Тематическое планирование к предмету "Родной язык"; 3 класс
«Родной русский язык» 3 класс
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной (русский) язык»
3 класс
Личностные результаты:
-
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;
-
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
-
развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;
-
формирование духовных и эстетических потребностей;
-
воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;
-
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
-
Проговаривать последовательность действий на уроке.
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
-
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
-
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД
-
Уметь донести свою позицию до собеседника;
-
Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
-
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
-
Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
-
изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
-
типы текстов: рассуждение, повествование, описание;
-
стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный);
-
структуру текста рассуждения
Обучающиеся будут уметь:
-
-
распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
-
использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
-
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
-
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
-
определять тему текста и основную мысль;
-
-
распознавать типы текстов;
-
устанавливать связь предложений в тексте;
-
выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте;
-
определять грамматические значения заимствованных слов;
-
строить словообразовательные цепочки.
Обучающиеся научится:
-
распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);
-
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
-
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
-
различать по суффиксам различные оттенки значения слов;
-
владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);
-
владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложнопадежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);
-
распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений);
-
распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);
-
распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);
-
понимать значение устаревших слов по указанной тематике; различать эпитеты, сравнения; использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
-
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
-
строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
-
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
-
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
-
создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
-
создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
употреблять фразеологические обороты,отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;
-
употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
-
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
-
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; давать оценку невежливому речевому поведению. использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-
знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
-
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; анализировать типичную структуру рассказа.
-
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык»
Основные содержательные линии программы для 1-4 классов (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы:
-
Русский язык: прошлое и настоящее.
-
Язык в действии: слово, предложение.
-
Секреты речи и текста.
Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы.
Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка.
Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
«Родной (русский) язык» в 3 классе(17 ч)
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой); слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник).
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например,правда – ложь, друг – недруг, брат – братство –побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например,образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например,балалайка, гусли, гармонь).
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов)
Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, одинсалопчик да и тот подбит ветром). «Русский народный костюм»
Раздел 2. Язык в действии
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные.
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик,зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). Специфика грамматических категорий русского языка (например,категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм именсуществительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением)(на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамкахизученного). Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
Особенности устного выступления. Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).
Тематическое планирование
3 класс
№ |
Название раздела |
|
Кол-во часов |
1 |
Русский язык: прошлое и настоящее. |
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Изложение с элементами сочинения. Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Развитиеречи. Легенда. Имена с устаревшей социальной окраской. |
9 ч. |
2 |
Язык в действии: слово, предложение. |
Диалог. Развитие речи. Начало текста. Монолог. |
5 ч. |
3 |
Секреты речи и текста. |
Развитие речи. Монолог. Текст описание. Сочинение.Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Развитиеречи. Монолог. Текст повествование. Сказка Зачёт. |
3 ч. |
|
Итого |
17 ч. |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
|
Тема раздела |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Коррекция |
||
план |
факт |
план |
факт |
||||
1 |
Русский язык: прошлое и настоящее (9 ч) |
Где путь прямой, там не езди по кривой. Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения. ( с.4-11) |
1 |
|
|
|
|
2 |
Кто друг прямой, тот брат родной. Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим). ( с. 11-16) |
1 |
|
|
|
|
|
3 |
Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Слова, называющие природные явления. ( с. 17-26) |
1 |
|
|
|
|
|
4 |
Сошлись два друга – мороз да вьюга. Ветер без крыльев летает. Образные названия ветра, мороза, вьюги. ( с. 26-40) |
1 |
|
|
|
|
|
5 |
Какой лес без чудес. Образные названия растений. ( с. 40-49) |
1 |
|
|
|
|
|
6 |
Дело мастера боится. Слова, называющие занятия людей ( с. 50-58) |
1 |
|
|
|
|
|
7 |
Заиграйте мои гусли. Слова, называющие музыкальные инструменты. ( с. 59-67) |
1 |
|
|
|
|
|
8 |
Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов. ( с. 67-78) |
1 |
|
|
|
|
|
9 |
У земли ясно солнышко, у человека-слово.Эпитеты и сравнения. ( с. 78-87) |
1 |
|
|
|
|
|
10 |
Язык в действии (5 ч) |
Как правильно произносить слова. Для чего нужны суффиксы. (с.88-96) |
1 |
|
|
|
|
11 |
Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. ( с.96-98) |
1 |
|
|
|
|
|
12 |
Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам. ( с.99-104) |
1 |
|
|
|
|
|
13 |
Как изменяются имена существительные во множественном числе? Редактирование письменных текстов. ( с. 104-110) |
1 |
|
|
|
|
|
14 |
Зачем в русском языке такие разные предлоги? Нормы правильного и точного употребления предлогов (с.111-117) |
1 |
|
|
|
|
|
15 |
Секреты речи и текста (3 ч) |
Создаем тексты-рассуждения.Особенности устного выступления. Сочинение-рассуждение по пословице использованием различных способов аргументации(с.118-124) |
1 |
|
|
|
|
16 |
Учимся редактировать тексты.Редактирование предложенных текстов. (с. 124-134) |
1 |
|
|
|
|
|
17 |
Создаем тексты-повествования.Структура текста. Создание заметки о путешествии по городам России Сочинение на тему «Как я провёл выходной день». ( с. 134-142) |
1 |
|
|
|
|
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
УМК авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова
-
-
Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова
-
Учебник:
-
Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А.,
Соколова О. В. Русский родной язык. 3 класс-Москва, изд. Просвещение; 2019 год.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Романова Елена Васильевна
→ Публикатор 07.09.2021 0 7258 459 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.