Конспект урока русского языка "Систематизация знаний о работе гласных букв"; 1 класс
ФИО автора: Калугина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Название учреждения: МБ НОУ «Гимназия №62» г. Новокузнецка
Название публикуемого материала: Конспект урока русского языка в 1 классе «Систематизация знаний учащихся о работе гласных букв»
Краткое описание: данный материал представляет собой конспект урока обобщения и систематизации знаний в системе РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в соответствии с требованиями ФГОС.
Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: Калугина Ольга Сергеевна
Тема: Систематизация знаний учащихся о работе гласных букв.
Тип урока: обобщение и систематизации знаний.
Цель урока: систематизация знаний учащихся о работе гласных букв: обозначение гласного звука и указывание на твёрдость или мягкость впереди стоящего согласного звука.
Задачи урока:
-
обобщить знания обучающихся о работе букв, обозначающих гласные звуки;
-
формировать познавательные универсальные учебные действия обучающихся: наблюдать, сравнивать и анализировать объекты.
-
формировать регулятивные универсальные учебные действия обучающихся: осуществлять само- и взаимопроверку работ;
-
создать условия для использования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
-
воспитывать интерес к родному языку.
Средства обучения: интерактивная доска.
Ход урока.
1 этап: Создание ситуации успеха
На доске записаны слова:
Ульяна, точки, иголки
- Определите, какие орфограммы встречаются в этих словах.
(дети выделяют орфограммы «большая буква в именах собственных», «чк-чн», «разделительный мягкий знак»)
- Вы правильно нашли все орфограммы в словах, у вас уже не возникают затруднения в поиске знакомых орфограмм в словах.
- Сегодня на минутке чистописания мы будем записывать буквосочетания, которые вы постараетесь отгадать:
первая буква обозначает глухой твёрдый согласный звук, эта буква встречается только 1 раз;
вторая буква обозначает 1 звук в имени девочки;
третья буква - и начало, и конец одного слова.
На доске: туи тууии
- Какую закономерность вы заметили? Продолжите запись.
(1 ребёнок выполняет у доски, проговаривая запись всех элементов букв).
- Какие 2 буквы гласных звуков вы заметили? Сравните эти буквы, исходя из их работы.
(фронтально 1 ученик проговаривает простой вывод, остальные – выражают знаки согласия-несогласия с отвечающим)
- Какие слова изначально были записаны на доске? (Дети вспоминают записанные слова, в словах обводятся буквы, обозначающие гласные звуки: Ульяна, точки, иголки + ю).
- Следующее задание вам необходимо выполнить в группе. Из выделенных букв необходимо составить слово.
(Оценка учителем работы групп.)
2 этап: Актуализация опорных знаний.
Получилось слово утюги. Запишите транскрипцию и буквенную запись этого слова.
- Рядом с выполненным заданием нарисуйте линейки оценивания, оцените свои знания и умения.
- Теперь обменяйтесь работами с соседом по парте и оцените правильность выполнения работы. Как сделать это грамотно? (Сравнить результат с образцом). Образец вы видите на доске:
[у т у г и] утюги
- Если вы не согласны с образцом, исправьте ошибки и докажите своё мнение.
- Какими буквами обозначен один и тот же звук? Почему разные буквы использованы? (Дети доказывают свою точку зрения, исходя из работы гласных букв: обозначать гласный звук и указывать на твёрдость-мягкость впереди стоящего согласного звука).
- А в данном слове какую работу выполняет буква у? (только обозначать гласный звук).
(на интерактивной доске появляется следующая схема)
3 этап: Постановка конкретно-практической задачи.
- Какие ещё буквы могут выполнять только одну работу нам помогут определить 2 ученика. Остальные ребята будут работать в группах. На доске расположены буквы гласных звуков, вам необходимо распределить их на 2 группы.
А И О Е Я Ы Э Ю У Ё (дети в группах распределяют буквы на те, которые выполняют 2 работы и 1 работу и контролируют правильность выполнения работы задания у доски).
Давайте зафиксируем наши выводы на схеме. (Учитель выносит схемы на доску, дети работают в тетрадях открытий)
Физминутка. Учитель поднимает карточку с гласной буквой, если она выполняет 2 работы - дети хлопают, если одну работу - присаживаются.
4 этап: Анализ условий и решение задачи.
На доске записаны слова:
Анна, степь, тётя, молоко, яма
Вам необходимо распределить данные слова на 2 группы. Какие?
(Варианты детей: в 1 группу попадут слова, в которых буквы гласных звуков выполняют одну работу, во 2 группу попадут слова, в которых буквы гласных звуков выполняют всегда 2 работы.)
Запишите эти слова в 2 столбика у себя в тетрадях (ученики работают индивидуально, правильность выполнения задания сравнивают с образцом).
- Какое слово оказалось лишним? Почему? (Лишнее слово – яма, так как в буква Я в начале слова выполняет иную работу: обозначает 2 звука: [Й] и [А].)
- На следующих уроках мы узнаем с вами, какую ещё работу могут выполнять буквы гласных звуков.
5 этап: Рефлексия.
- Какие задания на сегодняшнем уроке помогли вам научиться определять работу букв, обозначающих гласные звуки? Какие затруднения вы еще испытываете?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калугина Ольга Сергеевна
→ Публикатор 22.04.2022 0 798 72 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.