Конспект урока русского языка "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"; 1 класс
Технологическая карта урока
Учитель: Жбанова Светлана Викторовна.
Класс: 1 «В»
Предмет: русский язык.
УМК: «Начальная школа 21 века», С.В.Иванов
Тема урока: «Знакомство с правилом правописания сочетаний чк, чн, щн».
Вид урока: урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов; формирование у учащихся навыков правописания сочетаний ЧК, ЧН, ЩН.
Задачи:
-
актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.
-
способствовать развитию познавательного интереса, умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме; орфографической зоркости, внимания.
-
воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.
Планируемы результаты:
Предметные:
-
научатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки, кратко характеризовать звуки русского языка (согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие);
-
решать учебные и практические задачи – правильно писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН;
Личностные:
-
признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
-
проявлять интерес к поиску способов решения учебных задач.
Метапредметные:
-
сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
-
вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
-
делать выводы на основе обобщения;
-
определять последовательность действий для решения предметной задачи;
-
подтверждать аргументы фактами;
-
слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
-
участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Ход урока
-
Мотивирование к учебной деятельности.
- Дорогие ребята! Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
- Русский язык хранит в себе очень много тайн, и на каждом уроке мы стараемся хотя бы одну из них раскрыть. Давайте и сегодня попробуем узнать что-то новое.
- Вспомним наш девиз (дети хором читают):
НАБЛЮДАЕМ, ЗАМЕЧАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ, ДЕЛАЕМ ВЫВОД.
-
Актуализация знаний
-
Чистописание.
Посмотрите внимательно на запись:
Белый - чёрный
Грязный - ...
Свой - ...
- Какое задание вы можете предложить? (к словам нужно подобрать антонимы).
- Как вы это определили? (по первой паре слов)
- Какие слова называются антонимами? (Слова, противоположные по смыслу, называются антонимами)
- Выполните это задание (устно).
- Что объединяет слова - антонимы?
-
в них по 2 слога,
-
заканчиваются на букву Й;
-
слова – признаки предмета;
-
начинаются на букву Ч.
-
Ч ч
Кто догадался, какое задание мы будем выполнять сейчас? (прописывать букву Ч)
Вывешиваю таблицу
- Сколько видите букв?
- Чем отличаются?
- Когда используем заглавную, строчную? (Ответы детей).
Показываю образец написания букв
- Проверьте, правильно ли вы сидите. Откройте тетради и напишите букву Ч на три больше, чем Маш в нашем классе.
(Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное - разборчиво. А ещё обязательно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо. Помните, что при письме необходимо соблюдать верное написание букв и их соединений, между буквами и словами должно быть единое расстояние).
- Какую работу выполняет буква Ч? (обозначает звук [Ч']).
- Дайте ему характеристику (согласный, непарный мягкий, глухой).
-Какие ещё вы знаете буквы, которые обозначают непарный мягкий, глухой согласный звук? (Щ).
- Назовите орфограммы, в которых встречаются буквы Ч и Щ. (чу-щу, ча-ща)
Предлагаю прописать буквосочетания ча и чу 1 раз.
- В каком слове - антониме нам встретилась эта орфограмма? (чужой).
- Приведите свои примеры слов с другими сочетаниями.
- Оцените свою работу, подчеркните самую удачно написанную букву и буквосочетание.
2) Отгадайте загадку:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Тёмненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)
Показываю слайд с изображением СИНИЧКИ
- Какие слова помогли вам отгадать загадку?
Воспитательный момент: корма птичкам не хватает, поэтому нужно помогать пернатым.
- Начинаем НАБЛЮДАТЬ за словом.
Для этого запишите транскрипцию слова - отгадки (1 уч-ся у доски: [С И Н' И Ч' К А]).
Физминутка (Игра «Да - нет»)
- Сейчас вы услышите разные высказывания. Если вы считаете высказывание верным, то хлопаете в ладоши, если - неверным – выполняете приседания.
В слове синичка 3 слога (да)
Ударение падает на первый слог (нет)
В слове синичка 3 гласных звука (да)
Твёрдых согласных (нет)
Мягких согласных звука (да)
III. Выявление места и причины затруднения
- Назовите мягкие согласные звуки.
- С помощью каких букв мы обозначаем мягкость согласных звуков?
- Запишите слово с помощью букв. (У доски 1 ученик - синичка).
- Кто думает, что это слово нужно записать по-другому? (синичька)
- Перед вами две разные записи слова синичка и синичька. Что ЗАМЕТИЛИ?
СИНИЧКА СИНИЧЬКА
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- Предположите, какая тема сегодняшнего урока?
- Значит, цель сегодняшнего урока ... (узнать правописание буквосочетания ЧК)
- Предлагаю ПОРАЗМЫШЛЯТЬ.
- Какой звук обозначает буква Ч. Дайте ему характеристику?
- Есть ли у [Ч'] парный согласный по твёрдости?
- Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий)
- Кто готов СДЕЛАТЬ ВЫВОД из наших наблюдений? (буквосочетание ЧК пишется без мягкого знака)
Вывешиваю карточку: ЧК
V. Реализация построенного проекта
-
Какой вариант записи слова верный? Неправильное написание удаляю с доски.
-
Как вы думаете, существуют ли другие буквосочетания в русском языке, которые подчиняются этому правилу?
-
Для того, чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, я предлагаю вам следующее задание.
-
Я читаю предложения, ваша задача - запомнить и назвать слова, в которых встречаются сочетания с непарным мягким глухим согласным звуком. Какие это звуки? ([ч], [щ])
Сидит тихо синичка на веточке и выбирает сочную ягодку рябины. А сама всё примечает: вот хищный взгляд кота, а вот и снегирь на соседнем дереве.
Показываю слова веточ?ка, соч?ная, хищ?ный на экране.
- Назовите буквосочетания в словах. (ЧК, ЧН, ЩН).
- Как произносятся звуки [ч,] и [щ,] в словах? Что вы можете о них сказать? (это непарные мягкие согласные)
- Нужна ли здесь буква для обозначения мягкости согласных? Почему?
- Исходя из наших наблюдений, сделайте вывод.
Вывешиваю карточки: ЧН, ЩН
- Проверим по учебнику наш вывод. Стр. 141.
-
Открою вам секрет, что в русском языке есть еще и другие сочетания, которые подчиняются этому правилу, их нам предстоит узнать на следующих уроках русского языка.
-
Запишите самостоятельно слова в тетрадь. Выделите орфограммы.
-
Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.
-
Проверьте. СЛАЙД.
-
Кто готов повторить правило и привести свои примеры? (ученик повторяет, приводя свои примеры: внучка, точный, мощная, ручка, речной, хищник, срочный, птичка, кирпичный).
VI. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи
Работа с текстом.
— С новогодней ёлки, — сказал Старый Воробей, — прошло уже шесть месяцев, ровно полгода. Запомни, что второе полугодие начинается в самый разгар лета. А пошёл теперь месяц июль. А это самый хороший месяц и для птенцов и для зверят, потому что кругом всего очень много: и солнечного света, и тепла, и разной вкусной еды.
— Спасибо, — сказала Зинька.
И полетела в лес.
На полянках поспела _____________ земляника. Среди _____________ краснеют ягодки брусники. Раскинулись _________________ черники. А в овраге лакомится малиной медведь.
Слова – помощники: солнеч(?)ного, листоч(?)ков, соч(?)ная, кустарнич(?)ки.
-
Прочитайте текст (тихое чтение).
-
Отрывок из какого произведения прочитали?
-
Кто автор?
-
Что заметили?
-
Впишите пропущенные слова (работа в паре).
-
О чём нужно помнить при написании слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН?
-
Прочитайте получившийся текст.
-
ОЦЕНИТЕ работу: поднимают сигнальные карточки (критерии).
-
(О каком месяце узнала Зинька? Чем хорош июль для птиц и зверей?)
Физминутка для глаз.
VII. Самостоятельная работа (Дифференцированная работа, проверка по эталону на экране)
- Ребята, в начале нашего урока вы получили карточки. Посмотрите, чем они отличаются? (цветом, заданиями)
- Выберите карточку с заданием и выполните его.
Карточка № 1. Спишите, выделяя зелёной ручкой орфограммы.
Девочка, речной, овощной, Ниночка, конечно.
Карточка № 2. Спишите, вставляя ЧК, ЧН, ЩН. Выделите орфограммы.
Солне…ый, вну…а, наро…о, мо…ый , ску…но.
Карточка № 3. Измените слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или ЧН. Запишите получившиеся слова в тетрадь.
Собака, рука, Ира, молоко.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-
Какое открытие мы сделали сегодня на уроке? (ответы детей: ЧК, ЧН, ЩН пишутся без Ь)
-
Вспомните, с какой трудностью мы столкнулись в начале урока?
-
Как вы считаете, наш урок достиг цели, которую мы сформулировали вначале урока?
-
А какими способами? (вместе, парами, самостоятельно)
-
Что вам показалось важным на уроке?
-
Ваши ожидания оправдались?
-
Приведите примеры слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЩН.
-
Оцените работу на уроке.
-
Я в очередной раз горжусь вашими успехами и не устаю говорить: вы мои маленькие учёные.
Приложение
– С новогодней ёлки, — сказал Старый Воробей, — прошло уже шесть месяцев, ровно полгода. Запомни, что второе полугодие начинается в самый разгар лета. А пошёл теперь месяц июль. А это самый хороший месяц и для птенцов и для зверят, потому что кругом всего очень много: и _______________ света, и тепла, и разной вкусной еды.
– Спасибо, — сказала Зинька.
И полетела в лес.
На полянках поспела _____________ земляника. Среди ________________ краснеют ягодки брусники. Раскинулись ________________________ черники. А в овраге лакомится сладкой малиной медведь.
Слова – помощники: солнеч(?)ного, листоч(?)ков , соч(?)ная, кустарнич(?)ки.
______________________________________________________________________________________________________
Карточка № 1. Спишите, выделяя зелёной ручкой орфограммы.
Девочка, речной, овощной, Ниночка, конечно.
Карточка № 2. Спишите, вставляя ЧК, ЧН, ЩН. Выделите орфограммы.
Солне…ый, вну…а, наро…о, мо…ый , ску…но.
Карточка № 3. Измените слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК или ЧН. Запишите получившиеся слова в тетрадь.
Собака, рука, Ира, молоко.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Жбанова Светлана Викторовна
→ Публикатор 14.08.2021 0 3329 243 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы