Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"; 3 класс


Русский язык в 3 классе

Тема урока. «Склонение имён существительных»

Автор: Иванова Оксана Павловна

Цель урока:

Способствовать ознакомлению с понятием «изменение слова по падежам»; содействовать развитию умения решать проблемные задачи. создать условия для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных, способом определения их у имён существительных в предложении;


 

Задачи:

- Организовать наблюдение над существительными через выведения учащимися на необходимость использования их в речи.

- Формировать работу в группах, парах постоянного состава

- Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

- Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца


 

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, использование усвоенных приёмов работы для решения учебных задач; формирование положительной мотивации учения, познавательной активности.

Регулятивные: определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действий, определение и формулирование задач урока, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, овладение умениями ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения, оформление своих мыслей в устной и письменной форме; совершенствование умения работать в паре, группе; развитие умения договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Оборудование: мультимедийная презентация «Изменение имен существительных по падежам», карточки для работы в паре, группе, фотографии города, звёздочки.



 

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности. (Орг. момент) Слайды 1,2

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

А теперь все повернитесь и друг другу улыбнитесь.

- Сейчас у нас урок русского языка, и мы продолжим знакомство с его тайнами.

- Я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным, познавательным и продуктивным.

Надеюсь, что вы меня поддерживаете.

А теперь проверь, дружок, ты готов начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?


 

- Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число.

2.  Словарная работа.

[р о д' и н а] Узнайте слово по транскрипции. Родина родина

Два варианта написания – учебник, орфографический словарь

Этимология слова + родственные слова

Родина- род, родители, родился, родственники

3.Актуализация опорных знаний.

-Какая часть речи? Какие грамматические категории знаем?

Приём «Ассоциативный куст» по словам «имя существительное»

*Морфологический разбор

Родина – сущ., н.ф. – Родина, неодуш., собств., ж.р., ед.ч., И.п.

-Какую категорию лучше определять по словам, связанным с ним по смыслу? (падеж)

Диктант Слайд 4

Родина для человека, что песня для соловья. (Определяем, что сущ. стоит в И.П.)

! За правильные ответы накопительная система звёздочек


 

4.Сообщение темы и целей урока, постановка задач Слайд 5

Работа в группах «Умники и умницы» Слайды 6,7

Задание: вставить пропущенные буквы в слова, из данных букв собрать слово – тему урока.

креПкий нАрод завоД жЕлать пейзаЖ

- Что такое падеж? (Изменение слова по вопросам)

-Что такое склонение имён существительных? (Изменение по падежам)

Вывод: Падеж помогает связывать слова в словосочетании и предложении и изменяет форму слова.

5. Работа над новой темой. Формулирование проблемы. Слайд 8

-- Какую проблему решим на уроке?

- Как будем определять падеж?


 

Повторим падежные вопросы, используя жесты:

Именительный

есть

Кивните головой

Родительный

нет

Помотайте головой вправо-влево

Дательный

дать

Протяните ручки вперед

Винительный

вижу

Жест капитана, смотрящего из-под руки вдаль

Творительный

доволен

Погладьте животик, как после вкусного обеда

Предложный

думаю

Прикоснитесь указательным пальцем ко лбу, как будто думаете


 

*Игра на внимание «Падежи»


 

2. Фронтальная работа с таблицей: приём «Цветное пятно» - учебник, с.40 Слайд 9

Слайд слово – словосочетание – падежный вопрос – падеж Слайд 10



 

6. Формирование самообразовательных умений. Слайд 11

Работа с учебником. Упражнение 68.

- Выполнение упражнения с опорой на таблицу (1 ученик у доски с пояснением: 1-устно, 2-4 письменно, 5-6 для самоконтроля детям, которые быстро работают)


 

7.Физкультминутка. Слайд 12

Именительный подпрыгнул, наш творительный – поплавал,

А родительный летал. А предложный – убежал.

Дательный - полез на гору, Падежи нам все нужны

А винительный – устал. И в грамматике важны.


 

8. Закрепление нового материала.

Работа с учебником: упр. 70 стр. 40 (работа в группах по одному предложению)

Итог: представитель каждой группы выходит к доске, выбирает слово из своего предложения и прикрепляет его напротив падежа.


 

9. Релаксация для глаз

- Чтобы ваши глазки и дальше не уставали, дадим им немного отдохнуть. Раз-налево, два – направо, три – наверх, четыре – вниз. А теперь по кругу смотрим. Что бы лучше видеть мир. (Дети выполняют движения глазами.)


 

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд 13

Я подготовила для вас задания в трех вариантах – все они разного уровня сложности:

3 уровень - сделаю все сам без подсказок и помощи;

2 уровень – воспользуюсь небольшой подсказкой;

1 уровень – воспользуюсь подсказкой – выберу один из предложенных падежей.

3 уровень - Спиши. Укажи падеж выделенных имен существительных.

История моего рода (___. п. ) , горжусь своей Родиной ( ___.п. ) , живу в городе Москве ( ___. п. )

2 уровень - Спиши. Определи падеж существительного по вопросу.

История (чего?) моего рода (___. п. ) , горжусь (чем?) своей Родиной ( ___.п. ) , живу (в чём? где?) в городе Москве ( ___. п. )

1 уровень - Спиши . Выбери нужный падеж.

История (чего?) моего рода ( В. п. / Р.п.) , горжусь (чем?) своей Родиной ( Т.п. / Д.п. ) , живу (в чём? где?) в городе Москве ( Д. п. / П.п.)

* Самопроверка и самооценивание Слайд 14

11. Рефлексия «Хвалилочка» Слайд 15

Продолжите фразу… ( слайд )

Я знаю….. Я умею…. Я научился….


 

12. Домашнее задание

Повторите все падежи и вопросы к ним, попросите родных поиграть с вами в «Падежи».


 

13. Итог урокаСлайды 16, 17

-Для чего нам нужны знания? (Чтобы быть умными)

-Для чего нужно быть умными? (Чтобы приносить пользу своей Родине)

-Дети, все вы – звёздочки. Я приготовила вам сюрприз. Найдите в своей тетради для записи правил себя - маленькую звездочку. Напишите на ней, какую пользу вы мечтаете принести своему городу, каким хотите его видеть.

Дети прикрепляют звездочки на доску вокруг фотографий города.


 


 


 


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Склонение имён существительных"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Оксана Павловна  Публикатор
08.01.2019 1 6073 421

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК