Конспект урока русского языка "Род имён прилагательных"; 3 класс
МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района
2020 – 2021 уч.г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока русского языка в 3а классе
по программе «Школа России»
Дата проведения урока 12 марта
Учитель: Попова Н.А.
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК |
|
Тема |
Род имён прилагательных |
Цели деятельности учителя |
Формировать представления обучающихся о роде имен прилагательных, о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится. Учить определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по родам. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: формулировать тему и цель урока с помощью учителя после предварительного обсуждения; контролировать процесс и результат своей деятельности; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; адекватно воспринимать оценки и отметки Коммуникативные: осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом: способность договариваться, уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий, проводить сравнение, классификацию изученных объектов по выделенным критериям. Предметные: каждый ребёнок научится устанавливать зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного; научатся изменять имена прилагательные по родам; научатся правильно писать окончания имён прилагательных. |
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК |
|
Задачи урока:
|
Образовательные: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию. Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы, включая ИКТ для развития интереса обучающихся к языку и учебной деятельности. Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач. |
Тип урока |
Урок "открытия" новых знаний |
Учебно – методический комплекс |
УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 3 класс: В 2 ч./В.П.Канакина,В.Г.Горецкий.-М.:Просвещение\Учебник,2017.-Ч.2. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК |
|
Основные понятия |
Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам (мужской, женский, средний). Ударные и безударные окончания имен прилагательных. Словосочетание. |
Организация пространства (форма, методы) |
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. |
Межпредметные связи |
Литературное чтение, окружающий мир
|
Действия обучающихся |
- находят нужную информацию -отвечают на вопросы |
Диагностика результатов урока (итог урока) |
- Оцените свою работу : -красный карандаш - что-то не понял, что-то не получилось -жёлтый карандаш - понял, но не всё -зелёный карандаш– всё понял, всё получилось |
Образовательные ресурсы |
Презентация |
Оборудование |
Для учителя - раздаточный материал – карточки с текстом |
Домашнее задание |
Рассказать свои близким дома то, что вы узнали сегодня на уроке. |
Организационная структура (сценарий урока)
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные учебные действия |
Промежуточный контроль |
Формы взаимодействия |
|
|||||
Эмоциональная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. |
Подготовка рабочего места |
Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления о ней. |
Устные ответы |
Фронтальная Словесный |
|
|||||
Словесный: орфографический диктант
|
-Откройте тетради запишите число и классная работа - Сейчас я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму. (Один ученик идет к доске, записывает отгадки) 1. Второй месяц весны… 2. Самая близкая звезда к Земле 3. Инструмент для забивания гвоздей. 4. Шестой день недели. 5. Антоним к слову «белый» 6. Овощ, сочный плод, из которого готовят томат. 7. Овощ, корнеплод оранжевого цвета, сладкий на вкус. 8.Синоним к слову «друг». 9. Предмет мебели, предназначенный для сна. 10. Дикое животное, проводящее зиму в спячке. - Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске. - Назовите «лишнее» слово - Почему оно лишнее?
- Что общего у оставшихся слов?
-Докажите.
-Ребята, имена существительные изменяются по родам?
- Как определить род имен существительных? - Определите род имен существительных. - Давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово черный. - Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова? - Почему возникло это затруднение? |
Выполняют задание.
-Апрель -Солнце - Молоток -Суббота -Черный -Помидор -Морковь - Товарищ -Кровать - Медведь
-Черный - Потому что это имя прилагательное -Это имена существительные. -Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет. -Нет, сущ. не изменяются по родам, это постоянный признак - Подставить местоимения
Другая часть речи. |
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания о новом изучаемом предмете |
Устные ответы |
Фронтальная Словесный Письмо
|
|
|||||
Словесный: работа с книгой
Словесный: подводящий диалог |
- Ребята, как определить род? -Является ли это постоянным признаком? -Имя прилагательное с существительным связано. -Сегодня мы с вами должны узнать, изменяются ли по родам имена прилагательные. -Откройте учебник на стр. 72 и предположите тему урока. - Какую цель вы поставите на урок?
|
Отвечают на вопросы -Задать вопрос от существительного. - Нет, оно изменяется
-Род имен прилагательных
-Научиться определять род имени прилагательного |
Личностные: учебно познавательный интерес, мотивация Коммуникативные: владеть диалогической формой речи Регулятивные: целеполагание
|
Устные ответы
|
Фронтальная Словесный
|
|
|||||
Практический: Анализ языкового материал
Чтение и анализ правила
Наглядный: анализ таблицы |
Первичное знакомство с текстом.
-Прочитайте в упр. 124 на стр. 72 словосочетания Молодой лес, молодая роща, молодое дерево. (на слайде) -Назовите имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных. Что вы заметили? - От чего зависит род и число имени прилагательного?
- Назовите окончания из 1 и 2 столбика - Прочитайте ниже сведения о языке. - Как изменяется имя прил. в единственном числе? Найди в правиле. - Как определить род имени прил.? Найди в правиле. - Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте. - Откройте учебники. Прочитайте упр. 125. Рассмотрите таблицу. - А теперь, пользуясь правилом и таблицей, ответьте на вопросы в учебнике: - В форме какого числа имена прил. изменяются по родам? -Какого рода бывают имена прил.? -По каким признакам можно определить их род? -Расскажите о прилагательных м.р., ж.р, ср.р. - Посмотрите на пример. У каких прилагательных безударное окончания? -Как можно проверить? -У прилагательного какого рода окончания нельзя проверить с помощью вопросов? - А сейчас прочитайте, на что нужно обратить внимание. - Что вы узнали? |
Отвечают на вопросы
- Разные окончания у имен прилагательных
- От существительного, с которым оно связано смыслу. - -ой, -ая, - ое, -ее, -ий, -яя.
- По родам.
-По роду существительного, с которым оно связано.
- единственного числа
-м.р., ж.р., ср.р. -По вопросу и окончанию
- лесной, лесная, лесное.
- Задать вопрос
|
Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме об определении имени прилагательном логические – осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
|
Устные ответы
|
Фронтальная Словесный Беседа
|
|
|||||
|
|||||
Практический: Списывание с грамматическим заданием
Словесный: беседа |
- Откройте страницу 73, посмотрите упражнение 126. - Прочитайте задание. Что нужно сделать? - Ребята, в каком числе стоят все прил.? -А что мы знаем о прил. в единственном числе? - Как определить род имени прил. в ед. числе? - Сейчас два человека пойдут к доске. Остальные будут работать в тетрадях. 1 вариант будет составлять словосочетания с 1 и 2 прил.; 2 вариант с 3 и 4 прил. - Закончили. - Расскажите, как вы определили род у имени прил.? -Давайте проверим. Правильно ли сделали те, кто выполнял у доски? Оцените их работу. |
Отвечают на вопросы и выполняют задание
- в ед. числе. - изменяется по родам - задать от сущ. вопрос
|
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, ориентируются в учебнике и тетради Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.
|
Устные ответы
Отвечают на поставленный вопрос |
Фронтальная Словесный
Индивидуальная
|
|
|||||
Практический: Упражнение
Списывание |
- Откройте страницу 74, посмотрите упражнение 127. - Прочитайте загадки. Что помогло их отгадать? - Как определить род имени прил. в ед. числе? - Спишите загадки в тетрадь, определите род имен прил., выделите их окончание. - Расскажите, как вы определили род у имени прил.? - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, и мы проверим правильно ли вы определили род имени прил. и выделили окончание. Посмотрите на слайд. Если все правильно поставьте плюс. - Обменяйтесь тетрадками. |
Выполняют самостоятельно упражнение.
-прилагательные - задать вопрос
|
Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |
Устные ответы |
Фронтальная Групповая Словесный Письмо |
|
|||||
Практический: Упражнение
Словесный:беседа |
-Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа получит свой текст. Вам нужно вставить пропущенные слова в текст.(Приложение) - Первая группа прочитайте, что у вас получилось. - Слова какой части речи пропущены в тексте? - Определите род пропущенных прилагательных. Давайте проверим. Вторая группа? Третья группа? Четвертая? Пятая? Шестая? - Для чего нужны прилагательные в тексте?
|
Работают в группах с текстом, выделяют род. имен. прил. |
Познавательные: построение рассуждения; осуществление синтеза Коммуникативные: умение полно и точно выражать мысли;, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. |
Устные ответы |
Фронтальная Групповая Словесный Письмо
|
|
|||||
Словесный: формулирование выводов, обобщений. |
Какая тема была сегодня на уроке? -Какую цель мы ставили на урок? Достигли мы её? - Чем отличается род сущ. от рода прил.? Кто считает, что сегодня он всё понял поднимет зелёный карандаш. А кто сегодня не до конца понял о чём мы говорили на уроке, поднимет желтый карандаш. Вы большие молодцы, урок окончен! |
Отвечают на вопросы
|
Познавательные: построение речевого высказывания
|
Устные ответы |
Фронтальная
|
|
|||||
|
Рассказать свои близким дома то, что вы узнали сегодня на уроке. |
Слушают объяснение |
|
|
Фронтальная Словесный |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попова Надежда Анатольевна
→ Публикатор 18.04.2021 0 3743 262 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.