Статья "Словообразовательная работа при изучении имён существительных"


Словообразовательная работа при изучении имён существительных.

 

В русском языке между морфемным составом слов и их принадлежностью к той или иной части речи существует взаимосвязь. Эффективность изучения частей речи повышается, если работу над ними сочетать с усвоением основ словообразования и углублением знаний учащихся о морфемном составе слова.

Необходимость взаимосвязанного изучения морфемного состава слова и частей речи определяется практическими задачами русского языка младших школьников : во – первых, углубляются знания учащихся о составе слова; во- вторых, уточняются их знания о частях речи, младшие школьники подготавливаются к усвоению систематического курса русского языка в среднем звене школы, в частности к усвоению образования частей речи.

Целесообразно проводить систематически словообразовательную работу при изучении всего курса русского языка.

Имя существительное – первая часть речи, которая изучается после темы «Состав слова». Младшие школьники должны использовать свои знания о составе слова применительно к данной теме, при этом полученные знания об образовании слов, обозначающих предмет, наполнять конкретным содержанием.

Словообразовательную работу органически включать в содержание уроков, что способствует углубленному усвоению грамматического материала. Перед нами стоит задача расширить круг практических словообразовательных упражнений при изучении имён существительных с выходом на развитие речи.

 

 

 

 

Предлагаем следующие упражнения:

У п р а ж н е н и е 1.

При распознавании имён существительных отвечающих на вопросы

к т о? ч т о? можно проводить следующие упражнения:

-От слов лес, печь, вертолёт, камень, двор, груз, бетон образуйте слова, отвечающие на вопрос к т о?, обозначающие людей по роду их занятий.

Лесник, вертолётчик, печник, каменщик, дворник, грузчик, бетонщик.

- С помощью каких частей слова образованы имена существительные, отвечающие

на вопрос кто?

- Что общего у имён существительных?

- Что они обозначают?

 

 ВЕРТОЛЁТЧИК - специалист по производству и вождению вертолётов.

ГРУЗЧИК - тот, кто производит погрузку и разгрузку.

БЕТОНЩИК - рабочий - специалист по бетонным работам.

КАМЕНЩИК - рабочий, специалист по кирпичной, каменной кладке.

ЛЕСНИК - работник лесного хозяйства.

 ДВОРНИК - работник, поддерживающий чистоту и порядок на дворе и на улице около дома. 
 ПЕЧНИК - мастер, занимающийся кладкой и ремонтом печей. 

Составить 2 – 3 предложения с этими словами.

 

 

У п р а ж н е н и е 2

От слов рыба, земля, море при помощи суффиксов –ак, -як образуйте слова. Запишите их парами.

Море – моряк, рыба – рыбак, земля – земляк.

- Сравните слова моряк, рыбак, земляк

- Что общего в значении этих слов? ( имена существительные, отвечают на вопрос к т о? обозначают названия людей)

- Сравните однокоренные слова по смыслу и по составу.

- В чём различие?

- С помощью, каких суффиксов образованы слова, отвечающие на вопрос

к т о ?


Полный текст материала Статья "Словообразовательная работа при изучении имён существительных" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колот Галина Фёдоровна  innakuznietsova73
06.12.2018 0 1276 27

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК