Урок русского языка в 4 классе. " «Наблюдение за словоизменением имён существительных»






Сопроводительная информация.

  1. Сакун Лариса Николаевна

  2. МОУ СОШ № 99, г. Красноярск

  3. Предмет - русский язык

  4. Класс- 4

  5. Тема урока: «Наблюдение за словоизменением имён существительных»

  6. Изучение нового материала.





Тема: «Наблюдение за словоизменением имён существительных»

Задачи: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном ; подвести учеников через столкновение с проблемой к её разрешению; определить исследовательскую деятельность учащихся по выявлению сути данной темы; развитие интереса к русскому языку, воспитывать навык взаимопроверки и самоконтроля; воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.

Оборудование: карточки с текстами, « Дидактический материал» Л.Ю. Комиссарова, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Этапы

Деятельность учителя и учеников

  1. Вызов.

    1. Актуализация имеющихся знаний.







Парная работа.









1.2. Пробуждение интереса к новой теме. Постановка учеником собственных целей. Приём

«Таблица ЗХУ »










Групповая работа.





















Языковая разминка.

-Запишите слова с комментированием под диктовку: солнце, утренний, щука, Елена, сердце, товарищ, волшебник, искусство, тростник, ежевика, лестница, народ, облако, ежиха

- Найдите лишнее слово, докажите ( дети предлагают свои варианты - лишнее слово – утренний - это имя прилагательное…)

- Подумайте и обсудите в паре, что объединяет все эти слова? Подсказка в словах ( первые буквы слов из разминки - существительное)

- Какой буквы не хватает? ( ь). Какова её роль в этом слове?

- Дайте полное название этой части речи.

( имя существительное)

-Вспомните и обсудите со своим соседом информацию об имени существительном, заполните таблицу ( у каждой пары таблица) Дети заполняют первую часть таблицы « Знаю», составляют список, что они знают по этой теме.

- Заслушиваем выступления пар.

Знаю - постоянные признаки – одушевлённость и неодушевлённость, род; число - непостоянные признаки…

- Как вы понимаете выражение « постоянный признак?» ( Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда) А непостоянный?

- Оказывается, у имени существительного есть ещё непостоянный признак.

- Попробуйте заполнить вторую часть таблицы « Хочу узнать» после моего задания.

- Работать будем в четвёрках. Прочитайте стихотворение и найдите слово, в котором будет изменяться только окончание

Дан текст:

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот,

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

И теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте.

- Какое слово вы нашли?

Выслушиваем мнения групп, дети доказывают

- В результате такого изменения получается новое слово?

( нет, формы этого слова)

-А кто знает, как называется такое словоизменение? Тогда заполните нашу таблицу, 2 колонку ( дети пишут вопрос в

« Хочу узнать»)

- Я предлагаю Вам самим ответить на этот вопрос, прочитав текст, обсудить его и попробовать самим ответить на этот вопрос.



2.Осмысление

( реализация)

Работа с текстом в парах



































2.1.Работа по учебнику. Работа с текстом определения.






2.2. Самостоятельная работа .





3.Рефлексия.

















3.1. Синквейн.

Работа в парах.



















4. Домашнее задание.





-Дети в парах читают текст.

« В каждом языке своё количество падежей. В английском - 2, в немецком - 4, в венгерском -22, а в одном из кавказских языков – табасаранском - насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием»

( по В. А . Ивановой., З.А. Потихе, Д.Э. Розенталю)

- Какую новую информацию вы узнали? Так как называется словоизменение имён существительных? (падеж)

-Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Внесите в таблицу -узнал

- А что вы узнали из текста про падежи в русском языке?

- Сколько их? (в тексте об этом не сказано, ещё один вопрос вносится в таблицу. Сколько падежей в русском языке? Чем они отличаются друг от друга.

-Сейчас попробуем ответить на этот вопрос.

- Прочитайте маленькую сказку, где встретятся названия всех падежей, и вы сможете их посчитать.

Сказка « Он ещё не родился, а уже думали, какое ему имя дать, и решили назвать его - Именительный.

Родился- стал Родительный. Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, и о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

После обсуждения выслушиваем детей

- Сколько падежей вы узнали?

-Назовите их.

- Вот вы самостоятельно ответили и на этот вопрос. Вывод – ответ вносят в таблицу

- Откройте учебник - стр. 74.Прочитайте определение. Задайте вопросы в паре друг другу по правилу.

Проверка: Прочитайте первую часть определения.

- Какое это такое изменение ? ( изменение по вопросам)

Прочитайте вторую часть . Что вы узнали про падежи?

- На какие вопросы они отвечают?


- Откройте дидактический материал на стр. 33 упражнение 60.

Выполните в тетради это упражнение.

После выполнения взаимопроверка.



- Вот и подошёл наш урок к концу. Работа по таблице.

-В парах прочитайте друг другу , что вы узнали на уроке нового.

- Выслушиваем мнения детей.( дети зачитывают свои записи)

- Что вы нового узнали на уроке?

- Что вызвало для вас затруднения7

- Над чем надо будет работать завтра? ( учиться задавать вопросы и определять падеж)

Дети при рефлексии используют выражения:

- Я считаю..

-Я думаю, что..

- У меня сегодня получилось..

- Я узнал, что…

- Моё мнение..

-Мне удалось…

- У меня получилось…

-В завершении нашего урока попробуем проявить своё творчество. Попробуйте написать, что вы сегодня узнали на уроке.

Заслушиваем группы. Выделяем лучшие синквейны.

( у детей памятки по составлению синквейна)

Памятка.

  1. В первой строчке тема одним слово ( падеж)

  2. Вторая строчка-описание темы в двух словах ( два прилагательных)

  3. Третья строчка - описание действия в рамках темы тремя словами ( глаголы)

  4. Четвёртая строчка- фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

  5. Последняя строчка- синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

- И ещё раз обращаем внимание, что именно дети узнали на уроке.

- На следующем уроке в начале послушаем желающих.


Выучить таблицу « Падежи», упр.1. стр.97.




Полный текст материала Урок русского языка в 4 классе. " «Наблюдение за словоизменением имён существительных» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сакун Лариса Николаевна  маркиза
06.02.2010 0 16169 1659

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК