Технологическая карта урока русского языка "Секреты речи. Синонимы"; 1 класс


Урок русского языка составлен для 1 класса системы развивающего обучения Л.В.Занкова, с учетом ФГОС НОО. Тема "Секреты речи. Синонимы".

Цель: расширить и углубить знания о синонимах и об их употреблении в речи.
Планируемые результаты:
Предметные:

  • Знать понятие «синонимы».
  • Функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов).
  • Подбирать синонимы к данным словам. 

Метапредметные:
Личностные УУД: 

  • формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности,  принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • формировать чувства сопричастности к сохранению чистоты русского языка как средства общения;
  • развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
  • формировать умение оценивать совместно с учителем  или одноклассниками результат своих действий;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные УУД:

  • формировать умение  ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
  • под руководством учителя  осуществлять  действие подведения под понятие;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);
  • осваивать способы  решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;  
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • адекватно воспринимать другое мнение и позицию;
  • уметь слушать собеседника и вести диалог,  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • использовать в общении правила вежливости.

Этап урока

Цели этапа

Планируемые результаты

(Формируемые УУД

Деятельность учителя

Организационный

Создание условий для восприятия учебного материала.

 

Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

(Личностные УУД).

 Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД).

 

- Проверим готовность к уроку.

- Какие качества необходимы нам для работы на уроке?

Мотивационный

 

Создать условия для мотивировки  активной, осознанной деятельности учащихся

Развивать  мотивы  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

(Личностные УУД).

Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания.

(Коммуникативные УУД).

- Прочитайте предложение на доске.

Век живи – век учись.

 - Что это?

 - Объясните её значение.

 - А вы знаете, что такое век? Сколько это лет?

 - Пусть сегодняшний урок будет для вас очень познавателен, интересен. Я желаю вам новых знаний, новых открытий в науке – Русский язык.

 

Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию.

(выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения и др.)

Создание условий для активизация опорных знаний, подведения учащихся к целеполаганию.

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

 

Принимаемся за работу.  

 - Посчитайте сколько раз встретился звук [в´] в этой поговорке?

- Дайте характеристику этому звуку.

- На минутке чистописания пропишем  эту букву.

Вв

 - Продолжим работу. Прочитайте слова на доске.

(огонь, дело, тоска, занятие, удача, грусть, непогода, успех, ненастье, пламя).

 - Соотнесите пары слов.

 - По какому признаку?

- Как называются слова разные по звучанию, но близкие по смыслу?

Формулирование темы и цели урока.

(поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др)

Вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока на основе выделения проблемы урока и алгоритма ее решения.

 

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осознавать важность изучения материала. (Регулятивные УУД).

Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. (Личностные УУД).

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. (Познавательные УУД)

- Определите тему сегодняшнего урока. 

 - Верно. Мы продолжим работу, поэтому я вас поправлю. Секреты речи. Синонимы – так звучит наша тема.

 - Тема для вас новая?

 

- Какие цели поставим на уроке? (Узнать больше о синонимах, учиться находить синонимы, подбирать синонимы, правильно записывать слова, предложения, работать с текстом).

 
 

 Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий.

Создание условия для открытия детьми основных положений  нового учебного материала по теме урока.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

 - Вы сказали, что тема для вас не новая. Что вы знаете о синонимах.

 - Что это? (появляется карточка СИНОНИМЫ)

- Что вы знаете об этих словах? (появляется карточка  СЛОВА, РАЗНЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ, НО БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ)

 - Давайте попробуем определить следующий признак синонимов. Работа в парах.

 - Ребята, работаем в парах. На карточке записаны слова. Прочитайте их. Выберите три слова – синонимы. Лишние зачеркните.

Красный

Жёлтый

Алый

Голубой

Зелёный

Огненный

 - Проверяем.

Назовите лишние слова.

- Назовите синонимы.

- Задайте вопрос, определите часть речи.

- А вы знаете, что означает слово красный?

 

Углубление знаний по новому материалу.

Создание условий для расширения границ познания за рамки заявленной темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, осуществлять нравственно- этический выбор.

(Личностные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД)

 Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД).

 - Составьте словосочетания с этими словами.

- Запишите в тетрадь:

Красный свет, алый румянец (на щеках), огненный взгляд.

 - Еще раз, на какой вопрос отвечают эти синонимы?

 - Сделайте вывод.

(появляется карточка СЛОВА ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС)

 - Подумайте, для чего нужны в речи?

Я зачитаю вам предложения:

Он выбежал на лестницу весь красный от гнева, держа в руках старый, пыльный башмак.

 

Из-под всклокоченных волос его струился алый ручеёк кровь из раны превращала его чёрное, измученное лицо в какую-то ужасную маску.

 

Огонь заплясал по стволу, как отблески молнии по стеклу, и вот уже не ствол, а огненный столб пылал на террасе.

(появляется карточка Нужны, чтобы разнообразить нашу речь, сделать её красивее, богаче).

Физминутка

Создание условий для сохранения здоровья учеников

Осознание важности сохранения и улучшения здоровья.

(Личностные УУД).

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

И сказали три кота:

-Красота! Красота!

Закрепление  изученного материала

Создание условий для применения имеющихся знаний, умений

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД)

Самостоятельная работа. Ситуация успеха.

(Личностные УУД).

Преобразовывают, вносят коррективы.

(Познавательные УУД).

Развивать способность к самооценке.

(Личностные УУД).

- Ребята садимся на свои места.

Ребята 1 и 2 варианта получают листок с заданием.

Прочитайте ряд синонимичных слов. Найди лишнее.

I вариант

Великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный.

II вариант                       

Храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый.

Проверяем.

 - Ученик 1, какое слово убрала ты? (Огромный)

 - Проверяем через сигналы. (красный – нет, зелёный - да).

 - Запиши на доске.

 - Ученик 2, какое слово у тебя? (Мудрый)

 - Проверяем через сигналы. (красный – нет, зелёный - да).

 - Запиши на доске.

 - Подберите синонимы к слову Огромный

 

- Подберите синоним к слову Мудрый

 

Работа с текстом.

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.

И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.

Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова!

И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!

Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать.

_ Это притча. Короткий назидательный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение. Владимир Даль толковал слово  «притча» «поучение в примере». Притча схожа с басней.

Эта притча о справедливости.

- Найдите слова – синонимы.

- Отыщите словах орфограммы. Обозначьте.

Итог урока

Создание условий для  упорядочивания и обобщения полученной информации

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД)

 - Назовите тему нашего урока.

- Какие цели мы поставили перед собой?

- Достигли ли мы своей цели?

Рефлексия результатов деятельности;

(способов деятельности;

эмоционального состояния и настроения.)

Создание условий для  самоанализа своей деятельности

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).                            Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

- Ребята, оцените свои знания. Поместите драгоценные камни знаний в ларец знаний,   сделав выбор.

 Зелёный камень – выбирают ребята, которые уверены, что синонимы они знают и умеют  отыскивать в тексте, умеют подбирать синоним к слову.

- Жёлтый камень – выбирают ребята, которые получили знания по синонимам,  но у них  возникают  вопросы по поиску слов - синонимов.

- Фиолетовый камень – выбирают ребята, которым эта тема сложна. Им требуется  помощь.

 


Полный текст материала Технологическая карта урока русского языка "Секреты речи. Синонимы"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хаёрова Ольга Владимировна  Публикатор
03.06.2018 2 3869 417

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК