Слайд 1
Русский язык
Состав слова
урок - путешествие
3 класс
Ларионова Галина Александровна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 27,
г. Тверь
Задания для 1 группы.
Измените приставку у в слове уходили на данные приставки:
Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?
Расскажите о приставке по плану:
где стоит приставка в слове?
для чего служит она?
Задания для 2 группы.
Измените приставку по в слове посадили на данные приставки:
Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?
Расскажите о приставке по плану:
где стоит приставка в слове?
для чего служит она?
Задания для 3 группы.
Измените приставку по в слове покормили на данные приставки:
Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением приставок? Какой можно сделать вывод?
Расскажите о приставке по плану:
где стоит приставка в слове?
для чего служит она?
Задания для 4 группы.
Измените суффиксы в слове ходили на данные:
Что вы заметили? Изменились ли значения слов с изменением суффиксов? Какой можно сделать вывод?
Расскажите о суффиксе по плану:
где стоит суффикс в слове?
для чего служит он?
В толковом словаре узнайте значение полученных новых слов.
Ларионова Галина Александровна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 27,
г. Тверь
Русский язык
3 класс
Тема урока: «Состав слова».
Пояснительная записка.
Данный урок является первым в изучении темы «Состав слова». Он требует от учащихся максимальной концентрации внимания. Презентация помогает решить эту задачу. Основные этапы урока наглядно отражены на слайдах презентации; анимация помогает детям увидеть, как образуются новые слова при помощи приставок и суффиксов, а также осуществлять самоконтроль при работе с текстом и при формулировке правил.
Презентация может быть использована учащимися дома для повторения изученного материала на уроке, или для самостоятельного изучения теми детьми, которые на данном уроке отсутствовали.
Следующий урок целесообразно начать с повторения о составе слова по опорной схеме слайда 23. Опорные схемы презентации можно использовать и на всех последующих уроках при изучении темы «Состав слова».
Урок можно проводить в клссах по любому УМК по русскому языку в начальной школе.
ХОД УРОКА
I. Тема. Цель урока
– Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, познакомимся с частями слова. Путешествовать будем на поезде «Состав слова» (Слайд 2) по станциям, и если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики. Но сначала вспомним правила поведения в транспорте. (Нельзя кричать, вскакивать с места, надо помнить, что ты не один).
– Итак, в путь! Наш поезд отправляется. Весело застучали по рельсам его вагоны.
II. Упражнения по чистописанию (Слайд 3).
Дети под музыку песенки «Голубой вагон» выполняют упражнение по чистописанию.
III. Повторение об однокоренных словах и корне слова (Слайд 4).
– Первая
остановка. Нас встречает кукла Мальвина.
Она хочет проверить ваши знания по
русскому языку и предлагает свои
задания.
– Прочитайте задания,
записанные на доске (садовник, посадил,
волшебный сад)
– Кто догадался, про
какой сад идёт речь? (Из однокоренных
слов)
– Верно. Мы о нём говорили
несколько уроков назад:
Как-то
много лет назад посадили странный
сад.
Не был сад фруктовым – был он
только словом.
Это слово – слово-корень,
разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
(Е. Измайлов. Как растут слова.)
– Какое
здесь слово-корень? Выпишите однокоренные
слова.
– Какие слова выписали? Почему?
Выделите корень в этих словах.
(Слайд
5).
– Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
– Записать одним словом:
1)
ягоды, плоды, сваренные в сахаре;
2)
мастер по приготовлению пищи;
3)
большая ложка для разливания жидкой
пищи;
4) маленький варёный пирожок
– Какие
слова записали? (Варенье, повар,
поварёшка, вареник)
– Как их можно
назвать одним словом? (Однокоренные)
- Выделите корень в этих словах.
– Что называется корнем слова?
(Слайд 6)
(На доске появляется определение корня слова).
– Мальвина благодарит вас за хорошие знания об однокоренных словах.
(Слайд 7).
- К нашему поезду добавляется вагончик «Корень».
(Слайд 8). (Звучит музыка песенки «Голубой вагон»).
– Продолжаем наше путешествие дальше.
VI. Знакомство с окончанием (Слайд 9).
– На следующей остановке нас встречает Чебурашка. Он грустный, т. к. знает, что некоторые дети в классе сейчас простужены, и он приготовил для них текст про чеснок.
- Но что это? Кот-шалун, пробегая мимо, стёр некоторые буквы на конце слов. Посмотрите, что получилось. (Дети читают текст, записанный на доске)
ЧЕСНОК
В чеснок… много полезных веществ. Сок чеснок… помогает залечивать раны. Раньше чеснок… лечили кашель. Добрая слава у чеснок … .
– Всё
ли понятно в этом тексте? Что надо
сделать, чтобы стало всё понятно?(Изменить
конец слова – окончание)
– Спишите
текст, вставляя окончания слов зелёным
цветом.
– Прочитайте, что у вас
получилось. Выделите квадратиком
вставленные окончания.
(По щелчку появляются окончания слов)
– Изменялось
ли значение слова «чеснок», когда
менялось окончание? (Нет)
– Для
чего служат окончания?
(Слайд
10) (На доске появляется определение
окончания)
– Вы все задания
выполнили правильно. К нашему составу
добавили ещё один вагончик. (Слайд
11).
-– Наше путешествие продолжается. Какое слово получилось? (Ходи)
(Слайд 12). (Звучит звукозапись голосов живой природы).
V. Физкультминутка
– Мы приехали в лес. Давайте отдохнём.
(Слайд 13).
VI. Знакомство с приставками и суффиксами (Слайд 14).
– Пока
мы отдыхали, появился Кот-шалун, и
посмотрите, что он сделал: он к нашему
составу добавил два вагончика. Как
называется вагончик перед корнем?
(Приставка)
– А как называется
вагончик после корня? (Суффикс)
–
Интересно, почему эти вагончики одного
цвета (зелёного) и зачем они нужны?
–
Вспомните, какое было слово на вагончиках
сначала? (Ходи)
– Кот добавил
приставку у - и суффиксы –ил-
, получилось слово уходили.
Изменился ли смысл слова? (Да)
- А зачем нужны приставки и суффиксы?
VII. Самостоятельная работа в группах (Слайд 15).
(См. «Задания для работы в группах)
VIII. Проверка самостоятельной работы.
(Слайд
16 ).
– Так для чего служит
приставка в словах? (Слайд 16,17)
–
Посмотрим, какую роль играет суффикс.
(Слайд 18, 19 )
(Слайд 20)
- Для чего служит суффикс?
– Вот почему вагончики одного цвета: при помощи приставок и суффиксов образуются слова с новым значением.
(Слайд 21)
– А давайте проверим, могут ли слова быть без окончания, без приставки, без суффикса, без приставки и суффикса, без приставки и окончания и т. д. (По щелчку учитель убирает вагончики с названными частями слова, и дети убеждаются, что слово может состоять только из корня; из корня и окончания, из корня и приставки и т. д.)
– Все задания вы выполнили правильно, ответили на все вопросы, и под музыку песенки «Голубой вагон» возвращаемся в класс. (Слайд 22)
IX. Закрепление
– Назовите
тему урока. (Состав слова.) Запишите
её в тетрадь.
– Назовите части слова.
(Дети называют части слова, записывают
их названия в тетрадь, учитель показывает,
как они обозначаются).(Слайд
23)
– Что же называется приставкой?
(Дети формулируют правило по опорным
схемам).
– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?
(Слайд 24)
На доске появляются рифмовки: «Та часть слова, что изменяется, окончанием называется».
– Обозначим части слова в словах: уходили, приходил, уход (здесь учитель знакомит детей с нулевым окончанием).
X. Итог урока
(Слайд 25).
XI. Задание на дом.
Автор: Ларионова Галина Александровна
→ Ларионова-Галина 15.07.2010 10 33630 6908 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.