Презентация по русскому языку "Состав слова"


Задания для 1 группы.

Измените приставку у в слове уходили на данные приставки:

Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?

Расскажите о приставке по плану:

  1. где стоит приставка в слове?

  2. для чего служит она?



Задания для 2 группы.

Измените приставку по в слове посадили на данные приставки:

Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?

Расскажите о приставке по плану:

  1. где стоит приставка в слове?

  2. для чего служит она?



Задания для 3 группы.



Измените приставку по в слове покормили на данные приставки:

Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?

Расскажите о приставке по плану:

  1. где стоит приставка в слове?

  2. для чего служит она?



Задания для 4 группы.



Измените суффиксы в слове ходили на данные:

Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением суффиксов? Какой можно сделать вывод?

Расскажите о суффиксе по плану:

  1. где стоит суффикс в слове?

  2. для чего служит он?

В толковом словаре узнайте значение полученных новых слов.

Ларионова Галина Александровна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 27,

г. Тверь



Русский язык

3 класс

Тема урока: «Состав слова».



Пояснительная записка.

Данный урок является первым в изучении темы «Состав слова». Он требует от учащихся максимальной концентрации внимания. Презентация помогает решить эту задачу. Основные этапы урока наглядно отражены на слайдах презентации; анимация помогает детям увидеть, как образуются новые слова при помощи приставок и суффиксов, а также осуществлять самоконтроль при работе с текстом и при формулировке правил.

Презентация может быть использована учащимися дома для повторения изученного материала на уроке, или для самостоятельного изучения теми детьми, которые на данном уроке отсутствовали.

Следующий урок целесообразно начать с повторения о составе слова по опорной схеме слайда 23. Опорные схемы презентации можно использовать и на всех последующих уроках при изучении темы «Состав слова».

Урок можно проводить в клссах по любому УМК по русскому языку в начальной школе.



ХОД УРОКА

I. Тема. Цель урока

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова» (Слайд 2) по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).

Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.

II. Упражнения по чистописанию (Слайд 3).

Дети под музыку песенки «Голубой вагон» выполняют упражнение по чистописанию.

III. Повторение об однокоренных словах и корне слова (Слайд 4).

Первая остановка. Нас встречает кукла Мальвина. Она хочет проверить ваши знания по русскому языку и предлагает свои задания.
– Прочитайте задания, записанные на доске (садовник, посадил, волшебный сад)
– Кто догадался, про какой сад идёт речь? (Из однокоренных слов)
– Верно. Мы о нём говорили несколько уроков назад:

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

(Е. Измайлов. Как растут слова.)

Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.

(Слайд 5).
– Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

Записать одним словом:

1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2) мастер по приготовлению пищи;
3) большая ложка для разливания жидкой пищи;
4) маленький варёный пирожок

Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник)
– Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные)
- Выделите корень в этих словах.

Что называется корнем слова?

(Слайд 6)

(На доске появляется определение корня слова).

Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.

(Слайд 7).

- К нашему поезду добавляется вагончик «Корень».

(Слайд 8). (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).

Продолжаем наше путешествие дальше.

VI. Знакомство с окончанием (Слайд 9).

На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он грустный, т. к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок.

- Но что это? Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)



ЧЕСНОК

В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .

Всё ли понятно в этом тексте? Что надо сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить конец слова – окончание)
– Спишите текст, вставляя окончания слов зелёным цветом.
– Прочитайте, что у вас получилось. Выделите квадратиком вставленные окончания.

(По щелчку появляются окончания слов)

Изменялось ли значение слова «чеснок», когда менялось окончание? (Нет)
– Для чего служат окончания?

(Слайд 10) (На доске появляется определение окончания)
– Вы все задания выполнили правильно. К нашему составу добавили ещё один вагончик. (Слайд 11).

-– Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось? (Ходи)

(Слайд 12). (Звучит звукозапись голосов живой природы).

V. Физкультминутка

Мы приехали в лес. Давайте отдохнём.

(Слайд 13).

VI. Знакомство с приставками и суффиксами (Слайд 14).

Пока мы отдыхали, появился Кот-шалун, и посмотрите, что он сделал: он к нашему составу добавил два вагончика. Как называется вагончик перед корнем? (Приставка)
– А как называется вагончик после корня? (Суффикс)
– Интересно, почему эти вагончики одного цвета (зелёного) и зачем они нужны?
– Вспомните, какое было слово на вагончиках сначала? (Ходи)
– Кот добавил приставку у - и суффиксы –ил- , получилось слово уходили. Изменился ли смысл слова? (Да)

- А зачем нужны приставки и суффиксы?

VII. Самостоятельная работа в группах (Слайд 15).

(См. «Задания для работы в группах)

VIII. Проверка самостоятельной работы.

(Слайд 16 ).
– Так для чего служит приставка в словах? (Слайд 16,17)
– Посмотрим, какую роль играет суффикс. (Слайд 18, 19 )

(Слайд 20)

- Для чего служит суффикс?

Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением.

(Слайд 21)

А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)

Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки «Голубой вагон» возвращаемся в класс. (Слайд 22)

IX. Закрепление

Назовите тему урока. (Состав слова.) Запишите её в тетрадь.
– Назовите части слова. (Дети называют части слова, записывают их названия в тетрадь, учитель показывает, как они обозначаются).лайд 23)
– Что же называется приставкой? (Дети формулируют правило по опорным схемам).

Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?

(Слайд 24)

На доске появляются рифмовки: «Та часть слова, что изменяется, окончанием называется».

Обозначим части слова в словах: уходили, приходил, уход (здесь учитель знакомит детей с нулевым окончанием).

X. Итог урока

(Слайд 25).

XI. Задание на дом.



Слайд 1
Русский язык Состав слова урок - путешествие 3 класс Ларионова Галина Александровна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 27, г. Тверь
Слайд 2
Слайд 3
Чистописание. Напишите росчерки.
Слайд 4
Выпишите однокоренные слова: садовник посадил волшебный сад Какие слова называются однокоренными?
Слайд 5
Запишите одним словом: 1) ягоды, сваренные в сиропе варенье 2) мастер по повар приготовлению пищи 3) большая ложка поварёшка для разлива пищи 4) маленький варёный пирожок вареник Выделите корень в этих словах. Что называется корнем слова?
Слайд 6
Состав слова КОРЕНЬ ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Чеснок. В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чеснок ом лечили кашель. Добрая слава у чеснока .
Слайд 10
Что называется окончанием слова? Состав слова КОРЕНЬ ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ ОКОНЧАНИЕ ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Самостоятельная работа 1. Выясните, изменится ли значение слова, если в этом слове приставку (суффикс)? 2. Сделайте вывод: а) где стоит эта часть в слове? б) для чего она служит? изменить
Слайд 17
Изменяем приставки У ПРИ С ПОД ВЫ В ЗА ПО ПЕРЕ ОТ
Слайд 18
Что называется приставкой? Состав слова ПРИСТАВКА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ КОРЕНЬ ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ ОКОНЧАНИЕ ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Слайд 19
Изменяем суффиксы ОК ИК
Слайд 20
Ходоки Серов В.А. Ходоки у Ленина Игра Слово ходили нам предложило: - Во мне вы суффикс измените и слово новое найдите.Мы заменили ил на ок и ок на ик и получили … Спортсмены, занимающиеся спортивной ходьбой. ходоки и ходики. Ходики
Слайд 21
Что называется суффиксом? Состав слова ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ДЛЯ ОБРАЗОВАНИ Я НОВЫХ СЛОВ ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫ Х СЛОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАН ИЯ НОВЫХ СЛОВ ОКОНЧАНИЕ ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИ И
Слайд 22
Из каких частей могут состоять слова?
Слайд 23
Слайд 24
Обозначение частей слова Состав слова ПРИСТАВКА КОРЕНЬ СУФФИКС ДЛЯ ОБРАЗОВАНИ Я НОВЫХ СЛОВ ОБЩАЯ ЧАСТЬ РОДСТВЕННЫ Х СЛОВ ДЛЯ ОБРАЗОВАН ИЯ НОВЫХ СЛОВ ОКОНЧАНИЕ ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ СВЯЗИ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Слайд 25
Перед корнем есть приставка, слитно пишется она, и при помощи приставки образуются слова. Та часть слова, что изменяется, окончанием называется.
Слайд 26
Молодцы !
Слайд 27
Источники информации: http://lib.rus.ec/i /60/155360/_01.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/840/47840796_F608_01.jpg http://www.russianews.ru/files/26346/berlin.jpg http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=9260 http://www.muz-instrument.ru/?page=watch http://www.segodnya.ua/img/ui/_1864c440a834202aad840167c7ed3bda.jpg http://ljplus.ru/img4/d/a/dadaolen/DSC_8908.JPG http://www.iddk.ru/ru/cdrom/7256.html http://aida.ucoz.ru/load/7-1-0-67 Литература. Бетенькова Н. М., Фонин Д. С. Конкурс грамотеев: Дидакт. игры и занимат. упражнения по рус. яз. для учащихся нач. шк.: Кн. для учителя, - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995. – 208.; ил. Журжина Ш. В., Костромина Н. В. Дидактический материал по русскому языку: 3 кл.: Пособие для учащихся четырёхлет. нач. шк. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.: ил. Нефёдова Е. А., Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка. – М.: «Аквариум», 1996.

Полный текст материала Презентация по русскому языку "Состав слова" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ларионова Галина Александровна  Ларионова-Галина
15.07.2010 10 33630 6908

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК