Рабочая программа по русскому языку; 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
-
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 , от 29.12. 2014 г. №1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);
-
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08 апреля 2015 №1/15);
-
Письмо Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 1 июня 2015г. № 5528 «О направлении ПООП».
-
Постановление Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях».
-
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2012 г. №03-470 «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования»;
-
Инструктивно-методическое письмо Департамента образования Администрации г. Ханты-Мансийска «Об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях ХМАО-Югры в 2019 – 2020 учебном году» от 02.08.2019 № 24-Исх/2326/19;
-
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).
-
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№5».
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Перспектива» авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной.
Особенностью программы предмета «Русский язык» является блоковая подача материала – система уроков, реализующая общую цель обучения. В рамках одного блока реализуется только одна цель. Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.
Курс обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).
Цели учебного предмета:
-
познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
-
социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Задачи предмета:
-
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
-
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа
изучаемых явлений русского языка;
-
овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
-
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его
уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Формы контроля:
-
Проверочные работы.
-
Итоговая контрольная работа (комплексная) (апрель).
-
Годовая проверочная работа (май).
Сформированность учебной деятельности – диагностические тесты (декабрь, май.).
Основными формами текущего контроля являются:
-
контрольные работы (включая диктанты);
-
словарные диктанты;
-
контрольное списывание;
-
изложение;
-
сочинение.
В конце учебного года проводится комбинированная письменная контрольная работа и комплексная работа на межпредметной основе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа разработана в рамках УМК «Перспектива», на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Л.Ф.Климанова Т.В., Бабушкина Русский язык Рабочие программы - М. Просвещение» - 2012г.
2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. «Просвещение» - 2016г.
3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. «Просвещение» - 2018г.
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
1) коммуникативного;
2) познавательного;
3) принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
-
осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
-
развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
-
знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
-
формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
-
развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
-
организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
-
усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
-
развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
-
поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
-
осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
-
освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
-
осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
-
рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
-
формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;
-
поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
-
пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
-
формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
-
развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
-
знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
-
творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На реализацию программы по русскому языку во 2 классе отводится 153 часа (34 учебные недели).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
проговаривать последовательность действий на уроке;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
-
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
-
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
-
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-
слушать и понимать речь других;
-
выразительно читать и пересказывать текст;
-
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
-
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
-
осмысленно, правильно читать целыми словами;
-
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-
подробно пересказывать текст;
-
составлять устный рассказ по картинке;
-
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
-
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
-
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
-
определять количество букв и звуков в слове;
-
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
-
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
-
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
-
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
-
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-
проговаривать последовательность действий на уроке;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
-
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно - диалогическая технология.
Познавательные УУД:
-
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
-
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
-
выразительно читать и пересказывать текст;
-
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
-
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
-
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
-
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
-
делить текст на части, озаглавливать части;
-
подробно и выборочно пересказывать текст;
-
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
-
делить слова на части для переноса;
-
производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
-
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
-
писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
-
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
-
писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
-
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
-
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
-
обращать внимание на особенности употребления слов;
-
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
-
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
-
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
-
составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
-
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
-
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
-
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
-
названия и порядок букв русского алфавита;
-
признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;
-
правила переноса слов;
-
признаки предложения и текста;
-
правила речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
-
использовать правила речевого этикета в соответствии с ситуацией и целью общения;
-
вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение;
-
различать устные и письменные формы общения;
-
каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты в 40—50 слов без пропусков и искажений;
-
проверять написанное, сравнивая с образцом;
-
проводить звуко-буквенный анализ слов, делить слова на слоги, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги, переносить слова по слогам;
-
обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
-
писать заглавную букву в именах собственных;
-
писать под диктовку без ошибок предложения и небольшие тексты (в 30—40 слов), включающие слова, произношение которых совпадает с их написанием;
-
правильно писать слова с сочетаниями жи — ши,
-
ча—ща, чу — щу, чк, чн, щн; слова с непроверяемыми буквами, слова с удвоенными согласными, слова с разделительным мягким знаком (ь);
-
различать предлоги и приставки; писать предлоги раздельно с другими словами;
-
находить корень в группе родственных слов; самостоятельно подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи);
-
проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путем изменения его формы или подбора однокоренных слов;
-
выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему;
-
находить в предложении главные члены;
-
определять части речи (имя существительное, глагол, прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам;
-
определять число имен существительных, прилагательных, глаголов;
-
письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 2—3 предложения на заданную тему;
-
писать изложение текста в 40—55 слов с использованием вопросов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости- мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Изучается во всех разделах курса.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов). Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение).
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Изменение существительных по числам.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Изменение глаголов по временам.
Предлог. Его роль в речи. Правописание предлогов со словами.
Синтаксис. Различение предложения, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Различение главных и второстепенных членов предложения.
Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
● сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу;
● сочетания чк—чн, чт, щн;
● перенос слов;
● заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
● проверяемые безударные гласные в корне слова;
● парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
● непроизносимые согласные;
● непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
● разделительные ъ и ь
● раздельное написание предлогов с другими словами;
● знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во уроков |
Дата |
|||
План |
Факт |
|||||
Мир общения |
||||||
|
||||||
Знакомство с учебником. Мир общения. |
1 |
02.09 |
02.09 |
|||
2 |
Мир общения. Собеседники. |
1 |
03.09 |
03.09 |
||
3 |
Собеседники |
1 |
04.09 |
04.09 |
||
4 |
Слово, предложение и текст в речевом общении. |
1 |
05.09 |
05.09 |
||
5 |
Слово, предложение и текст в речевом общении. |
1 |
06.09 |
06.09 |
||
6 |
Слово, предложение и текст в речевом общении. |
1 |
09.09 |
09.09 |
||
7 |
Слово, предложение и текст в речевом общении. |
1 |
10.09 |
10.09 |
||
8 |
Слово, предложение и текст в речевом общении. |
1 |
11.09 |
11.09 |
||
9 |
Слово, предложение и текст в речевом общении. |
1 |
12.09 |
12.09 |
||
10 |
Слово, предложение и текст в речевом общении. |
1 |
13.09 |
13.09 |
||
11 |
Главный помощник в общении – родной язык. |
1 |
16.09 |
16.09 |
||
12 |
Входная административная контрольная работа |
1 |
17.09 |
17.09 |
||
13 |
Анализ контрольных работ. |
1 |
18.09 |
18.09 |
||
14 |
Главный помощник в общении – родной язык. |
1 |
19.09 |
19.09 |
||
15 |
Обобщение знаний по разделу «Мир общения» |
1 |
20.09 |
20.09 |
||
Звуки и буквы. Слог. Ударение |
||||||
16 |
Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами. |
1 |
23.09 |
23.09 |
||
17 |
Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами. |
1 |
24.09 |
24.09 |
||
18 |
Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами. |
1 |
25.09 |
25.09 |
||
19 |
Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами. |
1 |
26.09 |
26.09 |
||
20 |
Гласные и согласные звуки, обозначение их буквами. |
1 |
27.09 |
27.09 |
||
21 |
Звук [й’] и буква Й. |
1 |
30.09 |
30.09 |
||
22 |
Р/р Обучающее изложение. |
1 |
01.10. |
01.10. |
||
23 |
Работа над ошибками. Звук [Э] и буквы Э,э |
1 |
02.10. |
02.10. |
||
24 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме |
1 |
03.10. |
03.10. |
||
25 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме |
1 |
04.10 |
04.10 |
||
26 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме |
1 |
07.10 |
07.10 |
||
27 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме |
1 |
08.10 |
08.10 |
||
28 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме |
1 |
09.10. |
09.10. |
||
29 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме |
1 |
10.10. |
10.10. |
||
30 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме |
1 |
11.10. |
11.10. |
||
31 |
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания: ЖИ-ШИ; ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ; ЧК; ЧН; ЩН |
1 |
14.10 |
14.10 |
||
32 |
Шипящие согласные звуки. Буквосочетания: ЖИ-ШИ; ЧА-ЩА; ЧУ-ЩУ; ЧК; ЧН; ЩН |
1 |
15.10. |
15.10. |
||
33 |
Диктант по теме: Буквосочетания: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН, ЧК, ЩН» |
1 |
16.10 |
16.10 |
||
34 |
Работа над ошибками. |
1 |
17.10 |
17.10 |
||
35 |
Слог. Перенос слов |
1 |
18.10. |
18.10. |
||
36 |
Слог. Перенос слов |
1 |
21.10 |
21.10 |
||
37 |
Ударение. Ударный слог |
1 |
22.10 |
22.10 |
||
38 |
Ударение. Ударный слог |
1 |
23.10 |
23.10 |
||
39 |
Безударные гласные звуки, их обозначение их на письме. |
1 |
24.10 |
24.10 |
||
40 |
Безударные гласные звуки, их обозначение их на письме. |
1 |
25.10 |
25.10 |
||
41 |
Безударные гласные звуки, их обозначение их на письме. |
1 |
06.11 |
06.11 |
||
42 |
Безударные гласные звуки, их обозначение их на письме. |
1 |
07.11 |
07.11 |
||
43 |
Р/р Обучающее изложение |
1 |
08.11 |
08.11 |
||
44 |
Работа над ошибками. Безударные гласные звуки, их обозначение их на письме. |
1 |
11.11 |
11.11 |
||
45 |
Безударные гласные звуки, их обозначение их на письме. |
1 |
12.11 |
12.11 |
||
46 |
Безударные гласные звуки, их обозначение на письме |
1 |
13.11 |
13.11 |
||
47 |
Безударные гласные звуки, их обозначение на письме. |
1 |
14.11 |
14.11 |
||
48 |
Диктант по теме: «Безударные гласные звуки, их обозначение на письме» |
1 |
15.11 |
15.11 |
||
49 |
Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме. |
1 |
18.11 |
18.11 |
||
50 |
Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме. |
1 |
19.11 |
19.11 |
||
51 |
Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме. |
1 |
20.11 |
20.11 |
||
52 |
Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме. |
1 |
21.11 |
21.11 |
||
53 |
Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме. |
1 |
22.11 |
22.11 |
||
54 |
Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме. |
1 |
25.11 |
25.11 |
||
55 |
Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме. |
1 |
26.11 |
26.11 |
||
56 |
Диктант по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме». |
1 |
27.11 |
27.11 |
||
57 |
Работа над ошибками. Слова с удвоенными согласными. |
1 |
28.11 |
28.11 |
||
58 |
Слова с удвоенными согласными. |
1 |
29.11 |
29.11 |
||
59 |
Непроизносимые согласные. |
1 |
02.12 |
02.12 |
||
60 |
Непроизносимые согласные. |
1 |
03.12 |
03.12 |
||
61 |
Непроизносимые согласные. |
1 |
04.12 |
04.12 |
||
62 |
Разделительный мягкий и твердые знаки. |
1 |
05.12 |
05.12 |
||
63 |
Разделительный мягкий и твердые знаки. |
1 |
06.12 |
06.12 |
||
64 |
Разделительный мягкий и твердые знаки. |
1 |
09.12 |
09.12 |
||
65 |
Разделительный мягкий и твердые знаки. |
1 |
10.12 |
10.12 |
||
66 |
Разделительный мягкий и твердые знаки. |
1 |
11.12 |
11.12 |
||
67 |
Разделительный мягкий и твердые знаки. |
1 |
12.12 |
12.12 |
||
68 |
Обобщение знаний по теме: «Звуки и буквы». Слог. Ударение. |
1 |
13.12 |
13.12 |
||
69 |
Обобщение знаний по теме: «Звуки и буквы». Слог. Ударение. |
1 |
16.12 |
16.12 |
||
70 |
Полугодовая административная контрольная работа. |
1 |
17.12 |
17.12 |
||
71 |
Работа над ошибками. |
1 |
18.12 |
18.12 |
||
72 |
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение». |
1 |
19.12 |
19.12 |
||
73 |
Работа над ошибками. |
1 |
20.12 |
20.12 |
||
Слово и его значение |
||||||
|
||||||
|
||||||
74 |
Что рассказало слово |
1 |
23.12 |
23.12 |
||
75 |
Что рассказало слово |
1 |
24.12 |
24.12 |
||
76 |
Что рассказало слово |
1 |
25.12 |
25.12 |
||
77 |
Имена собственные и нарицательные |
1 |
26.12 |
26.12 |
||
78 |
Имена собственные и нарицательные |
1 |
27.12 |
27.12 |
||
79 |
Слова с несколькими значениями |
1 |
30.12 |
30.12 |
||
80 |
Слова с несколькими значениями |
1 |
10.01 |
10.01 |
||
81 |
Слова похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) |
1 |
13.01 |
13.01 |
||
82 |
Слова, близкие по значению (синонимы) |
1 |
15.01 |
15.01 |
||
83 |
Слова, близкие по значению (синонимы) |
1 |
16.01 |
16.01 |
||
84 |
Слова, близкие по значению (синонимы) |
1 |
17.01 |
17.01 |
||
85 |
Слова, противоположные по значению (антонимы). |
1 |
20.01 |
20.01 |
||
86 |
Слова, противоположные по значению (антонимы). |
1 |
22.01 |
22.01 |
||
87 |
Устойчивые сочетания слов. |
1 |
23.01 |
23.01 |
||
88 |
Устойчивые сочетания слов. |
1 |
24.01 |
24.01 |
||
89 |
Тематические группы слов |
1 |
27.01 |
27.01 |
||
90 |
Тематические группы слов |
1 |
29.01 |
29.01 |
||
91 |
Обобщение знаний по теме: «Слово и его значение». |
1 |
30.01 |
30.01 |
||
92 |
Обобщение знаний по теме: «Слово и его значение». |
1 |
31.01 |
31.01 |
||
Состав слова |
||||||
|
||||||
93 |
Морфемный разбор слова. |
1 |
03.02 |
03.02 |
||
94 |
Морфемный разбор слова. |
1 |
05.02 |
05.02 |
||
95 |
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. |
1 |
06.02 |
06.02 |
||
96 |
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. |
1 |
07.02 |
07.02 |
||
97 |
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. |
1 |
10.02 |
10.02 |
||
98 |
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. |
1 |
12.02 |
12.02 |
||
99 |
Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. |
1 |
13.02 |
13.02 |
||
100 |
Приставка. |
1 |
14.02 |
14.02 |
||
101 |
Приставка. |
1 |
17.02 |
17.02 |
||
102 |
Приставка. |
1 |
19.02 |
19.02 |
||
103 |
Суффикс |
1 |
20.02 |
20.02 |
||
104 |
Суффикс |
1 |
21.02 |
21.02 |
||
105 |
Окончание. |
1 |
26.02 |
26.02 |
||
106 |
Обобщение знаний по теме: «Состав слова» |
1 |
27.02 |
27.02 |
||
107 |
Диктант по теме: «Состав слова». |
1 |
28.02 |
28.02 |
||
Части речи |
||||||
|
||||||
108 |
Работа над ошибками. Что такое части речи. |
1 |
02.03 |
02.03 |
||
109 |
Что такое части речи. |
1 |
04.03 |
04.03 |
||
110 |
Что такое части речи. |
1 |
05.03 |
05.03 |
||
111 |
Имя существительное. |
1 |
06.03 |
06.03 |
||
112 |
Имя существительное. |
1 |
10.03 |
11.03 |
||
113 |
Имя существительное. |
1 |
11.03 |
12.03 |
||
114 |
Диктант по теме «Имя существительное». |
1 |
12.03 |
13.03 |
||
115 |
Р/р Обучающее изложение. |
1 |
16.03 |
16.03 |
||
116 |
Работа над ошибками. Имя существительное. |
1 |
17.03 |
18.03 |
||
117 |
Имя существительное. |
|
18.03 |
19.03 |
||
118 |
Имя существительное. |
1 |
19.03 |
|||
119 |
Имя существительное. Закрепление пройденного. |
1 |
20.03 |
20.03 |
||
120 |
Имя существительное. Закрепление пройденного. |
|
23.03 |
|||
121 |
Глагол. |
|
02.04 |
06.04 |
||
122 |
Глагол. |
|
03.04 |
|||
123 |
Глагол. |
1 |
06.04 |
|||
124 |
Глагол. |
|
07.04 |
|||
125 |
Глагол. |
1 |
08.04 |
08.04 |
||
126 |
Глагол. |
1 |
09.04 |
09.04 |
||
127 |
Глагол. |
|
10.04 |
10.04 |
||
128 |
Имя прилагательное. |
1 |
13.04 |
13.04 |
||
129 |
Имя прилагательное. |
1 |
14.04 |
|||
130 |
Имя прилагательное. |
1 |
15.04 |
15.04 |
||
131 |
Имя прилагательное. |
1 |
16.04 |
16.04 |
||
132 |
Имя прилагательное. |
1 |
17.04 |
17.04 |
||
133 |
Имя прилагательное. |
1 |
20.04 |
20.04 |
||
134 |
Административный контрольный диктант за год. |
1 |
22.04 |
22.04 |
||
135 |
Работа над ошибками. Предлог. |
1 |
23.04 |
23.04 |
||
136 |
Предлог. |
1 |
24.04 |
24.04 |
||
137 |
Контрольный диктант по разделу «Части речи». |
1 |
27.04 |
27.04 |
||
138 |
Работа над ошибками. |
1 |
29.04 |
29.04 |
||
Предложение |
||||||
|
||||||
|
||||||
139 |
Предложение. Текст. |
1 |
30.04 |
30.04 |
||
140 |
Предложение. Текст. |
1 |
06.05 |
06.05 |
||
141 |
Предложение. Текст. |
1 |
07.05 |
07.05 |
||
142 |
Предложение. Текст. |
1 |
08.05 |
08.05 |
||
143 |
Предложение. Текст. |
1 |
11.05 |
|
||
144 |
Предложение. Текст. |
1 |
13.05 |
13.05 |
||
145 |
Предложение. Текст. |
1 |
14.05 |
14.05 |
||
146 |
Повторение «Звуки и буквы». |
1 |
18.05 |
|
||
147 |
Повторение «Слово и его значение». |
1 |
20.05 |
|
||
148 |
Повторение «Состав слова». |
1 |
21.05 |
|
||
149 |
Повторение «Части речи». |
1 |
22.05 |
|
||
150 |
Повторение «Части речи». |
1 |
25.05 |
|
||
151 |
Итоговый контрольный диктант. |
1 |
27.05 |
|
||
152 |
Повторение пройденного за 2 класс. |
1 |
28.05 |
15.05 |
||
153 |
Работа над ошибками. |
1 |
29.05 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И материально-техническое обеспечение
Основные пособия учителя
1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях. Часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.
2. Рабочие программы. Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Предметная линия учебников «Перспектива». М., «Просвещение», 2012 год.
3. Стандарты второго поколения. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 3 частях. Москва. «Просвещение», 2011 год.
4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2012 год.
5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». Диктанты, срезовые работы. М., «Просвещение», 2011 год.
Основные пособия ученика:
1. Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1,2 М., «Просвещение», 2016 год.
2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. «Просвещение» - 2018 год.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info.
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www. festival. 1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ education
5. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Ксерокс.
Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кондрашова Ирина Леонидовна
→ Публикатор 29.11.2020 0 1204 190 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.