Конспект урока русского языка "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"; 1 класс


Технологическая карта урока

Учитель: Жбанова Светлана Викторовна.

Класс: 1 «В»

Предмет: русский язык.

УМК: «Начальная школа 21 века», С.В.Иванов

Тема урока: «Знакомство с правилом правописания сочетаний чк, чн, щн».

Вид урока: урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; формирование у учащихся навыков правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЩН.

Задачи:

  • актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

  • способствовать развитию познавательного интереса, умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме; орфографической зоркости, внимания.

  • воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.

Планируемы результаты:

Предметные:

  • научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка (согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие);

  • решать учебные и практические задачи – правильно писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН;

Личностные:

  • признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

  • проявлять интерес к поиску способов решения учебных задач.

Метапредметные:

  • сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

  • вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

  • делать выводы на основе обобщения;

  • определять последовательность действий для решения предметной задачи;

  • подтверждать аргументы фактами;

  • слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

  • участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Ход урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

 

- Дорогие ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

- Русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое.

- Вспомним наш девиз (дети хором читают):

НАБЛЮДАЕМ, ЗАМЕЧАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ, ДЕЛАЕМ ВЫВОД.

  1. Актуализация знаний

  1. Чистописание.

Посмотрите внимательно на запись:

Белый - чёрный

Грязный - ...

Свой - ...

- Какое задание вы можете предложить? словам нужно подобрать антонимы).

- Как вы это определили? (по первой паре слов)

- Какие слова называются антонимами? (Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами)

- Выполните это задание (устно).

- Что объединяет слова - антонимы?

  • в них по 2 слога,

  • заканчиваются на букву Й;

  • слова – признаки предмета;

  • начинаются на букву Ч.

 

-

Ч ч

Кто догадался, какое задание мы будем выполнять сейчас? (прописывать букву Ч)

 

Вывешиваю таблицу

- Сколько видите букв?

- Чем отличаются?

- Когда используем заглавную, строчную? (Ответы детей).

Показываю образец написания букв

- Проверьте, правильно ли вы сидите. Откройте тетради и напишите букву Ч на три больше, чем Маш в нашем классе.

(Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное - разборчиво. А ещё обязательно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо. Помните, что при письме необходимо соблюдать верное написание букв и их соединений, между буквами и словами должно быть единое расстояние).

- Какую работу выполняет буква Ч? (обозначает звук [Ч']).

- Дайте ему характеристику (согласный, непарный мягкий, глухой).

-Какие ещё вы знаете буквы, которые обозначают непарный мягкий, глухой согласный звук? (Щ).

- Назовите орфограммы, в которых встречаются буквы Ч и Щ. (чу-щу, ча-ща)

Предлагаю прописать буквосочетания ча и чу 1 раз.

- В каком слове - антониме нам встретилась эта орфограмма? (чужой).

- Приведите свои примеры слов с другими сочетаниями.

- Оцените свою работу, подчеркните самую удачно написанную букву и буквосочетание.

2) Отгадайте загадку:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Тёмненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синичка)

 

Показываю слайд с изображением СИНИЧКИ

- Какие слова помогли вам отгадать загадку?

Воспитательный момент: корма птичкам не хватает, поэтому нужно помогать пернатым.

- Начинаем НАБЛЮДАТЬ за словом.

Для этого запишите транскрипцию слова - отгадки (1 уч-ся у доски: [С И Н' И Ч' К А]).

Физминутка (Игра «Да - нет»)

- Сейчас вы услышите разные высказывания. Если вы считаете высказывание верным, то хлопаете в ладоши, если - неверным – выполняете приседания.

В слове синичка 3 слога (да)

Ударение падает на первый слог (нет)

В слове синичка 3 гласных звука (да)

Твёрдых согласных (нет)

Мягких согласных звука (да)

 

III. Выявление места и причины затруднения

- Назовите мягкие согласные звуки.

- С помощью каких букв мы обозначаем мягкость согласных звуков?

- Запишите слово с помощью букв. (У доски 1 ученик - синичка).

- Кто думает, что это слово нужно записать по-другому? (синичька)

- Перед вами две разные записи слова синичка и синичька. Что ЗАМЕТИЛИ?

СИНИЧКА СИНИЧЬКА

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

- Значит, цель сегодняшнего урока ... (узнать правописание буквосочетания ЧК)

- Предлагаю ПОРАЗМЫШЛЯТЬ.

- Какой звук обозначает буква Ч. Дайте ему характеристику?

- Есть ли у [Ч'] парный согласный по твёрдости?

- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий)

- Кто готов СДЕЛАТЬ ВЫВОД из наших наблюдений? (буквосочетание ЧК пишется без мягкого знака)

Вывешиваю карточку: ЧК


 

V. Реализация построенного проекта


 

  • Какой вариант записи слова верный? Неправильное написание удаляю с доски.

  • Как вы думаете, существуют ли другие буквосочетания в русском языке, которые подчиняются этому правилу?

  • Для того, чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, я предлагаю вам следующее задание.

  • Я читаю предложения, ваша задача - запомнить и назвать слова, в которых встречаются сочетания с непарным мягким глухим согласным звуком. Какие это звуки? ([ч], [щ])

Сидит тихо синичка на веточке и выбирает сочную ягодку рябины. А сама всё примечает: вот хищный взгляд кота, а вот и снегирь на соседнем дереве.

Показываю слова веточ?ка, соч?ная, хищ?ный на экране.

- Назовите буквосочетания в словах. (ЧК, ЧН, ЩН).

- Как произносятся звуки [ч,] и [щ,] в словах? Что вы можете о них сказать? (это непарные мягкие согласные)

- Нужна ли здесь буква для обозначения мягкости согласных? Почему?

- Исходя из наших наблюдений, сделайте вывод.

Вывешиваю карточки: ЧН, ЩН

- Проверим по учебнику наш вывод. Стр. 141.

  • Открою вам секрет, что в русском языке есть еще и другие сочетания, которые подчиняются этому правилу, их нам предстоит узнать на следующих уроках русского языка.

  • Запишите самостоятельно слова в тетрадь. Выделите орфограммы.

  • Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

  • Проверьте. СЛАЙД.

  • Кто готов повторить правило и привести свои примеры? (ученик повторяет, приводя свои примеры: внучка, точный, мощная, ручка, речной, хищник, срочный, птичка, кирпичный).

 

VI. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

Работа с текстом.

С новогодней ёлки, — сказал Ста­рый Воробей, — прошло уже шесть ме­сяцев, ровно полгода. Запомни, что второе полугодие начинается в самый разгар лета. А пошёл теперь месяц июль. А это самый хороший месяц и для птенцов и для зверят, потому что кругом всего очень много: и солнечно­го света, и тепла, и разной вкусной еды.

Спасибо, — сказала Зинька.

И полетела в лес.

На полянках поспела _____________ земляника. Среди _____________ краснеют ягодки брусники. Раскинулись _________________ черники. А в овраге лакомится малиной медведь.

 

Слова – помощники: солнеч(?)но­го, листоч(?)ков, соч(?)ная, кустарнич(?)ки.

 

  • Прочитайте текст (тихое чтение).

  • Отрывок из какого произведения прочитали?

  • Кто автор?

  • Что заметили?

  • Впишите пропущенные слова (работа в паре).

  • О чём нужно помнить при написании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН?

  • Прочитайте получившийся текст.

  • ОЦЕНИТЕ работу: поднимают сигнальные карточки (критерии).

  • (О каком месяце узнала Зинька? Чем хорош июль для птиц и зверей?)

 

Физминутка для глаз.

 

VII. Самостоятельная работа (Дифференцированная работа, проверка по эталону на экране)

- Ребята, в начале нашего урока вы получили карточки. Посмотрите, чем они отличаются? (цветом, заданиями)

- Выберите карточку с заданием и выполните его.

 

Карточка № 1. Спишите, выделяя зелёной ручкой орфограммы.

Девочка, речной, овощной, Ниночка, конечно.

 

Карточка № 2. Спишите, вставляя ЧК, ЧН, ЩН. Выделите орфограммы.

Солне…ый, вну…а, наро…о, мо…ый , ску…но.


 

Карточка № 3. Измените слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или ЧН. Запишите получившиеся слова в тетрадь.

Собака, рука, Ира, молоко.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

  • Какое открытие мы сделали сегодня на уроке? (ответы детей: ЧК, ЧН, ЩН пишутся без Ь)

  • Вспомните, с какой трудностью мы столкнулись в начале урока?

  • Как вы считаете, наш урок достиг цели, которую мы сформулировали вначале урока?

  • А какими способами? (вместе, парами, самостоятельно)

  • Что вам показалось важным на уроке?

  • Ваши ожидания оправдались?

  • Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.

  • Оцените работу на уроке.

  • Я в очередной раз горжусь вашими успехами и не устаю говорить: вы мои маленькие учёные.

Приложение

 

С новогодней ёлки, — сказал Ста­рый Воробей, — прошло уже шесть ме­сяцев, ровно полгода. Запомни, что второе полугодие начинается в самый разгар лета. А пошёл теперь месяц июль. А это самый хороший месяц и для птенцов и для зверят, потому что кругом всего очень много: и _______________ света, и тепла, и разной вкусной еды.

Спасибо, — сказала Зинька.

И полетела в лес.

На полянках поспела _____________ земляника. Среди ________________ краснеют ягодки брусники. Раскинулись ________________________ черники. А в овраге лакомится сладкой малиной медведь.

 

 

Слова – помощники: солнеч(?)но­го, листоч(?)ков , соч(?)ная, кустарнич(?)ки.

 

______________________________________________________________________________________________________

 

Карточка № 1. Спишите, выделяя зелёной ручкой орфограммы.

Девочка, речной, овощной, Ниночка, конечно.

 

Карточка № 2. Спишите, вставляя ЧК, ЧН, ЩН. Выделите орфограммы.

Солне…ый, вну…а, наро…о, мо…ый , ску…но.


 

Карточка № 3. Измените слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или ЧН. Запишите получившиеся слова в тетрадь.

Собака, рука, Ира, молоко.


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жбанова Светлана Викторовна  Публикатор
14.08.2021 0 3011 227

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК