Конспект урока русского языка "Как правильно выбрать гласную в личных окончаниях глаголов"; 4 класс
Урок русского языка в 4 классе
Тема: « Как правильно выбрать гласную в личных окончаниях глаголов»
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Оборудование:
-
интерактивный комплекс;
-
карты исследования;
-
сигнальные карточки;
-
таблица глаголов – исключений;
-
лист самооценки;
Цель урока:
познакомить обучающихся со способом выбора гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Задачи урока:
Образовательные:
- систематизировать знания и умения, полученные на уроках русского языка;
- составить алгоритм выбора гласных в личных окончаниях глаголов;
- упражнять в определении спряжении глаголов;
- способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;
Развивающие:
- развивать устную речь обучающихся;
- совершенствовать культуру речи детей,
- развивать аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы;
- развивать интерес к предмету;
- развивать умение анализировать, сопоставлять языковой материал Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, любознательность;
- воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку и к родному краю;
I Самоопределение к деятельности на личностно-значимом уровне
Цели: включение в деятельность (Эпиграф) интерактивная доска - Прочитайте эпиграф. Вы готовы узнать новое и интересное? Разгадывать то, что неведомо. Тогда в путь! Я приготовила для вас маршрут. Он верный? ( На доске кластер «Глагол» с грамматическими признаками глагола с «ловушкой») - С какой частью речи отправимся по маршруту? Маршрут намечен, верно? Кто поможет исправить? (ученики находят ошибки) - Прикрепите нужные карточки. Молодцы! Вы много знаете о глаголе. Ваши знания помогут нам на уроке. II Постановка учебной задачи
Цель: организовать выявление места и причины затруднения, обсудить затруднения.
Первое задание. Ребята, по дороге слова «рассыпались». Помогите их собрать (слова на интерактивной доске) - Какой части речи эти слова?
- Вам легко было? - Что трудно? - А вы хотите делать это легко и правильно? (Слайд с темой урока) - Мы будем наблюдать за глаголами. В этом нам поможет исследование.
III Включение нового знания в систему знаний.
Цель: Перед вами текст. С ним мы и будем работать - Давайте познакомимся с (текстом) (учитель читает) Стихотворение пензенского автора Владимира Застрожного « Сурские зори» Не правда ли, перед глазами появляются картины природы. Вам понравилось? Что понравилось? - Что можете сказать об этом стихотворении? - Случайно ли я именно так начала урок? - Мы будем работать с картой исследования, чтобы продолжить маршрут (текст на интерактивной доске) Работаем с этим текстом по инструкции
-
Выпишите все глаголы.
-
Разделите на 3 группы. Какой способ? (по временам)
-
– Прочитайте глаголы буд. времени, прошедшего.
Какой глагол лишний? Почему?
Разделите на 2 группы. Каким способом воспользуетесь?
( по спряжениям, окончания и суффиксы, ударные и безударные окончания)
- Только такие группы возможны?
-Понаблюдайте за окончаниями.
-
Рассмотрите глаголы с ударными окончаниями.
Сделайте вывод. Что трудно?
-
Рассмотрите глаголы с безударным окончанием. Можно их разделить на группы?
( с гласными –е, -у, -ю; с гласными –и, -а, -я)
- Что сделать, чтобы не допустить ошибку?
-
От чего зависит выбор буквы? (от спряжения)
-
Спряжение определить легко?
-
Как определить спряжение с ударным окончанием?
( по ударному личному окончанию)
-Какая же зависимость? ( Если знать спряжение, то легко выбрать букву) (по окончанию, по инфинитиву)
Хорошо. Давайте проспрягаем глаголы в наших картах (поля у вас готовы)
-Как будем изменять глаголы?
( по числам и лицам)
( На доске 4 глагола. Приём «Ловушка»)
знать, смеяться, кричать, клеить
- Есть глаголы с ударным окончанием, о которых мы знаем? (знать, кричать, смеяться)
- Обозначьте знаком (-)
-Что делать с другими?
-Проспрягайте глаголы.
Обозначьте ударение, выделите окончание)
Что заметили?
- Что делать, чтобы не допустить ошибку?
-Может найти другой способ
-Какой же способ определения спряжения нам надо найти? (самый быстрый и правильный)
-Попробуем вместе?
IV Открытие «нового знания»
Цель: вывести алгоритм нахождения выхода из затруднения.
( На интерактивной доске)
В какую форму можно поставить ещё глагол, кроме Н.ф.?
Способ определения спряжения
1.Поставьте глагол в форму 3 л. множественного числа
?
?
-
Определите спряжение. 2 Поставьте в Н.ф.
а – II -еть, -ать, -ять
у – I -ить – II
( кроме исключений)
-Расскажите, какие исключения знаете?
-Подходит такой алгоритм для прошедшего времени?
Почему?
Физкультминутка.
V Закрепление полученных знаний
Цель: составить алгоритм, уметь применять на письме. Предложено задание с использованием алгоритма. (Текст написан на доске и в картах с пропущенными гласными в окончаниях) (на доске таблица глаголов - исключений)
Гнать, дышать, смотреть, видеть, слышать, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть
брить, стелить – I спряжение II спряжение
- Ребята, объясните выбор гласной буквы в окончании. - А теперь в своих картах вставьте пропущенные орфограммы (Проверяем сигнальными карточками) Смотр…м на город и дума…м… Пенза – один из старинных российских городов. История его возникновения уход…т корнями вглубь столетий. Она простира…тся значительно в длину и утопа…т в зелёном море лесов. С холма, на котором когда-то стояла древняя крепость, разбега…тся в разные стороны улицы. Как на ладони вид…шь городские кварталы, окрестные поля, леса, реки. ( Работа у доски и в своих картах) Проводится индивидуальная и фронтальная работа. Работаем по инструкции.
-
Найти орфограмму (в окончании)
В 3 л. мн. ч.
-
Определите ударное окончание или нет? (без ударения)
-
Поставьте в Н.ф.
-
Определите спряжение
-
Выбери букву ( I – е, II – и)
( объяснение орфограмм)
Помогло вам наше исследование?
Сможете быстро и правильно выбрать гласную в окончании глаголов?
VI Рефлексия
Цель: осознание обучающимися своей деятельности (учебной) самооценка результатов своей деятельности.
-Какую цель преследовали на уроке?
-Удалось найти выход из трудной ситуации?
-Каким способом?
-Какие результаты получили?
Что на уроке удалось?
Оцените свою работу, продолжив высказывание.
Мне удалось…
Я хвалю себя за …
Домашнее задание « Почему я горжусь моим городом? » 5 предложений, используя глаголы с безударными окончаниями.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Панькина Светлана Александровна
→ Публикатор 22.03.2020 0 1893 207 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.