Конспект урока русского языка по теме "Фонетика. Звуки и буквы" для 1 класса.


Синёва Мира Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №35 города Белгорода

Учитель начальных классов

Высшая квалификационная категория


Фонетика. Звуки и буквы.


Цели: создать условия для формирования представления о том,

что в слове количество звуков и букв может совпадать или не

совпадать;

развивать навык грамотного письма;

совершенствовать работу со словарными словами.

Эпиграф: «Мало иметь хороший ум,

Главное – хорошо его применять».

(Р. Декарт).

Оборудование: учебник «Русский язык 1 класс» (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова);

рабочая тетрадь; памятки; карточки по дифференциации;

толковый словарь; фразеологический словарь;

I. Организационный момент.

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. А работать мы будем над сложной темой русского языка. Мы будем учиться различать звуки и буквы в словах, определять их количество, убеждаться в совпадении и несовпадении звуков и букв в одном и том же слове. Ну и, конечно, развивать грамотное, каллиграфическое письмо.

- В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос: Почему не всегда в слове одинаковое количество букв и звуков? А для этого вы должны внимательно слушать меня и друг друга, думать, активно отвечать и ничего не бояться.

- Девизом нашего урока станут слова французского философа, сделавшего много открытий в математике, физике, астрономии и обществознании. (Чтение с доски эпиграфа.)

- Как вы понимаете эти слова?

- Я надеюсь, что вы всегда будете правильно применять свой ум и только на добрые дела.

  1. Чистописание.

  1. Назовите буквы: Я Ё Ю И Е Ь, какая буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эти буквы.

  2. Стр. 92, упр. 54.

- Пишите красиво!

НЬ СЬ ДЬ ПЕНЬ ЛОСЬ

- Что объединяет эти слоги и слова? Запишите в тетрадь.

  1. Работа по теме урока.

  1. Мягкий знак – хитрый знак:

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Только в слово просится!

- Для чего Ь просится в слово?

- Прочитайте сочетания: НЬ, СЬ, ДЬ.

Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему?

  1. Работа у доски и в тетради со словами:

(совместно) – пень [п’эн’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 гласн.

(самостоятельно) – лось [лос’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 глас.

  1. Почему в словах разное количество букв и звуков?

  1. Физкультминутка.

Лесная лужайка.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки.

Через ветви и пенечки.

Кто, высоко так, шагая –

Не споткнулся, не упал.

  1. Работа по теме урока.

  1. Стр. 92, упр. 55 (устно).

- Рассмотрите рисунок. Назовите каждое животное.

- Сколько звуков в каждом слове?

- Сколько букв в каждом слове?

- Объясните, почему количество звуков и букв в слове не совпадает.

Конь – 3 зв., 4 б.

Лось – 3 зв., 4 б.

Медведь – 6 зв., 7 б.

  1. Почему разное количество букв и звуков в словах?

  1. Словарная работа.

  1. Отгадайте загадки:

- Летом наедается, зимой высыпается.

- Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.

2)- Прописываем в тетради целую строку слово «медведь», ставим ударение, подчеркиваем орфограммы.

3)-А кто мне скажет, что означает слово медведь? (Работа с толковым словарем.)

4)- Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.)

5)- Прочитайте фразеологические обороты на доске:

Медведь на ухо наступил.

Медвежьи объятия.

Медвежья услуга.

- Объясните смысл оборотов. (Работа с фразеологическим словарем.)

- Запишите тот, который вам больше понравился.

VII. Физкультминутка (произвольно).

VIII. Работа по теме урока.

  1. Запишем слово медведь ещё раз и сделаем звукобуквенный анализ этого слова:

Медведь – мед – вéдь [м‘идв’эт’] – 2 сл., 7 б., 6 зв., 2 глас.зв., 4 согл.зв.

- Почему разное количество букв и звуков в слове?

2) стр. 93, упр. 56.

- Прочитайте строки из стихотворения В. Лунина.

- В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Почему?

- Выпишите эти слова. Сделайте транскрипцию этих слов.

(2 чел. у доски делают транскрипцию).

- Сколько букв и сколько звуков в словах. Почему?

3) Вывод: буква Ь не обозначает звука, поэтому в словах с Ь не всегда количество звуков и букв одинаковое.

4) – А кто вспомнит, в каких случаях ещё бывает несовпадение звуков и букв? (Ъ в словах; буквы Е, Ё, Я, Ю в начале слова или после гласной; удвоенные согласные).

IX. . Закрепление знаний.

  1. Догадайтесь-ка, ребята,

От чего ежи, ерши,

Щуки, чайки и волчата

Рассмеялись от души?

(На доске: ежы, ершы, чяйка, волчята, щюка.)

  1. Вспоминаем правила: жи-ши, чу-щу, ча-ща.

  2. -Исправьте ошибки. Запишите правильно, выделите орфограммы.

  3. Проверяют дети-«эксперты».

  4. - Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему?

  5. Звуко-буквенный анализ слова:

ежи – е-жи [й’ижы] – 2 слога, 3 б., 4 зв., 2 согл., 2 глас.

  1. Вывод: буква Е, Ё, Я, Ю в начале слова обозначают два звука.

  2. - Назовите слова с удвоенными согласными.

  3. Запишите одно слово в тетрадь и сделайте звукобуквенный анализ этого слова: масса – мас – са [маса] – 5 б., 4 зв..

10) - Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга.

11) Вывод: удвоенные согласные буквы обозначают один долгий звук.

X. Самостоятельная работа.

  1. Работа по вариантам (дифференциация):

1 вариант.

Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество.

2 вариант.

Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

3 вариант.

Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж.

  1. Учитель проверяет и оценивает.

XI. Итог урока.

- Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

  • Ь и Ъ – звуков не обозначают;

  • Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

  • Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать?

XII. Рефлексия.

- Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

- У вас на партах лежит «солнышко». Выберите то, которое соответствует вашему настроению от работы на уроке.

- Спасибо за урок!

Источники информации


  1. Занимательные сказочные материалы к урокам в 1-4 классах/ авт.-сост. И.В.Блинова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 78 с.

  2. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Учебник «Русского языка» для 1 класса. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Поурочные разработки уроков русского языка в 1 классе. – М.: ВАКО, 2005.

  4. Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах/ авт.-сост. О.В.Росланова. – Волгоград: Учитель, 2006.










Полный текст материала Конспект урока русского языка по теме "Фонетика. Звуки и буквы" для 1 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Синёва Мира Николаевна  miraslava
30.03.2010 1 129189 3460

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК