Конспект урока русского языка "Склонение имен прилагательных во множественном числе"; 4 класс
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по русскому языку в 4Б классе по теме
«Склонение имен прилагательных во множественном числе».
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Оборудование:
-
интерактивный комплекс,
-
карточки с разноуровневыми заданиями,
-
мини- таблицы для каждого ученика,
-
папка-блокнот с опорными схемами,
-
толковые словари С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова,
-
УМК «Школа России», учебник «Русский язык», 4 класс, авторы:
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;
Цель урока:
-
познакомить обучающихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе;
Задачи урока:
-
Образовательные:
-
формировать умения склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;
-
составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа;
-
упражнять в определении числа и падежа имён прилагательных во множественном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей;
-
Развивающие:
-
развивать устную речь учащихся;
-
совершенствовать культуру речи детей,
-
развивать аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы;
-
развивать интерес к предмету
-
Воспитательные:
-
воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения
Ход урока:
1.Организация детей к уроку.
-Ребята, на партах у вас лежат две карточки (разного цвета)
-Покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.
2. Минута «Чистописания».
С______________________________
с ______________________________
3. Словарная работа.
-Ребята, сейчас запишем новое слово:
Салют.
- Скажите его лексическое значение.
- Более точную формулировку слова, найдете в толковых словарях (Работа со словарями.)
- Расскажите о значении этого слова в толковании разных источников -словарях. Объясните.
Толковый словарь С.И.Ожегова |
Толковый словарь Д.Н.Ушакова |
1. Военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, флагами, поднятием обнажённой сабли, а также стрельба и фейерверк в ознаменование торжественной даты, события. Произвести с. Отдать с. Артиллерийский с. С. в День Победы. 2. салют!, частица. То же, что привет (во 2 знач.) (разг.). |
1. салют, салюта, м. (фр. salut) (воен. мор. офиц.). Приветствие, отдание чести кому-н. выстрелами, выкидыванием флага, опущением знамен и другими условными знаками. Прощальный салют. Произвести салют. ...
|
- Составьте предложение с новым словом. Запишите его.
-Письмо под диктовку словарных слов:
Автомобиль, семена, электричество, электрический, сейчас, правительство, аппетит, космос, космический, километр, издалека, экскурсия, вагон, кастрюля.
-Выполните звуко-буквенный разбор слова экскурсия.
4. Мотивационный этап. Самоопределение к деятельности.
- Работа в группах.
-Составим кластер. Ключевое слово «Имя прилагательное».
-Защитите свою работу. Кто желает? Кто хочет добавить?
- Посмотрите на гроздь изменятся по числам
в кластере.
ед.ч. мн.ч.
-Обратите внимание
-Ребята, на доске записаны буквосочетания. Это какая часть слова? (Это окончания имён прилагательных.)
-
-ая -ой -ее -ые
-яя -ый -ое - ие
- Распределите их к числам имен прилагательных в кластере.
изменятся по числам
ед.ч. мн.ч.
-яя -ый -ое -ая -ой -ее -ые - ие
- Расскажите все, что вы знаете об имени прилагательном в единственном и во множественном числах (Повторение об имени прилагательном.)
5. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Работа над новым материалом.
-Если мы с вами все знаем об имени прилагательном в единственном числе, то что мы тогда будем изучать сегодня? (Будем изучать изменения имён прилагательных во множественном числе.)
-На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?
-Как изменяются имена прилагательные во множественном числе?
Вот это нам и предстоит выяснить.
-Ребята, возьмите карточки, выполните задание, которое там записано?
Групповая работа.
- На листах просклоняйте имена прилагательные.
|
I группа (сильная) |
II группа |
|
И. п. |
развесистый урок |
зеленый дуб |
|
Р. п. |
развесистого дуба |
зеленого дуба |
|
Д. п. |
развесистому дубу |
зеленому дубу |
|
В. п. |
развесистый дуб |
зеленый дуб |
|
Т. п. |
развесистым лубом |
зеленым дубом |
|
П. п. |
о развесистом дубе |
о зеленом дубе |
|
- Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)
- А какие окончания? (Одинаковые) Проверка.
- Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)
- Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)
- Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.
- Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение? (Род не определяется)
- Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.
6. Постановка учебной задачи.
- Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)
- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? А какая цель? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)
7. Первичное закрепление.
-Просклоняем теперь словосочетания: I группа– интересные уроки, II группа– веселые уроки.
И. п. (какие?) |
Интересные уроки |
Веселые уроки |
Р. п. (каких?) |
Интересных уроков |
Веселых уроков |
Д. п. (каким?) |
Интересным урокам |
Веселым урокам |
В. п. (какие?) |
Интересные уроки |
Веселые уроки |
Т. п. (какими?) |
Интересными уроками |
Веселыми уроками |
П. п. (о каких?) |
Об интересных уроках |
О веселых уроках |
-А теперь внимание. Работая в группа, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)
- В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?
И. п., В. п. |
Р. п., П. п. |
8. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
- Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного.)
- Ребята, чтобы правильно написать окончание имён прилагательных во множественном числе на что вы будете опираться? (На вопросы и таблицу.)
- Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется.)
- Упр.81 (устно), упр.82 (самостоятельно) стр.38-39.
9. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Дифференцированное задание.
I группа– выделите окончания имен прилагательных, укажите падеж:
За воздушными шарами О летних каникулах
Соседние подъезды Из колючих кустов
Народные песни С трескучими морозами
К соседским мальчикам До первых заморозков
На музыкальных инструментах По речным волнам
II группа- (под руководством учителя). Вставьте окончания.
Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки,
И горят серебрян... росы.
-Проверка. I группа проверяют у товарища, обмениваясь тетрадями.
10. Рефлексия учебной деятельности
- Вспомните тему нашего урока.
- Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам.)
- Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам.)
- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.)
- Скажите изменился ли цвет вашей карточки? Что можете сказать по этому поводу?
11.Домашнее задание: стр.39 упр.83.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гуляева Марианна Петровна
→ Публикатор 15.03.2020 0 9349 433 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.