сели прямо, напишем число.
Самостоятельная работа.
( учащимся раздаются карточки с заданиями разного уровня, то есть – дифференциальный подход, – сделайте морфологический разбор слова ЛЕС, просклоняй слово ЛЕС по падежам, сделай фонетический разбор слова ЛЕС, составь предложение со словом ЛЕС и найди главные члены предложения.)
( производится самопроверка, а потом учащиеся объясняют своё задание)
Учитель: ( на доске слово ЛЕС и карточки с суффиксами). Дети, образуйте однокоренные слова. ( слушаются ответы учащихся). Обратите внимание на слово ЛЕСНИК. Разберём это слово по составу. ( одна ученица разбирает на доске, а с остальными вспоминаем знания о корне, приставке, суффиксе, об окончании). Проверяем работу на доске. ( ученица комментирует свою работу).
( учащимся заранее было задано выучить стихотворение « ЛЕСНИК » по куплетам).
А теперь послушаем стих про лесника.( учащиеся рассказывают каждый свой отрывок).
Учащиеся:
ЛЕСНИК.
Ходит по лесу лесник.
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему совсем, как дома,
Всё давным – давно знакомо.
Взгляд лесничего остер:
Тут недавно был костер –
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь и – пожар.
Там красавица сосна.
Почему сосна грустна?
Причинил ей много бед
Жук зловредный – короед.
Нужно дерево спасти,
Короеда извести.
Дальше… дальше, долг путь!
Должен всюду заглянуть,
Всё обследовать лесник,
Он бродить в лесу привык.
Знает он, не зря, в лицо
Каждый куст и деревцо.
Учитель: Молодцы, ребята. Скажите, что мы узнали о работе лесника?
( дети рассказывают по стихотворению и делятся своими собственными ответами ). Очень хорошо. А вы знаете, в сказках кто является хранителем леса? - Старик – Лесовичок.
Словарная работа.
На доске карточка со словом ЛЕСОВИЧОК. Разберём это слово по составу. ( учащиеся выясняют, что слово образовалось с помощью суффиксов, учитель одобряет их ответы).
Учитель: Лесовичок не только охраняет лес, но и помогает тем, кто нуждается в помощи.
Физминутка для глаз ( показывается большая буква О и дети водят глазами )
Не под окном
А около
Катилась «О» и охало,
Охала, охало,
Не под окном, а около.
Обобщение знаний .
Учитель: Старик – Лесовичок в лесу делает одну очень полезную работу. Он выпускает газету. Но не простую, догадайтесь какую – образуйте прилагательное от слова ЛЕС.
Учащиеся: Лесная.
Учитель: Молодцы! Значит, лесную газету выпускает – про природу. А теперь посмотрите, кто пришёл в гости? Сам старик - Лесовичок. (показывается макет – поделка старика – Лесовичка) Пришел он не с проста, а просить о помощи в поиске материалов на лесную газету. Поможем, ребята. ( ответы детей)
Напомните, что должно быть в газете? ( вспоминаем урок риторики)
Учащиеся: ( слушаются ответы учащихся)
Учитель: Сейчас мы поможем Лесовичку. Покажем какую лесную газету можем выпустить. ( на доску вывешивается карточка со словами ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА).
( Учащиеся выступают перед классом со своими заранее подготовленными творческими работами, проектами. Темы для работ дети выбирают сами, но главная задача для всех одна - каждый индивидуально или парно собирает материал и оформляет свой проект и готовится к защите своего проекта)
1 ученица : Я собираю стихи про животных . Но сегодня хочу подарить Лесовичку спортивные стихи. Ведь лес даёт людям столько здоровья, что за один урок не расскажешь. ( ученица читает наизусть один из своих стихов, показывает эмблему своей темы, рисунки к стихам)
Учитель: ( спрашивает ученицу о том, как она собирала материал для своего выступления, где брала, у кого спрашивала; дома кому показывала свою работу, что сказали близкие) А что скажут твои одноклассники?
Учащиеся: ( высказывают свои мнения)
Учитель: Мне тоже твоя работа понравилась. И тема очень важная - о здоровье – нужная и полезная. Как назовём твою рубрику в газете?
Ученица: « Будь здоров ».
Учитель: Очень хорошо. Давай, поместим твою работу в нашу лесную газету. ( работа помещается на Лесную газету)
Сегодня мы вспомним ёще один спортивный стих и отдохнём.
Физминутка.
Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
Учитель: Кто ёще желает помочь нашему гостю?
2 ученица: Некоторые люди не умеют вести себя в лесу. Поэтому я придумала специальные знаки для них. И назвала свой проект – « Природные знаки». ( показывает свои рисунки к проекту и рассказывает содержание и необходимость каждого знака)
- 1 знак – « Нельзя в лесу разжигать костры».
- 2 знак – « Нельзя разорять гнёзда птиц».
- 3 знак – « Нельзя сорить в лесу».
Учитель: ( задаёт вопросы к выступающей) Спасибо. Давай подведём итог. Айсылу, у тебя получилось, то, что задумала ? Что тебе далось легко, а что трудно? Тебе самой твоя работа понравилось, почему?
Ребята, как вы думаете, эти знаки помогут лесу?
( ответы учащихся)
Айсылу, как назовешь свою рубрику в газете? Какую эмблему придумала?
2 ученица: Я назову её – « Берегите лес!». ( показывает и объясняет смысл своей эмблемы)
Учитель: Выступление понравилось и Лесовичку. Давай, поместим твою работу в газету.
Ребята, на одном из уроков чтения мы получили жалобу от Сороки – Белобоки. Напомните содержание.
Работа с учебником.
( дети читают, вслух по цепочке, отрывок по учебнику)
1 ученик: Сидела Сорока на ёлке и жаловалась.
2 ученик: Все перелётные птицы на тёплые зимовки улетели. Одна я морозы и вьюги терплю. Ни сытно поесть, ни вкусно попить. Ни сладко поспать. Снег, ветры, холод. А на зимовках, говорят, курорт! Бананы, жара…
3 ученик: И слышит голос:
Это смотря на какой зимовке, Сорока!
На какой, на какой – на обыкновенной!
4 ученик: Обыкновенных зимовок, Сорока не бывает. Бывает зимовки жаркие, а бывают холодные. Вот как у нас. Вот и ты зимуешь на холодной зимовке. А мы к тебе с севера прилетели.
Учитель: Ребята, кто же ещё прилетает на холодную зимовку? Обрадуем Сороку, пусть не грустит.
( слушается выступление двух учащихся. Они готовили свой проект вдвоём)
1 ученица: ( рассказывает, как они вместе искали названия таких птиц, как и где находили материал про них, о том, как они распределили работу между собой, как они готовили свой проект)
2 ученик: ( рассказывает о том, что проект они назвали – « Зимующие птицы», о том, что таких птиц много и рассказать хотят о СВИРИСТЕЛИ и БЕЛОЙ КУРОПАТКЕ.)
( слушается выступление ребят)
Учитель: (после выступлений спрашивает: Как работалось вдвоём? Какие трудности были во время поиска, подготовки. Как оценили вашу работу родители? …)
Учащиеся: ( ребята поделились, что информацию они взяли не только в книгах, а и в интернете. Что книг про птиц и животных очень много. Они подготовили книжную выставку, рекомендуют прочитать книги следующих писателей: Н. Сладков, В. Бианки, К. Скребицкий, М. Пришвин,…, Рассказали о названии своей рубрики и об эмблеме.)
Учитель: ( спрашивает мнение слушателей о выступлении). Спасибо ребята за такую хорошую, богатую информацию, мне тоже понравилось ваше выступление. Надеюсь, мы смогли убедить Сороку?
Учащиеся: (рассказывают о том, что наши края тоже курорт. И зимующим птицам есть корм - дети вешают кормушки. Рассказывают, что узнали много интересного о птицах, …)
Учитель: И Лесовичку выступление пришлось по душе. Давайте поместим ваш материал в нашу газету. Молодцы! Спасибо. Ребята, посмотрите, какая интересная, красочная, богатая газета получилась. Мы сделали очень полезное дело – помогли Старичку –Лесовичку. И он хочет поблагодарить вас за ваши старания. Ему очень понравились, ваше умение выступать перед классом, умение преподносить свой материал, умение искать информацию по своей теме. Особенно порадовало его, то, что в разработке проекта активно участвовали и ваши родители.
И награждает он вас сегодня дипломами и подарками. ( награждаются все учащиеся. Для этого учитель заранее придумывает номинации: « Весёлый проект», «Полезный проект», « Познавательный проект», …)
Рефлексия:
Учитель: Что понравилось вам на сегодняшнем уроке? На каких уроках побывали? Какой получился урок? Я вам раздам карточки – цветочки со словами. (На одной стороне цветочка прилагательные – скучный, не интересный,…, а на другой стороне - полезный, интересный,….) Прочтите эти слова, выберите ваш ответ – какой получился урок. Прикрепите цветочки на доске.
( дети прикрепляют)
Глядя на ваши цветочки урок получился ( перечисляю ответы). Видите, как много интересного и красивого в природе. Говорят, враг природы тот, кто лес не бережёт. Поэтому давайте, станем друзьями природы и будем жить с ней дружно и мирно. А старичка – Лесовичка позовём и на следующие уроки.
Итог.
( оценивание )
Домашняя работа.
Берите в библиотеке книги, которые рекомендовали вам ваши одноклассники. Читайте. А самый интересный рассказ расскажете на уроке. Всем спасибо.
Пояснительная записка.
Урок был проведён в 4 классе. Учимся по традиционной системе. В школе обучение ведётся на татарском языке.
Урок интегрированный - литературное чтение, русский язык, риторика, окружающий мир. Урок был проведен на основе проектной деятельности. Проектами учащиеся занимаются и на других уроках. Со структурой составления проектов дети знакомы.
При выборе тем учитывается способность учащихся – слабым учащимся открывается возможность показать себя, сильным можно усложнить работу. Как в нашем случае – работа в паре. Во время работы над проектом дети учатся добывать информацию, работать с книгой, формируется умение вести себя в обществе, умение общаться с людьми, развивается творческие способности, стремление получить знание, формируется бережное отношение к окружающему миру. Также тянутся и родители. Ведь перед выступлением в классе свой проект они защищают перед ними, получают рецензию.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фасхутдинова Фарида Фаритовна
→ Аделина 20.01.2010 3 12224 1953 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.