Конспект урока русского языка "Звуки в окружающем мире и в речи"; 1 класс


Тема урока: Звуки в окружающем мире и в речи.

Цель урока: Создать условия для развития у учащихся умения слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки, делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим», составлять рассказ по рисунку и опорным словам

Планируемые результаты (предметные): Упражняются в произнесении и слышании изолированных звуков; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений

Личностные результаты: Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

Ход урока:

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Создание эмоционального настроя детей на тему урока.

Заливистый школьный звонок

Позвал опять на урок.

Будьте внимательны,

А еще старательны!

II. Актуализация опорных знаний.

2.1.Обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

- Как назвать одним словом то, что мы говорим, слышим, видим и пишем?

- Какая бывает речь?

- Что значит устная речь?

- Что значит письменная речь?

- Из чего состоит речь?

- Что такое предложение?

- Как в устной речи одно предложение различить от другого?

- А в письменной?

- Составьте предложение про звонок.

- Повторите моё предложение:

        Прозвенел звонок.  

Сколько слов в предложении?

- Начертите схему предложения на доске. Что означает вертикальная черта?

Что означает точка в конце схемы? А какие знаки могут стоять в конце предложения?

Итак, предложение состоит из слов. А из чего состоит слово?

- Вернёмся к слову звонок. Сколько слогов в слове?

- Назовите 1-ый слог. 2-ой слог. Составьте схему этого слова на доске.

- А как называются слоги, которые произносятся более протяжно, с усилением в голосе?

- Найдите ударный слог. Как в письменной речи обозначается ударение?

2.2 Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 12)

На доске чертится схема:

 

– Подберите слова к данной схеме.

– Что вы видите на верхней картинке?

– В какие игры играют мальчики?

– Что вы видите на нижней картинке?

– Что делает мальчик?

– Что делают девочки?

– Какой звук произносит девочка, укачивающая куклу?

– Когда еще так говорят?

– Составьте предложения об играх детей.

2.3 Физкультминутка для глаз

III. Постановка учебной задачи.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели

– Сегодня мы с вами послушаем и узнаем, какие звуки есть в окружающем мире. Звуки мы произносим и слышим. Какие звуки вы слышите сейчас?

-Я предлагаю вам побывать на ферме или на сельском дворе.

3.1. Фонематическая игра «Угадай животное»

- Сейчас мы побываем на сельском дворе. Угадайте, кто здесь живёт?

(Учитель включает магнитофонную запись со звуками, которые издают животные: корова, собака, кот, петух, курица и т. д.)

-Как одним словом можно назвать эту группу предметов? (животные, звери)

-Чем отличаются домашние животные от диких?

- Как вы различили животных? (По звукам)

3.2. Игра «Кто как подаёт голос?»

- Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его.

Где-то собаки рычали. – Р-р-ррр.

В стойле коровы мычали. – М-м-муууу.

В комнате мухи жужжали. – Ж- ж –жж.

Мимо машины бежали. – Др-др-др.

Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в.

Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап.

Перекликались в ночи поезда. – Чух –чух-чух. Ту-ту-ту.

IV. Объяснение нового материала

4.1. Формирование понятия «звуки неречевые и речевые»

- Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Хотя они невидимые, но их можно услышать.

- Всё, что мы слышим, - это звуки. Они все разные, и мы их отличаем один от другого.

-Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?

- Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. Это неречевые звуки. С их помощью не построишь слово.

- Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Вы узнаете голоса знакомых людей. Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки. Это звуки человеческой речи – речевые звуки. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.

Физминутка

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

4.2Ознакомление с органами речевого аппарата.

- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал. А чем мы слушаем? Уши – это важный орган нашего тела.

- Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая

предметы или животных, называются «речевые звуки».

- Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? ( Чтобы произносить звуки, нам нужен рот).

- Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).

В домике этом – Красные двери,

Рядом с дверями – Белые звери.

Красные двери это что? А что такое белые звери? ( Это губы и зубы)

-И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.

Всегда во рту, да не проглотишь. (Язык)

- Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.

4.3. Наблюдение над произношением разных звуков.

-Что помогает произносить речевые звуки?

-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [б], [п]. Мы их произносили, плотно сжав губы.

-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [д], [т], [л], [н]. Мы их произносили, прижимая кончик языка к верхним зубам.

-Смотрите в зеркало. Произнесите звук [р]. При произнесении этого звука язык дрожит.

-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [х], [г], [к]. Эти звуки образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.

4.4. Дидактическая игра «Поймай слово из звуков»

- Что я произношу:[C], [М], [О]. (Звуки)

- А сейчас я построю эти звуки в определённом порядке: [C], [О], [М]. (Мама, мир, нос, кот).

- Что получилось?

- Что значит это слово?

4.5. Условное обозначение звуков

- Условно мы будем обозначать звук квадратиком. Звуки – это кирпичики, из которых можно построить слова. Речь-предложение-слово-звук

V. Закрепление знаний и способов действий.

5.1. . Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 13)

VI. Рефлексивно-оценочный.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Из чего же состоят слова? Что вы можете сказать о звуках? (Мы их слышим и произносим)Какие бывают звуки?

Как мы договорились обозначать звук?


 


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Звуки в окружающем мире и в речи"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Юламанова Алсу Киньябаевна  Публикатор
30.09.2021 0 1039 132

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК