Конспект урока русского языка "Безударные гласные в корне слова"; 2 класс


Урок 124

Тема: «Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне слова»

Цель: - развитие умения различать ударные и безударные гласные в корнях слов и одинаково писать буквы гласных в однокоренных словах

- развитие умений наблюдать, выявлять закономерности, делать выводы и обобщения (метапредметные, познавательные УУД)


Тип урока: комбинированный, развитие умений.


Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий


учитель

ученики

I. Оргмомент

(цель:мотивация к учебным действиям)

- Откройте тетради, запишите дату, «Классная работа»

- Вчера вы выполняли упражнение в домашней работе. Какое задание там было?

- Как вы думаете, для чего вы это делали?


- Откройте учебник на с.137 упр.213.

- Какие слова вы записали в первый столбик и почему? Какие слова вы записали во второй столбик и почему?

- Это умение нам сегодня понадобится для продолжения работы.

Дети оформляют в тетради начало работы


- Нужно было записать слова, разделить их на слоги и поставить ударение.

- Мы тренировались находить ударный и безударный слог, ударную и безударную гласную.


Дети называют слова каждого столбика, определяют ударную и безударную гласную.





II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

(цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений)


III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

(цель: определение правила и алгоритм его выведения, при помощи сравнения выделить существенные признаки правила)

Словарная работа.

- На доске записаны слова. Прочитайте и запишите их.

яг[А]да, б[и]рёза, к[а]рзина, р[и]бина


- Сравните произношение этих слов и написание.


- В чем заключается проблема?




- Что мы сегодня постараемся понять?

На доске открывается тема урока:

«Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне»

- А как мы это будем делать? Давайте спланируем нашу работу.

Каждая часть плана вывешивается на свободную часть доски (заранее приготовить).


- Откроем учебник на с.139 и найдем упр.218.

- Прочитайте слова по слогам.


- Запишем эти слова в тетрадь, поставим ударение, подчеркнем безударные гласные.






- А теперь давайте произнесем эти слова (для удобства можно слова поставить в словосочетания или в предложения)

- Сравните произношение и написание гласной –о- в словах

- Какую закономерность вы отметили?

(1-ый вывод вывешивается на доску рядом с планом урока (подготовить заранее))


-Согласно нашему плану, мы должны понаблюдать за словами, но не можем одновременно наблюдать за всеми словами русского языка. Давайте возьмем некую группу слов.

Слова написаны на доске:

вода, водичка, водитель, водный, водяной, подводный

- Можем ли мы объединить эти слова в группу?


- Мы это слово уберем. Как называется эта группа слов? Обоснуйте свой ответ.


-Выделим корень в этих словах, поставим ударение.



- Произнесите эти слова, обратите внимание на гласную в корне слова. Что мы слышим?

[а] [а] [а] [о] [а] [о]

вода, водичка, водитель, водный, водяной, подводный


- Что вы заметили?

(2-ой вывод вывешивается на доску рядом с планом урока (подготовить заранее))


- Давайте попробуем сформулировать общий вывод, объединив то, что мы уже открыли.


- Сравним наш вывод с авторским на с.140 учебника.

- Как называется такое опасное место в слове?


1 ученик работает у доски, остальные записывают в тетради.

Ягода, берёза, корзина, рябина.




- Мы произносим одни гласные звуки, а пишем другие буквы.

- В некоторых словах написание не совпадает с произношением.

- Когда и где это происходит.





- Мы будем наблюдать за произношением и написанием гласных в словах

- Попробуем сделать вывод

- Сравним наш вывод с авторским выводом в учебнике


Дети читают слова по слогам (можно хором)


Письмо с комментированием (1 ученик – 1 слово)

гÓрод (ударение падает на первый слог, ударная гласная –о-, безударная гласная –о-)

морÓз (ударение падает на второй слог, ударная гласная –о-, безударная гласная –о-)

колÓть (ударение падает на второй слог, ударная гласная –о-, безударная гласная –о-)



Дети произносят слова, прислушиваются к звукам, сравнивают с написанием букв.


-1-ый вывод: под ударением слышится один звук, а без ударения другой.









- Нет, нам мешает лишнее слово водитель.


- Это однокоренные слова. У них есть общий корень и общее значение.


По одному ученику выходят к доске, выполняют задание.

вода, водичка, водный, водяной, подводный




Дети по-очереди произносят слова, утрируя гласную в корне слова, сравнивая произношение и написание.

- 2-ой вывод: в корне однокоренных слов звуки слышим разные, а буквы пишем одинаковые.



В однокоренных словах в корне ударные и безударные звуки произносим разные, а буквы пишем одинаковые.

- Наши выводы совпали.

- Это орфограмма.


IV. Развитие умений, применение знаний

(цель: закрепить понимание нового правила)

- Откройте «Дидактический материал» на с.95, найдите упр. 217. Каждая орфограмма требует отработки.

- Прочитайте слова, что общего у этих слов? Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните гласную в корне слова, ответьте на вопрос: на какие группы вы можете разделить эти слова, помня о теме нашего урока.



- Прочитайте слова каждой группы.



- В написании слов какой группы мы будем сомневаться? Почему?


- На что мы обратим внимание при написании этих слов?




- Давайте закрепим наше знание, выполнив самостоятельно упр.219 на с.95 «Дидактического материала». Внимательно прочитайте задание, что нужно сделать?

1 ряд – 1 строка задания

2 ряд – 2 строка задания

3 ряд – 3 строка задания

Взаимопроверка.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте его работу. Докажите, что ваш сосед выполнил работу правильно (ошибочно).




Дети выполняют задание в парах.



- Мы можем разделить на две группы:

  1. Слова с безударной гласной в корне

  2. Слова с ударной гласной в корне


1 гр: лесок, лесной, лесничий

2 гр: лес, перелесок


- В написании слов с безударной гласной. Мы слышим в корне другой гласный звук. Это орфограмма.


- В однокоренных словах в корне ударные и безударные звуки произносим разные, а буквы пишем одинаковые.

(несколько детей повторяют это правило)


- Списать слова, вставить пропущенную букву, выделить корень, подчеркнуть гласную в корне слова.




Дети выполняют задание в тетради.



Проверка задания.

- соль, засолка, с_лить.

Слова однокоренные, корень -сол-. Под ударением пишется –о-, значит без ударения тоже пишется –о-.

- ход, походка, х_дить.

Слова однокоренные, корень -ход-. Под ударением пишется –о-, значит без ударения тоже пишется –о-.

- цены, ценник, ц_нить.

Слова однокоренные, корень -цен-. Под ударением пишется –е-, значит без ударения тоже пишется –е-.



V. Итог урока. Рефлексия.

(цель: делать выводы на основании работы, проделанной на уроке, сформулировать главную закономерность написания ударных и безударных гласных в корне однокоренных слов, осознать свою деятельность на уроке, выразить отношение к результату)

- Давайте подведем итог.


Что мы повторили ранее изученное?




Что нового мы узнали сегодня на уроке?





- Как мы это узнали?







- Что мы сделали, чтобы закрепить наши знания?





- Определите, какой из этапов урока был вам понятен, какой нет, отметьте в тетради задание, которое вы выполнили без затруднений (˅), а в каком задании вы столкнулись с трудностями ().

После проверки тетрадей мы составим план дополнительных занятий на среду (дополнительные занятия проводятся два раза в неделю для детей, испытывающих трудности при обучении).




- Умение делить слова на слоги, ставить ударение, определять безударные и ударные гласные в корне слова. Еще мы вспомнили однокоренные слова.


- (опираясь на вывод на доске и в учебнике)

Мы узнали, что безударные и ударные гласные в корне однокоренных слов произносятся по-разному, а пишутся одинаково.


- (опираясь на план и промежуточные выводы)

- Мы наблюдали за произношением и написанием гласных

- Мы наблюдали за написанием корня в однокоренных словах

- Мы сделали вывод и сравнили его с авторским


- Мы записали группы однокоренных слов, выделяли корень, ставили ударение, на основании вывода вставляли пропущенные буквы в корне слов.



VI. Домашнее задание

(цель: дать установку на тренировку определенных умений)

- Дома вы продолжите отрабатывать умение правильно писать гласные в корне однокоренных слов. Для этого еще раз повторите вывод на с.140 учебника и выполните упр.218 на с.95 «Дидактического материала».

Спасибо за работу. Молодцы.

Дети записывают домашнее задание в дневник.



Урок русского языка

«Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне слова»


ОС «Школа 2100» (Научные руководители - А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили.)

Учебник: «Русский язык»  (Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.)

 

Раздел «Орфограммы-буквы», § «Буквы безударных гласных в корне слова»





Полный текст материала Конспект урока русского языка "Безударные гласные в корне слова"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нестеркина Ольга Сергеевна  samiseol
17.12.2016 0 3152 176

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК