Конспект урока русского языка "Звуки в окружающем мире и в речи"; 1 класс
Тема урока: Звуки в окружающем мире и в речи.
Цель урока: Создать условия для развития у учащихся умения слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки, делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим», составлять рассказ по рисунку и опорным словам
Планируемые результаты (предметные): Упражняются в произнесении и слышании изолированных звуков; составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений
Личностные результаты: Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Создание эмоционального настроя детей на тему урока.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте внимательны,
А еще старательны!
II. Актуализация опорных знаний.
2.1.Обеспечение готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
- Как назвать одним словом то, что мы говорим, слышим, видим и пишем?
- Какая бывает речь?
- Что значит устная речь?
- Что значит письменная речь?
- Из чего состоит речь?
- Что такое предложение?
- Как в устной речи одно предложение различить от другого?
- А в письменной?
- Составьте предложение про звонок.
- Повторите моё предложение:
Прозвенел звонок.
Сколько слов в предложении?
- Начертите схему предложения на доске. Что означает вертикальная черта?
Что означает точка в конце схемы? А какие знаки могут стоять в конце предложения?
Итак, предложение состоит из слов. А из чего состоит слово?
- Вернёмся к слову звонок. Сколько слогов в слове?
- Назовите 1-ый слог. 2-ой слог. Составьте схему этого слова на доске.
- А как называются слоги, которые произносятся более протяжно, с усилением в голосе?
- Найдите ударный слог. Как в письменной речи обозначается ударение?
2.2 Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 12)
На доске чертится схема:
– Подберите слова к данной схеме.
– Что вы видите на верхней картинке?
– В какие игры играют мальчики?
– Что вы видите на нижней картинке?
– Что делает мальчик?
– Что делают девочки?
– Какой звук произносит девочка, укачивающая куклу?
– Когда еще так говорят?
– Составьте предложения об играх детей.
2.3 Физкультминутка для глаз
III. Постановка учебной задачи.
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели
– Сегодня мы с вами послушаем и узнаем, какие звуки есть в окружающем мире. Звуки мы произносим и слышим. Какие звуки вы слышите сейчас?
-Я предлагаю вам побывать на ферме или на сельском дворе.
3.1. Фонематическая игра «Угадай животное»
- Сейчас мы побываем на сельском дворе. Угадайте, кто здесь живёт?
(Учитель включает магнитофонную запись со звуками, которые издают животные: корова, собака, кот, петух, курица и т. д.)
-Как одним словом можно назвать эту группу предметов? (животные, звери)
-Чем отличаются домашние животные от диких?
- Как вы различили животных? (По звукам)
3.2. Игра «Кто как подаёт голос?»
- Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери, птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его.
Где-то собаки рычали. – Р-р-ррр.
В стойле коровы мычали. – М-м-муууу.
В комнате мухи жужжали. – Ж- ж –жж.
Мимо машины бежали. – Др-др-др.
Гудели от ветра все провода. – В-в-в-в.
Капала в кухне из крана вода. – Кап-кап-кап.
Перекликались в ночи поезда. – Чух –чух-чух. Ту-ту-ту.
IV. Объяснение нового материала
4.1. Формирование понятия «звуки неречевые и речевые»
- Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Хотя они невидимые, но их можно услышать.
- Всё, что мы слышим, - это звуки. Они все разные, и мы их отличаем один от другого.
-Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?
- Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. Это неречевые звуки. С их помощью не построишь слово.
- Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Вы узнаете голоса знакомых людей. Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки. Это звуки человеческой речи – речевые звуки. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.
Физминутка
Мы ногами топ – топ,
Мы руками хлоп – хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой – встанькой словно стали.
4.2. Ознакомление с органами речевого аппарата.
- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал. А чем мы слушаем? Уши – это важный орган нашего тела.
- Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая
предметы или животных, называются «речевые звуки».
- Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? ( Чтобы произносить звуки, нам нужен рот).
- Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).
В домике этом – Красные двери,
Рядом с дверями – Белые звери.
Красные двери это что? А что такое белые звери? ( Это губы и зубы)
-И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.
Всегда во рту, да не проглотишь. (Язык)
- Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.
4.3. Наблюдение над произношением разных звуков.
-Что помогает произносить речевые звуки?
-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [б], [п]. Мы их произносили, плотно сжав губы.
-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [д], [т], [л], [н]. Мы их произносили, прижимая кончик языка к верхним зубам.
-Смотрите в зеркало. Произнесите звук [р]. При произнесении этого звука язык дрожит.
-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [х], [г], [к]. Эти звуки образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.
4.4. Дидактическая игра «Поймай слово из звуков»
- Что я произношу:[C], [М], [О]. (Звуки)
- А сейчас я построю эти звуки в определённом порядке: [C], [О], [М]. (Мама, мир, нос, кот).
- Что получилось?
- Что значит это слово?
4.5. Условное обозначение звуков
- Условно мы будем обозначать звук квадратиком. Звуки – это кирпичики, из которых можно построить слова. Речь-предложение-слово-звук
V. Закрепление знаний и способов действий.
5.1. . Составление рассказа по сюжетной картинке (учебник, с. 13)
VI. Рефлексивно-оценочный.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Из чего же состоят слова? Что вы можете сказать о звуках? (Мы их слышим и произносим)Какие бывают звуки?
Как мы договорились обозначать звук?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Юламанова Алсу Киньябаевна
→ Публикатор 30.09.2021 0 1039 132 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.