Проект по русскому языку "Глагол"


 

Глагол

 

 

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

по русскому языку на тему :

Глагол”

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка

группы П-161

Вотякова А.В.

Проверила:

преподаватель русского языка

и литературы

Глухих А.У.

 

 

Набережные Челны


 


 


 

Содержание

1 ГЛАВА

  1. Выписка из примерной программы ФГОС.

  2. Планы – конспекты уроков по теме «Глагол»……………

2 ГЛАВА

  1. Языковые и дидактические игры по теме «Глагол».

  2. Занимательный материал…………………………………

3 ГЛАВА

  1. Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Глагол»…………………………………………………..


 

Список использованной литературы…………………

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ВВЕДЕНИЕ

Любовь к родному языку воспитывается через пробуждение у школьников интереса к предмету «Русский язык». В структуре ФГОС одним

из главных компонентов образовательного процесса является внеурочная деятельность, призванная стимулировать интерес обучающихся к изучению языка.

В рамках осуществления проектной деятельности на 1 курсе мы как будущие педагоги начальных классов решили создать практико-ориентированный сборник методических разработок с комплектом электронных презентаций для учителей и обучающихся начальной школы по предмету «Русский язык».

Цель: анализ и обобщение педагогического опыта по теме «Глагол», создание и выпуск сборника методических разработок.

Объект: процесс обучения младших школьников русскому языку.

Предмет: педагогические условия организации процесса обучения младших школьников в 4 классе по теме: «Глагол».

Задачи проекта:

  • Сбор и обработка информации по теме «Глагол».

  • Ознакомиться с языковыми и дидактическими играми, занимательным материалом.

  • Разработать сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Глагол".

  • Обобщить, проанализировать полученные знания, применять их на практике, формировать устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету.

Воспитание любви к русскому языку – ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо «язык – это жизнь» и «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». (К.Г. Паустовский).


 


 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 ГЛАВА

1.1. Выписка из программы для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке.

Темы, входящие в разделы примерной программы

Основное содержание работы (темы уроков)

Характеристика видов деятельности обучающихся

Элементарные формы русского речевого этикета. Название национальных блюд русской кухни .

Русские народные праздники ,традиции и обычаи русского народа.

Виды глагола (на материале изученных слов) Различие глаголов совершенного и несовершенного вида . Времена глагола. Изменение глагола по лицам в настоящем и простом будущем времени. Изменение глагола по родам в прошедшем времени

Узнавать глаголы как слова , обозначающие действия ,правильно употреблять в речи личные формы глагола и инфинитив.

Различать глаголы несовершенного вида.

Объяснять изменение глаголов настоящего и будущего времени (простого и сложного ) по лицам и числам с показом чередования звуков в корне при изменении по лицам и числам

Показывать согласование в роде глаголов прошедшего времени с существительными на примерах.

Образовывать и правильно употреблять в речи личные формы глагола и неопределенную форму. Ставить правильно вопросы к формам глагола и отвечать на них .

Согласовывать глаголы прошедшего времени единственного числа с подлежащим , выраженным именем существительным и местоимениям 1,2 и 3-го лица.

Трансформировать текст ,изменяя время глагола.

Обобщать результаты изучения грамматических характеристик глаголов в таблицах.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1.2 Планы – конспекты уроков по теме “Глагол”

КОНСПЕКТ УРОКА №1

Тема: «Неопределённая форма глагола»

Цели:

  • уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола как начальной;

  • развивать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?

  • учить анализировать, классифицировать, сравнивать;

  • развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;

  • воспитывать интерес к предмету, любознательность, взаимопомощь.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Заливается звонок,

Он зовёт нас на урок.

Будем все внимательны,

Прилежны и старательны!

 

Ребята, откройте тетради, запишите число.

II. Актуализация знаний.

Догадайтесь, о какой части речи мы продолжим говорить сегодня на уроке?

А поможет вам в этом стихотворение:


 

Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

- (О глаголе


 

 

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ (3-4 человека)

- Что можете сказать о глаголе? Выберите правильный ответ.

Глагол – это

а) часть слова;

б) часть речи

Глагол обозначает

а) признак предмета;

б) действие предмета

Глагол отвечает на вопросы

а) что делать? что сделать?

б) кто? что?

В предложении глагол является

а) главным членом предложения;

б) второстепенным членом предложения

 

- Как изменяются глаголы? (по временам и по числам)

- Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени? (в единственном числе они изменяются по родам)

III. Создание проблемной ситуации

Определите время глаголов: рисует

идёт

стоять

думает

споёт

пройти

решит

откроет

(Работа в парах)

- У каких глаголов вы не смогли определить время и почему? ( Они отвечают на вопросы - Что делать? Что cделать? (У этих глаголов нельзя определить ни время, ни число).

- Кто помнит, как называется эта форма? (неопределённая или начальная форма глагола)

- Кто может сформулировать тему урока?

IV. Сообщение темы и целей урока.

- Тема нашего урока: «Неопределённая форма глагола»

Работа с правилом

- Откройте учебник на странице 72

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

- Какие суффиксы имеют? (-ть, -ти.)

V. Работа над новым материалом.

- Образуйте от данных глаголов неопределённую форму (фронтальная работа) (по цепочке)

живёшь – (жить)

поплывёшь – (поплыть)

побежишь – (побежать)

глядим – (глядеть)

жду – (ждать)

машешь – (махать)

несёшь – (нести)

сидит – (сидеть)

 

- Выполним упр. 149 на с. 72

-Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Читают по одной пословице и объясняют.)

1. Жизнь прожить - не поле перейти. ( В жизни человека бывает всё – и хорошее и плохое, просто это надо пережить. Каждому человеку суждено пройти свой путь. )

2. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. ( Не верь ушам , а верь глазам. Впечатление от увиденного гораздо сильнее , чем от много раз услышанного.)

3. Легко друзей найти, да трудно сохранить. (Что настоящего друга трудно найти, но легко потерять).

- Спишите пословицы и подчеркните глаголы.

- Но у нас есть дополнительное задание в упр. - сделать фонетический разбор слова ПРОЖИТЬ (у доски)

Прожить (п р а ж ы т ) 2 слога

- Можно ли определить их время и число? (Нет они стоят в неопределённой форме)

- Скажите на какие вопросы отвечают глаголы в н. ф.?

VI. Словарная работа.

У нас словарное слово ЛУЧШЕ.

- Как вы понимаете это слово? (Всё самое хорошее)

- Составим предложение с этим словом. (Записать на доске и сделать синтаксический разбор предложения) – 1 ученик

В нашем классе учатся самые лучшие ученики и ученицы.

( Повест ., невоскл., простое, распр., осложнено однородными подлежащими)

Физкультминутка

От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)

Он шагнул назад (шаг назад)

А потом вперед (шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке

(движения руками)

Набирая полный ход

(ходьба на месте)

VII. Закрепление.

Работа в группах.

- Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы. (Класс разбит на 5 групп, каждая группа получает задание)

  1. темно, светло

  2. обед, ужин

  3. зелёный, красный

  4. рисунок, краска

  5. работа, груз

- Проверим! Называет ответы 1 ученик с каждой группы


 

VIII. Закрепление.

- А сейчас, поработаете самостоятельно. У вас на партах лежат карточки по уровням. Выберите, то задание, с которым вы справитесь.

1 уровень.

Задание. Запишите глаголы. Как сказать, одним словом:

Исполнять роль в спектакле – (играть)

Чувствовать холод – (мёрзнуть)

Не разрешать что-либо делать – (запрещать)

Находить решение – (решать)

Найти решение – (решить)

Проверим – (на слайде)

2 уровень.

- Задание. «Установи соответствие». Найди пару синонимов, запиши.

улыбаться

скрывать

пылать

сохранять

радоваться

смотреть

барабанить

шагать

гореть

ликовать

беречь

идти

таить

стучать

глядеть

смеяться


 

Проверим – (на слайде)

 

VIII. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу.

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

IХ. Рефлексия. Самооценка.

- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят напротив «+» или «-»)

Знаю ли я, что такое глагол?

Знаю ли я, что обозначает глагол?

Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?

Знаю ли я, как изменяется глагол?

Смогу ли я определить время глагола?

Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?

 

Обратите внимание на свои ответы.

У кого все «+»?

У кого есть «-» ?

(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)

Отметки за урок:

ХI. Домашнее задание. (Слайд 17)

Упражнение 150, стр. 73, правило с. 72


 


 

Задание. «Оживи текст». Дополни текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».

 

Весна. Весёлая капель. Ручьи. Деревья. Перелётные птицы.

Например.

Наступила долгожданная весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелётные птицы.

 

Карточка. Ф.И. __________________________________

 

Прочитайте текст, определите время глагола, который используется в каждом предложении, и напишите его, обозначая время каждого глагола.  

 

Лена учится в третьем классе. Вчера она (писать) сочинение и (написать) его хорошо. Сейчас она (писать) диктант. Завтра Лена (писать) изложение. Дома она (прочитать) рассказ и (подготовиться) к изложению.

 

Карточка. Ф.И. __________________________________

 

Спишите текст, употребляя  глагол каждого предложения: в форме настоящего времени.

 (Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.

 

Карточка. Ф.И. __________________________________

 

Спишите текст, употребляя  глагол каждого предложения: в форме прошедшего времени.

 

 (Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.

Карточка. Ф.И. __________________________________

 

Распределите глаголы по временам на три группы. Допишите по два глагола к каждой группе.

 

Вредил, летит, повстречаешь, похвалю, трещал, построим, зарядил, хлопочет, завяжу, плывёт.

прош. в. наст. в. буд. в.

 

Глаголы изменяются

по числам по временам

 

ед. ч. мн. ч. н. вр. пр. вр. б. вр

 

число лицо число род число лицо

 

Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы:

Что делаю? Что делаешь? Что делает?

Что делаем? Что делаете? Что делают?

 

Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы:

Что делал? Что делала?

Что делало? Что делали?

Глаголы будущего времени отвечают на вопросы:

Что буду делать? Что сделаю?

Что будешь делать? Что сделаешь?

Что будет делать? 0Что сделает?

Что будем делать? Что сделаем?

Что будете делать? Что сделаете?

Что будут делать? Что сделают?

КОНСПЕКТ УРОКА №2

Тема урока: « Время глагола»

Цели:

Образовательные:

  • повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола;

  • формировать навыки контроля при работе с текстом;

  • активизировать знания детей о глаголе.

  • Развивающие:

  • развивать навыки точного употребления глаголов в речи;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать гибкость воображения и способность к переносу – аналогизирование;

  • формировать основу логического анализа окружающей действительности;

  • развивать пространственные представления;

  • развивать речь учащихся.

Воспитательные:

    • развивать позитивное эмоционально-ценностное отношения к русскому языку;

    • развивать чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

    • пробудить познавательный интерес к слову, стремление совершенствовать свою речь.

Знать:

    • грамматические признаки глаголов, роль глаголов в речи.

Уметь:

      • строить диалогические и монологические высказывания, находить глаголы, правильно их писать, использовать в речи, конструировать предложения; использовать средства выразительности, приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


 

I. Организационный момент.

Сели правильно, настроились на работу, проверили всё ли готово к уроку.

II. Чистописание.

- Открыли тетради, записали число.

Сегодня на минутке чистописания мы будем записывать соединения буквы о с согласными буквами р, с, б, м.

ор ос об ом и наоборот ро со бо мо - чередуя.

III. Актуализация знаний.

- Догадайтесь, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- А поможет вам в этом стихотворение:

Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт. (О глаголе)

 

- Прочитайте 1 группу слов:

Спины, тетради и ручки, парты, улыбку.

- Вы меня поняли? Прочитайте 2 группу слов:

Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.

- А теперь? Как вы думаете, что можно сделать, чтобы стало понятно? (Соединить эти слова по смыслу)

- А теперь понятно о чем идет речь? Что помогло вам понять?

- Что объединяет слова второй группы? (Глаголы).

- Давайте определим тему нашего урока. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем усовершенствовать знания, полученные о глаголе.

- Какую же роль играют глаголы в нашей речи?

- Они делают нашу речь ясной, понятной.

- Дайте определение данной части речи.

IV. Словарная работа.

- А сейчас мы поиграем со словами. А поможет нам в этом игра: «Куча мала». На доске в разном порядке расположены (можно на карточках) слова с пропущенными орфограммами. (Ворона, побеседую, горевал, картофель, собака, желаем, трактор, ужинать, позавтракать, костюм).

- Посмотрите, из чего состоит «Куча мала»? (Из слов; из слов разных частей речи)

- Что объединяет эти слова? (Все слова с безударной гласной, непроверяемой ударением или другими словами – слова с непроверяемым написанием)

- Работа с комментированием.

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который каркает, летает, ворует всё блестящее: (ворона).

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который носят, марают, стирают, гладят: (костюм).

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который копают, варят: (картофель).

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который сторожит, лает, кусает: (собака).

- Выпишите слово, обозначающее предмет, который сеет, пашет, боронит: (трактор).

- Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.

- В какой части слова находится орфограмма? (Корень)

- Что вам помогло правильно найти слово?

Взаимопроверка. (Оценки)


 

V. Работа по теме урока. Мозговой штурм.

1. Работа над стихотворением.

- Прочитайте стихотворение, объясните знакомые орфограммы:

Этот хитренький глагол

Себе время изобрёл

«Ухожу», - кричит сегодня.

«А вчера,- кричит, - ушёл».

«Завтра,- скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему!

- Как изменяются глаголы в этом стихотворении? (Глаголы изменяются по временам)

- В каком времени могут употребляться глаголы?

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?

- Выпишите из текста глаголы и определите время.

2. Определение времени глагола, изменение глаголов по временам.

- В «Куче» найдите глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени, вставьте пропущенные буквы. (Побеседую, горевал, желаем)

- В какой форме стоит глагол ужинать, позавтракать? (В неопределённой)

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?

- Разберите слово ужинать, позавтракать по составу, напишите все возможные формы глагола.

I вариант - Ужинать – ужинаю, ужинал, поужинаю.

II вариант - Позавтракать – позавтракал, позавтракаю.

- На что обратили внимание?

- Какой вывод можно сделать? (От глаголов, отвечающих на вопрос что сделать? нельзя образовать глаголы настоящего времени)


 


 

3. Цифровой диктант.

- У вас на столах карточки, в которых указаны времена глаголов, впишите номера глаголов в карточки.

Прош.вр Наст.вр. Буд.вр.

1. учится

2.оживет

3.пели

4.написал

5.сияет

6.высохнет

7.написал

8.летит

9.уточнит

10. просить

- Какое слово лишнее? Почему?

VI. Физкультминутка.

- Я называю глагол в прошедшем времени - подпрыгиваете, в настоящем времени – приседаете, в будущем времени – выполняете наклоны.

VII. Закрепление.

1. Работа по учебнику

Стр.74 упр. 28.

Стр.75, упр. 30

- Разобрать предложение по членам предложения.

2. Самостоятельная работа.

- упр. 31 (для сильных учащихся).

- по карточкам (для слабых учащихся).

VIII. Творческая работа «Оживи текст».

Лексико – стилистическая работа.

- Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».

Весна. Весёлая капель. Ручьи. Деревья. Перелётные птицы.

(Наступила долгожданная весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелётные птицы).

Чтение текстов.

IX. Итог урока.

- Какие знания о глаголе помогли вам сегодня на уроке? Что нового узнали?

Сегодня на уроке я:

- узнал новое…

- научился …

- было трудно…

- все понял, могу помочь другим…


 


 

КОНСПЕКТ УРОКА №3

Тема: «Изменение глаголов по лицам и числам»

Цели: уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением глаголов по лицам и числам, формировать умение распознавать лицо и число глагола, определить все или глаголы изменяются по лицам и числам; формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени.

Задачи:

  • Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

  • интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

  • Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

  • Познавательные:

  • строить сообщение в устной форме;

  • находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

  • Коммуникативные:

  • воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

  • строить монологическое высказывание;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать другое мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре).

Ход урока:

1. Организационно-мотивационный этап:

Учитель создаёт психологический настрой на урок и приветствует учеников.

Ребята! Давайте улыбнемся, как улыбается солнце, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Нужно помнить – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

2. Актуализация знаний:

Мотивируя деятельность учащихся, учитель читает стихотворение, нацеливает на работу и проверяет знания учащихся по теме глагол

- Послушайте и определите, о какой части речи говорится в стихотворении?

Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – все в действие придет. Летит ракета, Люди строят здания. Цветут сады, И хлеб в полях растет.

- О какой части речи говорится в стихотворении? (о глаголе) Почему Вы так решили?

- Откроем тетради, запишем сегодняшнее число: ...... Классная работа.

- Минутка чистописания. Посмотрите на слова, на доске, сделайте вывод: какую букву мы с вами сегодня будем прописывать и почему? Что объединяют все эти слова. Пропишем

- Посмотрите внимательно на слово. Попробуйте определить лицо и число глаголов.

думает (3л., ед.ч.) дарят (3л., мн.ч.) дышу (1 л., ед.ч.) давить ??????? даете (2 л., ед.ч.) дразним (1л., мн.ч ) диктуете (2л., мн.ч.)

- Все выполнили? Не возникло ли у вас затруднений?

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Определение темы, цели и задач урока.

- Определите тему нашего урока. (Изменение глаголов по лицам и числам)

- Вспомним, что мы знаем о глаголе. А всё ли мы знаем о нём?

- Какой будет цель урока? (Познакомиться с изменением глагола по лицам и числам)

- А какими будут задачи, чтобы достичь поставленной цели?

  • научиться определять лицо и число глагола;

  • выяснить все ли глаголы изменяются по лицам и числам;

  • развивать и обогащать речь учащихся;

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

- Есть ли необходимость в изучении данной темы? Ваши предположения.

- Сегодня мы пополним свои знания. Из предложенных слов составьте девиз к уроку.

- Девиз нашего урока будет таким: "О глаголе знаю много, но хочу узнать ещё".

- Кто догадался, что нужно сделать, чтобы правильно определить лицо глагола. (подставить местоимение)

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

«Открытие нового знания»

Найдите в оглавлении тему нашего урока, откройте нужную страницу. (105). Прочитаем рубрику «Тайны языка». Глагол обозначает действие. А действия совершаются разными действующими лицами. И по глаголу можно узнать, какое действующее лицо совершает это действие. Если действует сам говорящий, то про себя он скажет: я сижу, читаю, пишу. Это первое лицо глагола. Про действие своего собеседника он скажет: ты …, .., .. . Это второе лицо глагола. А про третьего он скажет: он …, …, … .Это третье лицо.

- Сейчас каждому из вас предстоит провести мини – исследование. Работа по карточкам

 

Единственное число

Множественное число

1 лицо

 

 

2лицо

 

 

3лицо

 

 


 

Запишите в таблицу глагол: пишу измените его по лицам и числам. Сделайте вывод.

- Что изменилось? (окончание)

-Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы правильно определить лицо и число глаголов? (подставить местоимение)

- Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.

- Вернемся к заданию. Почему не можем определить лицо и число глагола в этом слове?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: глаголы в Н.ф. не изменяются по лицам и числам.

Выполним упр.1

Физминутка

5. Этап первичной проверки понимания изученного.

Самостоятельное исследование.

Следующий этап работы - творческое задание (работа в парах)

- Какое сейчас время года?

- Да, осень. По календарю она длится три месяца. Каждый месяц осени по-своему хорош.

- Чем он хорош?

Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Это самое лучшее время для сбора грибов.

Октябрь называют вершиной осени (это середина) листопад – так называли октябрь в старину. В октябре и лист на дереве не держится. Октябрь землю покроет: где листком, где снежком.

Ноябрь - в ноябре зима с осенью борются. Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова “груда”, что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем.

- У вас на парте лежит листочек, на который запишите красивое предложение об осени, загадку, пословицу или стихотворение.

- А у глаголов, определите лицо и число. Эту работу можно выполнить индивидуально и помочь своему соседу по парте. Проверка.

 

6.Этап применения знаний

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Соревнование по рядам

- А какая же осень без игр и забав. Я предлагаю игру «Кто быстрее?»

Слева укажите местоимение, справа лицо и число. Какой ряд выполнит быстро и правильно.

(Пускаю листочек с глаголами, а ребята дописывают, то что требуется)

мы поём 1л., мн.ч. он играет 3 л., ед.ч ты споришь 2 л., ед.ч.

я иду 1 л., ед.ч. вы несёте 2 л., мн.ч они мечтают 3 л., мн.ч


 

7.Этап обобщения и систематизации знаний

Самостоятельная работа

- Коль вы справились с заданием, то надеюсь, что следующее вам будет под силу, тем более что вы его будете выполнять в парах.

Работа по учебнику: стр.106, упр.2

Проверка на экране

8. Подведение итогов занятия.

- Четкость и краткость этапа;

- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест.

Тест

1. Глагол – это часть речи, которая называет:

1)действие предмета

2) признак предмета

3) предмет

2. У глаголов при изменении меняется:

1) окончание

2) основа

3. Лицо глагола определяй:

1) по местоимению

2) окончанию

3) по предлогу

4. Как определить вид глагола?

1) по предлогу

2) по вопросу

3) по слову стоящему перед ним

5. В предложении глагол чаще всего является:

1)сказуемым

2)подлежащим


 

9. Этап рефлексии

- Достигли ли цели урока?

- Возникали ли трудности в ходе урока?

- Как мы их преодолевали?

- А для тех, кто сомневался в чем – то, ошибался, возьмите на вооружение слова Януша Корчака о том, как один мальчик, ваш ровесник, преодолевал школьные трудности. «Стихи, которые я должен выучить наизусть, — это аэропланы. Каждое выученное слово — 100 метров вверх. Если я выучу стихотворение без ошибок, я беру высоту в 3 километра. Так приятно ни разу не сбиться!»

- Я думаю, что мы сегодня взяли свою высоту, а на пути к ней преодолели «препятствия» и поднялись ещё на одну ступеньку лестницы в страну Знаний.

 

КОНСПЕКТ УРОКА №4

Тема: «Глагол. Закрепление изученного»

Цель:

  • актуализация знаний учащихся о существенных признаках глагола, о правописании основных орфографических правил по теме урока.

Задачи:

  • Формировать предметные УУД:

  • содействовать систематизации знаний учащихся о глаголе;

  • упражнять в правописании основных орфограмм по данной теме;

  • содействовать развитию письменной связной речи учащихся;

  • воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.

  • Регулятивные УУД:

  • учить принимать и сохранять учебную задачу;

  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

  • планирование работы в группе,

  • контролирование затраченного времени на задание,

  • оценивание своей работы на уроке;

  • Познавательные УУД:

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;

  • учить использовать знаково-символические средства, схемы;

  • Коммуникативные УУД:

  • принимать различные точки зрения, договариваться, находить общее решение;

  • умение организовывать и поддерживать диалог

  • Личностные:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию

  • формирование мотивации к обучению и познанию

  • формирование уважительного отношения к иному мнению


 

Ход урока

1.Организационный момент (Психологическая установка)

- Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их.

- А теперь представьте, что у вас на ладошке сидит солнечный зайчик, улыбнитесь ему и подарите тихонько кому-нибудь из класса или гостям вашего зайчика. Я рада видеть ваши улыбки! И мне очень бы хотелось, чтобы весь урок вы бы улыбались и ничего не боялись, работали дружно и активно.

 

2.Постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке мы будем говорить…, а догадайтесь сами о чём, послушав стихотворение (учитель читает стихотворение)

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про ….

- О какой части речи идет речь? (о глаголе).

- Это новая тема или уже знакомая? (знакомая).

- А зачем же мы опять говорим про глагол, уже и так много уроков было по этой теме? (Нам надо повторить изученный материал, а может и про глагол ещё что-нибудь узнать)

- Значит, какова будет тема урока? (Повторить всё о глаголе)

- А я бы хотела назвать наш урок так: «Мой друг – глагол!?»

 

3. Планирование решения учебной задачи

-Ну, что ж, тогда скажите, что бы вы хотели повторить на сегодняшнем уроке, какие бы задали вопросы? (учащиеся задают вопросы)

-Чтобы систематизировать ваши знания, я вынесла основные вопросы для повторения на сегодняшнем уроке.


 

- У вас на столах лежат карточки с такими же вопросами, записанными в виде таблицы.

Вопрос

Начало урока

Конец урока

Что такое глагол?

 

 

Какие временные формы есть у глагола?

 

 

Как изменяется глагол в настоящем и будущем времени?

 

 

Как изменяется глагол в прошедшем времени?

 

 

Как определить спряжение глагола?

 

 

Правописание глаголов

личных окончания глаголов

 

 

Не с глаголами

 

 

Ться , - тся в глаголах

 

 

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов

 

 


 

 


 

- Отметьте в столбце «начало урока», насколько хорошо вы знаете ответ на данные вопросы (! – знаю хорошо, ? – не знаю, !? – сомневаюсь)


 

- А теперь двигаемся по нашим вопросам.

1 вопрос: «Что такое глагол»? Поднимите руки, кто поставил ! знак, ? знак, !?

-Дайте ответ на этот вопрос (Глагол –это часть речи, которая обозначает действия предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

- Поиграем с глаголами и распределим на группы по смыслу (учащиеся называют глагол и смысловую группу)

На слайде (для вопросов 2, 3, 4)

По мере того, как дети дают ответ, открывается карточка

 

2 вопрос: Какие временные формы есть у глагола? (Глаголы изменяются по временам. Могут быть настоящего, будущего и прошедшего времени).

3 вопрос: Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени (по лицам и числам)

4 вопрос: Как изменяются глаголы прошедшего времени? (по числам и родам)


 

- Работа в группах. Капитаны подойдите и возьмите задание для своей группы (капитан вытаскивает лист с заданием, кому что попадется)

1 группа «Измени глаголы по временам»

Н.Ф.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Стоять

 

 

 

Зацвести

 

 

 

Журчать

 

 

 

Защебетать

 

 

 


 


 

2 группа «Определите спряжение глаголов»

Помнишь, рубят, лечим, возите, вянут, пускает, видит, летаешь, несёте, скажем,

цветёт, гонит, молчит, поёте

3 группа «Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы»

Меша…т, выстав…т, бре…т, напил…т, копа…т, услыш…т.

4 группа «Найти в предложениях глаголы, определить время, лицо и число»

Дерево живет корнями, а человек друзьями.

Друга на деньги не купишь.

Дружба не гриб, в лесу не найдёте.

За дружбу дружбой платят.

Дружба — как стекло, разобьём – не склеим.

Друзья познаются в беде.

Над другом посмеюсь — над собой поплачу.

(Капитаны садятся, и группа приступает к выполнению задания. Учитель не ходит по классу, никому не помогает)

После того, как команды справились с заданием, представитель от команды у доски представляет его выполнение. У всех учащихся класса скреплены все карточки с заданиями, они открывают нужную выполняют задание уже совместно и отвечающим у доски. После этого появляется слайд с правильным ответом.

1 группа

Капитан: - Из нашей команды пойдёт отвечать…..

Отвечающий: - Нашей команде необходимо было изменить глаголы по временам.

Мы это сделали так... (во время проговаривания, весь класс выполняет запись на карточке)


 


 


 


 

Н.Ф.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Стоять

Стою

стоял

Буду стоять

Зацвести

 

Зацвёл

зацветёт

Журчать

журчит

Журчал

Буде журчать

Защебетать

 

Защебетал

защебечет


 

Проверьте по слайду:

 

- Почему заполнены не все столбики? (потому что у глаголов совершенного вида нет настоящего времени или глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? настоящего времени не имеют)

- Молодцы! Ещё раз повторите это.

4 группа

Капитан: - Из нашей команды пойдёт отвечать…..

Отвечающий: - Нашей команде необходимо было найти в предложениях глаголы, определить время, лицо и число.

(ученик называет глагол, время, лицо, число, остальные на данной карточке отмечают и проверяют по слайду. Учитель щелчком мышки после ответа показывает правильность)

Дерево живет корнями, а человек друзьями. (живёт – настоящее.вр., ед.ч., 3 л.)

Друга на деньги не купишь. (не купишь - будущее.вр., ед.ч., 2 л.)

Дружба не гриб, в лесу не найдёте. (не найдёте - будущее.вр., мн.ч., 2 л.)

За дружбу дружбой платят. (платят - настоящее.вр., мн.ч., 3 л.)

Дружба — как стекло, разобьём – не склеим. (разобьём - будущее.вр., мн.ч., 1 л., не склеим - будущее.вр., мн.ч., 1 л.)

Друзья познаются в беде. (познаются - настоящее.вр., мн.ч., 3 л.)

Над другом посмеюсь — над собой поплачу. (посмеюсь - б.вр., ед.ч., 1 л., поплачу - б.вр., ед.ч., 1л.)

 

2 группа

Капитан: - Из нашей команды пойдёт отвечать…..

Отвечающий: - Нашей команде необходимо было определить спряжение глаголов

Помнишь, рубят, лечим, возите, вянут, пускает, видит, летаешь, несёте, скажем,

цветёт, гонит, молчит, поёте

- Отвечающий называет глагол и его спряжение, остальные подписывают сверху. После ответа появляется слайд, где слова распределены в два домика. Учащиеся проверяют.

 

- Как вы определяли спряжение глаголов?

- Повторите это ещё раз (нажимается название города и высвечиваются окончания)

 

- А не пора ли отдохнуть? (физкультминутка)

 

3 группа

Капитан: - Из нашей команды пойдёт отвечать…..

Отвечающий: - Нашей команде необходимо было определить спряжение глаголов, вставить пропущенные буквы

 


 

Меша…т, выстав…т, бре…т, напил…т, копа…т, услыш…т.

Отвечающий называет спряжение и букву, учащиеся на карточке подписывают и вставляют букву

(по мере ответа, на слайде слово переходит в нужный город (первое спряжение к или второе спряжение и вставляется буква)

 

- Как вы определяли спряжение у этих слов и вставляли букву? (Надо поставить слово в неопределённую форму)

 

- Мы с вами повторили о спряжениях глагола и правописании личных окончаний глаголов. А как пишется не с глаголами? (Не с глаголами пишется раздельно)

- А что вы можете сказать о правописании мягкого знака после шипящих на конце глаголов? (На конце глаголов)

А ещё про одну орфограмму давайте вспомним, выполнив задание на следующей карточке

 

- Вернёмся к нашим вопросам, которые мы поставили в начале урока, вспомните, все, о чём мы говорили на уроке и поставьте знаки !, ?, !? в графе «конец урока»

 

А теперь оцените наш урок и свою работу на уроке

 

Внизу 3 звёздочки: первая – я на уроке (зелёный – я активен, красный – пассивен ), вторая – моя группа, третья – урок (интересный, я всё запомни


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2 ГЛАВА

Языковые и дидактические игры по теме “Глагол”

Закрепление понятия о глаголе

 

Игра “Найди глаголы”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.

Содержание. На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

Материал для игры:

В понедельник я стирала

Чашки в пятницу помыла,

Пол во вторник подметала,

А в субботу торт купила,

В среду я пекла калач,

Всех подружек в воскресенье

Весь четверг искала мяч.

Позвала на день рожденья.

 

( П. Башмаков).

Игра “Кто больше?”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения образовывать глаголы с помощью приставок.

Содержание. Играют 3 команды по 5-6 человек. Капитаны получают конверты, в которые вложены карточки с глаголом. Задача команд: за 3 минуты образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Каждый игрок может образовать несколько глаголов, все предложенные глаголы записывает один из игроков на одном общем листе бумаги. По сигналу учителя команды начинают и заканчивают работу, после чего капитаны читают образованные глаголы. Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.

Материал для игры:

1/ ходить, 2/ лить, 3/ писать.

Игра “Что делать? Что сделать?”

Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?

Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

 Материал для игры:

Закрыть , смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.

Изменение глаголов по числам

Игра “Кто как кричит?”

Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн. ч.. Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол во мн.ч. Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с заданием.

Материал для игры:

Коровы - (мычат),

куры - (кудахчут),

Свиньи – (хрюкают),

вороны - (каркают),

Собаки – (лают),

воробьи - (чирикают),

Кошки -(мяукают),

кукушки - (кукуют),

Утки - (крякают),

соловьи - (поют),

Гуси - (шипят),

лягушки – (квакают),

 


 

 

Игра “Кто что делает?”

Цель. Закрепление умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн.ч. Задача игроков: дописать к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справиться с заданием.

Материал для игры:

Повара - (варят)

ветры – (дуют)

Кузнецы - (куют)

ручьи – (текут)

Маляры - (красят)

цветы - (цветут)

Строители - (строят)

травы - (зеленеют)

Врачи – (лечат)

дожди – (идут)

Учителя – (учат)

ягоды – (поспевают).

Изменение глаголов по временам


 

Игра “Какое время?”

Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.

Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.

 Летит без крыльев и поёт, 
Прохожих задирает.
Одним проходу не даёт,
Других он подгоняет.

Длинной шеей поверчу -
Груз тяжёлый подхвачу,
Где прикажут – положу:
Человеку послужу.

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.


 

Игра “Кто внимательнее?”

Цель. Закрепление понятия о прошедшем времени глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. Текст стихотворения предварительно записан на доске.

Осторожно ветер

Пожурил за что-то

Из калитки вышел,

Воробьёв знакомых

Постучал в окошко,

И, расправив бодро

Пробежал по крыше,

Молодые крылья,

Поиграл немного

Полетел куда-то

Ветками черёмух,

Вперегонку с пылью.

Работа ведётся в форме выборочного диктанта. Учащимся предлагается выбрать и записать только глаголы прошедшего времени и обозначить в них суффикс - “л”. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Неопределённая форма глагола

Игра “Найди неопределённую форму глагола”

Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. Игра проводится в форме выборочного диктанта, который пишет весь класс. Детям предлагается записать только глаголы в неопределённой форме из стихотворения, которое читает учитель. Побеждает ученик, который правильно записал все глаголы в неопределённой форме.

Хорошо ночевать нам в палатке,
Через лес проходить напрямик.
Знать до тонкостей птичьи повадки,
Понимать их весёлый язык.

Нас приветствуют звонкие птицы,
Шум листвы и журчанье ручья.
Так шагать по земле и учиться
До чего интересно, друзья!

Если очень стараться, ребята,
Если очень хотеть и мечтать,
Мы из школьных кружковцев – юннатов
Можем завтра учёными стать.

Подчинять человеку природу,
Чтоб земля процветала твоя,
И трудиться на благо народа
До чего интересно, друзья!

(М. Матусовский).


 


 

Игра “Аукцион”

Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога ( дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов ( рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.


 

 Игра “Замени одним глаголом ”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.


 

Содержание. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. На доске записаны фразеологические обороты, задача игроков – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Класс оценивает работу команд.


 

Материал для игры:

Совать нос,

дать стрекача,

Клевать носом,

выходить из себя,

Зарубить на носу,

чесать языки,

Унести ноги,

бить баклуши,

Надуть губы,

ломать голову,

Заговаривать зубы,

водить за нос.


 

 

Игра “Закончи пословицу”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.


 


 

Содержание. В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.


 

Материал для игры:

Мир строит, а война……..(разрушает).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Занимательный материал

Лингвистическая сказка о глаголе


 

У Глагола Ι было 3 сына с совершенно разными характерами.

Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Средний был мечтатель, романтик и

фантазер. Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, умеющий только приказывать. Поучать и побуждать к действию.

         Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в

нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

         Девизом жизни всех горожан первого города, в котором правил старший брат, были слова: "Было! Есть! Будет!”

         У среднего брата мечтательные жители существовали под девизом: "Если бы, да кабы!”

Обитатели третьего города подчинялись девизу: "Так точно! Будет сделано!”

         Каждый год сыновья отчитывались перед королём о своей работе. На вопрос короля, как они заботятся о своих жителях, старший отвечал: «Помогал, помогаю, буду помогать!»

Средний вздыхал: «Помогал бы…» И тут же выдвигал свои условия. А последний сын

приводил своих подчинённых и давал им приказы: «Помогай! Помогайте! »

 

   Вот какие разные и интересные правители городов. Выпишем из сказки глаголы, с помощью которых отчитывались сыновья перед королем.

   Поставим к ним вопросы. Чем отличаются эти глаголы?

 

     Действительно, глаголы стоят в разной форме, отличаются и по смыслу.

Одни из них обозначают время прошедшее, настоящее, будущее, другие желаемое при

определенных условиях, или выражают просьбу, приказ.


 


 


 


 


 

3 ГЛАВА

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Глагол».

Цели занятия:

образовательная:

обобщить сведения о глаголах; закрепить, расширить и углубить знания учащихся по русскому языку;

развивающая:

активизировать мыслительную деятельность, развивать мышление, память, сообразительность; побуждать к познанию нового; формировать навыки командной игры;

воспитательная:

воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества..


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 

Список использованной литературы


 

1) http://www.kakprosto.ru/kak-80364-chto-takoe-imya-sobstvennoe

2) http://www.metapower.tv/school/blog/ArticleID/1252

3) https://infourok.ru/podborka-stihov-pro-vezhlivost-659156.html

4) https://infourok.ru/igrovie-uprazhneniya-pravila-vezhlivogo-obscheniya-532984.html

5) https://www.tutoronline.ru/blog/rechevoj-jetiket-formy-obrawenija

6) http://helpiks.org/8-99279.html

7) https://infourok.ru/igrovie-uprazhneniya-pravila-vezhlivogo-obscheniya-532984.html

8) http://festival.1september.ru/articles/636662/


 


 


 


 


 


 


 


 



 


 


 


 


 


 


 


 


Полный текст материала Проект по русскому языку "Глагол" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вотякова Анна Владимировна  Публикатор
21.04.2020 0 11683 341

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК