Слайд 1
Урок русского языка
Имя прилагательное как часть речи. Роль имён
прилагательных в речи.
3 класс
УМК «Школа 20002100»
Автор: Корчагина Марина Анатольевна
учитель начальных классов МОБУГ №2
г. Новокубанска
Краснодарский край
город Новокубанск
муниципальное общеобразовательное
учреждение гимназия №2
муниципальное образование
Новокубанский район
Урок русского языка
по теме:
«Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных
в речи»
Класс 3 УМК «Школа 2000-2100»
Учитель: Корчагина Марина Анатольевна
Тема: Имя прилагательное как часть речи /4 часа/
Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи.
Связь имён прилагательных с именами существительными.
Изменение имён прилагательных по родам и числам.
Разбор имени прилагательного как части речи.
Цель урока:
усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.
Задачи:
способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные и осознавать их роль в речи;
способствовать формированию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса учащихся (в том числе фразеологическими оборотами);
способствовать воспитанию терпимого, милосердного отношения к людям-инвалидам; возникновению желания помогать нуждающимся людям.
I Организационная часть.
Психологический настрой.
-Ребята, посмотрите, какая чудесная погода сегодня: светит солнышко, воздух свежий, прохладный. Какое настроение нам задаёт природа? С таким бодрым, добрым, лучистым настроением мы приступаем к работе. Я уверена, что такое хорошее настроение продлится не только до конца урока, до конца рабочего дня, но и до вечера!
II Актуализация знаний.
1) – Дети, я называю слово – вы антоним к нему.
тихий – (громкий)
весёлый – (грустный)
сытый – (голодный)
мелкий –(глубокий)
редкий – (густой)
- Что связывает слова-антонимы? (Все они начинаются с буквы Г).
Слайд 2
Букву Не гусь, не галка
На плече носил. Буква Г.
На лугу А цапля
Траву косил. На одной ноге.
Гг Ггг Гггг_____________________________________________________
2)Словарная- орфографическая работа.
Отгадайте загадку:
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладошку
Бусинки-дробинки.
Фразеологизмы /со словом горох/
Слайд 3, 4
Запись слова, звуко-буквенный анализ.
III Формулирование темы и цели урока.
- Вы так быстро отгадали загадку про горох! Отгадайте следующую загадку:
Конь…, хвост…
-Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные догадаться, о чём идёт речь?
-Послушайте ещё раз:
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка и нитка)
-Какие слова помогли отгадать загадку?
-Что они обозначают?
Слайд 5
-Посмотрите на экран. Подушка какая?
-О каких словах пойдёт речь на уроке? Как бы вы сформулировали тему урока? Какую цель поставим перед собой?
IV Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.
1) -Откройте учебники на стр. 67. Упр.304.
-Прочитайте. Можно ли определить, о каких предметах идёт речь? Как вы догадались? Что общего у всех этих слов? Что они обозначают?
-Спишите слова. Рядом напишите имена существительные.
2)Слайд 6
–Что видите на экране? (Ландыш, розу, солнце, детей)
-Подберите и запишите как можно больше слов, обозначающих признаки этих предметов. На какой вопрос отвечают слова каждой группы? К какой части речи они относятся?
-Какие орфограммы встретились в словах? Обозначьте.
V. Ф И З М И Н У Т К А
- Итак, представим: урок окончен. Марина Анатольевна сообщила об этом, поблагодарила за хороший урок и отпустила домой.
Собираем портфель.
Заходим в гардероб. Что делаем? /Берём вещи/ Может быть что-то ещё надо сделать? Оглядитесь вокруг. /Быть может упала курточка, поднять/
Спускаемся вниз, на первый этаж. Давайте потолкаемся. \Нет, этого нельзя делать!/
Переобуваемся. Надеваем верхнюю одежду, берём портфель и на улицу!
Ну, что, спускаемся по лестнице?
Идём, идём. Светофор. Какой свет горит? /Красный/ Ждём.
Наконец загорелся зелёный! Бегом побежали! /А что это вы делаете? Как правильно поступить?/
Спокойно переходим через дорогу. До тротуара далеко… А остановка совсем близко…
Совсем чуть-чуть пройти по проезжей части… Может перебежим, так быстрее будет, ведь дома ждёт мама и папа?... /Нет уж, пойдём до тротуара, мама и папа ждут нас целыми и невредимыми!/
Пришли домой. Открываем дверь. А там мама, папа, бабушка! Обнимайте их скорее! Скажите, как вы сильно их любите!
Молодцы!
VI. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в речи.
1) -Почему имена прилагательные получили такое название?
-А что означает слово прилагательное?
Прочитайте об этом в учебнике. Упр.308 Оправдались ли наши предположения?
-К словам какой части речи «присоединяются, прилагаются» имена прилагательные?
2) Упр. 307.
-Прочитайте текст. Найдите в нём слова, которые обозначают признаки предметов. Признаки каких предметов они обозначают? Какого рода эти существительные? В форме какого числа они употреблены?
Снег (какой?) последний. Имя существительное снег употреблено в форме ед. ч., м.р. и прилагательное последний – тоже в форме ед.ч., м.р.
Так же: тёплый пар, синий кувшинчик, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.
Именно этими словами автор рисует картину ранней весны – весенний пейзаж. Подснежник по форме похож на кувшинчик, поэтому словосочетание синий кувшинчик помогает ярче представить себе, как выглядит этот цветок.
-Прочитайте имена прилагательные в синей рамке. Что это за слова?(Синонимы). Какой из них использует автор в стихотворении? Почему?
-Как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи?
3) –Расскажите всё, что знаете об именах прилагательных?
Читаем определение в рамке на стр.69.
VII. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи.
-Прочитайте текст из упр.307 , пропуская имена прилагательные. Что заметили?
Да, ребята, прилагательные украшают нашу речь. Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие дороги, как радует глаз лесная поляна. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зелёные, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, прямые, фиолетовые…
Всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого: «Какова трава? Снег? Ночь? – и он ответит: «Трава зелёная. Снег белый. Ночь тёмная». А всегда ли снег белый? Конечно, нет! Он бывает тёмно-голубой, синий, серебристый, на закате даже красный, а по форме – пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный, свежий, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных только для описания снега.
Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону. Как часто употребляются имена прилагательные? По частоте употребления имена прилагательные занимают третье место после имён существительных и глаголов.
VIII. Первичное закрепление изученного.
1)Слайд 7
–Обратите внимание на экран.
- Прочитайте текст.
Женя вдруг увидела чудесного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, весёлые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный, - сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться.
-Знакомы ли вам эти строки? Из какого произведения этот отрывок?
/Правильно, это отрывок из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». В ней рассказывается о девочке Жене, которой старушка однажды подарила волшебный цветок цветик-семицветик. Он мог исполнить всё, что Женя хотела. Девочка использовала шесть лепестков этого цветка на разные желания, и у неё остался последний лепесток., когда она встретила мальчика Витю./
-Что произошло потом?
Слайд 8, 9
-Как вы думаете, Женя проявила милосердное отношение к мальчику?
-В нашей стране есть медицинские центры, учреждения для инвалидов. Им присылают гуманитарную помощь, приезжают навестить люди разных национальностей.
-Как вы думаете, какая задача стоит перед людьми всего земного шара? /Наша задача состоит в том, чтобы сделать жизнь инвалидов легче и интереснее. Главное понять, что наша жалость им не нужна. Для них нужнее спокойное, терпимое отношение к ним.
Слайд 10,11
В нашем крае по инициативе губернатора Кубани Александра Николаевича Ткачева организована благотворительная программа «Ради будущего – вместе поможем детям». Она действует с 15 сентября 2008 года. Логотипом программы является цветик-семицветик, каждый из лепестков которого означает различные направления оказания помощи. Собранные в рамках этой программы деньги помогли многим и многим детям. Вы видели, ребята, что урны для пожертвований есть во многих магазинах нашего города. Любой человек может помочь детям, которые очень ждут помощи!/
2) Самостоятельная работа учащихся.
Слайд 12
-Сейчас я предлагаю вам вернуться к отрывку из произведения В.Катаева. Спишите первые два предложения и подчеркните волнистой линией имена прилагательные, которые вам встретятся. С какими словами связаны эти прилагательные?
3) Коллективная проверка выполненного задания.
IX .Рефлексия деятельности.
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Что можете рассказать об имени прилагательном?
-Что нового узнали об этой части речи?
X. Домашнее задание.
Выучить определения на стр.69. Упр 2, стр.88.
XI. Организация на перемену.
Использованная литература
Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя», Москва , БАЛАСС, 2007г.
В.Волина «Русский язык. Учимся играя», Екатеринбург, ТОО «Издательство АРГО», 1996г.
Т.А.Соловьёва, Е.И.Рогалева «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде», Москва, «ВАКО», 2008г.
Корчагина Марина Анатольевна
Русский язык
«Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи»
УМК «Школа 2000 – 2100»
Пояснительная записка.
Урок русского языка по теме: «Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи» разработан и проведён в 3 классе 16 февраля 2010 года учителем начальных классов Корчагиной Мариной Анатольевной. Это первый из четырёх уроков по теме: «Имя прилагательное как часть речи» /4 часа/
Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речи.
Связь имён прилагательных с именами существительными.
Изменение имён прилагательных по родам и числам.
Разбор имени прилагательного как части речи.
Цель урока - усовершенствовать знания об имени прилагательном как части речи.
Задачи:
способствовать развитию умения распознавать имена прилагательные и осознавать их роль в речи;
способствовать формированию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса учащихся (в том числе фразеологическими оборотами);
способствовать воспитанию терпимого, милосердного отношения к людям-инвалидам; возникновению желания помогать нуждающимся людям.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран
Структура урока:
Организационная часть. Создание психологического настроя.
Актуализация знаний:
а) минутка чистописания / слайд 2/;
б) словарно-орфографическая работа, обогащение речи учащихся фразеологическими оборотами / слайды 3, 4/;
в) звуко-буквенный анализ слова.
III. Формулирование темы и целей урока: / слайд 5/
а) постановка учебной проблемы: (побуждающий от проблемной ситуации диалог (не выполнимое практическое задание);
б) поиск решения учебной проблемы: (побуждение к выдвижению гипотез);
в) подсказка к решающей гипотезе, её проверка;
г) собственно формулирование темы и целей урока.
IV.Наблюдение над признаками имён прилагательных.
- Работа по учебнику стр.67, упр.304 /возможность определения
предмета по его признакам/.
- Подбор признаков данных предметов /слайд 6/
V. Физическая минутка.
VI. Связь имени прилагательного с именем существительным.
- Поиск ответа на вопрос: «Почему имена прилагательные
получили такое название?»
- «Почему имена прилагательные связаны именно с именами
существительными?» Упр.307.
VII. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи.
- Работа с текстом из упр.307.
VIII. Первичное закрепление «нового» знания.
- Работа с отрывком из произведения В.Катаева «Цветик –
семицветик» /выяснение идейного содержания, оценка
поступков героев/ слайды 7 - 12
- Самостоятельная работа учащихся .
- Коллективная проверка выполнения задания.
IX. Рефлексия деятельности.
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Что можете рассказать об имени прилагательном?
- Что нового узнали об этой части речи?
X. Домашнее задание.
XI. Организация на перемену.
Использованы элементы технологии проблемно-диалогического обучения (на этапе формулирования темы и целей урока), ИКТ (к уроку разработана презентация в программе Power Point), здоровьесберегающих технологий (создание и поддержание положительного эмоционального настроя на протяжении всего урока, физическая минутка в форме «путешествия домой», соблюдение гигиенических навыков письма).
Автор: Корчагина Марина Анатольевна
→ ---5747 17.02.2015 1 6227 820 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.