Конспект урока русского языка "Развитие речи"; 3 класс
Цель: использование приемов технологии развития критического мышления, стимулирующих мыслительную и творческую деятельность учащихся.
Задачи:
- прививать любовь к родному языку;
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
- развивать интерес к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке;
- развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
- повышать общую языковую культуру.
УУД:
Личностные:
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы, контролировать действия партнера. Формулировать собственное мнение и позицию.
Методы урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: карточки с заданиями, словарь русского языка С. И. Ожегова, компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу мысли
Л. Успенский
- Для чего нужно изучать русский язык? ~ (Ответы детей)
- На уроках русского языка, мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов.Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли.
На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение разговаривать, общаться при помощи слова. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью.
3.Проверка домашнего задания
Учитель: На прошлом уроке развития речи мы говорили о пословицах и поговорках, и к уроку вы готовили пословицы и поговорки о хлебе. Есть ли среди вас ребята, которые, подбирая пословицы и поговорки о хлебе, сделали для себя открытие – нашли такие, которых раньше никогда не слышали?
Класс разбит на группы, заранее выясняю, кто из детей не нашел пословиц и поговорок, выделяю их в отдельную группу (№4). Им даю задание на карточке. Необходимо соединить части пословиц:
- Глубже пахать —
- Ешь пироги,
- Если хлеба ни куска,
- Хлеб да вода –
- Пот на спине, • так и хлеб на столе.
- молодецкая еда.
- больше хлеба жевать.
- а хлеб вперёд береги.
- так и в тереме тоска.
Дети зачитывают пословицы и поговорки о хлебе, объясняя смысл:
- Будет хлеб - будет и обед.
- Дорог хлеб, когда денег нет.
- Не хлебом единым сыт человек.
- Хлеб — всему голова.
- Ешь щи с мясом, а нет, так хлеб с квасом.
- Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — так и стол доска.
К этому времени в группе №4 уже выполнено задание (слайд №1).
Представитель зачитывает полученные пословицы:
- Глубже пахать — больше хлеба жевать.
- Ешь пироги, а хлеб вперёд береги.
- Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
- Хлеб да вода – молодецкая еда.
- Пот на спине, так и хлеб на столе. (слайд №2)
4. Сообщение темы урока, постановка целей.
Учитель: Сегодня на уроке мы снова будем работать над разделом языкознания, который называется «Лексика».(слайд №3) Вспомните, что мы изучали в этом разделе?
Ответы детей: -словарный состав языка
-значение слов
-синонимы, антонимы
Учитель: Верно, вот и сегодня мы будем заниматься толкованием слов, вспомним о синонимах и антонимах, будем учиться их подбирать и правильно использовать в речи. Подумайте, какую цель перед собой поставил бы каждый из вас на этом уроке.
Ответы детей:
-Я хотел бы узнать больше новых слов, чтобы лучше понимать то, что написано в книгах.
- Я хочу потом эти новые слова употреблять в речи.
-Я хочу научиться подбирать синонимы и антонимы к необычным словам.
Учитель: А что значит «к необычным»?
Ученик: -К словам, которых я еще не знаю.
- Я хочу научиться подбирать синонимы, чтобы заменять те слова, которые не знаю, как писать.
- Я хочу поделиться с кем-нибудь своими знаниями.
(Цели записываются на доске)
Учитель: -Ну что ж, желаю вам достичь своих целей.
5. Работа над лексическим значением слова.
Учитель: - Мы с вами уже говорили, что у каждого слова есть лексическое значение, а что это такое?
Ученик: - Это то, что слово означает.
Учитель: - Может ли человек знать лексическое значение всех слов языка?
Ученик: - Нет.
Учитель: Верно. Чтобы вы в этом убедились, я подготовила несколько отрывков из разных, незнакомых вам, стихотворений А.С. Пушкина. В каждом из этих отрывков встретятся слова, лексическое значение которых вам будет непонятно. Как нужно поступать в такой ситуации?
Ученик: - воспользоваться толковым словарем.
Каждая из групп получает карточку с заданием объяснить смысл слов, значение которых неизвестно детям.
Перед началом работы каждый отрывок зачитывается, отмечаются слова, значение которых детям неизвестно. Если группа утверждает, что ни одно слово не вызывает трудностей, члены других групп «делают заказ», выбирая слова для толкования.Выбранные слова подчеркиваются.
1. Задание группы №1
***
Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушить гибельный оплот –
Где ты, гроза – символ свободы?
Промчись поверх невольных вод…
(А.С. Пушкин)
2. Задание группы №2
***
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья…
(А.С. Пушкин)
3. Задание группы №3
***
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей…
(А.С. Пушкин)
4. Задание группы №4
***
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной…
(А.С. Пушкин) (слайд № 4)
Проверка: дети зачитывают определения выделенных слов, найденных в толковом словаре, затем еще раз читают строки Пушкина. (слайд №5)
6. Работа над синонимами.
Учитель: - В начале нашей работы вы ставили цель научиться подбирать синонимы. А что это такое?
Ученики дают определение синонимов.
1) Учитель: - Мы сейчас проведем соревнование между группами. На экране появятся слова, к которым нужно будет подобрать как можно больше синонимов. Победит та группа, у которой список окажется длиннее. (слайд №6 )
Популярный –
Огромный –
Азбука –
Беспокоить –
Битва –
При проверке подсчитывается количество правильно подобранных синонимов в каждой группе, выявляется победитель. Все синонимы суммируются и дополняются учителем.
2) Учитель: - А теперь вам необходимо из ряда синонимов выбрать наиболее точное слово. (Слайд№7)
Задание группы №1
Цунами – это (колоссальная, гигантская, грандиозная) волна, сметающая все на своем пути.
Задание группы №2
Особое место в истории Великой Отечественной войны занимает (бой, сражение, баталия, битва) за Москву.
Задание группы №3
Наконец-то в продажу поступил (известный, распространенный, знаменитый, популярный) журнал.
Задание группы №4
Недавно в нашей школе прошли (сражения, бои, состязания) по легкой атлетике.
Проверка: представители групп зачитывают предложения, объясняя свой выбор.
(слайд № 8).
Члены остальных групп оценивают точность подобранного слова.
7. Работа над антонимами.
Учитель: На прошлых уроках мы знакомились не только с синонимами, но и с антонимами. Вспомните, что такое «антонимы»?
Ученики дают определение антонимов.
1) Верно, а теперь посмотрим, какая из групп сумеет больше подобрать антонимов к данным словам: (слайд №9)
Великий –
Великолепный –
Вертикальный –
Рассеянный –
Штиль -
Проверка проходит аналогично проверке на предыдущем этапе: подсчитывается количество правильно подобранных антонимов в каждой группе, выявляется победитель. Все антонимы суммируются и дополняются учителем
2) Вторая часть работы с антонимами заключается в том, чтобы «собрать предложения, найти в них антонимы. Побеждает группа, выполнившая задание первой.
- С одной стороны Бердянской косы бушевал шторм,
- В быту он был ужасно рассеянным,
- На фоне великолепного дворца, в котором жила принцесса
- собственный дом показался бедному юноше убогим и даже уродливым.
- но в ответственные моменты становился сосредоточенным и собранным.
- зато с другой стороны был полный штиль.
Проверка: представитель группы-победителя зачитывает получившиеся предложения, называя антонимы.
8. Рефлексия
Наш урок заканчивается. Как вы считаете, смогли мы достичь тех целей, которые были нами поставлены?
- Для чего же нужна речь? (Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.)
Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:
«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком».
Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.
9. Подведение итогов урока.
Дополните предложения:
Человек владеет …(речью).
Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).
Она состоит из … (предложений).
Речь бывает … (устная и письменная).
10. Домашнее задание: вариативное
1) найти и записать 3-4 пословицы о речи и языке;
2) выучить стихотворение о языке
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хлопунова Светлана Валерьевна
→ Светлана8787 06.04.2018 0 10254 143 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.