Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова"; 2 класс
Полное наименование ОУ по Уставу |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 366 Московского района Санкт-Петербурга «Физико-математический лицей» |
Фамилия, имя, отчество автора разработки с указанием должности |
Бородаева Виктория Александровна, учитель начальных классов ГБОУ ФМЛ № 366 СПб. |
Программа, по которой работает учитель, тема урока, класс (с определением уровня образования) |
Программа Л.В.Занкова Тема: Корень слова. Однокоренные слова. Класс 2, второй год обучения по программе.
|
Выходные данные учебников, учебных пособий, использованных автором на уроке |
А.В. Полякова Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. М.: Просвещение, 2012), |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 366 Московского района Санкт-Петербурга
«Физико-математический лицей»
Методическая разработка
Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень
Задачи:
-
развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
-
научить находить корень в однокоренных словах;
Развивающие:
-
развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;
Воспитывающие:
-
воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
-
Воспитывать умение общаться и работать в группах.
-
воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
-
знать что такое корень слова;
-
уметь находить корень слова, подбирая родственные слова;
-
повышение активности учащихся на уроках;
-
улучшение результатов обучения;
-
использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
-
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
-
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
-
освоение умения выделять корень слова ,
-
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
-
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
-
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
-
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Личностные:
-
осознание алгоритма учебного действия;
-
оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, степени самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Этапы урока, цель
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
УУД |
Организационный этап. Психологический настрой учащихся.
Цель: создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
|
Настраивает учеников на работу. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ль на месте? Всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий и новых открытий. -Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
(Дети вспоминают правила «рабочего» человека)
|
|
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.
|
Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа
Цели: введение познавательного материала, повышающего интерес к уроку;
Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. - выявить место затруднения.
Изучение нового.
Включение учащихся в целенаправленную деятельность
|
- Отгадайте загадки и запишите слова-отгадки, поставьте в словах ударение и подчеркните буквы, которые надо запомнить.
Проверка. Работа с листом самооценки. - проверьте написание слов . У вас на партах лежат цветочки. Если вы справились с заданием без ошибок, закрасьте лепесток красным цветом, если допустили 1-2 ошибки – оранжевым, если больше, то – жёлтым.
- Посмотрите на рисунки (на доске: яблоня свёкла, ворона, берёза, морковь), на какие группы можно разделить эти слова. - Какое слово может быть лишним? (ворона) - Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края? - Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой? – Как называют этих птиц? А как называют тех, которые улетают в теплые края? – Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму? – Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение? Пров…ронила в…рона в…р…нёнка. – Что это? Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп. -Подберите синоним к слову «проворонила». – Назовите орфограммы в словах. – Спишите, подчеркните орфограммы. Проверка. Работа с листом самооценки. Демонстрация правильного написания на слайде.
Проблемная ситуация. -Сколько слов в предложении? -Что вы можете сказать о них? Чем они похожи. -Докажите. - Как называют людей, близких по крови? Постановка цели. -О чем мы будем сегодня говорить на уроке? -Что будем искать?
- Ребята, посмотрите, что это я вам принесла? (учитель достает морковь) - А что это такое? - Найдите толкование этого слова у вас в толковых словарях. - Какое отношение это может иметь к нашему уроку?
- Ребята, посмотрите: слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? (Многозначные)
- Какие значения имеет слово корень? (Подземная часть растения; общая часть родственных слов) - Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно. - К какому открытию мы подошли?
– Корень выделяется значком . (на интерактивной доске появляется дерево с корнем и словами - листочками) |
Слушают и отгадывают загадки. Дети записывают в тетради слова, подчёркивают буквы, написание которых надо запомнить.
Рефлексия: дети анализируют свою работу и закрашивают лепесток.
Дети анализируют, делят на группы и отвечают на вопросы:
Дети читают скороговорку вслух.
Отвечают на вопросы. Называют орфограммы, списывают предложение.
Дети проверяют написание слов в предложении. (закрашивают лепесток)
Отвечают на вопросы учителя. (Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень).
Дети отвечают на вопросы, делают предположения.
Работают со словарём.
Отвечают на вопросы
Работа с толковыми словарями в паре.
Морковь - это корнеплод с оранжевым сладковатым утолщённым корнем. - у слов тоже есть корень. Появляется сказочный герой «корень куста» Сценка: Постойте, ребята, погодите. Это что же получается? Я – корень. Я в земле живу. От меня берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А вы моим именем что-то другое назвали. - Мы говорим о корнях слов, от них вырастают тоже целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня.
Один ученик ищет толкование слова в интернете, а другие – смотрят в толковых словарях. Сравнивают значения слов.
Дети делают вывод. Мы подошли ещё к одному очень важному открытию: как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов есть общая часть, от которой все они произошли. В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него «растут» другие слова. Слов без корня не бывает.
|
Работа в парах
|
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов Регулятивные: целеполагание
Познавательные УУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - сотрудничество в сборе и поиске информации
Познавательные УУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - сотрудничество в сборе и поиске информации Личностные УУД: воображение, любознательность, инсайт (интуиция)
|
Динамическая пауза |
- Хлопните в ладоши, если услышите родственные слова. Лес-лесник, река-плот, кот-котик, горе-гора, дом-дым, зима-зимовать, куст-кустик, обед-стол, белка-белый, сад-садовник, поле-полевой, мороз-холод, вода-водитель, лес-лестница, зелень-зеленеть, гриб-грибочек. |
Дети встают со своих мест и хлопают в ладоши, если слышат родственные слова. |
|
Личностные УУД: формирование бережного отношения к своему здоровью, накопление положительных эмоций, развитие внимания. |
Закрепление нового материала. Цели: организовать выявление места и причины затруднений; Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. |
- Найдите в филворде родственные слова. А затем назовите эти слова своему соседу в паре и, посоветовавшись, выделите корень.
II вариант:
- Посмотрите на слова, на какие группы их можно разделить. Двор, бег, дворик, нос, дворовый, беглец, дворник, беготня, носик, дворняга, побег, носище. -Нам надо заселить «родственников» в отдельный домик. 1 ряд выписывает слова с корнем - двор- 2 ряд – нос- 3 ряд – бег- Проверка. - Как же найти в слове корень?
|
Дети выписывают слова, выделяют корень.
Дети проверяют выполнение задания с доской. Рефлексия
Дети берут карточку с филвордом и отгадывают его.
Рефлексия: дети анализируют свою работу и закрашивают лепесток.
Дети выписывают слова по группам и по цепочке от каждого ряда «заселяют домики» на интерактивной доске.
Рефлексия: дети анализируют свою работу и закрашивают лепесток.
Составление алгоритма.
|
Работа в парах.
Работа в группах
|
Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний - самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем поискового характера - синтез - составление целого из частей Коммуникативные УУД: - учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию - уметь принимать решение, брать ответственность на себя Регулятивные УУД: Контроль, саморегуляция, коррекция. .
|
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Учитель проводит разбор домашнего задания, даёт пояснения к упражнению. - Дома выполнить упражнение № 108, используя алгоритм. |
Записывают домашнее задание. |
|
|
Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель. Организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности. |
- Оцените свою работу на уроке? - Что для вас было наиболее сложным-легким? - Все ли было понятно? Возникли ли какие-то трудности? - Для этого вам надо поднять и показать свои цветочки. - Почему не все цветочки получились красными? - Как можно это исправить на следующих уроках? Спасибо вам за работу.
|
Дети оценивают свою работу. |
|
Познавательные УУД: Формирование умения обобщать пройденный материал. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, Регулятивные УУД: - оценивать правильность выполнения действия
|
Содержание урока.
1. Организационный этап. Психологический настрой учащихся.
Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
2. Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа
- Отгадайте загадки и запишите слова-отгадки, поставьте в словах ударение и подчеркните буквы, которые надо запомнить.
Проверка. Работа с листом самооценки.
- проверьте написание слов
Рефлексия. У вас на партах лежат цветочки. Если вы справились с заданием без ошибок, закрасьте лепесток красным цветом, если допустили 1-2 ошибки – оранжевым, если больше, то – жёлтым.
3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Посмотрите на рисунки (на доске: яблоня свёкла, ворона, берёза, морковь), на какие группы можно разделить эти слова.
- Какое слово может быть лишним? (ворона)
- Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края?
- Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой?
– Как называют этих птиц? А как называют тех, которые улетают в теплые края?
– Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму?
– Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение?
Пров…ронила в…рона в…р…нёнка.
– Что это? Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп.
-Подберите синоним к слову «проворонила».
– Назовите орфограммы в словах.
– Спишите, подчеркните орфограммы.
Проверка. Работа с листом самооценки.
Демонстрация правильного написания на слайде.
Проблемная ситуация.
-Сколько слов в предложении? Что вы можете сказать о них? Чем они похожи. Докажите.
- Как называют людей, близких по крови?
Постановка цели.
-О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Что будем искать?
4. Изучение нового.
- Ребята, посмотрите, что это я вам принесла?(учитель достает морковь)
- А что это такое? - Найдите толкование этого слова у вас в толковых словарях.
- Какое отношение это может иметь к нашему уроку?
Дети разыгрывают сценку.
Делают вывод. Учитель обобщает.
5. Динамическая пауза.
6. Закрепление нового материала.
-
Наблюдение над однокоренными словами. Прочитайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их. Добавьте к ним ещё два однокоренных слова, выделите корень.
Проверка с доской. Рефлексия -
Разгадывание филвордов.
- Найдите в филворде родственные слова. А затем назовите эти слова своему соседу в паре и, посоветовавшись, выделите корень.
Если, ваш одноклассник испытывает затруднения, помогите ему.
Проверка. Рефлексия.
-
Работа в группах (по рядам) «Засели домики»
Проверка.
- Как же найти в слове корень?
Дети составляют алгоритм.
-
Составление алгоритма (по опорным словам)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Оцените свою работу на уроке?
- Что для вас было наиболее сложным-легким?
- Все ли было понятно? Возникли ли какие-то трудности?
- Для этого вам надо поднять и показать свои цветочки.
- Почему не все цветочки получились красными?
- Как можно это исправить на следующих уроках?
Спасибо вам за работу.
Самоанализ методической разработки.
Урок по теме «: Корень слова. Однокоренные слова» был разработан для класса, который второй год занимается по системе Л.В.Занкова.
При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.
Цель деятельности учителя: Создать условия для формирования понятий «корень слова, родственные слова».
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Регулятивные:
-
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
-
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
-
освоение умения выделять корень слова ,
-
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
-
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
-
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
-
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Личностные:
-
осознание алгоритма учебного действия;
-
оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений, степени самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Тип урока: урок изучение нового.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
-
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
-
наглядные;
-
практические (работа с карточками)
по виду учебной деятельности:
-
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.
Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся.
Урок начинается с организационного момента. Этот этап, хотя и непродолжительный, но позволяет быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Следующий этап – словарная работа. Учащиеся с интересом отгадывали загадки и записывали слова, разделяя их на группы. Учащиеся на уроке, используя источник информации – компьютер и Интернет, самостоятельно находили нужную информацию за определенный промежуток времени. Итогом этого этапа была формулировка темы и целей урока.
Следующий этап - обобщение изученного материала, проверка уровня сформированности знаний по изученной на уроке теме.
Задача данного этапа – актуализация изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. На данном этапе основные формы работы – индивидуальная, групповая и фронтальная. Одним из заданий на этом этапе - было решение филвордов. Это является хорошим упражнением для развития зрительной памяти и орфографической зоркости. Так же, учащимся было предложено самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблемы поискового характера. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Создание проблемных ситуаций мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бородаева Виктория Александровна
→ Публикатор 17.01.2021 0 3210 243 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.