Конспект урока русского языка "Правописание глаголов в прошедшем времени"; 4 класс


 

 

Технологическая карта урока.

Учитель: Щербанич С.В.

Предмет: русский язык

Класс: 4 «В»

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: онлайн-урок с применением интернет-платформы Zoom и образовательного дистанционного ресурса МЭО

Тема урока: Правописание глаголов в прошедшем времени

Место и роль урока в изучаемой теме:урок №2 по освоению новых знаний.

 

 

 

Цель:

создать дидактические условия для развития умения выявлять признаки глаголов в прошедшем времени;

умения образовывать формы глаголов в прошедшем времени; умения обосновывать правильность написания суффиксов и родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

Задачи:

Образовательные

 

  • закрепить понятие о том, что глаголы прошедшего времени изменяются по числам и в единственном числе породам;

  • закрепить понятие родовогоокончания;

  • дать понятие о морфемном составе глаголов в прошедшемвремени;

  • сформировать умение образовывать глаголы прошедшего времени из неопределённой формыглагола;

  • совершенствовать умение определять темуурока;

  • формировать навыки грамотного письма;

  • обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор;

 

Развивающие

  • развивать познавательную активность, аналитическое мышление, память, внимание, письменнуюи устнуюречь;

 

 

 

 

  • развивать способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки, высказыватьсвоё мнение;

 

Воспитательные

 

  • способствовать развитию саморегуляции,организованности;

  • прививать интерес к предмету и любовь к русскомуязыку;

  • создать атмосферу благоприятного психологического климата и успешности для каждогоученика;

  • предупреждать утомляемостьдетей.

Планируемые образовательные результаты:

 

Предметные результаты:

 

  • определять признаки глаголов прошедшеговремени;

  • изменять глаголы прошедшего времени по родам ичислам;

  • образовывать формы глаголов в прошедшемвремени;

  • обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов;

  • понимать значение, передаваемое родовыми и личнымиокончаниями;

  • понимать значение знания морфемного состава глаголов прошедшего времени для правильногоих образования инаписания;

  • понимать смысл соответствующихтерминов.

 

Метапредметные результаты:

 

Регулятивные:ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; понимать и сохранять в памяти учебную задачу;

Познавательные: оценка информации.

Коммуникативные:аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

 

 

 

 

Личностные результаты:проявлять сотрудничество в разных ситуациях; проявлять интерес к изучаемому предмету; быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач.

Формы организации учебной

деятельности обучающихся: (ФОУД)

Фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

проблемно-поисковый метод,эвристический, метод контроля результатов обучения,объяснительно –

иллюстративный

Образовательные ресурсы:

Рабочая программа УМК «Школа России»,

Электронная версия учебника «Русский язык ч.2» авторы Канакина В.П. Горецкий В.Г. Материалы образовательного интернет - портала МЭО

Материалы интернет-ресурса «Моя школа в онлайн».

 

 

 

Ход урока.

 

п/ п

Этапы урока с целеполаганием

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся (осуществляемые действия - ОД,

формируемые УУД)

Информационные ресурсы, инструменты.

1.

Организационный.Цель: стабилизация эмоционального состояния

Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение материала.

«Приветствие – Желание»

Улыбнулись друг другу. Подарите свою улыбку мне. Приятная улыбка располагает к общению.

Вот с таким замечательным настроением мы будем работать на уроке русского языка.

ОД: Приветствуют учителя, друг

друга, проверяют готовность

рабочего места к уроку, проверяют наличие учебных принадлежностей

Зал видео-конференции Zoom Демонстрация изображений участников

конференции


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят действия в соответствии со словами учителя

УУД:

Воспринимать на слух речь учителя; планировать своё действие в

соответствии с поставленной

задачей (Р, К)

 

 

2.

Актуализацияопорных знанийи фиксация затруднений.

 

Определение границ своего знания – незнания.

Одна знакомая часть речи сочинила про себя вот такое стихотворение. Что без меня предметы?

Лишь названия!

А я приду, всё в действие придёт. Летит ракета.

Люди строят здания. Цветут сады,

И хлеб в полях растет. Конечно! Речь о глаголе!

По какой стране мы путешествуем уже много уроков? Правильно, по стране Глаголии.

Давайте вспомним, какие знания мы получили в этом путешествии?

Посмотрите на экран.

Предлагаю провести игру «Тихие ответы». Я читаю утверждения, а вы отмечаете их правильность знаком + в чате. Если утверждение неверное – ничего не пишете.

ОД:Слушаютстихотворение.

Думают. Узнают в текстеглаголы.

Отвечают на вопрос.

 

 

 

 

 

 

ОД: Смотрят на изображение информационной схемы.

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы в чате.

Демонстрация экрана учителя. Образовательный ресурс МЭО: Занятие №20 Урок №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Глагол-это часть речи, котораяотвечает на вопросы кто?что?

  2. Спряжение глагола сбезударнымокончанием можно определить по неопределённойформе.

  3. Глаголы не изменяютсяповременам ичислам.

  4. Спряжение - это изменениеглаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. 5.Глаголы никогда не изменяются по родам.

На прошлом уроке мы приехали в город Глаголов прошедшего времени.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в

единственном числе по родам. Предположите, от чего зависит род глагола?

Род глагола определяется породу имени существительного, с которым глагол связан в предложении: солнце (ср. р.) припекало (ср. р.), прибой (м. р.) шумел (м. р.).

 

 

 

 

 

 

 

ОД:Ученики смотрят на изображение.

Читают

предложения. Наблюдают изменения окончаний глаголов.

Делают выводы.

 

УУД:

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: умение полно и точно выражать мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитай, на какие вопросы отвечают глаголы в форме

прошедшего времени и с помощью какого суффикса они образуются? Имеется ли в получившихся словах суффикс -л-? Какой вывод ты

сделал?

Совпали ли твои выводы с данным определением? Какие сведения оказались для тебя новыми?

 

 

3.

Постановкаучебнойзадачи.

 

 

Целеполагание.Планирование.

Давайте попробуем определить тему урока. Что мы продолжаем изучать? Глагол. А именно?

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Но сегодня мы обратили внимание не на окончания глаголов, а на

другие морфемы. Правильно! На суффиксы.

Чему будете учиться на уроке?Для чего надо этомуучиться?

На каком этапенаходимся? (исследуем инаблюдаем)

 

Учитель обращает внимание учеников на Ключевой вопрос занятия (выведен на экран в презентации МЭО)

ОД: ученики

предполагают, что тема правописания глаголов

прошедшего времени ещё не раскрыта и не изучена полностью.

 

УУД:

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

Демонстрация экрана учителя. Образовательный ресурс МЭО: Занятие №20 Урок №4

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

Работа по

достижениюцелиурока.

Открытие новогознания

 

Практическая работа с

учебником.

Итак, посмотрите на экран.

Нам предстоит подумать над очень интересными вопросами.

Чтобы их решить, нам понадобится учебник.

 

Работаем по учебнику. Выполняем упр. 236

Образуем от глаголов в начальной форме глаголы прошедшего времени.

Рассуждаем вслух.

 

Давайте попробуем самостоятельно вывести алгоритм образования глагола прошедшего времени из неопределённой формы глагола.

Основа н.ф. минус суффикс -ть-, плюс суффикс пр.вр. -л- плюс родовое окончание! Молодцы!

ОД: Ученики читают текст на экране о необходимости знания морфемного состава глагола для его правильного написания.

Затем приступают к выполнению упражнения.

По вызову учителя поочерёдно отвечают. Делают выводы.

УУД: П, П, К, Р.

Демонстрация экрана учителя. Образовательный ресурс МЭО: Занятие №20 Урок №4

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Динамическаяпауза.Цель: выполнить упражнения для разных групп

мышц с учётом их напряжения в процессе

деятельности.Сохранение и укрепление здоровья уч-ся.

Учитель просит детей отвернуться от мониторов компьютеров и ноутбуков, просто посидеть с закрытыми глазами. Затем, слушая указания учителя, дети выполняют движения глазами, головой, встают, выполняют плавные наклоны, прыжки, потягивания.

Выполняют упражнения для

снятия напряжения мышц шеи, спины, упражнения для глаз.

 

УУД: К, Р

Зал видео-конференции Zoom

Демонстрация изображений всех участников конференции

 

 

 

 

 

6.

Работа по

достижению целиурока

Первичнаяпроверка пониманияПовторение и закрепление нового и ранее изученного материала с целью формирования умения применять новые знания, включая их в систему ранее полученных знаний.

Посмотрите на экран. Мы вывели алгоритм образования прошедшей формы глагола из неопределённой формы.

А теперь познакомимся с новой орфограммой.

Правильно! Мы уже

сформулировали это правилосами! Прекрасно!

Тогда самое время поработать с учебником. Кто у нас сегодняещё неотвечал?

Откроем упр.239 на стр. 113.

Читаем вслух, повторяем алгоритм образования каждого глагола прошедшего времени.

Очень хорошо!

А теперь посмотрите на ещё одно очень важное дополнение!

Это глаголы, которые мы затрудняемся писать даже в

неопределённой форме. Интересно, почему? Конечно, у них безударный суффикс перед -ть.

Куда мы заглядываем, если сомневаемся в написании слова? Верно, в словарь. Но словарь есть и у каждого из нас в памяти.

Постарайтесь запомнить эти глаголы!

ОД: Отвечают на вопросыучителя.Читают.

Сравниваютсвоивыводыс

формулировкой орфограммы.

Устно выполня-ют упражнение, используя новые и ранее получен-ные знания.

УУД: Р, П

 

ОД: Ученики изучают изображение, читают текст,

слушают учителя, вспоминают о возможности обращения к словарю, повторяют глаголы, стараются их запомнить.

УУД: Р,П,П,К

Демонстрация экрана учителя Образовательный ресурс МЭО: Занятие №20 Урок №4

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Самостоятельнаяработапри визуальном контроле учителя.Первичноезакрепление

Упр.240 на стр. 113. Начинаем работать в классе. По моему

сигналу заканчиваем работу. Кто не успел, продолжит самостоятельно после конференции. Фотографии выполненных письменных работ

жду от всех, как обычно!

ОД: ученики самостоятельно читают задание, пишут, образуют глаголы, используя полученные знания.

УУД: Р, П, П

 

Зал видео-конференции Zoom

Демонстрация изображений всех участников конференции

9.

Подведениеитогов, рефлексия.

 

Формулирование выводов, обобщений.

«Блиц-опрос»

Прошедшее время глагола образуется от..

Суффиксы –л-, -ть- служат для образования….

А теперь снова обратимся к Ключевому вопросу, на которые мы затруднились дать ответ в начале урока. Как же связаны

неопределённая форма глагола с глаголом в прошедшем времени?

 

Оцените усвоение вами материала с помощью + в чате: от одного до трёх.

А теперь оцените свою работу в тетради. Тоже + от одного до трёх. А каким было ваше настроение? С помощью смайлов отобразите его на вашем экране.

Мне было очень интересно, как всегда, работать с вами. Спасибо за урок!

 

ОД: Ученики дают ответ на Ключевой вопрос,

формулируя ещё раз алгоритм образования прошедшего времени глагола с проговариванием названий морфем. Оценивают работу на уроке, закончив предложение:

  • я узнал, что

  • было трудно ….

  • я справился…. Определяютсвоёэмоциональное состояние на уроке.

УУД: Р,К,Л

Демонстрация экранаучителя

 

 

 

Зал видео-конференцииZoom

Демонстрация изображений всех участников конференции

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Правописание глаголов в прошедшем времени"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Щербанич Светлана Валерьевна  Публикатор
18.11.2020 0 4617 306

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК