Мастер-класс "Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках литературного чтения и русского языка"


 Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках литературного чтения и русского языка»

Автор: Беляева Оксана Леонидовна,

МБОУ «Школа № 35» г. Полысаево, 2018г.

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Работая над развитием творческих способностей учащихся, на помощь приходят развивающие, ассоциативные игры, творческие задания. До начала нашего занятия проведём небольшую интеллектуальную разминку. Воспользовавшись наименьшим числом моих подсказок «вычислите», загаданный предмет или явление.

  1. Одноимённые повести Л. Н. Толстого и М. Горького

  2. Ассоциативный ряд. Загадка, кошмар, пузырьки, Мурзилка, снеговик, фильмоскоп, Дюшес, рана, Бременские музыканты, Дворец пионеров, шорты, жвачка, слёзы.

  3. По словарю Ожегова «…возраст до отрочества»

(Детство)

Правильно, загаданное слово ДЕТСТВО.

(Творческая мастерская письма)

Цель: вернуть человека через ощущения в разные состояния детства, хорошие и плохие; вспомнить радости и обиды (трагедии) детства и выплеснуть в творческих работах; «повернуть» взгляд взрослого на своего ребёнка, ученика.

Звучит музыка для релаксации «Звуки луга»

  Саморегуляция. Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Погрузитесь в состояние внутреннего самосозерцания. Проследите внутренним лучом все части своего тела. Успокойте все внутренние органы вашего тела. Скажите: «Мне легко и спокойно».

Глаза закрыты. Вспомните своё детство.

Земляничные поля… Детства призрачные дали.

Дно истоптанных сандалий грела тёплая земля.

Земляничные поля… Жизнь была необозрима,

Облака летели мимо парусами корабля.

Земляничные поля… Пляшут солнечные блики по лицу,

А земляники столько, что глаза горят…

Земляничные поля… Аромат, достигший сердца…

Приоткрою в детство дверцу – обращу туда свой взгляд.

«Земляничные поля» А.Кожейкин

Осторожно открываем глаза. Какого цвета ваше детство? (Каждый ассоциирует своё детство с цветом). Каждый произносит вслух, какого цвета детство. Детство переносит нас в Творческую мастерскую письма.

 

 Запишите тему «Детство». Мастер записывает на доске, остальные – на листочках.

 Нарисуйте дом своего детства. Попробуйте разделить его на две половинки. В одной половинке напишите тёплые слова о вашем доме детства, в другой – холодные, горькие.

 Прочитаем слова о вашем доме. Называем тёплые слова. Дописываем, если забыли что-то написать. Эти слова согревали нас, от них веяло теплом и добром. А сразу ли вы вспомнили горькие слова? Давайте вспоминать их пореже. (музыка отключается)

Дайте мне побыть девчонкой, я устала взрослой быть,

Я хочу смеяться звонко, о проблемах позабыть.

Дайте мне такое средство, чтобы хоть на полчаса,

Я смогла вернуться в детство, вновь поверить в чудеса.

Стать наивной, неуклюжей, сердцем людям доверять,

Босиком бежать по лужам, и ромашки собирать.

Иль осеннею порою, золотистую листву,

Вверх подбросить над собою у прохожих на виду.

Загадать свое желанье, чтоб исполнилось оно,

Есть свое очарованье, в вере трепетной в добро.

Дайте мне побыть ребенком, отдохнуть от суеты,

Ведь живет еще девчонка в глубине моей души.

- Целительные силы детства, целительные родники. Они есть у каждого. Главное, найти их в себе!

 

 

 

 

 

 

 

Здесь педагог раздает карточки с творческим заданием каждой микрогруппе.


 

1 задание. Круговая порука.

Желательно сесть в круг, во всяком случае, каждый участник должен знать, после кого он вступает. Необходимо сочинить рассказы по кругу. Сочиняются одновременно столько рассказов, сколько участвует игроков. По команде учителя каждый записывает на своем листке первую фразу будущего рассказа. Затем ведущий командует: «Передали», и каждый передает свой листок соседу, например, по часовой стрелке. Участники читают попавшие к ним фразы и пишут свои, связанные с предыдущими по смыслу. Потом по команде ведущего опять передают листки и т. д.

Разумеется, с каждой следующей фразой задача учеников усложняется — увеличивается объем текста, который нужно продолжить, поэтому учитель постепенно увеличивает время на работу — примерно на 20—30 секунд. Листки передают до тех пор, пока они не сделают полный круг. За одну-две фразы до окончания рассказа учитель предупреждает о приближении к финалу, чтобы игроки могли эффектно закончить рассказы. Игра завершается тем, что ученики рассказы читают вслух и выбирают самые удачные.

1 вариант. Вам предложен сюжет сказки «Курочка Ряба». Жанр рассказа определён для каждого участника и указан на листе. 6 участников: мелодрама, детектив, триллер, официальный отчёт, приторное нравоучение, комедия.

2 вариант. Ваш жанр определён узко, но нет единой темы. Это инструкция по использованию фантастического прибора.

Варианты игры:

  • Можно задать жанр рассказа, например, детектив или мелодраму.

Учащиеся должны придерживаться избранного жанра и отвергать чужеродные фразы. В результате получается забавная пародия. За основу можно взять общеизвестный сюжет сказки, фильма и сочинить по нему Триллер, официальный отчет или приторное нравоучение для детей.

Жанр может быть задан и более узко: описываем пейзаж, портрет, создаем диалог, инструкцию по использованию фантастического прибора и т. п.

  • Все учащиеся выбирают себе «ключевые» слова или выражения, которые употребляют всякий раз, когда очередь дойдет до них. После первого круга это становится особенно весело, потому что каждый старается «подготовить» своему соседу сюжет так, чтобы тому пришлось проявить больше изобретательности.

  • Сочиняйте с конца. Первый учащийся говорит: И на этом все разошлись, второй: Он объяснил им, как было дело, и заверил, что опасности больше нет и т.д., к началу рассказа. Очень помогает детям слишком серьезным, стремящимся все-все делать «как надо».

  • Интересно попробовать спародировать манеру некоторых людей совершенно некстати рассказывать что-нибудь «кстати». Для этого каждый игрок, кроме фразы, продолжающей рассказ, должен сообщить что-нибудь «кстати», зацепившись за любое слово в своей фразе,

Например: И они в ужасе побежали прочь. Кстати, бег очень полезен для здоровья и помогает предотвратить инфаркт.

Следить за связностью рассказа в этих условиях становится гораздо труднее, но зато сам рассказ получается очень смешным. Может быть, кому-то эта игра поможет избавиться от досадной привычки.

  • Сложный вариант для хорошо подготовленной группы — сочинять одновременно рассказы разных жанров, для этого в верху листочка нужно указать жанр, в котором должен быть выдержан рассказ. После игры рассказы оцениваются и с точки зрения этого условия.

 

2 задание. Продолжаем, сочиняя…

Даны первые фразы основных частей текста. Участники самостоятельно или в парах составляют рассказ.

ВСТУПЛЕНИЕ: Жила-была девочка…

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Захотела однажды девочка стать учителем…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: И поняла девочка, что…


 

3 задание. Рисуем словами.

Описать вымышленный город, вставляя подходящие слова.

____________________из________________города.

В __________________________городе жили___________________________.

___________________________________их называли потому, что__________

__________________________________________________________________.

В городе у них было_________________________________________________

__________________________________________________________________.

Вокруг каждого дома_______________________________________________

__________________________________________________________________.

Улицы назывались_________________________________________________

_________________________________________________________________.

А сам город_______________________________________________________.

Он стоял на берегу_________________________________________________

__________________________________________________________________.

Жители любили___________________________________________________.


 

4 задание. Парус.

Участники записывают слова или словосочетания на вертикально расположенном листе. После каждой записи лист сворачивается складкой вниз. Ширина полосы 2 см. Для проверки лист разворачивается, получается парус. Если допущена ошибка, на полосе делается отверстие ручкой. Такой парус требует ремонта, придётся забирать его домой для починки (выполнения работы над ошибками).

Задания. Запишите.

  1. Во что бы то ни стало

  2. Не один (в значении многие)

  3. Гуттаперчевый

  4. Двухъярусный

  5. Превратный

  6. Галерея

  7. Аккуратный

  8. Прощеное воскресенье

Проверка.

  1. Записано 6 слов, есть частица ни

  2. Записано 2 слова, есть частица не

  3. Есть удвоенный согласный, суффикс -чев-

  4. Есть ъ

  5. Есть приставка пре-

  6. Нет удвоенной согласной

  7. Есть удвоенная согласная

  8. Нет удвоенной согласной.

Заслушиваем работы по микрогруппам.

Творческие задания дают огромный простор для фантазии и учеников, и учителя, важно только, чтобы задания были, с одной стороны, достаточно сложными, с другой — совершенно понятными.

Вот прошёл мой мастер-класс.

Попрошу, коллеги, вас:

Чтоб урок пошёл всем впрок,

Подвести простой итог!

Если мастер- класс полезен,

Или просто интересен,

Поднимают синий шар!

Шар зелёный – непонятно

И приемы все невнятны!

Раз,

два,

три,

четыре,

пять –

Начинаем надувать!

А теперь шары подняли,

Всем коллегам показали!

В классе море, посмотри,

Так итог мы подвели.

Благодарю за сотрудничество!

Спасибо за внимание!

 


Полный текст материала Мастер-класс "Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках литературного чтения и русского языка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Беляева Оксана Леонидовна  Публикатор
17.01.2021 0 2927 230

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК