Конспект урока русского языка "Склонение имен прилагательных во множественном числе"; 4 класс


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по русскому языку в 4Б классе по теме

«Склонение имен прилагательных во множественном числе».

 

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование:

  • интерактивный комплекс,

  • карточки с разноуровневыми заданиями,

  • мини- таблицы для каждого ученика,

  • папка-блокнот с опорными схемами,

  • толковые словари С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова,

  • УМК «Школа России», учебник «Русский язык», 4 класс, авторы:

В.П.Канакина, В.Г.Горецкий;

 

Цель урока:

  • познакомить обучающихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе;

Задачи урока:

  • Образовательные:

  • формировать умения склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;

  • составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа;

  • упражнять в определении числа и падежа имён прилагательных во множественном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей;

  • Развивающие:

  • развивать устную речь учащихся;

  • совершенствовать культуру речи детей,

  • развивать аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы;

  • развивать интерес к предмету

  • Воспитательные:

  • воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения

 

Ход урока:

 

1.Организация детей к уроку.

 

  -Ребята, на партах у вас лежат две карточки (разного цвета)

  -Покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.


2. Минута «Чистописания».

 

С______________________________

с ______________________________

3. Словарная работа.

  -Ребята, сейчас запишем новое слово:

Салют.

- Скажите его лексическое значение.

- Более точную формулировку слова, найдете в толковых словарях (Работа со словарями.)

- Расскажите о значении этого слова в толковании разных источников -словарях. Объясните.

Толковый словарь С.И.Ожегова

Толковый словарь Д.Н.Ушакова

1. Военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, флагами, поднятием обнажённой сабли, а также стрельба и фейерверк в ознаменование торжественной даты, события. Произвести с. Отдать с. Артиллерийский с. С. в День Победы.

2. салют!, частица. То же, что привет (во 2 знач.) (разг.).

1. салют, салюта, м. (фр. salut) (воен. мор. офиц.). Приветствие, отдание чести кому-н. выстрелами, выкидыванием флага, опущением знамен и другими условными знаками. Прощальный салют. Произвести салют. ...

 

- Составьте предложение с новым словом. Запишите его.

-Письмо под диктовку словарных слов:

Автомобиль, семена, электричество, электрический, сейчас, правительство, аппетит, космос, космический, километр, издалека, экскурсия, вагон, кастрюля.

-Выполните звуко-буквенный разбор слова экскурсия.

 

4. Мотивационный этап. Самоопределение к деятельности. 

 

- Работа в группах.

-Составим кластер. Ключевое слово «Имя прилагательное».

-Защитите свою работу. Кто желает? Кто хочет добавить?

- Посмотрите на гроздь изменятся по числам

в кластере.

ед.ч. мн.ч.

-Обратите внимание  

   -Ребята, на доске записаны буквосочетания.  Это какая часть слова? (Это окончания имён прилагательных.)

-ая  -ой   -ее -ые

-яя  -ый  -ое - ие

 - Распределите их к числам имен прилагательных в кластере.

изменятся по числам

 

ед.ч. мн.ч.

-яя  -ый  -ое -ая  -ой   -ее -ые - ие

 

- Расскажите все, что вы знаете об имени прилагательном в единственном и во множественном числах (Повторение об имени прилагательном.)

 

5. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Работа над новым материалом.

 

-Если мы с вами все знаем об имени прилагательном в единственном числе, то что мы тогда будем изучать сегодня? (Будем изучать изменения имён прилагательных во множественном числе.)

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?

-Как изменяются имена  прилагательные во множественном числе?

Вот это нам и предстоит выяснить.

 -Ребята, возьмите карточки, выполните задание, которое там записано?

Групповая работа. 

- На листах просклоняйте имена прилагательные.

 

I группа (сильная)

II группа

 

И. п.

развесистый урок

зеленый дуб

 

Р. п.

развесистого дуба

зеленого дуба

 

Д. п.

развесистому дубу

зеленому дубу

 

В. п.

развесистый дуб

зеленый дуб

 

Т. п.

развесистым лубом

зеленым дубом

 

П. п.

о развесистом дубе

о зеленом дубе

 

- Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)

- А какие окончания? (Одинаковые) Проверка.

- Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

- Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

- Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.

- Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение? (Род не определяется)

- Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.

 

6. Постановка учебной задачи.

- Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? А какая цель? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)

 

7. Первичное закрепление.

 

-Просклоняем теперь словосочетания: I группа– интересные уроки, II группа– веселые уроки.

И. п. (какие?)

Интересные уроки

Веселые уроки

Р. п. (каких?)

Интересных уроков

Веселых уроков

Д. п. (каким?)

Интересным урокам

Веселым урокам

В. п. (какие?)

Интересные уроки

Веселые уроки

Т. п. (какими?)

Интересными уроками

Веселыми уроками

П. п. (о каких?)

Об интересных уроках

О веселых уроках

-А теперь внимание. Работая в группа, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)

- В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?

И. п., В. п.
-ые, -ие

Р. п., П. п.
-ых, -их

8. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

- Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного.)

- Ребята, чтобы правильно написать окончание имён прилагательных во множественном числе на что вы будете опираться? (На вопросы и таблицу.)

- Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется.)

- Упр.81 (устно), упр.82 (самостоятельно) стр.38-39.

 

9. Самостоятельная работа и проверка по эталону. Дифференцированное задание.

I группавыделите окончания имен прилагательных, укажите падеж:

За воздушными шарами О летних каникулах

Соседние подъезды Из колючих кустов

Народные песни С трескучими морозами

К соседским мальчикам До первых заморозков

На музыкальных инструментах По речным волнам

II группа- (под руководством учителя). Вставьте окончания.

Улыбнулись сонн... березки,
Растрепали шелков... косы.
Шелестят зелен... сережки, 
И горят серебрян... росы.

-Проверка. I группа проверяют у товарища, обмениваясь тетрадями.

10. Рефлексия учебной деятельности

- Вспомните тему нашего урока.

- Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам.)

- Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам.)

- Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.)

- Скажите изменился ли цвет вашей карточки? Что можете сказать по этому поводу?

 

11.Домашнее задание: стр.39 упр.83.


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Склонение имен прилагательных во множественном числе"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гуляева Марианна Петровна  Публикатор
15.03.2020 0 379 41

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0