Конспект урока русского языка "Значения приставок"; 4 класс
Тема урока: «Значения приставок» 4 класс
Учитель: Аввакумова Л.А.
Цели урока:
способствовать закреплению знаний о роли и значении приставок;
формирование умения проводить разбор по составу, образовывать новые слова.
Планируемый результат обучения, формирования УУД:
Личностные УУД: ценностная ориентация учащихся, желание и умение ответить на вопросы, умение видеть, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные УУД: организация учебной деятельности, способность принять учебную задачу, самостоятельно определять последовательность выполнения действий, способность контролировать результат и исправлять возможные ошибки.
Коммуникативные УУД: умение планировать и распределять роли при парной и групповой работе, умение точно выражать свои мысли.
Познавательные УУД: поиск и отбор необходимой информации, формирование представления о приставке как о значимой части слова, о способах словообразования.
Тип урока:закрепление и систематизация знаний
Ход урока
I.Организационный момент.
1. Психологический настрой класса на урок.
Посмотрите за окно.
- Какая сегодня погода?
- А какое у вас сегодня настроение?
У меня есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета).Тех кто выбрал:
Зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Красный лист - желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
Синий– будут настойчивы.
Улыбка ничего не стоит, но много дает. Подарите улыбку гостям нашего урока.
Она обогащает тех, кто ее получает,
Я хочу напомнить вам, что мы с вами одна команда и успех урока сложится из ваших маленьких побед. Желаю вам удачи на сегодняшнем уроке!
II.Мотивация учебной деятельности
Учитель: Сейчас ознакомьтесь с текстам на слайде
ОНА способна прикидываться частью корня самого слова, к которому она ПРИСТАВЛЕНА, часто придавая слову новые значения.
Учитель: О чём идёт речь?
Дети: Речь идёт о приставке и предлоге.
Учитель: Докажите, что речь идёт о приставке.
Приставка – это…
-
Часть слова
-
Находится перед корнем или после корня.
-
Для чего служит?
Давайте поставим цель нашего урока.
-закреплять знания о роли и значении приставок;
- проводить разбор по составу,
- образовывать новые слова
III. Актуализация знаний.
Фронтальная работа.
-Запишите число, классная работа
– Запишите только слова, имеющие приставки ( читает учитель)
Полёт, лётчик, написал, надежда, умница, уговорил, отнёс, овал, рассказ, испугать,беззаботный.
На какие группы можно распределить слова с приставками:
1.Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.
Для них характерно традиционное написание.
2. Буквы З, С на конце приставок
В приставках, оканчивающихся на -З(БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С.Приставки З- в русском языке нет
IV. Дифференцированная работа.
-Какое время года? Какую птицу называют вестником весны? Как вы уже заметили, карточки у вас разного цвета. Прочитайте, какие задания они вам предлагают выполнить.
Зелёная птичка –«Вставь приставку»: |
Синяя птичка - |
Красная птичка - |
Поработали с первой группой, переходим к приставкам оканчивающие на –з,-с.
V.Тест
Работа в тетради стр.70 упр.65
Тренировочные упражнения
Задания с использованием интерактивного задания.
Узнай приставку
Закончи предложениеhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2d50e79-7fb5-4cb0-bb2f-fd614a196843/%5BNS-RUS_3-09%5D_%5BIG_132%5D.swfhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2d50e79-7fb5-4cb0-bb2f-fd614a196843/%5BNS-RUS_3-09%5D_%5BIG_132%5D.swf
Закончи предложение
Где опасные места, с какой часть речи путают приставки?
VI.Работа в парах.
У вас на столе лежат карточки со словами.
(во) дворе, (по)прыгать, (на)ливать, (на)него. (по)дорожке, (про)бежка, (под)землёй, (у)тебя, (у)лететь, (по)глядеть, (по)лужам, (на)мокнуть.
Определите, что в каждом случае стоит в скобках – предлог или приставка. Выпишите их, слова с предлогами, слова с приставками. Кто какие будет писать договоритесь сами.
Предлоги приставки
во дворе попрыгать
на него наливать
по дорожке пробежка
под землёй улететь
у тебя поглядеть
по лужам намокнуть
Упражнение на расслабление.
Мы немного устали, давайте расслабимся и представим, что наш класс наполняется фиолетовым цветом, нам прохладно и неуютно, но чтобы стать ближе давайте пожмём друг другу руки. Теперь почувствуйте прохладу моря, класс наполняется голубым цветом, давайте прикоснёмся друг к другу плечом, нам станет теплее. А теперь мы на зелёной лужайке, улыбнитесь друг другу. Сколько красивых жёлтых цветов вокруг, солнышко согревает нас, пожелаем удачи друг другу и процветания! И стало совсем тепло от наших улыбок и сотрудничества, красный цвет радости, давайте похлопаем друг другу!
- Какими частями речи являются слова 1 столбика?
- Есть ли среди слов первого столбика глаголы?
- А среди второго столбика?
- Сделайте вывод.
- Глаголы не употребляются с предлогами. В глаголах пишутся приставки.
Решили лисы кролика (за)печь,
А кролик из духовки прыг (за)печь.
VII. Предложения на отдельных листочках приклеены на стенах класса (мальчики и, девочки) .Составить,запомнить,записать.
Разбор предложений
Яркое солнце появилось на синем небе.
Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.
Работа по учебнику стр.128 упр.136
Сегодня мы наблюдали за приставками, определяли значение приставок. Какие части слова вы можете назвать? (корень, приставка, суффикс, окончание). Что такое корень? (приставка, суффикс, окончание, основа)
Отгадайте шараду, разобрав слова по составу. (3 ученика разбирают с объяснением слова по составу)
ЦЕНА ОПИСЬ РЫБКА
Корень мой находится в "цене",
В "описи" найди приставку мне,
Суффикс мой вы в "рыбке" все встречали,
Вся же - в дневнике я и в журнале.
Рефлексия.
Ученикам необходимо ответить на вопрос, «С каким цветом у тебя ассоциируется сегодняшний урок?». Значение цветов может быть следующим:
• красный - тревожное настроение,
• зелёный цвет – прекрасное настроение;
• синий цвет – грустное настроение
• жёлтый цвет – радостное настроение;
Поставьте себе оценки за урок.
Я рада, что ваше настроение замечательное и хочу, чтобы оно осталось у вас таким на целый день.
Дополнительный материал
_______________________________________________________
Составьте из слов с приставками слова с предлогами. Например: Нарукавная повязка - повязка на рукаве.
Настенный календарь – Загородный дом -
календарь ______________ дом ________________
Подводные камни – Напольная ваза -
камни _________________ ваза _______________
Подберите и запишите по два слова к каждой схеме. Буква Н означает нулевое окончание.
Пушок, походы, нагрузка, полеты, ледок, подставка.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аввакумова Людмила Александровна
→ Публикатор 29.10.2020 0 1608 236 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.