Конспект урока русского языка "Вежливые слова"; 1 класс


План –конспект открытого урока по русскому языку в 1 классе в рамках ФГОС.

Составитель :Медведская С.Е.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тайтурская средняя общеобразовательная школа

Усольского районного муниципального образования.

Тема: «Вежливые» слова.

Цель: развивать умения употреблять в речи «вежливые» слова, познакомить с толковым словарем русского языка, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета.

 

Тип урока: Решение частных задач

 

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать в речи «вежливые» слова.

 

Предметные: сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

 

Метапредметные (под руководством учителя): овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; учиться слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

 

Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; формировать эстетические потребности, ценности и чувства; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

 

Коммуникативные: объяснять свой выбор; выслушивать учителя, одноклассников; выражать свои мысли; формулировать ответы на вопросы.

 

Методы и формы обучения: частично - поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в группах, в парах.

 

Оборудование: Русский язык 1 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение» 2014г, карточки с вежливыми словами, ПК, интерактивная доска, толковый словарь Ожегова.

Дата :22.03.2016 г.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

 

Учащиеся проверяют готовность своего рабочего места.

 

2.Эмоциональный настрой.

 

Послушайте и отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска её боится.

Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбки, мысленно пожелайте удачи и с хорошим настроением начнём урок.

 

 

 

 

(Улыбка)

-улыбаются друг другу

3Чистописание.

 

-подготовка к письму (пальчиковая гимнастика)

 

Письмо буквы с.

Выполняют гимнастику для рук

Прописывают каллиграфически в тетради буквы по образцу

4 Словарная работа.

 

- Ребята, я вам загадаю загадки, отгадка словарное слово:

1. Я весь день ловлю жучков,

уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый…

(воробей).

 

2. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто это?..

(ворона).

Запомни: воробей, ворона.

На доске – картинки с изображением воробья и вороны.

- Ребята, воробей и ворона – это кто? (Птицы)

Слова воробей, ворона, птицы отвечают на какой вопрос?

Что обозначают?

(таблички с вопросами кто? что? предметы)

- А теперь охарактеризуйте воробья. Какой он?

 

 

- А какая ворона?

 

 

Все слова, которые вы сейчас назвали, отвечают на какие вопросы?
Что обозначают?

(таблички с вопросами какой? какая? какие? признаки)

- Что делает воробей

 

А ворона? (Каркает, летает, ворует).

 

 

На какой вопрос отвечают эти слова?

Что обозначают?

 

Какую работу выполняли?

 

 

А почему эти слова называются словарными?

 

А где можно посмотреть правильное написание орфограммы в словарных словах?

Проблемный вопрос. А если нет под рукой словаря? Как быть?

 

Что мы сейчас повторили?

 

На какие вопросы отвечают слова-предметы, слова-признаки, слова-действия?

Формулируют вывод….

 

Самооценка (используют смайлики)

 

Отгадывают загадки.

 

 

Дети записывают словарные слова, объясняют орфограммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

это птицы

кто?

живые предметы

 

 

 

(Маленький, серенький, шустрый).

(Чёрная или

сероватая, крикливая, вороватая).

 

(Какой, какая?)

 

Признаки предмета

(Чирикает, летает, клюёт, дерётся).

(Каркает, летает, ворует).

(Что делает?)

Действие предмета

 

Изучили новые словарные слова

Это слова с непроверяемой орфограммой.

 

В орфографическом словаре.

-спросить у учителя

-посмотреть в интернете

Повторили

слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

 

-оценивают свою работу

5Актуализация знаний.

 

На доске запись –

СИ СПА БО

- Какое слово можно составить их этих слогов?

- Что означает это слово?

Когда мы так говорим?

«Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят».

- Как называются такие слова? (Вежливые).

Какие ещё вежливые слова вы знаете?

 

- Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?

Как вы думаете, зачем они нужны, может быть, можно обойтись и без них?

 

Учащиеся составляют из букв слово

- Спасибо

 

(Дети дают ответы на вопросы учителя)

 

 

 

 

 

 

( о вежливых)

 

Ответы детей

6.Работа по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1).На экране все вежливые слова, которые вы назвали.

А теперь давайте разделим их на группы.

 1группа

Назовите слова-приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет).

2 группа

Слова-прощания (до свидания, всего хорошего, до завтра, до встречи).

3 группа

Слова, с помощью которых вы просите прощения (простите, извините).

4 группа

Слова благодарности (спасибо, благодарю).

5 группа

Слова, употребляемые во время просьбы (пожалуйста, будьте добры).

Перед тем как
начать работать, нам необходимо вспомнить правила работы в группе.

 КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ( памятка)

1.Распределять
поручения в группе.

2.Слушать друг друга.

3.Уметь уступать.

4.Уметь
договариваться.

5.Проявлять
активность в работе группы.

 

-Проверка

Самооценка (используют смайлики)2

2) Приведите примеры ситуаций с использованием вежливых слов.

Работа в парах.

(Разыграйте сценку – диалог. Обратитесь к товарищу с просьбой дать книгу, ручку или карандаш. Используйте в своём диалоге вежливые слова.)

 

3)Просмотр видеоролика «Уроки вежливости».(5минут)

http://viki.rdf.ru/item/1670/download/

А как бы вы поступили в такой ситуации?

- Ребята, в русском языке большое количество «вежливых» слов.

Главное, не забывайте употреблять их в своей речи!

 

 

 

 

Выбирают слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют правила работы в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалоги учащихся

 

 

 

Ответы учащихся

7Физкультимнутка

Видео физкультминутка. http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_dlja_zajchat/319-1-0-33801

 

Учащиеся смотрят и выполняют упражнения.

8 Закрепление изученного

2.Работа по учебнику

1) Упражнение 13 (устно).

 

- Прочитайте. Найдите вежливые слова. Когда мы произносим эти слова?

 

- Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

 

2) Упражнение 14.

 

- Прочитайте «вежливые» слова. Когда их употребляют?

Как называют человека, который в своей речи употребляет «вежливые слова»?

А вы употребляете в своей речи «вежливые слова»?

Приведите примеры.

Запишите эти слова в тетрадь.

-найдите в словах «опасные места»

Спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте добры.

Устно составьте предложения с этими словами.

3)Упражнение 15

Прочитайте.

Выполните задание.

Почему словарь называется толковым?

 

Что означает слово невежа?

( В словаре Ожегова: Невежа - грубый, невоспитанный человек.

Недостаточно и плохо отделанный, обработанный простым способом.

Не получивший нужного воспитания, не умеющий вести себя.)

Что означает слово невежда?

(По Ожегову: Невежда – человек несведущий (не обладающий познаниями) в какой-нибудь области).

-Что нового вы сейчас узнали?

-С каким словарем познакомились?

-Для чего нужен такой словарь?

 

самооценка (используют смайлики)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-воспитанный

 

 

 

 

 

 

Читают задание, выполняют

 

В нем дается толкование, объяснение слов

 

 

Читают в толковом словаре значение слов.

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

Показывают смайлик

8 Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)На доске записаны слова.

Спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста.

- Найдите лишнее слово.

- Как называются все остальные слова?

- Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова?

- Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова?

- Как называют грубого, невоспитанного человека?

 

- А кто такой невежда?

 

 

2)Послушайте стихотворение.

Малыша обидел Витя.

Перед школою в строю

Витя просит:

- Извините,

Я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

- Извините,

Я немного опоздал.

Тихомиров!

Покажите

Нам на карте город Псков.

Извините, —

Шепчет Витя, —

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя

Или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ!

И. Антонов

- А как вы думаете, ребята, вежлив ли Витя?

 

- Какие задания понравились

больше всего?

- В чём были затруднения?

Кто доволен сегодня своей работой?

 

-Оцените свою работу и нарисуйте смайлик.

 

 

 

- Завтра

 

- «Вежливые» слова

Ответы учащихся

- Вежливый, воспитанный

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

Невежда – человек несведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

(невежливый)

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу на уроке

9.Итог урока

Какой словарь нам помогал на уроке?

-Для чего нужен толковый словарь?

Чему научились?

-Мне понравилось, как вы работали. Все были активными. Молодцы! Благодарю всех за урок.

- Толковый

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Вежливые слова"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Медведская Светлана Евгеньевна  Публикатор
17.02.2021 0 5540 364

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК