Конспект урока русского языка "Систематизация знаний о работе гласных букв"; 1 класс


ФИО автора: Калугина Ольга Сергеевна

Должность: учитель начальных классов

Название учреждения: МБ НОУ «Гимназия №62» г. Новокузнецка

Название публикуемого материала: Конспект урока русского языка в 1 классе «Систематизация знаний учащихся о работе гласных букв»

Краткое описание: данный материал представляет собой конспект урока обобщения и систематизации знаний в системе РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в соответствии с требованиями ФГОС.


 

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: Калугина Ольга Сергеевна

Тема: Систематизация знаний учащихся о работе гласных букв.

Тип урока: обобщение и систематизации знаний.

 

Цель урока: систематизация знаний учащихся о работе гласных букв: обозначение гласного звука и указывание на твёрдость или мягкость впереди стоящего согласного звука.

Задачи урока:

  • обобщить знания обучающихся о работе букв, обозначающих гласные звуки;

  • формировать познавательные универсальные учебные действия обучающихся: наблюдать, сравнивать и анализировать объекты.

  • формировать регулятивные универсальные учебные действия обучающихся: осуществлять само- и взаимопроверку работ;

  • создать условия для использования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

  • воспитывать интерес к родному языку.

Средства обучения: интерактивная доска.

Ход урока.

1 этап: Создание ситуации успеха

На доске записаны слова:

Ульяна, точки, иголки

- Определите, какие орфограммы встречаются в этих словах.

(дети выделяют орфограммы «большая буква в именах собственных», «чк-чн», «разделительный мягкий знак»)

- Вы правильно нашли все орфограммы в словах, у вас уже не возникают затруднения в поиске знакомых орфограмм в словах.

- Сегодня на минутке чистописания мы будем записывать буквосочетания, которые вы постараетесь отгадать:

первая буква обозначает глухой твёрдый согласный звук, эта буква встречается только 1 раз;

вторая буква обозначает 1 звук в имени девочки;

третья буква - и начало, и конец одного слова.

На доске: туи тууии

- Какую закономерность вы заметили? Продолжите запись.

(1 ребёнок выполняет у доски, проговаривая запись всех элементов букв).

- Какие 2 буквы гласных звуков вы заметили? Сравните эти буквы, исходя из их работы.

(фронтально 1 ученик проговаривает простой вывод, остальные – выражают знаки согласия-несогласия с отвечающим)

- Какие слова изначально были записаны на доске? (Дети вспоминают записанные слова, в словах обводятся буквы, обозначающие гласные звуки: Ульяна, точки, иголки + ю).

- Следующее задание вам необходимо выполнить в группе. Из выделенных букв необходимо составить слово.

(Оценка учителем работы групп.)

 

2 этап: Актуализация опорных знаний.

Получилось слово утюги. Запишите транскрипцию и буквенную запись этого слова.

- Рядом с выполненным заданием нарисуйте линейки оценивания, оцените свои знания и умения.

- Теперь обменяйтесь работами с соседом по парте и оцените правильность выполнения работы. Как сделать это грамотно? (Сравнить результат с образцом). Образец вы видите на доске:

[у т у г и] утюги

- Если вы не согласны с образцом, исправьте ошибки и докажите своё мнение.

- Какими буквами обозначен один и тот же звук? Почему разные буквы использованы? (Дети доказывают свою точку зрения, исходя из работы гласных букв: обозначать гласный звук и указывать на твёрдость-мягкость впереди стоящего согласного звука).

- А в данном слове какую работу выполняет буква у? (только обозначать гласный звук).

(на интерактивной доске появляется следующая схема)

 

3 этап: Постановка конкретно-практической задачи.

- Какие ещё буквы могут выполнять только одну работу нам помогут определить 2 ученика. Остальные ребята будут работать в группах. На доске расположены буквы гласных звуков, вам необходимо распределить их на 2 группы.

А И О Е Я Ы Э Ю У Ё (дети в группах распределяют буквы на те, которые выполняют 2 работы и 1 работу и контролируют правильность выполнения работы задания у доски).

Давайте зафиксируем наши выводы на схеме. (Учитель выносит схемы на доску, дети работают в тетрадях открытий)

 

Физминутка. Учитель поднимает карточку с гласной буквой, если она выполняет 2 работы - дети хлопают, если одну работу - присаживаются.

4 этап: Анализ условий и решение задачи.

На доске записаны слова:

Анна, степь, тётя, молоко, яма

Вам необходимо распределить данные слова на 2 группы. Какие?

(Варианты детей: в 1 группу попадут слова, в которых буквы гласных звуков выполняют одну работу, во 2 группу попадут слова, в которых буквы гласных звуков выполняют всегда 2 работы.)

Запишите эти слова в 2 столбика у себя в тетрадях (ученики работают индивидуально, правильность выполнения задания сравнивают с образцом).

 

- Какое слово оказалось лишним? Почему? (Лишнее слово – яма, так как в буква Я в начале слова выполняет иную работу: обозначает 2 звука: [Й] и [А].)

- На следующих уроках мы узнаем с вами, какую ещё работу могут выполнять буквы гласных звуков.

5 этап: Рефлексия.

- Какие задания на сегодняшнем уроке помогли вам научиться определять работу букв, обозначающих гласные звуки? Какие затруднения вы еще испытываете?


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Систематизация знаний о работе гласных букв"; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калугина Ольга Сергеевна  Публикатор
22.04.2022 0 577 69

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК