Конспект урока русского языка "Звуки и буквы"; 2 класс


Предмет-русский язык, 2 класс

Учитель- Ларионова Т.В., учитель высшей категории

Тема : Звуки и буквы

Педагогические цели:

Создать условия для повторения и уточнения представлений учащихся о звуках и буквах, ознакомления с правописанием словарного слова октябрь; способствовать формированию умения различать звуки и буквы, обозначать звуки буквами на письме, использовать условные звуковые обозначения слов

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные результаты:

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу., взаимовыручке

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию схем; знакомятся с базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – осуществляют сравнение, анализ.

Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Основное содержание темы, понятия и термины

Звуки и буквы. Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот. Слово с непроверяемым написанием октябрь

Образовательные ресурсы

Схема «Звуки». Презентация к уроку. Электронное приложение по теме « Звуки и буквы», физминутки для глаз по Галкиной.

Оборудование:

Мультипроектор, интерактивная доска.

Комплект методических материалов программы УМК « Школа России»:

 

1. Канакина, В. П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2015.

2. Ситникова Т.Н., Яценко И..Ф., Васильева Н.Ю.

Поурочные разработки по русскому языку.2 класс.-М.: ВАКО, 2015.-368с.- ( В помощь школьному учителю)

3. Диск по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого « Русский язык.2 класс» (М., 2014)

 

 

 

 

Ход урока

1  Орг. момент

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по Стране Русского Языка. Чтобы путешествие было полезным и интересным, а знания и умения вы могли бы применить в жизни, вам необходимо быть внимательными и активными.

Ну, а теперь мы все вместе отправляемся в путь.

 

  • 2..Минутка чистописания (Ь,Ъ)

Посмотрите, что это? ( Верно) Перед нами ворота в страну русского языка. Чтобы попасть в волшебную страну, надо всем писать красиво и аккуратно в своих тетрадках. Давайте приготовим пальчики к работе. Посмотрите на экран и повторяйте упражнения.

  • Пальчиковая гимнастика « Стена», « Птица», « Землемерка»

Ребята, открываем тетради и старательно пишем. Откройте тетради и запишите:

22 октября.

Классная работа.

- Какие буквы записаны?

- Что мы о них знаем? ( Они не обозначают звуков. Мягкий знак - показатель мягкости)

( Верно, молодцы)

А теперь пропишите буквы, чередуя, до конца строчки.

Молодцы. Постарались и как видите ворота в страну РУССКОГО ЯЗЫКА для нас открылись..

3. Постановка учебной задачи

  • Но дорогу нам преграждает стена, да необычная, а СТЕНА РАЗМЫШЛЕНИЙ. Мы вместе сможем преодолеть её, если, прослушав сказку, вы догадаетесь, о чём пойдёт речь на уроке. Сказку нам сегодня расскажет Катя.

Жили-были звуки… Надоело им летать по белому свету невидимками. «Что же это такое? -стали размышлять звуки. - Нас любят, без нас не могут обойтись ни звери, ни птицы, ни растения. А ведь человек и дня не может прожить без того, чтобы не использовать нас в речи. И как жаль, что при этом нас никто не видит! Надо что-то делать! » И решили звуки сшить себе костюмчики. Пусть они, хотя и будут невидимками, но в костюмчиках всегда будут видны. Не простые получились костюмчики, а с характером. Звуки назвали их буквами.

Ребята, я надеюсь, что вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке? ( О звуках и буквах)

Верно, тема нашего урока: « Звуки и буквы».

Как вы думаете, чему мы должны научиться?

В учебнике на стр.78 мы найдём главный вопрос, на который должны ответить на уроке.Откройте учебники. Прочитаем его хором

( Как различить звуки и буквы?)

  • Мы справились с этим заданием и можем двигаться дальше.

  • А что это перед нами? ( Город звуков и букв. ) Жители города готовились к встрече с вами и заранее приготовили для вас интересные, но непростые задания. Чтобы попасть в город, мы должны рассказать, что мы уже знаем о звуках и буквах.

4 .Работа по теме

1. Беседа о звуках и буквах

  • - А что вы знаете о буквах? ( Буквы мы видим и пишем).- Хорошо.

  • - А о звуках? (Звуки мы произносим и слышим.). Правильно

  • Сейчас я предлагаю вам следующее задание. Я начну, а вы должны продолжить предложения:

  • Звуки бывают….( гласные и согласные)

  • Гласные звуки бывают …..( ударные и безударные)

  • Согласные звуки бывают……( звонкие и глухие, твёрдые и мягкие,).

Молодцы, мы смогли войти в ГОРОД ЗВУКОВ и БУКВ

Физкультминутка для глаз

Давайте посмотрим , что там происходит

Слушайте и следите глазами за движущимися предметами. Дети, что вы увидели? ( В этой стране тоже осень ) А что услышали? ( Шум ветра)

Вижу, что вы готовы и смотреть, и слушать, значит ваши знания о звуках и буквах помогут вам узнать новое словарное слово

2.Словарная работа . Звуко-буквенный разбор

Слушайте внимательно и тогда обязательно справитесь

  • Произнеси второй звук слова « кот».

  • Произнесите первый звук в слове «карусель» («К»)

  • Произнесите второй слог в слове «утята»

  • Произнесите парный согласный звуку «П».(«Б»)

  • Произнесите последний звук в слове «сентябрь» «Р»)

  • -Какое слово у вас получилось?(октябрь)

Какое опасное место в слове надо запомнить?(О) Попробуйте придумать , как эту букву можно запомнить.

Если трудно можете воспользоваться подсказкой на слайде.( В октябре холодно, мокро, октябрь -это уже осень. Во всех словах, связанных по смыслу с этим словом под ударением о. Так можно запомнить, что и в этом слове надо писать букву о)

Напишем слово октябрь с большой буквы, с красной строки также красиво и правильно.

У доски работает Карина. Комментируй.

- Разделите слово на слоги, поставьте ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить.

Назови все буквы в слове правильно по порядку.

Продолжаем работу над словом. Звукобуквенный разбор на доске выполнит Володя, все остальные работают в тетрадях.

Почему звуков меньше? ( Мягкий знак звука не обозначает)

Дайте характеристику второму звуку, если надо, пользуйтесь памяткой ( Звук [к] – согласный, он глухой парный, твёрдый парный). Отвечает Люба.

  • Развитие речи ( по электронному приложению)

Мы с вами поработали над написанием названия ещё одного осеннего месяца. Давайте используем его в своей речи и придумаем с ним предложение.

( В октябре много холодных дождливых дней) Молодцы.

Осень вдохновляла многих поэтов, писателей и художников.

Посмотрите как изобразил осень народный художник Башкирии (Александр Данилович ) Бурзянцев в своей картине «Урал осенний. Осень в горах».

А вот какое замечательное стихотворение написала башкирская поэтесса Гульфия Юнусова. Послушайте
“Падают листья” 

Первым вестником зимы
Снег кружится мелкий.
Листья падают с дубов
Рыжие, как белки.
Плотно, будто бы ковром,
Корни укрывают.
Так по-своему они
Землю утепляют.

Посмотрите на экран, перед вами отрывок из стихотворения знаменитого русского поэта А.С. Пушкина.

Вставьте подходящее по смыслу слово:

( Декабрь, май, октябрь) уж наступил- уж осень отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей.

А.С. Пушкин

Послушайте.

- Все ли слова понятны? (Нет. Что означает нагие? Нагие ветви – это значит голые, без листьев)

- А с каким чувством я читала? ( С грустью)

- Какое чувство вызвали у вас эти строки? ( Чувство грусти) Передайте это чувство интонацией.

(Молодцы.)

Выполните такое же задание во втором предложении.

 

В октябре, в октябре частый ( снег, град ,дождик ) на дворе.

С. Маршак

 

- Кто был внимателен и заметил словарное слово в этих отрывках, поднимите руку. Назови слово так , как мы его произносим. .А теперь , проговаривая по слогам так, как надо писать.( Октябрь)

Запишем второе предложение с комментированием. Комментирует Станислава.

- Читая строки вы озвучивали письменную речь . Из чего состоят слова письменной речи?( Из букв)

А слова устной речи? ( Из звуков)

Впереди много трудных заданий, давайте отдохнём.

  • Музыкальная физминутка

Продолжим работу по учебнику, будем тренироваться различать звуки

Найдите в учебнике упр.116 стр.78

Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

( шар, ложка, шарф, лодка)

Назовите слова, в которых встретились одинаковые звуки. Произнесите эти звуки (Шар и шарф

[ ш ], [ а ], [ р ] или лодка и ложка [ л ], [ о ], [ к ], [ а ])

 

Назовите слова, которые различаются одним звуком. Произнесите звуки, которыми различаются эти слова.

(лодка и ложка [ ш ], [ т ])

Теперь вы сможете помочь гномам починить дом.

  • Работа по эл. приложению Игра : « Звуки1»

Перетащите эти звуки к словам.

ложка лодка

[ д ], [ т ], [ ж ], [ ш ]

Орфографическая минутка

 

  • Перед нами РАВНИНА ГРАМОТНОСТИ.

Звуки мы обозначаем буквами каждый раз, когда пишем под диктовку. Давайте потренируемся. Узнайте слова по транскрипции и напишите их. У доски будет работать Вика.

Помните, что в русском языке произношение и написание часто не совпадают.

Запись на карточках : [ лужы ], [ дажд'и ], [ гр'ас' ]

  • Напишите с красной строки с большой буквы первое слово( Лужи,)

Проверьте. Подчеркните опасное место.

На какое правило слово? Приведите свои примеры слов с таким сочетанием.

  • Поставьте запятую, напишите второе слово.(дожди)

На какое оно правило? ( На проверяемую безударную гласную). Докажи. (Ударение падает на гласную и, безударная гласная О, потому что проверочное слово дождь)

А теперь вы возьмите веры с гласными буквами Е и И , покажите, что можете справиться с таким заданием.

Е/И

Река листва, земля, грибы.

Поднимите руку те, кто ни разу не ошибся.( Молодцы)

Ребята, тем, кто остался сидеть надо постараться быть внимательнее

  • Поставьте запятую и напишите последнее слово (грязь) На какое оно правило ? ( На проверяемую парную согласную.) Объясни написание опасного места.

  • ( Парная согласная З, потому что , проверяю нет грязи)

Возьмите веры с согласными Ж и Ш , приготовьтесь правильно обозначать буквой последний звук и доказывать своё мнение.

Ж-Ш

Малыш, гараж, карандаш, ёж.

Вы справились с заданием и звуки приготовили для вас интересную игру» Эхо».

Сами звуки очень её любят. Я скажу слово, а вы хором вполголоса , как-будто вы эхо, назовите конец его так, чтобы у вас получилось новое слово

Смех, олень, клещ, сутки.

Молодцы, но пока мы играли со звуками..

Не давали буквам дело.

Им безделье надоело,

Надоело им скучать

И пошли озорничать.

И посмотрите, что из этого получилось.

Вы знаете, как важно, чтобы каждая буква стояла на своём месте. Давайте постараемся найти и вернуть на место заблудившуюся букву.

Сначала надо прочитать так, как написано, а потом, исправить ошибку.

« Буква заблудилась»

 

1) Утром бабушка к рубашке

Прибивала мне кармашки.( пришивала)

 

2)Закричал охотник : «Ой!»

Двери гонятся за мной. ( звери)

 

3) Сели в ложку и –айда!

По реке туда-сюда. ( лодку)

 

4) Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села. ( дочками)

 

5) Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную горку.( корку)

Молодцы, вы были внимательны и сумели помочь буквам вернуться на свои места. Продолжаем путь. Смотрите, что у нас впереди.

Работа над тестом « Звуки и буквы» в парах.

Впереди ВЕРШИНА ЗНАНИЙ, чтобы её покорить нам надо справиться с тестом.

Дети, скажите, как называют людей, которые покоряют горы? ( Альпинисты) Правильно.

А какие люди могут быть альпинистами? ( Смелые, отважные, которые всегда придут друг другу на помощь).

Друг за друга держаться, ничего не бояться.

Прочитайте пословицу. Скажите, как вы её понимаете? ( Вместе можно справиться с любой задачей)

  • Мы сейчас как альпинисты попытаемся покорить вершину знаний, а для этого нам надо справиться с тестом. Это самое сложное задание на уроке. Тесты мы только учимся делать, поэтому будем работать в парах, помните о взаимовыручке.

Обсудите и обведите правильные ответы. Кто выполнит работу, сядьте правильно.

  • Тест по теме "Звуки и буквы"

  • 1. Обведите слово, в котором количество букв и звуков совпадает:                                  1) уголь;         2) угол;         3) пеньки.                            

  • 2 Обведите слово, в котором звуков больше, чем букв:                                                        1) яма;         2) семья;          3) люк.                                                      

  • 3 Обведите слово, в котором все согласные звуки твердые:                                               1) час;          2) щука;       3) жила.   

  • 4 Обведите слово, в котором все согласные звуки мягкие:                                                  1) сияние;          2) цепи;           3) широко.                                                

  • 5. Обведите слово, в котором все согласные звуки глухие:                                                  1) мышь;     2) степь;   3) затем.                                                                 

  • 6. Обведите слово, в котором все согласные звуки звонкие:                                                1) дома;          2) плащ;          3) гараж.    

Проверяем. Если задание выполнено правильно, то перед цифрой ставьте плюс, если нет, то минус.

1 задание, правильный ответ угол…

Зажгите огоньки дружбы, если все задания выполнены без ошибок.

У кого была только одна ошибка?

Какое задание, которое показалось вам самым трудным? А какое было вас самым лёгким?  

Те, кто сумел покорить вершину знаний молодцы. А те, у кого пока не всё получилось, не огорчайтесь на следующих уроках мы продолжим этому учиться.

А чтобы все задания получались, вы потренируетесь в домашнем упражнении. Откройте дневники, запишите : упр.119 стр.80 ( уч.), по желанию можно выполнить

звукобуквенный разбор выделенного слова.                      

Итог. Рефлексия

Сегодня наше путешествие по стране Русского Языка подошло к концу. Давайте подведем итог нашего урока.

На какой вопрос мы должны были ответить ?

Как же различить звуки и буквы?

  • Начинайте со слов, написанных на экране.

Ребята, изучение этой темы не завершается на этом уроке, мы продолжим говорить о звуках и буквах и на следующих уроках

  • Давайте оценим свою работу на уроке. Если вы считаете, что со всеми заданиями на уроке вы легко справились, то для вас зажёгся зелёный свет, если не всё, то жёлтый. Если было очень трудно, то красный. Встаньте те, для кого зажёгся зелёный свет? .…жёлтый? …красный?

А я хочу отметить тех, кто на нашем уроке был особенно внимателен, активен, давал правильные ответы и помогал нам пройти все испытания. Это ……. Встаньте, пожалуйста.

Молодцы. Благодарю вас за работу. Садитесь

Ребята, вы были замечательными учениками. Спасибо за урок.

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Звуки и буквы"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ларионова Татьяна Витальевна  Публикатор
26.10.2020 0 15311 634

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК