Технологическая карта урока русского языка "Секреты речи. Синонимы"; 1 класс
Урок русского языка составлен для 1 класса системы развивающего обучения Л.В.Занкова, с учетом ФГОС НОО. Тема "Секреты речи. Синонимы".
Цель: расширить и углубить знания о синонимах и об их употреблении в речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Знать понятие «синонимы».
- Функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов).
- Подбирать синонимы к данным словам.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- формировать чувства сопричастности к сохранению чистоты русского языка как средства общения;
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные УУД:
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные УУД:
- формировать умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку);
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- адекватно воспринимать другое мнение и позицию;
- уметь слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- использовать в общении правила вежливости.
Этап урока |
Цели этапа |
Планируемые результаты (Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Организационный |
Создание условий для восприятия учебного материала.
|
Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. (Личностные УУД). Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД). |
- Проверим готовность к уроку. - Какие качества необходимы нам для работы на уроке? |
Мотивационный
|
Создать условия для мотивировки активной, осознанной деятельности учащихся |
Развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. (Личностные УУД). Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания. (Коммуникативные УУД). |
- Прочитайте предложение на доске. Век живи – век учись. - Что это? - Объясните её значение. - А вы знаете, что такое век? Сколько это лет? - Пусть сегодняшний урок будет для вас очень познавателен, интересен. Я желаю вам новых знаний, новых открытий в науке – Русский язык.
|
Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию. (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения и др.) |
Создание условий для активизация опорных знаний, подведения учащихся к целеполаганию.
|
Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).
|
Принимаемся за работу. - Посчитайте сколько раз встретился звук [в´] в этой поговорке? - Дайте характеристику этому звуку. - На минутке чистописания пропишем эту букву. Вв - Продолжим работу. Прочитайте слова на доске. (огонь, дело, тоска, занятие, удача, грусть, непогода, успех, ненастье, пламя). - Соотнесите пары слов. - По какому признаку? - Как называются слова разные по звучанию, но близкие по смыслу? |
Формулирование темы и цели урока. (поиск способов выхода из затруднения, коллективный план решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др) |
Вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока на основе выделения проблемы урока и алгоритма ее решения.
|
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; осознавать важность изучения материала. (Регулятивные УУД). Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. (Личностные УУД). Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. (Познавательные УУД) |
- Определите тему сегодняшнего урока. - Верно. Мы продолжим работу, поэтому я вас поправлю. Секреты речи. Синонимы – так звучит наша тема. - Тема для вас новая?
- Какие цели поставим на уроке? (Узнать больше о синонимах, учиться находить синонимы, подбирать синонимы, правильно записывать слова, предложения, работать с текстом). |
Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий. |
Создание условия для открытия детьми основных положений нового учебного материала по теме урока. |
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). |
- Вы сказали, что тема для вас не новая. Что вы знаете о синонимах. - Что это? (появляется карточка СИНОНИМЫ) - Что вы знаете об этих словах? (появляется карточка СЛОВА, РАЗНЫЕ ПО ЗВУЧАНИЮ, НО БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ) - Давайте попробуем определить следующий признак синонимов. Работа в парах. - Ребята, работаем в парах. На карточке записаны слова. Прочитайте их. Выберите три слова – синонимы. Лишние зачеркните. Красный Жёлтый Алый Голубой Зелёный Огненный - Проверяем. Назовите лишние слова. - Назовите синонимы. - Задайте вопрос, определите часть речи. - А вы знаете, что означает слово красный?
|
Углубление знаний по новому материалу. |
Создание условий для расширения границ познания за рамки заявленной темы.
|
Сохранять мотивацию к учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, осуществлять нравственно- этический выбор. (Личностные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД) Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД). |
- Составьте словосочетания с этими словами. - Запишите в тетрадь: Красный свет, алый румянец (на щеках), огненный взгляд. - Еще раз, на какой вопрос отвечают эти синонимы? - Сделайте вывод. (появляется карточка СЛОВА ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС) - Подумайте, для чего нужны в речи? Я зачитаю вам предложения: Он выбежал на лестницу весь красный от гнева, держа в руках старый, пыльный башмак.
Из-под всклокоченных волос его струился алый ручеёк кровь из раны превращала его чёрное, измученное лицо в какую-то ужасную маску.
Огонь заплясал по стволу, как отблески молнии по стеклу, и вот уже не ствол, а огненный столб пылал на террасе. (появляется карточка Нужны, чтобы разнообразить нашу речь, сделать её красивее, богаче). |
Физминутка |
Создание условий для сохранения здоровья учеников |
Осознание важности сохранения и улучшения здоровья. (Личностные УУД). |
Шли по крыше три кота, Три кота Василия. Поднимали три хвоста Прямо в небо синее. Сели киски на карниз, Посмотрели вверх и вниз. И сказали три кота: -Красота! Красота! |
Закрепление изученного материала |
Создание условий для применения имеющихся знаний, умений |
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД) Самостоятельная работа. Ситуация успеха. (Личностные УУД). Преобразовывают, вносят коррективы. (Познавательные УУД). Развивать способность к самооценке. (Личностные УУД). |
- Ребята садимся на свои места. Ребята 1 и 2 варианта получают листок с заданием. Прочитайте ряд синонимичных слов. Найди лишнее. I вариант Великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный. II вариант Храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый. Проверяем. - Ученик 1, какое слово убрала ты? (Огромный) - Проверяем через сигналы. (красный – нет, зелёный - да). - Запиши на доске. - Ученик 2, какое слово у тебя? (Мудрый) - Проверяем через сигналы. (красный – нет, зелёный - да). - Запиши на доске. - Подберите синонимы к слову Огромный
- Подберите синоним к слову Мудрый
Работа с текстом. Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова! И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали! Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать. _ Это притча. Короткий назидательный рассказ, заключающий в себе нравственное поучение. Владимир Даль толковал слово «притча» «поучение в примере». Притча схожа с басней. Эта притча о справедливости. - Найдите слова – синонимы. - Отыщите словах орфограммы. Обозначьте. |
Итог урока |
Создание условий для упорядочивания и обобщения полученной информации |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД) |
- Назовите тему нашего урока. - Какие цели мы поставили перед собой? - Достигли ли мы своей цели? |
Рефлексия результатов деятельности; (способов деятельности; эмоционального состояния и настроения.) |
Создание условий для самоанализа своей деятельности |
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
- Ребята, оцените свои знания. Поместите драгоценные камни знаний в ларец знаний, сделав выбор. Зелёный камень – выбирают ребята, которые уверены, что синонимы они знают и умеют отыскивать в тексте, умеют подбирать синоним к слову. - Жёлтый камень – выбирают ребята, которые получили знания по синонимам, но у них возникают вопросы по поиску слов - синонимов. - Фиолетовый камень – выбирают ребята, которым эта тема сложна. Им требуется помощь.
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хаёрова Ольга Владимировна
→ Публикатор 03.06.2018 2 3869 417 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.