Конспект урока русского языка "Как правильно выбрать гласную в личных окончаниях глаголов"; 4 класс


Урок русского языка в 4 классе

Тема: « Как правильно выбрать гласную в личных окончаниях глаголов»

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Оборудование:

  • интерактивный комплекс;

  • карты исследования;

  • сигнальные карточки;

  • таблица глаголов – исключений;

  • лист самооценки;

Цель урока:

познакомить обучающихся со способом выбора гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Задачи урока:

Образовательные:

- систематизировать знания и умения, полученные на уроках русского языка;

- составить алгоритм выбора гласных в личных окончаниях глаголов;

- упражнять в определении спряжении глаголов;

- способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;

Развивающие:

- развивать устную речь обучающихся;

- совершенствовать культуру речи детей,

- развивать аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы;

- развивать интерес к предмету;

- развивать умение анализировать, сопоставлять языковой материал Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, усидчивость, любознательность;

- воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку и к родному краю;

 

I Самоопределение к деятельности на личностно-значимом уровне

Цели: включение в деятельность (Эпиграф) интерактивная доска - Прочитайте эпиграф. Вы готовы узнать новое и интересное? Разгадывать то, что неведомо. Тогда в путь! Я приготовила для вас маршрут. Он верный? ( На доске кластер «Глагол» с грамматическими признаками глагола с «ловушкой») - С какой частью речи отправимся по маршруту? Маршрут намечен, верно? Кто поможет исправить? (ученики находят ошибки) - Прикрепите нужные карточки. Молодцы! Вы много знаете о глаголе. Ваши знания помогут нам на уроке. II Постановка учебной задачи

Цель: организовать выявление места и причины затруднения, обсудить затруднения.

Первое задание. Ребята, по дороге слова «рассыпались». Помогите их собрать (слова на интерактивной доске) - Какой части речи эти слова?

- Вам легко было? - Что трудно? - А вы хотите делать это легко и правильно? (Слайд с темой урока) - Мы будем наблюдать за глаголами. В этом нам поможет исследование.

III Включение нового знания в систему знаний.

Цель: Перед вами текст. С ним мы и будем работать - Давайте познакомимся с (текстом) (учитель читает) Стихотворение пензенского автора Владимира Застрожного « Сурские зори» Не правда ли, перед глазами появляются картины природы. Вам понравилось? Что понравилось? - Что можете сказать об этом стихотворении? - Случайно ли я именно так начала урок? - Мы будем работать с картой исследования, чтобы продолжить маршрут (текст на интерактивной доске) Работаем с этим текстом по инструкции

  1. Выпишите все глаголы.

  2. Разделите на 3 группы. Какой способ? (по временам)

  3. Прочитайте глаголы буд. времени, прошедшего.

Какой глагол лишний? Почему?

Разделите на 2 группы. Каким способом воспользуетесь?

( по спряжениям, окончания и суффиксы, ударные и безударные окончания)

- Только такие группы возможны?

-Понаблюдайте за окончаниями.

  1. Рассмотрите глаголы с ударными окончаниями.

Сделайте вывод. Что трудно?

  1. Рассмотрите глаголы с безударным окончанием. Можно их разделить на группы?

( с гласными –е, -у, -ю; с гласными –и, -а, -я)

- Что сделать, чтобы не допустить ошибку?

  1. От чего зависит выбор буквы? (от спряжения)

  2. Спряжение определить легко?

  3. Как определить спряжение с ударным окончанием?

( по ударному личному окончанию)

-Какая же зависимость? ( Если знать спряжение, то легко выбрать букву) (по окончанию, по инфинитиву)

Хорошо. Давайте проспрягаем глаголы в наших картах (поля у вас готовы)

-Как будем изменять глаголы?

( по числам и лицам)

( На доске 4 глагола. Приём «Ловушка»)

знать, смеяться, кричать, клеить

- Есть глаголы с ударным окончанием, о которых мы знаем? (знать, кричать, смеяться)

- Обозначьте знаком (-)

-Что делать с другими?

-Проспрягайте глаголы.

Обозначьте ударение, выделите окончание)

Что заметили?

- Что делать, чтобы не допустить ошибку?

-Может найти другой способ

-Какой же способ определения спряжения нам надо найти? (самый быстрый и правильный)

-Попробуем вместе?

IV Открытие «нового знания»

Цель: вывести алгоритм нахождения выхода из затруднения.

( На интерактивной доске)

В какую форму можно поставить ещё глагол, кроме Н.ф.?

Способ определения спряжения

1.Поставьте глагол в форму 3 л. множественного числа


 


 

?

?


 


 

  1. Определите спряжение. 2 Поставьте в Н.ф.

а – II -еть, -ать, -ять

у – I -ить – II

( кроме исключений)

-Расскажите, какие исключения знаете?

-Подходит такой алгоритм для прошедшего времени?

Почему?

Физкультминутка.

V Закрепление полученных знаний

Цель: составить алгоритм, уметь применять на письме. Предложено задание с использованием алгоритма. (Текст написан на доске и в картах с пропущенными гласными в окончаниях) (на доске таблица глаголов - исключений)

Гнать, дышать, смотреть, видеть, слышать, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть

 

брить, стелить – I спряжение II спряжение

- Ребята, объясните выбор гласной буквы в окончании. - А теперь в своих картах вставьте пропущенные орфограммы (Проверяем сигнальными карточками) Смотр…м на город и дума…м… Пенза – один из старинных российских городов. История его возникновения уход…т корнями вглубь столетий. Она простира…тся значительно в длину и утопа…т в зелёном море лесов. С холма, на котором когда-то стояла древняя крепость, разбега…тся в разные стороны улицы. Как на ладони вид…шь городские кварталы, окрестные поля, леса, реки. ( Работа у доски и в своих картах) Проводится индивидуальная и фронтальная работа. Работаем по инструкции.


 

  1. Найти орфограмму (в окончании)

В 3 л. мн. ч.

  1. Определите ударное окончание или нет? (без ударения)

  2. Поставьте в Н.ф.

  3. Определите спряжение

  4. Выбери букву ( I – е, II – и)

( объяснение орфограмм)

Помогло вам наше исследование?

Сможете быстро и правильно выбрать гласную в окончании глаголов?

VI Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей деятельности (учебной) самооценка результатов своей деятельности.

-Какую цель преследовали на уроке?

-Удалось найти выход из трудной ситуации?

-Каким способом?

-Какие результаты получили?

Что на уроке удалось?

Оцените свою работу, продолжив высказывание.

Мне удалось…

Я хвалю себя за …

VII Итог

Домашнее задание « Почему я горжусь моим городом? » 5 предложений, используя глаголы с безударными окончаниями.


 


 


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Как правильно выбрать гласную в личных окончаниях глаголов"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Панькина Светлана Александровна  Публикатор
22.03.2020 0 1893 207

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК