Статья "Словообразовательная работа при изучении имён существительных"
Словообразовательная работа при изучении имён существительных.
В русском языке между морфемным составом слов и их принадлежностью к той или иной части речи существует взаимосвязь. Эффективность изучения частей речи повышается, если работу над ними сочетать с усвоением основ словообразования и углублением знаний учащихся о морфемном составе слова.
Необходимость взаимосвязанного изучения морфемного состава слова и частей речи определяется практическими задачами русского языка младших школьников : во – первых, углубляются знания учащихся о составе слова; во- вторых, уточняются их знания о частях речи, младшие школьники подготавливаются к усвоению систематического курса русского языка в среднем звене школы, в частности к усвоению образования частей речи.
Целесообразно проводить систематически словообразовательную работу при изучении всего курса русского языка.
Имя существительное – первая часть речи, которая изучается после темы «Состав слова». Младшие школьники должны использовать свои знания о составе слова применительно к данной теме, при этом полученные знания об образовании слов, обозначающих предмет, наполнять конкретным содержанием.
Словообразовательную работу органически включать в содержание уроков, что способствует углубленному усвоению грамматического материала. Перед нами стоит задача расширить круг практических словообразовательных упражнений при изучении имён существительных с выходом на развитие речи.
Предлагаем следующие упражнения:
У п р а ж н е н и е 1.
При распознавании имён существительных отвечающих на вопросы
к т о? ч т о? можно проводить следующие упражнения:
-От слов лес, печь, вертолёт, камень, двор, груз, бетон образуйте слова, отвечающие на вопрос к т о?, обозначающие людей по роду их занятий.
Лесник, вертолётчик, печник, каменщик, дворник, грузчик, бетонщик.
- С помощью каких частей слова образованы имена существительные, отвечающие
на вопрос кто?
- Что общего у имён существительных?
- Что они обозначают?
ВЕРТОЛЁТЧИК - специалист по производству и вождению вертолётов.
ГРУЗЧИК - тот, кто производит погрузку и разгрузку.
БЕТОНЩИК - рабочий - специалист по бетонным работам.
КАМЕНЩИК - рабочий, специалист по кирпичной, каменной кладке.
ЛЕСНИК - работник лесного хозяйства.
ДВОРНИК - работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе и на улице около дома.
ПЕЧНИК - мастер, занимающийся кладкой и ремонтом печей.
Составить 2 – 3 предложения с этими словами.
У п р а ж н е н и е 2
От слов рыба, земля, море при помощи суффиксов –ак, -як образуйте слова. Запишите их парами.
Море – моряк, рыба – рыбак, земля – земляк.
- Сравните слова моряк, рыбак, земляк
- Что общего в значении этих слов? ( имена существительные, отвечают на вопрос к т о? обозначают названия людей)
- Сравните однокоренные слова по смыслу и по составу.
- В чём различие?
- С помощью, каких суффиксов образованы слова, отвечающие на вопрос
к т о ?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колот Галина Фёдоровна
→ innakuznietsova73 06.12.2018 0 1265 27 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.