Статья "Использование листов опорных сигналов в развивающем обучении"
Зуева Светлана Викторовна,
учитель начальных классов,
категория – высшая,
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»,
город Мирный Архангельской обл.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИСТОВ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ (ЛОСов) В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Переориентация современного образования с простого усвоения знаний, умений и навыков на развитие личности учащегося,заставила теснее соприкоснуться педагогическую и психологическую теории с практикой. Это взаимодействие обеспечило появление на свет крупных целостных педагогических концепций. Такими, например, являются системы развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. Под развивающим обучением авторы этих систем понимают не только изменения в содержательной стороне психики (в представлениях об окружающей действительности, в понятиях, суждениях, обобщениях), но и в процессуальной, в формировании способов самостоятельного добывания знаний, т.е. умственной деятельности. Современное обучение – это развивающее обучение, направленное на формирование у учащихся способности самостоятельного поиска новых знаний и информации. Чтобы справиться с такой задачей, мышление ребёнка должно стать системно-структурным, то есть как бы состоящим из сети ячеек, сот, куда будут помещаться добытые знания. Это вносит коррективы в методику обучения, требует дедуктивных способов подачи материала. Меняется при этом и роль учителя: он становится организатором поиска и его соучастником.
Программой поиска могут служить ЛОСы (листы опорных сигналов), которые помогают структурировать и систематизировать материал, а также формировать «сотовую» систему хранения знаний. Это даёт возможность анализа и синтеза многих объектов и событий, выбора из потока информации свойств и отношений, соответствующих определённым «сотам».
ЛОСы способствуют и решению задач преемственности образования. В опоре, как в таблице Менделеева, остаются незаполненные ячейки, значение которых будет найдено на последующих этапах обучения.
Система опор может послужить и основой контроля за эффективностью образовательного процесса. Учащиеся быстрее поднимаются на более высокую ступень в усвоении знаний: от различения к запоминанию, далее – к пониманию изученного, к воспроизведению (по опоре и без неё), к овладению определёнными умениями и навыками и, наконец, к «вершине» усвоения – переносу знаний. Чтобы подняться на «вершину», учащиеся должны владеть приёмами поиска знаний. В качестве таковых в системе развивающего обучения выступают мыслительные операции: анализ, сравнение, группировка, классификация, обобщение, выведение закономерностей.
Создание ЛОСов требует и от учителя систематизации знаний и основ наук, методики их преподавания. Так, чтобы сформировать понятие о частях речи, нужно сначала выделить понятие самой части речи как слова, отвечающего на определённый вопрос, что-то обозначающего и имеющего грамматические признаки; далее организуется работа по усвоению каждой части речи: даётся определение, каждое понятие наполняется значением, в результате наблюдений раскрываются постоянные и изменяемые грамматические признаки, нарабатывается опыт использования. Знания собираются в ЛОС, где применяются сокращения, аббревиатуры, шифровка, условные обозначения, предлагаемые как учителем, так и детьми. Содержание опоры может быть полным и сокращённым в зависимости от степени усвоения материала, уровня помощи, необходимой тому или иному ребёнку, от этапа изучения темы. Обучающиеся во время ответов могут пользоваться ЛОСами. Это даёт возможность личностно ориентировать темп усвоения и глубину проникновения в сущность изучаемых явлений.
Идея использования в обучении младших школьников опор не нова, но превращение этих опор в «ячейки», «соты», где постепенно накапливаются знания, - отличительная черта представленной методики. Опыт использования её в работе с младшими школьниками позволяет судить о результативности: мышление учащихся отличается самостоятельностью, умением вести поиск новых знаний, быстротой реакции при решении нестандартных задач, глубиной проникновения в сущность изучаемых явлений и, наконец, ярко выраженным интересом к получению новых знаний. А это именно тот результат, к которому стремится каждый учитель.
Рассмотрим некоторые из ЛОСов, которые применяет автор на уроках русского языка.
Таблица (ЛОС) №1
«Имя существительное»
И МЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Скто ЭТО? что |
|||||||
П |
постоянные |
С – Мирный Н – город С – Светлана Н - дочь
|
кто? что? |
М он Ж она Ср оно |
Тип склонения |
||
1 |
2 |
3 |
|||||
Ж.р.,ж.р. -а, -я |
М.р.,ср.р. - , -о, -е |
Ж.р. -ь |
|||||
изменяемые |
ЧИСЛА |
||||||
Ед.
|
Мн.
|
||||||
ПАДЕЖИ |
|||||||
И. (есть) кто? что? Р. (нет) кого? чего? Д. (дать) кому? чему? В. (вижу) кого? что? Т. (доволен) кем? чем? П. (думаю) о ком? о чём? |
1 2 3 -и -и -е -и
-е -е -и
|
||||||
? /
того же |
Заполнение таблицы происходит по мере знакомства учащихся со всеми постоянными и изменяемыми признаками имён существительных. Схема в нижней части таблицы должна быть прочитана так: безударный гласный звук в окончаниях существительных следует проверять ударением, используя для этого слова того же склонения, в том же числе и падеже.
Таблица (ЛОС) №2
«Имя прилагательное»
И МЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕП -ой? КАК -ая? -ое? -ие? |
||
П |
постоянные |
|
изменяемые |
1.ЧИСЛА Ед. Мн.
2. М -ой (-ый, -ий) Ж -ая (-яя) -ые (-ие) Ср -ое (-ее)
3. ПАДЕЖИ
РР Ч опр. Ч опр. ? П П
|
При изучении имени прилагательного дети постепенно наполняют содержанием понятие признак предмета. Постоянные признаки прилагательных (качественное, относительное или притяжательное) и непостоянные признаки у качественных (степень сравнения, краткая и полная формы) в начальной школе не изучаются, поэтому в опоре для них оставляется место («сота»), которое будет заполнено в старшей школе.
Изменяемые признаки, имеющиеся у всех прилагательных, отражаются в ЛОСе.
Прочитывается ЛОС так: имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. При склонении (изменении по падежам) следует учитывать твёрдую и мягкую основу слов.
Род, число и падеж прилагательного определяется по роду, числу и падежу связанного с ним существительного. А окончание прилагательного можно определить по окончанию вопроса, на который оно отвечает: какого? – большого, о какой? – о маленькой и т.д.
Использование ЛОСов оправдано не только на уроках русского языка, но и на математике, при изучении предмета «окружающий мир».Листы опорных сигналов помогают организовать изучение учебного материала более продуктивно, снимают напряжение и страх у учащихся перед ответом. Добиться большого результата можно только тогда, когда использование ЛОСов происходит в системе, из урока в урок.
Список литературы
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989
Волков И.П. Много ли в школе талантов? М., Знание, 1989, 212 с.
Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах, М., Просвещение, 1964
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000
Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии. «Завуч», №5, 2005
Салмина Л. Г. Знак и символ в обучении. - М.: МГУ, 1988
Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. - Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1990.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зуева Светлана Викторовна
→ Публикатор 21.09.2018 0 1969 32 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы