Конспект урока русского языка "Род имён прилагательных"; 3 класс


 

МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района

2020 – 2021 уч.г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка в 3а классе

по программе «Школа России»

Дата проведения урока 12 марта

Учитель: Попова Н.А.

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Тема

Род имён прилагательных

Цели деятельности учителя

Формировать представления обучающихся о роде имен прилагательных, о том, что род прилагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится. Учить определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по родам.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Регулятивные: формулировать тему и цель урока с помощью учителя после предварительного обсуждения; контролировать процесс и результат своей деятельности; вносить необходимые кор­рективы в действия на основе принятых правил; адекватно воспринимать оценки и отметки

Коммуникативные: осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом: способность договариваться, уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные: структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий, проводить сравнение, классификацию изучен­ных объектов по выделенным критериям.

Предметные: каждый ребёнок научится устанавливать зависимость рода имени прилагательного от рода имени существительного; научатся изменять имена прилагательные по родам; научатся правильно писать окончания имён прилагательных.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК

Задачи урока:

 

Образовательные: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы, включая ИКТ для развития интереса обучающихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока

Урок "открытия" новых знаний

Учебно – методический комплекс

УМК «Школа России» учебник «Русский язык» 3 класс: В 2 ч./В.П.Канакина,В.Г.Горецкий.-М.:Просвещение\Учебник,2017.-Ч.2.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Основные понятия

Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам (мужской, женский, средний). Ударные и безударные окончания имен прилагательных. Словосочетание.

Организация пространства (форма, методы)

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

 

Действия обучающихся

- находят нужную информацию

-отвечают на вопросы

Диагностика результатов урока

(итог урока)

- Оцените свою работу :

-красный карандаш - что-то не понял, что-то не получилось

-жёлтый карандаш - понял, но не всё

-зелёный карандаш– всё понял, всё получилось

Образовательные ресурсы

Презентация

Оборудование

Для учителя  - раздаточный материал – карточки с текстом

Домашнее задание

Рассказать свои близким дома то, что вы узнали сегодня на уроке.

 

Организационная структура (сценарий урока)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

Формы взаимодействия

  1. Организационный момент

Эмоциональная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Подготовка рабочего места

Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления о ней.

Устные ответы

Фронтальная

Словесный

  1. Актуализация знаний

Словесный: орфографический диктант

 

-Откройте тетради запишите число и классная работа

- Сейчас я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки)

1. Второй месяц весны…

2. Самая близкая звезда к Земле

3. Инструмент для забивания гвоздей.

4. Шестой день недели.

5. Антоним к слову «белый»

6. Овощ, сочный плод, из которого готовят томат.

7. Овощ, корнеплод оранжевого цвета, сладкий на вкус.

8.Синоним к слову «друг».

9. Предмет мебели, предназначенный для сна.

10. Дикое животное, проводящее зиму в спячке.

- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

- Назовите «лишнее» слово

- Почему оно лишнее?

 

- Что общего у оставшихся слов?

 

-Докажите.

 

 

-Ребята, имена существительные изменяются по родам?

 

- Как определить род имен существительных?

- Определите род имен существительных.

- Давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово черный.

- Скажите, а сможем ли мы определить род этого слова?

- Почему возникло это затруднение?

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

-Апрель

-Солнце

- Молоток

-Суббота

-Черный

-Помидор

-Морковь

- Товарищ

-Кровать

- Медведь

 

 

 

 

 

 

-Черный

- Потому что это имя прилагательное

-Это имена существительные.

-Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет.

-Нет, сущ. не изменяются по родам, это постоянный признак

- Подставить местоимения

 

 

 

 

 

 

Другая часть речи.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания о новом изучаемом предмете

Устные ответы

Фронтальная

Словесный

Письмо

 

  1. Постановка и формулировка проблемы. Определение задач урока.

 

Словесный:

работа с книгой

 

Словесный: подводящий диалог

 

- Ребята, как определить род?

-Является ли это постоянным признаком?

-Имя прилагательное с существительным связано.

-Сегодня мы с вами должны узнать, изменяются ли по родам имена прилагательные.

-Откройте учебник на стр. 72 и предположите тему урока.

- Какую цель вы поставите на урок?

 

Отвечают на вопросы

-Задать вопрос от существительного.

- Нет, оно изменяется

 

 

 

 

-Род имен прилагательных

 

-Научиться определять род имени прилагательного

Личностные: учебно познавательный интерес, мотивация

Коммуникативные: владеть диалогической формой речи

Регулятивные: целеполагание

 

 

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Словесный

 

 

 

 

 

  1. Работа по теме урока

 

Практический:

Анализ языкового материал

 

 

 

 

Чтение и анализ правила

 

 

 

 

Наглядный: анализ таблицы

Первичное знакомство с текстом.

 

-Прочитайте в упр. 124 на стр. 72 словосочетания Молодой лес, молодая роща, молодое дерево. (на слайде)

-Назовите имена прилагательные. Назовите окончания имён прилагательных. Что вы заметили?

- От чего зависит род и число имени прилагательного?

 

- Назовите окончания из 1 и 2 столбика

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Как изменяется имя прил. в единственном числе? Найди в правиле.

- Как определить род имени прил.? Найди в правиле.

- Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

- Откройте учебники. Прочитайте упр. 125. Рассмотрите таблицу.

- А теперь, пользуясь правилом и таблицей, ответьте на вопросы в учебнике:

- В форме какого числа имена прил. изменяются по родам?

-Какого рода бывают имена прил.?

-По каким признакам можно определить их род?

-Расскажите о прилагательных м.р., ж.р, ср.р.

- Посмотрите на пример. У каких прилагательных безударное окончания?

-Как можно проверить?

-У прилагательного какого рода окончания нельзя проверить с помощью вопросов?

- А сейчас прочитайте, на что нужно обратить внимание.

- Что вы узнали?

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

- Разные окончания у имен прилагательных

 

- От существительного, с которым оно связано смыслу.

- -ой, -ая, - ое, -ее, -ий, -яя.

 

- По родам.

 

-По роду существительного, с которым оно связано.

 

 

 

 

 

 

 

- единственного числа

 

-м.р., ж.р., ср.р.

-По вопросу и окончанию

 

 

 

- лесной, лесная, лесное.

 

- Задать вопрос

 

 

Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме об определении имени прилагательном

логические осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

 

 

 

 

 

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

 

 

 

Устные ответы

 

 

 

 

 

Фронтальная

Словесный

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Физкультминутка

 

  1. Первичное закрепление

Практический:

Списывание с грамматическим заданием

 

 

 

Словесный: беседа

 

- Откройте страницу 73, посмотрите упражнение 126.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Ребята, в каком числе стоят все прил.?

-А что мы знаем о прил. в единственном числе?

- Как определить род имени прил. в ед. числе?

- Сейчас два человека пойдут к доске. Остальные будут работать в тетрадях. 1 вариант будет составлять словосочетания с 1 и 2 прил.; 2 вариант с 3 и 4 прил.

- Закончили.

- Расскажите, как вы определили род у имени прил.?

-Давайте проверим. Правильно ли сделали те, кто выполнял у доски? Оцените их работу.

 

Отвечают на вопросы и выполняют задание

 

- в ед. числе.

- изменяется по родам

- задать от сущ. вопрос

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, ориентируются в учебнике и тетради

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.

 

 

Устные ответы

 

 

Отвечают на поставленный вопрос

Фронтальная

Словесный

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Самостоятельная работа с проверкой

Практический:

Упражнение

 

Списывание

- Откройте страницу 74, посмотрите упражнение 127.

- Прочитайте загадки. Что помогло их отгадать?

- Как определить род имени прил. в ед. числе?

- Спишите загадки в тетрадь, определите род имен прил., выделите их окончание.

- Расскажите, как вы определили род у имени прил.?

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, и мы проверим правильно ли вы определили род имени прил. и выделили окончание. Посмотрите на слайд. Если все правильно поставьте плюс.

- Обменяйтесь тетрадками.

Выполняют самостоятельно упражнение.

 

 

-прилагательные

- задать вопрос

 

 

 

 

Регулятивные: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Устные ответы

Фронтальная

Групповая

Словесный

Письмо

  1. Первичное осмысление и закрепление

Практический:

Упражнение

 

 

 

Словесный:беседа

-Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа получит свой текст. Вам нужно вставить пропущенные слова в текст.(Приложение)

- Первая группа прочитайте, что у вас получилось.

- Слова какой части речи пропущены в тексте?

- Определите род пропущенных прилагательных. Давайте проверим. Вторая группа? Третья группа? Четвертая? Пятая? Шестая?

- Для чего нужны прилагательные в тексте?

 

Работают в группах с текстом, выделяют род. имен. прил.

Познавательные: построение рассуждения;

осуществление синтеза

Коммуникативные: умение полно и точно выражать мысли;, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

Устные ответы

Фронтальная

Групповая

Словесный

Письмо

 

  1. Рефлексия

Словесный:

формулирование

выводов, обобщений.

Какая тема была сегодня на уроке?

-Какую цель мы ставили на урок?

Достигли мы её?

- Чем отличается род сущ. от рода прил.?

Кто считает, что сегодня он всё понял поднимет зелёный карандаш. А кто сегодня не до конца понял о чём мы говорили на уроке, поднимет желтый карандаш.

Вы большие молодцы, урок окончен!

Отвечают на вопросы

 

 

 

Познавательные: построение речевого высказывания

 

Устные ответы

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Домашнее задание

 

Рассказать свои близким дома то, что вы узнали сегодня на уроке.

Слушают объяснение

 

 

Фронтальная

Словесный


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Род имён прилагательных"; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попова Надежда Анатольевна  Публикатор
18.04.2021 0 3510 249

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК