Урок русского языка по теме: "Правописание приставок и предлогов"; 3 класс






МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЕЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ



Методическое объединение учителей начальных классов











Разработка урока русского языка на тему:

« Правописание приставок и предлогов».









Выполнила:

Емельянова Е.Н.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Проверил:

Павлова Т.Е.

руководитель ШМО

учителей начальных классов




2013



  1. Мотивация к учебной деятельности



Уч. Доброе утро, ребята! Садитесь, пожалуйста. Пусть это утро действительно будет для вас сегодня добрым. И разбудит в каждом из вас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга, узнавать новое.

СЛАЙД 3

в, по, у, за, до, под, с, от

-Как вы думаете, что записано? (Приставки. Предлоги)

-Так что же это приставки или предлоги?

-Почему у нас возникло затруднение?

(Есть такие приставки. Есть такие предлоги. Произносятся и пишутся одинаково).

-Какие задачи нам предстоит решить сегодня на уроке?

(Научиться различать приставки и предлоги, правильно их писать со словом.)

СЛАЙД 4

-Исходя из поставленных задач, попробуйте сформулировать тему урока.

(Правописание приставок и предлогов).

  1. Актуализация знаний

СЛАЙД 5

(до)ехал (до)берёзы

(по)бежал (по)деревне

(про)читал (про)город

-Прочитайте слова. На какие две группы их можно разделить? (Слова с приставками и слова с предлогами)

-Давайте воспользуемся своей памятью и вспомним, что мы знаем о приставке.

-Что такое приставка?

(Приставка - часть слова, стоит перед корнем, пишется со словом слитно, служит для образования новых слов).

-Как найти приставку в слове?

(Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой).

- С какой частью речи дружит приставка? ( С глаголом)

-С какой целью мы всё вспомнили о приставке?

(Чтобы найти слова с приставкой).

-Назовите слова с приставкой.

- В какую группу отнесём все остальные слова?

( Слова с предлогами).

-Что такое предлог?

(Это самостоятельная часть речи, пишется со словами раздельно).

-Для чего служит предлог?

(Для связи слов в предложении).

III. Открытие нового знания.

-Молодцы. Но как же нам доказать, что это предлоги, ведь стоят скобки? Как нам их отделить от слова?

-Предлагаю вам побывать в роли исследователей.

-Может кто-нибудь из вас может предложить способ, как это сделать.

(Если не знаете, попробуйте между предлогом и словом поставить ? или другое слово).

(Работа на доске со вторым столбиком слов)

до (чего?) берёзы, по (большой) деревне, прочитал про (что?) город

- Какой вывод мы можем сделать? ( Между предлогом и словом можно поставить? или другое слово).

-А между приставкой и словом можно вставить? или другое слово? (Нет, приставка - часть слова)

-И, действительно, ребята, в переводе с греческого языка слово «предлог» означает «калька»- т.е. стоящий «перед словом». Всего около 200 предлогов, они занимают 4 место по частоте употребления.

-При выполнении задания встретился ли вам хоть один предлог с глаголом? (Нет)

-Какой из этого можно сделать вывод? (Предлог с глаголом не употребляется).

-Вы уже самостоятельно сделали два вывода.

- Давайте проверим, хорошо ли вы поработали исследователями. Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов?

(К учебнику. Стр. 132-133)

-Прочитайте 2 правила про себя.

-Вслух.

-Правы ли вы были?

-Чтобы лучше запомнить, расскажите правила друг другу.

(Работа в парах).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

СЛАЙД 6

-Предлагаю вам сначала немного отдохнуть, а потом послушать радиоспектакль.

(Распределяются роли: Предлог и Приставка)

Предлог: -О! Привет, Приставка-тёзка!

Приставка: -И тебе привет, Предлог!

Расскажи, зачем пожаловал

Ты к ребятам на урок?

Предлог: -Знаешь, очень огорчает,

Что нас путают с тобой.

Я-часть речи, понимаешь?

Слово-я! Горжусь собой!

Приставка:- Я, конечно, не часть речи,

А всего лишь слова часть.

Но со мной любое слово

Можешь точно ты назвать:

СЛАЙД 7

Ты приходишь, или входишь,

Или речку переходишь.

Я- часть слова, посмотри!

Меня в помощники бери.

Я дружна со словом очень,

Вместе пишут нас всегда.

Предлог: А Предлог раздельно пишут,

И это, право, не беда!

Между словом и предлогом

Можем ставить мы вопрос:

На (какой?) на снежной горке

Отморозил Коля нос!

-Скажите, чем был огорчён предлог?

(Тем, что его путают с приставкой)

-А вы теперь сможете отличить приставку от предлога?

-Ребята, сейчас зима. Вы наслаждаетесь зимними забавами, будьте осторожны, не перемерзайте, не отморозьте, как Коля нос.

А если всё же отморозили, не трите варежкой и снегом, а бегите домой и приложите что-нибудь тёплое.

- Какие задачи мы с вами решили?

IV. Первичное закрепление нового знания.

-Где можем применить полученные знания?

(На практике )

(Упр. 259 стр.132 )

Предлагаю вам составить алгоритм ваших действий. Помогайте.

(Алгоритм выстраивается на доске)

-С кем дружит приставка? (С глаголом).

-А предлог? (Нет)

-Значит, если слово глагол, значит, будем писать….Что? (Приставку)

-Если слово не глагол, а другая часть речи, что пробуем делать? (Ставить между предлогом и словом ? или другое слово, если вставляется-значит предлог и пишем раздельно).

- Стр.132 №259

-Предлагаю вам распределить слова в два столбика. Приставка и Предлог.

(По одному предложению возле доски. Первое предложение по членам предложения устно).

-Как вы считаете, вы научились различать на письме приставку и предлог? Вы запомнили алгоритм действий?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

-Поднимите руки, кто из вас готов поработать самостоятельно.

-Кто сомневается, я помогу. Обращайтесь за помощью к товарищу.

СЛАЙД 8

-Но прежде, чем вы приступите к самостоятельной работе, прочитайте на доске фразеологизм.

Оставляет жЕлать лучшего.

-Когда так говорят? ( Когда что- то плохо получилось и надо сделать лучше).

-Но у нас с вами всё получается. Вы молодцы!

-Как вы думаете, почему слово желать с выделенной орфограммой? (Это словарное слово)

-Прочитайте орфоэпически, теперь орфографически.

-Назовите орфограмму.

-Чтобы вам лучше запомнить это слово, предлагаю придумать ассоциацию, т.е любое слово которое связано со словом желать, оно вам поможет. Но в этом слове Е –должна быть под ударением).

-Когда хотят, чтобы у человека что-то хорошо получилось или сбылось, что ему желают?

(Ему желают удачи)

-Что ещё можно желать? Удачи- синоним успЕха)

жЕлать-успЕха всё получится и будет вЕсело

СЛАЙД 9

Прочитайте стихотворение, обратите внимание, как много в нём слов помощников.

УспЕха всЕм жЕлаем-

Пусть вЕет тёплый вЕтер!

Пусть дружат и смЕются

ВсЕ дЕти на планЕте!

-Я тоже вам желаю успеха при выполнении самостоятельной работы. Моё пожелание с вашим самим себе совпадает?

V. Вторичное закрепление нового знания.

(Печатная тетрадь стр.73 Упр.179),

Не забудьте воспользоваться алгоритмом.

( Взаимопроверка по слайду )

СЛАЙД 10

-Поднимите смайлики (Кто как справился).

-Ваше пожелание исполнилось?

-Ребята, как звучала тема нашего урока?

-Какие вы ставили перед собой задачи?

-Мы их все решили? (Да)

-Вспомните, что я желала вам в начале урока?

СЛАЙД 11

-Давайте проверим, какие новые знания вы приобрели и запомнили

-Где вам пригодятся полученные знания?

-Но, чтобы вы это никогда не забыли, что предстоит вам выполнить дома? (Домашнее задание)

СЛАЙД 12

-Предложите. (Выучить правила), а я вам предложу ещё и упражнение. (1 уровень с.133, упр.260;

2 уровень с.133 упр.261 з.1-2, з.3 устно

1-2 все задания;

3 уровень упр.261, 1 и 2 задания

- Прочитайте. Прочитайте каждый своё задание. Есть вопросы?

-После чего приступите к выполнению упражнения?

(После того, как выучим правила).

-У кого вопросы?

-Комфортно ли вам было на уроке?

-С каким настроением вы уходите?

СЛАЙД 13

-Подарите мне свои улыбки, как в стихотворении, которое мы читали.

-И я вам тоже улыбаюсь и говорю спасибо за урок.













-Какой вывод можно сделать?









10


Самоанализ урока русского языка в 3 классе по программе «Школа России». Учебник под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.

Форма обучения: урок.

Тип урока: Урок первичного предъявления знаний.

Раздел: Правописание частей речи.

Тема урока: Правописание приставок и предлогов. (1 урок в теме).

Цели: Обучающие: -формировать умение распознавать приставки и предлоги; правильно их писать со словом и употреблять в речи;

-формировать универсальные учебные действия .

Развивающие: -развивать умение определять и формулировать задачи и тему урока;

- под руководством учителя находить пути решения поставленных задач;

-оценивать результаты своей деятельности.

Воспитательные: -воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах, умение участвовать в диалоге, соблюдая коммуникативную культуру.

Виды работ: -фронтальная (словесная, наглядная, обмен информацией между учителем и учеником);

-индивидуальная (работа с учебником, печатной тетрадью, ответ у доски);

-парная (взаимопроверка).

Методы работы:-частично-поисковый (открытие нового знания, словарная работа по созданию ассоциативного образа);

-организация повторения;

-организация обобщения;

-организация систематизации.

Новые технологии: -информационно-коммуникативные (презентация);

- здоровьесберегающие (физкультминутка, дозированная подача знаний, смена видов деятельности);

-игровые (радиоспектакль);

-личностно-ориентированные (создание комфортных условий для сотрудничества учителя и ученика));

-зона ближайшего развития (от того, что умеет делать самостоятельно к тому, что он умеет делать в сотрудничестве).



Этап урока

Образовательные задачи

Используемые методы

Формируемые универсальные учебные действия

I

Мотивация к учебной деятельности

1.Создать мотивацию к учебной деятельности.


2.Создать положительно-эмоциональную обстановку в классе.

1.Беседа учителя о человеческой памяти.

(Развитие памяти, получение новых знаний с опорой на старые).

1.Личностные:

Формировать смыслообраз-ие

(ради чего осуществляется учебная деятельность).

2.Регулятивные:

Мобилизовать силы и энергию учащихся.

II

Актуализация знаний и фиксация затруднения.


1.Организовать актуализацию изученных способов действий в речи.


2.Зафиксирвать актуализированные способы действий в речи.

3.Организовать обобщение актуализированных способов действий.

-Что такое приставка, предлог, как найти приставку.

-Повторение правил.


-Для чего всё повторяли, эти знания пригодятся, чтобы открывать новые.

(Фронтальная работа, использование ИКТ)

1.Личностные:

Формировать осознание ответственности за себя и товарищей.

2.Регулятивные:

Формировать саморегуляцию, т.е. мобилизация сил к преодолению препятствий для познания нового. (Где приставка? Где предлог?)

3.Познавательные:

Формировать умение ставить задачи и формулировать тему урока.


III

Открытие нового знания.













Рефлексия учебной деятельности

1.Организовать работу по открытию нового знания.













3.Формировать умение оценивать себя на этапе открытия нового знания.


-Как различить приставку и предлог?

-Как писать приставку и предлог со словом?

(Частично-поисковый метод)-Фронтальная работа.

-Попробуйте вставить между предлогом и словом ? или другое слово, сделайте вывод, что получилось.

(Парная работа- проверка правила друг у друга).

Игровой приём «Радио спектакль».

Познавательные:

Формировать умение рассуждать, доказывать.

Регулятивные:

Формировать целеполагание- контролировать свои выводы с выводом эталона (учебника),

Проговаривание своих действий, вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки, оформлять свои мысли в устной форме.

Формировать логические УДД- умение анализировать и сравнивать.

Коммуникативные:

Контролировать действия товарища, соблюдая культуру поведения.

IV

Первичное закрепление нового знания.

1.Организовать работу в упражнении различать приставку и предлог, правильно их писать со словами.

Фронтальная работа (раскрой скобки и распредели слова в два столбика).

Регулятивные:

Формировать целеполагание (построение алгоритма).

Познавательные:

Формировать умение рассуждать, доказывать, проговаривать свои действия.

V

Вторичное закрепление нового знания.

1.Организовать самостоятель-

ную работу по отработке новых знаний.

Приём мнемоники при знакомстве со словарным словом.

Стихотворение. Рефлексия настроения (установка на успех)

Самостоятельная работа с взаимопроверкой, с опорой на эталон).

ИКТ

1.Познавательные:

Формировать умение самостоятельно ориентироваться в своей системе знаний, с опорой на алгоритм.

2.Регулятивные:

Формировать умение находить и исправлять ошибки друг у друга, сверяя с эталоном.

Формировать умение определять степень успешности выполнения своей работы.

VI

Включение в систему знаний

и повторений. (Итог)

Рефлексия учебной деятельности.

1.Зафиксировать новое содержание урока.



2.Организовать у детей рефлексию собственной деятельности.

-Какие задачи ставили?

-Как звучала тема?

-Какое знание открыли?

-Что я вам желала в начале урока?

1.Коммуникативные:

Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.



Домашнее задание

1.Провести инструктаж по выполнению домашнего задания.


Коммуникативные

Слушать и понимать речь других.



2


Слайд 1
Презентацию подготовила Емельянова Елена Николаевна учитель начальных классов МБОУ Сещинская СОШ
Слайд 2
Слайд 3
в по у за до под с от Приставки? ? Предлоги?
Слайд 4
«Правописание приставок и предлогов» 1.Научиться различать приставки и предлоги. 2.Научиться правильно писать приставки и предлоги со словом.
Слайд 5
(до)ехал (до)берёзы доехал до берёзы (по)бежал (по)деревне побежал по деревне (в)пустил (в)комнату впустил в комнату
Слайд 6
Слайд 7
приходишь входишь переходишь На (какой?) на снежной горке Отморозил Коля нос!
Слайд 8
/ Оставляет желать много лучшего. У С п жЕлать Х а
Слайд 9
УспЕха всЕм жЕлаемПусть вЕет тёплый вЕтер! Пусть дружат и смЕются ВсЕ дети на планЕте!
Слайд 10
Румяной зарёю покрылся восток. В селе за рекою потух огонёк. А.С.Пушкин
Слайд 11
Я запомнил (а), … Я теперь знаю, как … Полученные знания я смогу применить…
Слайд 12
Домашнее задание Стр. 132-133 выучить правила 1 ур. Стр.132 № 260 2 ур. Стр.133 № 261 (всё) 3 ур. Стр.133 №261 з. 1-2
Слайд 13
СПАСИБО
Слайд 14
Источники: http:// lider-market.ru/index.php?route=product/category&path=646 6_68http :// prezentacii.com/shablony-powerpoint/3709-shablon-powerpo int-shkolnaya-doska.html http://wiki.iteach.ru/index.php/% http://prosims.ru/printthread.php?t=402&pp=40&page=174 http://www.deti.fm/ http://orthgymn.ru/kindgart/

Полный текст материала Урок русского языка по теме: "Правописание приставок и предлогов"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Емельянова Елена Николаевна  эмил
07.03.2014 0 13348 2562

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК