Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка"
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника
на уроках русского языка
Семукова Ольга Николаевна
учитель начальных классов
Киров, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
-
Информационный раздел
-
Технология опыта
-
Литература
«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего чем человек есть человек.»
В.Белинский
Информационный раздел
-
Условия возникновения опыта, актуальность и перспективность опыта
Проблема формирования и развития ценностных ориентаций стала значимой и актуальной за последние десятилетия, так как изменения в нашем обществе привели к утрате многих русских традиций, появлению агрессивности, равнодушия. Многолетние наблюдения за обучающимися класса, анкетирование детей и родителей показали, что обесцениваются такие человеческие качества как доброта, душевность, человеколюбие. Очень важно, чтобы мир природы, игры, красоты, музыки, фантазии, творчества, окружающий детей не закрылся перед ребенком. Воспитание личности возможно через развитие эмоционального восприятия окружающего мира, которое немыслимо без приобщения детей к искусству. Считаю, что младший школьный возраст - благодатная почва для формирования духовно-нравственных качеств личности .
Думаю, что особая роль в формировании личности школьника принадлежит русскому языку. Именно язык позволяет лучше узнать родной край - историю и культуру своего народа, а человек, не понимающий родства, чуждый народным истокам, глухой к отечественной культуре, не способен воспринять и мировой опыт. Он помогает расти и развиваться человеку мыслящему, умеющему думать, чувствовать и анализировать.
Обучение русскому языку является благоприятным условием установления связей с литературой, музыкой, искусством, краеведением, что позволяет создать общую картину неразрывности с окружающим миром. Формированию личности поможет рассмотрение на уроках русского языка вопросов нравственности, межличностного общения.
В новом образовательном стандарте по русскому языку указывается на необходимость приобщения учащихся к национальной культуре своего народа в процессе изучения родного языка. Стандарт направлен на сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры.
Для решения данного вопроса поставлена цель:
Воспитание духовно-нравственных качеств младшего школьника на уроках русского языка.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
-
изучить научно-методическую литературу по теме опыта;;
-
подобрать методы, средства, приемы, упражнения, дидактический материал к урокам русского языка;
-
разработать диагностический инструментарий по теме опыта и его апробировать;
-
проанализировать полученный опыт и наметить пути его развития.
Методологическая основа этого процесса – постулат о деятельностном характере современного образования, ориентированном на развитие способности личности самостоятельно решать социальные и личностные проблемы (в различных сферах деятельности на основе освоения социального опыта. Подобное умение не передается ученику в готовом виде, он может выработать их только в процессе самостоятельной деятельности, стимулируемой и поощряемой.
Актуальность духовно-нравственного воспитания обусловлена, прежде всего, возрастающей ролью гуманитарного познания. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Так как основным содержанием духовно-нравственного развития , воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, я бы хотела перечислить вам основные направления и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования.
· Патриотизм- любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.
· Социальная солидарность- свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь и достоинство.
· Гражданственность- служение Отечество, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
· Семья- любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших.
· Труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремление и настойчивость.
· Наука- ценность знания, стремление к истине, научная картина мира. Знания учащихся- мера труда учителя.
· Традиционные российские религии- представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
· Искусство и литература- красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
· Природа- эволюция, родная Земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
· Человечество- мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Программа русского языка начальной школы становится значительно шире и насыщеннее за счет расширения и углубления материала при включении духовно-нравственных ценностей. Дополнение курса такими аспектами, как краеведение и исторический материал, вопросов и проблем, которые возникают по инициативе самих учеников, приводят к тому, что учебный материал становится средством духовного развития, помогает понять нравственные ценности в мире и овладеть ими.
Главное — заложить в школьнике чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам.
«Что посеешь, то и пожнешь!» — гласит народная мудрость. Как важно засеять поле в срок добротными семенами, а учителям в школе — заронить добрые зерна в души воспитанников.
Технология опыта
« С чувства должно начинаться воспитание искусства» Б.М. Теплов.
Использование культурологического материала на уроках русского языка способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися. Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся, выявляют интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, учатся аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Работа с художественным текстом
К урокам подобраны высокохудожественные тексты русских писателей и поэтов. Языковой материал дополнен интересными заданиями, направленными на формирование эстетических представлений, на развитие творческого мышления. В мини рассказах М.Пришвина, Г.Скребицкого, К.Паустовского, В.Бианки содержатся маленькие зарисовки живой природы и тонко подмеченные особенности жизни животных. Использую стихи И.А.Бунина, А.С.Пушкина, С.Есенина, И.З. Сурикова, Н.А. Некрасова, В.Д.Берестова. Они доступны, кратки, выразительны. На них легко показать лексическое значение слова. Работа с ними способствует формированию прочных речевых и орфографических навыков. Использую тексты энциклопедии для малышей Нуждиной Т.Д. «Чудо-Всюду» (Т.Д. Нуждина «Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду». Ярославль: «Академия развития» , «Академия К », 2000). Чтобы активизировать познавательную деятельность, использую возможности, заложенные в культуроведческих текстах, которые позволяют детям проявить творческую активность. Работа со словами может сделать любую скучную тему захватывающе интересной. Предлагаю на основе слова написать миниатюру с использованием пословиц, поговорок, фразеологизмов, найти в тексте слова с национально – культурным компонентом значения, объяснить их значение с помощью лингвистических словарей.
В работе с текстами использую разнообразные приемы.
Например, текст «Радуга» (2 класс). Дети читаю текст. Выполняют задания:
Часть А - минимальный (базовый уровень)
-
Запиши, сколько цветов в радуге?
-
Почему радугу так назвали?
-
Укажи, при какой погоде можно увидеть радугу?
-
Подбери синоним к слову необычная.
-
Найди и выпиши из текста сведения о том, что влияет на величину радуги?
-
Продолжи предложения.
Радуга большая, когда________
Радуга, небольшая, когда________
-
Запиши, сколько звуков и букв в слове радуга?
Часть В - повышенной сложности.
-
От чего зависит яркость цветов радуги? Запиши
-
Сколько можно увидеть различных цветов у двух радуг одновременно?
-
Ты видишь радугу. Попробуй описать свои наблюдения.
-
По первым словам фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» восстанови название цветов радуги и запиши их по порядку.
Содержание многих текстов позволяет формировать такие нравственные качества ребенка, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает, чувство сопричастности к историческому прошлому края. Дети получают представления об исторических ценностях, созданных русским народом. Ученикам предлагается прочитать текст и задуматься над его содержанием. Широка и величава северная река Печора! Очень красивы её берега! На них частый ельник, березняк. Есть и отвесные скалы. Много селений раскинулось по берегам реки.
Вместе с учителем ученики пытаются ответить на вопросы и определить тему и главную мысль текста. Вопрос учителя: «О чем самом главном хотел сказать автор в этих строках?» заставляет учащихся задуматься над величием реки. Как красива наша родина! Рассматриваются значение слов ельник, березняк, селение, величава.
Дети младшего школьного возраста особо остро ощущают свою связь с природой, и потому важно донести до ребят мысль об их единстве с окружающей средой, ответственности за нее.
На уроках русского языка использую для анализа тексты из учебников литературы, даю в качестве домашнего задания найти в художественной литературе тексты на определённую тему, подобрать пословицы. Примеры самобытности, выразительности, эмоциональности русской речи.
Изложения по литературным текстам, сочинения на их основе дают прекрасную возможность погрузиться в мир красоты русской речи, прикоснуться к сокровищам мудрости художников слова.
Важными элементами урока становятся беседа, словарная работа, наблюдения, сбор и систематизация материала для создания сочинения, самостоятельная работа по составлению плана. Предлагаю написать сочинение-описание. Например, на такие темы: «Мой город», «Наша Родина», «Любимое место на малой родине», «Мой друг», «О братьях наших меньших».
Освоение новых видов деятельности для младших школьников – проектных, творческих, исследовательских позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; развивать их исследовательские, рефлексивные навыки; реализовывать принцип связи обучения с жизнью. Учениками выполняются проекты по темам «Моя Родина», «Мой город», «Моя родословная», «Герб моей семьи», « Вятские промыслы», «Известные люди Вятского края».
Используемые приемы с литературным содержанием позволяют развивать такие ценностные качества личности как формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, а также достигать результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
Произведения живописи
Наряду с литературным содержанием используются произведения живописи. Их использование в качестве объекта исследования, описания, дидактического и иллюстративного материала на уроках русского языка также способствует формированию личности обучающихся. Иллюстрации являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Они ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы. Литература при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись.
Произведение искусства знакомит не только с личностью автора, его индивидуальным представлением о мире, но и знакомит нас с исторической эпохой в которой он жил - это является частью национально-культурного самосознания народа. Язык и культура, соединяясь в учебном процессе, предполагает обогащение словарного запаса учащихся искусствоведческими терминами, словами с культурным компонентом, развитие связной речи. Живопись на уроках русского языка поможет постичь идейно-художественное своеобразие произведений. Приобщение к шедеврам русского искусства постепенно формирует у учащихся чувство красоты, добра, справедливости, уважение к родному народу, к его традициях воспитывает понимание лучших достижений мировой культуры.
Передать настроение картины помогает цвет. Если первоначально обратить внимание детей на колорит полотна, им будет легче уловить настроение автора. Каждая картина предопределяет соответствующий подход к её рассмотрению. Так, исторические полотна (например: произведения А.М. Васнецова, С.В. Иванова) Главное в них содержание, о котором нам рассказывает автор.
Но есть картины, на которых изображён пейзаж, натюрморт или портрет, полотна бытового и сказочного жанров. Они созданы для передачи определённого настроения, которое они создают. Хочется смотреть и видеть, видеть и чувствовать, вслед за автором испытывать радость, волнение, желание делать добро людям. Проникновение в смысл художественно-живописных полотен учит ребят любить, жизнь, любить людей и страну, где они родились и живут.
В одной из энциклопедий есть определение: «Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись стремится и к раскрытию сущности исторических процессов, и к постижению внутреннего мира человека, и к выражению отвлечённых понятий».
Работа по картинам на уроках русского языка помогает строить обучение языку, тесно связанное с освоением реальной действительности, способствует «погруженности» учащихся в изображаемый художником мир. По мнению В.А.Сухомлинского, «произведение изобразительного искусства – ещё одно светлое окошко, через которое человек постигает тонкое благородное видение мира».
Работа над произведениями живописи на уроках русского языка (уроках по развитию речи) позволяет реализовать моим учащимся такую важную человеческую потребность, как познавательно-творческая, которая проявляется в стремлении учащихся как можно больше узнать о предметах, познать красоту и выразительность цветосочетаний. Положительное воздействие искусства на развитие нравственных качеств учащихся отмечают многие психологи и педагоги. Они считают, что при восприятии искусства в духовную работу включаются все силы и творческие способности: и чувства, и интеллект, и память, и воображение. Искусство способно показать человека лучше, чем он есть в данный момент, - таким, каким он может стать. Раскрыть то в его личности, о чём он и сам, быть может, не знает.
Использую на уроках репродукции картин великих русских художников, мастеров пейзажа и портрета (И.И. Левитана, И.И. Шишкина, И.Э. Грабаря, В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.А. Серова, А.А. Пластова), сопроводив каждую текстом искусствоведов. Ведется беседа по содержанию картины. Все это вместе настраивает на творчество, ученик проникается содержанием картины, испытывает благодарность к творчеству художника. Формирование чувства сопричастности к историческому прошлому края, Родины, природе. В 3 классе дети писали проекты на тему «Знаменитые художники». В них они знакомили нас с творчеством известных художников не только России, но и Вятского края.
Обогатить генетическую память учащихся, помочь им соприкоснуться с предметами, которые символичны для каждого человека, принадлежащего к русской национальной культуре, дает возможность работа над натюрмортом В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль, братина». Данное полотно я использую для устного сочинения. Предваряет сочинение «заочная экскурсия» в картинную галерею. Задача её заключается в том, чтобы учащиеся смогли увидеть реликвии быта русского человека, ощутить смысловые связи, определявшие мировоззрение и образ жизни многих поколений на Руси.
Метод коллективной работы в данном случае активизирует общность интересов, объединяет ребят для более содержательного анализа всех деталей. Привлекаю для иллюстрации собранные ребятами пословицы и поговорки о хлебе. Например, «Хлеб – всему голова». «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».
Знакомство с братиной, деревянным сосудом в форме уточки, позволяет узнать много интересного о древних русских обычаях.
Всего несколько предметов натюрморта: каравай, рушник, ковш, солонка - раскрывают удивительную историю жизни русского народа, укрепляют связь поколений. Практическая работа со словарем В.И.Даля открывает новые грани слова «братина».
Каждое из искусств вызвано к жизни эмоцией, чувством Художника и соответственно может осваиваться эмоционально, через чувство. Все это позволяет «разбудить» эмоцию через воздействие вспомогательного ряда (музыка, живопись).
В работе по анализу репродукций картин художников использую приёмы:
*«Представление» (Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую мы рассматривали)
* «Половинка» (рассматривание картины по частям) использую следующую последовательность:
-
низ картины – фон;
-
средняя часть – основная, где, как правило, располагается композиционный центр картины, который дети должны найти;
-
верхняя часть – фон.
* «Моё место в картине» (Чтобы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?)
• Определение жанра картины (пейзаж, натюрморт, портрет)
• Определение темы картины (Что вы видите?)
Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенности самой картины, от поставленных целей, возраста учащегося.
Диктанты являются одним из видов орфографических упражнений. Если создание диктанта связано с жизнью и творчеством художника, с картинами, особое внимание уделяется таким его видам как словарный, творческий, выборочный свободный.
Например: словарный - диктую развернутые определения, а учащиеся записывают только слова, обозначающие эти понятия, например:
-произведение живописи – (картина);
-портрет художника, выполненный им самим – (автопортрет);
-очень хороший, красивый – (прекрасный);
-создание художественных образов с помощью красок – (живопись).
Творческий диктант, например: диктант по картине Игоря Грабаря «Мартовский снег» начинается с языковой подготовки. Дети, глядя на картину, подбирают прилагательные к основным микротемам картины:
Деревья - высокие, стволистые, …….
Снег – мартовский, ярко-белый, ….
Походка девушки - быстрая, ….
Вёдра – железные, блестящие, ….-
- работа со словарями.;
-словарь терминов и понятий;
-словарь - справочник о художниках;
-толковый словарь;
-Беседы и сочинения по картинам: например, сочинение по картине В.Д.Поленова «Заросший пруд» проходит по такому плану:
1. Рассказ о художнике.
2. Рассмотрение картины и работа над заголовком. (Выберите одно из предложенных названий: «Пруд летом», «У пруда», «Летом на пруду», «В старом парке», «Заросший пруд», «Пруд в парке». Дети выбирают одно из названий и объясняют причины своего выбора.)
3. Беседа по содержанию картины.
* «Писатель»
-Прочитайте начало рассказа. Изданных ниже слов составьте предложения и закончите предложения.
Март.
Наступил март. С крыш падает частая капель. У крыльца осели сугробы. Быстро бежит ручей. В лесу царствует зима.
Снегом, пни, и, кусты, старые, засыпаны.
Ветка, ели, дрогнула, вот.
Ком, упал, снега, на землю.
*«Подбери пословицу»
(из предложенных пословиц выбрать ту, которая соответствует тексту или картине)
Можно составить пословицу из перепутанных частей. Работа с пословицами помогает формированию умения понимать текст. Дети, из жизни которых ушло чтение, не могут запомнить текст с первого раза, потому что читают механически. Очень ёмкие по содержанию и яркие по форме, пословицы учат быть внимательнее.
В речи каждого учителя должны присутствовать и пословицы, и поговорки, и фразеологизмы, чтобы обогащать речь детей яркими меткими выражениями, учить их языковому чутью, образности речи, народной мудрости.
Используемые приемы работы с произведениями живописи позволяют развивать такие ценностные качества личности) как:
-
-
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-
Музыкальные произведения
Музыка является самым чудодейственным средством воспитания. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, о прекрасном не только в мире, но и в самом себе. В начальной школе показываем школьнику связь искусства с его личным миром, миром мыслей, чувств.
Музыка, по словам В.Чернышова, способна «открыть уста детей» ключом волшебных звуков; помогает передать многообразие смысловых оттенков слова. Загадочный музыкальный мир, взаимодействуя с миром художественного слова, развивает эмоциональную сферу ребёнка, помогает ему более полно выразить мысли и чувства. Музыка может быть помощницей и при создании творческих работ, не заменяя при этом традиционные, прекрасно зарекомендовавшие себя виды работы.
Источниками устных и письменных высказываний учащихся могут послужить музыкальные образы тех предметов речи, которые представлены в художественных произведениях. Это явления природы, предметы, времена года и т.д., способные вызвать эстетические переживания. Музыка поможет лучше понять замысел автора, характер описываемого. Однако используемые музыкальные отрывки не должны быть большими по объёму. Это позволит неоднократно прослушать музыку, а значит добиться более качественного «перевода» информации с языка одного искусства на язык другого - иными словами, подготовить учащихся к устным и письменным высказываниям. Кроме того, звучащая на уроке музыка является своеобразной подсказкой, которая направляет воображение учащихся, создаёт определённый эмоциональный настрой.
Какие виды заданий могут быть предложены учащимся?
Использование музыкального фона на уроке, создающего эмоциональную атмосферу при работе над художественным произведением или эпизодом.
Сопоставление пейзажных зарисовок в музыке и художественном произведении.
Аналитическая работа по характеристике персонажей, созданных языковыми и музыкальными средствами.
Создание устного и письменного сочинения на основе музыкального произведения по теме рассказа.
Подобная работа должна строиться с опорой на коммуникативно-речевую деятельность учащихся. Она обеспечивается формулировками заданий, позволяющих активизировать мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность.
Разбуженная эмоция рождает состояние готовности к творчеству, к образному мышлению (Прослушивание “Игра в лошадки” и “Мама” из Детского альбома Петра Ильича Чайковского, А. Вивальди «Времена года»).
Используемые приемы с музыкальным содержанием позволяют достигать личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
-
-
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-
Использование культурно-регионального содержания
Использование культурно-регионального содержания предполагает усвоение обучающимися в процессе изучения родного языка жизненного опыта русского народа, его культуры, национальных традиций, религии, а также формирование нравственно-этических ценностей и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки учащихся; пробуждает интерес к предмету через самостоятельность, целеустремлённость и мотивацию по овладению знаниями, способами их добывания, переработки и применения.
Использование элементов регионального компонента позволяет развивать у детей представление о родном крае. Большое внимание на уроках уделяется культуре: наш край – край культурных традиций. Для закрепления этого навыка проводятся «минутки чистописания», во время которых происходит отработка написания. Механическое написание элементов и букв или их сочетаний неприемлемо. Эта работа должна проводиться творчески, должна стать частью процесса интеллектуального развития учеников. Мы знакомимся со знаменитыми людьми Кировской области, записываем их имена и фамилии. Например: Бб
Бронниковы - династия народных умельцев (В 19в. занимались изготовлением часов из дерева и слоновой кости).
Провожу интегрированные уроки: русского языка и чтения, русского языка и окружающего мира, русского языка и музыки.
На интегрированном уроке прослеживается связь с другими предметами (например, фрагмент урока русского языка, Приложение 1):
Р усский язык
Искусство Литературное чтение Музыка
Использую разнообразные формы урока:
Например, изучая пословицы и поговорки, провожу интегрированный урок русского языка и литературного чтения. На нём не только знакомлю ребят с богатством народной мудрости, но и работаю над языковой меткостью, русской речи, учу вводить пословицы и поговорки в речь, помогая тем самым сохранять традицию русского народа выражать мудрость в пословицах, поговорках, загадках.
Используемые приемы использования культурно-регионального содержания позволяют развивать такие качества личности как:
-
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Русский язык призван обеспечивать единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития личности. Язык является сильнейшим средством воспитания; усваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру и приобщается к духовным богатствам, хранимым языком, соотносит знания, получаемые на всех школьных уроках, с опытом повседневной жизни, в результате чего осознает свое место в современном обществе, приобретает навыки общения в разных ситуациях, т. е. социализуется.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред.. – М., 2000.
3. Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004
4. Воронина Т. Из опыта работы возрождение народной культуры//Воспитание школьников. 1994. - №1. - С.52-56.
5. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. -М.: Педагогика, 1986. 128 с.
6. Неменский Б.М. Мудрость красоты.- М.: Просвещение, 1981.190 с.
7. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И, Кочергина А.В, Яровая Л.Н. Учим русский с увлечением (в 2ч):1-4 класс,2-е изд.-М.: 5 за знания, 2009
8. Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Практическое пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб заведений слушателей ИПК-Ростов, изд-во «Учитель», 2008г
9. Энциклопедия земли вятской. Том 6. Знатные люди.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Семукова Ольга Николаевна
→ Публикатор 17.11.2022 0 1157 48 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.