Конспект урока русского языка "Безударные гласные в корне слова"; 2 класс
Урок 124
Тема: «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне слова»
Цель: - развитие умения различать ударные и безударные гласные в корнях слов и одинаково писать буквы гласных в однокоренных словах
- развитие умений наблюдать, выявлять закономерности, делать выводы и обобщения (метапредметные, познавательные УУД)
Тип урока: комбинированный, развитие умений.
Структурный компонент урока |
Характеристика учебных действий |
|
||
учитель |
ученики |
|||
I. Оргмомент (цель:мотивация к учебным действиям) |
- Откройте тетради, запишите дату, «Классная работа» - Вчера вы выполняли упражнение в домашней работе. Какое задание там было? - Как вы думаете, для чего вы это делали?
- Откройте учебник на с.137 упр.213. - Какие слова вы записали в первый столбик и почему? Какие слова вы записали во второй столбик и почему? - Это умение нам сегодня понадобится для продолжения работы. |
Дети оформляют в тетради начало работы
- Нужно было записать слова, разделить их на слоги и поставить ударение. - Мы тренировались находить ударный и безударный слог, ударную и безударную гласную.
Дети называют слова каждого столбика, определяют ударную и безударную гласную.
|
|
|
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений) |
|
|||
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний. (цель: определение правила и алгоритм его выведения, при помощи сравнения выделить существенные признаки правила) |
Словарная работа. - На доске записаны слова. Прочитайте и запишите их. яг[А]да, б[и]рёза, к[а]рзина, р[и]бина
- Сравните произношение этих слов и написание.
- В чем заключается проблема?
- Что мы сегодня постараемся понять? На доске открывается тема урока: «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне» - А как мы это будем делать? Давайте спланируем нашу работу. Каждая часть плана вывешивается на свободную часть доски (заранее приготовить).
- Откроем учебник на с.139 и найдем упр.218. - Прочитайте слова по слогам.
- Запишем эти слова в тетрадь, поставим ударение, подчеркнем безударные гласные.
- А теперь давайте произнесем эти слова (для удобства можно слова поставить в словосочетания или в предложения) - Сравните произношение и написание гласной –о- в словах - Какую закономерность вы отметили? (1-ый вывод вывешивается на доску рядом с планом урока (подготовить заранее))
-Согласно нашему плану, мы должны понаблюдать за словами, но не можем одновременно наблюдать за всеми словами русского языка. Давайте возьмем некую группу слов. Слова написаны на доске: вода, водичка, водитель, водный, водяной, подводный - Можем ли мы объединить эти слова в группу?
- Мы это слово уберем. Как называется эта группа слов? Обоснуйте свой ответ.
-Выделим корень в этих словах, поставим ударение.
- Произнесите эти слова, обратите внимание на гласную в корне слова. Что мы слышим? [а] [а] [а] [о] [а] [о] вода, водичка, водитель, водный, водяной, подводный
- Что вы заметили? (2-ой вывод вывешивается на доску рядом с планом урока (подготовить заранее))
- Давайте попробуем сформулировать общий вывод, объединив то, что мы уже открыли.
- Сравним наш вывод с авторским на с.140 учебника. - Как называется такое опасное место в слове?
|
1 ученик работает у доски, остальные записывают в тетради. Ягода, берёза, корзина, рябина.
- Мы произносим одни гласные звуки, а пишем другие буквы. - В некоторых словах написание не совпадает с произношением. - Когда и где это происходит.
- Мы будем наблюдать за произношением и написанием гласных в словах - Попробуем сделать вывод - Сравним наш вывод с авторским выводом в учебнике
Дети читают слова по слогам (можно хором)
Письмо с комментированием (1 ученик – 1 слово) гÓрод (ударение падает на первый слог, ударная гласная –о-, безударная гласная –о-) морÓз (ударение падает на второй слог, ударная гласная –о-, безударная гласная –о-) колÓть (ударение падает на второй слог, ударная гласная –о-, безударная гласная –о-)
Дети произносят слова, прислушиваются к звукам, сравнивают с написанием букв.
-1-ый вывод: под ударением слышится один звук, а без ударения другой.
- Нет, нам мешает лишнее слово водитель.
- Это однокоренные слова. У них есть общий корень и общее значение.
По одному ученику выходят к доске, выполняют задание. вода, водичка, водный, водяной, подводный
Дети по-очереди произносят слова, утрируя гласную в корне слова, сравнивая произношение и написание. - 2-ой вывод: в корне однокоренных слов звуки слышим разные, а буквы пишем одинаковые.
В однокоренных словах в корне ударные и безударные звуки произносим разные, а буквы пишем одинаковые. - Наши выводы совпали. - Это орфограмма. |
|
|
IV. Развитие умений, применение знаний (цель: закрепить понимание нового правила) |
- Откройте «Дидактический материал» на с.95, найдите упр. 217. Каждая орфограмма требует отработки. - Прочитайте слова, что общего у этих слов? Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните гласную в корне слова, ответьте на вопрос: на какие группы вы можете разделить эти слова, помня о теме нашего урока.
- Прочитайте слова каждой группы.
- В написании слов какой группы мы будем сомневаться? Почему?
- На что мы обратим внимание при написании этих слов?
- Давайте закрепим наше знание, выполнив самостоятельно упр.219 на с.95 «Дидактического материала». Внимательно прочитайте задание, что нужно сделать? 1 ряд – 1 строка задания 2 ряд – 2 строка задания 3 ряд – 3 строка задания Взаимопроверка. - Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте его работу. Докажите, что ваш сосед выполнил работу правильно (ошибочно). |
Дети выполняют задание в парах.
- Мы можем разделить на две группы: Слова с безударной гласной в корне Слова с ударной гласной в корне
1 гр: лесок, лесной, лесничий 2 гр: лес, перелесок
- В написании слов с безударной гласной. Мы слышим в корне другой гласный звук. Это орфограмма.
- В однокоренных словах в корне ударные и безударные звуки произносим разные, а буквы пишем одинаковые. (несколько детей повторяют это правило)
- Списать слова, вставить пропущенную букву, выделить корень, подчеркнуть гласную в корне слова.
Дети выполняют задание в тетради.
Проверка задания. - соль, засолка, с_лить. Слова однокоренные, корень -сол-. Под ударением пишется –о-, значит без ударения тоже пишется –о-. - ход, походка, х_дить. Слова однокоренные, корень -ход-. Под ударением пишется –о-, значит без ударения тоже пишется –о-. - цены, ценник, ц_нить. Слова однокоренные, корень -цен-. Под ударением пишется –е-, значит без ударения тоже пишется –е-.
|
|
|
V. Итог урока. Рефлексия. (цель: делать выводы на основании работы, проделанной на уроке, сформулировать главную закономерность написания ударных и безударных гласных в корне однокоренных слов, осознать свою деятельность на уроке, выразить отношение к результату) |
- Давайте подведем итог.
Что мы повторили ранее изученное?
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
- Как мы это узнали?
- Что мы сделали, чтобы закрепить наши знания?
- Определите, какой из этапов урока был вам понятен, какой нет, отметьте в тетради задание, которое вы выполнили без затруднений (˅), а в каком задании вы столкнулись с трудностями (●). После проверки тетрадей мы составим план дополнительных занятий на среду (дополнительные занятия проводятся два раза в неделю для детей, испытывающих трудности при обучении).
|
- Умение делить слова на слоги, ставить ударение, определять безударные и ударные гласные в корне слова. Еще мы вспомнили однокоренные слова.
- (опираясь на вывод на доске и в учебнике) Мы узнали, что безударные и ударные гласные в корне однокоренных слов произносятся по-разному, а пишутся одинаково.
- (опираясь на план и промежуточные выводы) - Мы наблюдали за произношением и написанием гласных - Мы наблюдали за написанием корня в однокоренных словах - Мы сделали вывод и сравнили его с авторским
- Мы записали группы однокоренных слов, выделяли корень, ставили ударение, на основании вывода вставляли пропущенные буквы в корне слов.
|
|
|
VI. Домашнее задание (цель: дать установку на тренировку определенных умений) |
- Дома вы продолжите отрабатывать умение правильно писать гласные в корне однокоренных слов. Для этого еще раз повторите вывод на с.140 учебника и выполните упр.218 на с.95 «Дидактического материала». Спасибо за работу. Молодцы. |
Дети записывают домашнее задание в дневник. |
|
«Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне слова»
ОС «Школа 2100» (Научные руководители - А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили.)
Учебник: «Русский язык» (Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)
Раздел «Орфограммы-буквы», § «Буквы безударных гласных в корне слова»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нестеркина Ольга Сергеевна
→ samiseol 17.12.2016 0 3152 176 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.