Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова"; 2 класс
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока. «Корень слова. Однокоренные слова.»
Цели урока:
Образовательная: освоение понятия «корень слова» (выявить 2 основных признака: общая часть и основное значение), однокоренные слова.
Развивающая: развивать умения различать однокоренные слова, образовывать и правильно писать слова с общим корнем; обогащать письменную и устную речь учащихся, развивать навыки работы в группе, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.
Формирование УУД:
Личностные: ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка.
Познавательные:
общеучебные - находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строить несложные рассуждения;
логические – осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполнять учебные действия в умственной и речевой форме, планировать свои действия для решения задачи, учитывать правило в планировании способа решения.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание
с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: частично-поисковый, наглядный, контроля (самоконтроль, самооценка).
Программное обеcпечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (1часть) под редакцией В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, мультимедиа система, презентация урока; рабочие тетради, «Толковый словарь», карточки с опорными словами, набор для групповой работы (ствол дерева, бумажные осенние листья с однокоренными словами, клей), конверты с листочками красного, зелёного, жёлтого цветов, рисунок дерева на доске, карточки с корнями слов для домашнего задания, песня «Золотой листопад».
Ход урока
-
Организационный момент.
– Русский язык, друзья, на вас надеюсь, как всегда, я
- Мы хороший, дружный класс, все получится у нас?
Кто уверен, что все у нас получится? У кого сегодня хорошее настроение? Подарите улыбки друг другу, нашим гостям, поздоровайтесь.
Тихо девочки за парту сели,
тихо мальчики за парту сели, на меня все посмотрели.
Я желаю, чтобы вы сегодня помогали друг другу (слайд1), всегда разрешали проблемы вместе (слайд 2), чтобы сегодня открыли что-то новое и интересное на уроке (слайд 3), и, самое главное, чтобы всегда было у нас хорошее настроение (слайд 4).
- Итак, устремимся по ступенькам новых знаний!
Девизом сегодняшнего урока будут слова: Корень учения горек, да плод его сладок.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (учиться – тяжело, но в жизни это пригодится)
Тетрадь правильно кладу, ручку правильно держу
за посадкой слежу и красиво напишу. (число, классная работа)
2. Пальчиковая разминка. Минутка чистописания
- Приготовьте свои пальчики:
Будем пальчики считать 1-2-3-4-5- вот какие дружные
Крепкие и нужные! Потрите свои ладошки
- К какому этапу урока мы подготовились? Что на этом этапе мы повторяем?
И сегодня наш урок не будет исключением. Я решила объединить минутку чистописания с речевой разминкой. Прочитайте запись на доске. (вполголоса)
- Проворонила ворона вороненка.
-Что это записано? Назовите признаки предложения. Прочитать еще 1 раз (хором, индивидуально). Как еще назвать эту запись? (скороговорка). Мы знаем, что такое скороговорка? Любим их? Но, не будем забывать, что у нас минутка чистописания. Проговорим еще раз и ответим на вопрос:
- Какой звук в словах мы слышим чаще других и звонче других? (Р). Согласны? Сколько раз повторяется? (4) Поупражняемся в написании каких букв? Пишем рр – до середины строки.
Прием «покатать карандаш».
-Из каких элементов состоит заглавная буква Р? – прописать до конца строки.
- Кто доволен своей работой? - За что вы можете себя похвалить?
Потренируйтесь в скороговорке. (несколько человек произносят, хором). Скороговорки вы любите. А как насчет загадок?
-
Самоопределение к деятельности
-Отгадайте загадку:
Я у дуба, я у зуба, я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту, я не вверх, а вниз расту! (корень)
- Какие у вас возникли ассоциации при слове «корень»
«Ассоциации» Корень -…
- Сколько значений у слова корень? (несколько). Какое это слово? (многозначное)
-Где можно узнать значение слова? (в «Толковом словаре»).
Слайд «значение слова «корень»
- Какое значение имеет корень для растений, для зуба, для волос? (важное, значимое)
- Какое значение корня нас будет интересовать в русском языке? (корень слов)
4. Постановка темы и задач урока
– Кто сформулирует тему нашего урока? Что бы мы хотели узнать на уроке? (Что такое корень? Какова его роль в словах? Какие слова называются однокоренными?)
5. Работа по теме урока.
1. Прочитайте слова.
1) Дедушка, отец, сын, внук.
2) Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф).
- В какой группе родственные слова, а в какой - родственники? Почему? (слова имеют общий смысл, общую часть)
-Кто-то догадался, как называется общая часть родственных слов? (корень). Выделяется дугой. (слайды)
-Спишите родственные слова, выделите корень.
Выводим правило: родственные (однокоренные слова) имеют общий смысл и общий корень. (На доске появляются по ходу урока таблички – правила)
2. Послушайте текст.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
- О! Здравствуйте! Вы кто?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
- А я ваша тётка – гусеница.
- Родня ли гусеница гусю? (слайд) – Кто считает, что родня? Поднимите руки. Почему? Кто считает, что они не родня? Найдем способ этого затруднения.
1. Общий смысл. -Кто такая гусеница? Гусь? Смысл –разный.
2. Корень (гусенич-, гусениц-, гусь) – разный.
Вывод: слова НЕ являются однокоренными. Кто назовет однокоренные слова (гусь, гусыня, гусенок).
6. Физкультминутка
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем
А потом их разведем и к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей хлопай, хлопай веселей.
7. Закрепление изученного
Слайд Как-то много лет назад посадили дивный сад.
Не был сад фруктовым – был он только слово
Разрастаться стало вскоре это слово, слово – корень.
И плоды нам принесло – стало много новых слов.
В корне дерева слово сад, прочитайте однокоренные слова. При помощи чего образовались новые слова? Если корень уберем, будет ли слово иметь смысл?
Работа по учебнику стр. 61 – правило
- Почему корень – главная часть родственных слов? (в нем заключен общий смысл родственных слов). Запишите однокоренные слова с корнем сад.
Вернемся к нашей скороговорке. Являются ли слова однокоренными? Кто такая ворона? Вороненок? Что значит слово «проворонила» – пропустила, прозевала, была невнимательна…. Корень общий, но смысл разный.
Спишите это предложение. Выделите корень в однокоренных словах.
Работа в группе. Вспомним правила работы в группе. (работаем сообща, выслушиваем мнение каждого, выбираем ответственного, секретаря, докладчика). Задание для групп: укутать деревья осенними листьями из однокоренных слов. Среди данных слов есть лишнее. Записать свое однокоренное слово. Во время работы в группе звучит песня «Золотой листопад» (Выступление групп)
8. Домашнее задание
Вырастить из корня новые слова (украсить деревья однокоренными словами с данным корнем)
9. Итог урока
- Я узнал….
- Мне было интересно…
- Теперь я знаю…
Если вам понравился наш урок, было все понятно, достаньте из конверта зеленый листочек. Как сигнал светофора покажет нам, что можно дальше идти по ступенькам к новым знаниям. Если что-то было непонятно, возьмите желтый листочек. Если было неинтересно, ничего не поняли – красный.
Повесьте на наше условное дерево. (Делаем вывод о работе на уроке)
Урок наш окончен и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно, усердно трудились!
И знания ваши нам всем пригодились!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шумарина Ирина Юрьевна
→ Публикатор 29.10.2019 0 20839 376 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.