Статья "Методы и приёмы обогащения словаря младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе"


Департамент образования и науки Курганской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курганский педагогический колледж»




Защищена с оценкой___________

Протокол № ____ от ___________







Методы и приёмы обогащения словаря младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе


Дипломная работа



Студент группы № 42

_________________

/Лихачёва Н.С./

Руководитель

_________________

/Степанова С.А./

Специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании


Руководитель образовательной программы



___________________



/Масюткина И.А./



Курган 2021


Оглавление

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8


Введение


Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Сегодня далеко не каждый человек может четко, точно, красиво выразить свою мысль. Потребность в общении, умении излагать свою мысль, убеждать оппонента определяет необходимость целенаправленной работы по развитию речи, начиная с первых лет обучения в школе.

Вопросами обогащения словаря занимались такие известные ученые, как М.Р. Львов, М.Т. Баранов, Т.Г. Рамзаева, К.Д. Ушинский. Но и на сегодняшний день проблема обогащения словарного запаса младших школьников остается актуальной, так как их словарный запас достаточно беден. Связано это с тем, что современные школьники мало обращаются к художественным произведениям – основному источнику обогащения словаря. Учащиеся предпочитают Интернет и СМИ. Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русскому языку в начальной школе. Перед учителем школы стоит задача научить детей задумываться над значением слова, употреблять его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно толковать значение слов в различных жизненных ситуациях. Все вышесказанное и обуславливает актуальность темы исследования.

Родной язык – это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, понятных и непонятных. Сама природа слова, его связь с окружающим миром требует вдумчивого и осмысленного подхода к работе над лексикой русского языка. Через родное слово, как отмечал К.Д. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. Поэтому, на наш взгляд, так важно с самого начала обучения ребенка в школе раскрыть «загадки» и возможности родного языка, привить интерес к нему, формировать и развивать чувство слова.

На уроках русского языка учитель уделяет достаточное внимание грамматическому, орфографическому и структурному анализу слов, значительно меньше работая при этом над их семантикой. А это в свою очередь ведет к ухудшению запоминания новых слов, к обеднению словарного запаса детей и с эти учитель должен бороться всеми способами.

Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи младших школьников. Наряду с такими качествами как правильность, логичность, точность, развитая речь характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью.

Обогащение лексического запаса детей идет в неразрывном взаимодействии с развитием речи. Речевая деятельность — это активный, целенаправленный процесс восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения.

Овладение языком — процесс творческий. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в своё речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст -дошкольный и школьный периоды.

Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию способствует организация учебной деятельности, направленная на:

восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;

формирование умения использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.

Начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов, побуждающие определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово; наблюдать за тем, как изменение одного звука в слове ведёт к изменению его лексического значения.

Только тогда дети будут стремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут активно использовать его в своем индивидуальном словаре, что в конечном итоге поможет им овладеть красивым, правильным и выразительным русским литературным языком.

Цель данной работы: изучить способы и пути обогащения словаря младшего школьника на уроках русского языка. Отсюда вытекают следующие задачи:

  1. Изучить педагогическую и методологическую литературу по данной теме;

  2. Изучить психолого-педагогические особенности младших школьников;

  3. Рассмотреть требования к урокам русского языка в соответствии с ФГОС НОО;

  4. Охарактеризовать методы и приемы работы по обогащению словарного запаса младших школьников

  5. Проанализировать опыт учителей России

  6. Разработать конспекты уроков и апробировать их на практике

  7. Разработать сборник упражнений для обогащения словаря младшего школьника для учителя

Объект исследования - процесс развития речи младшего школьника.

Предмет исследования – способы и пути обогащения словарного запаса младшего школьника.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы по теме.

2. Изучение опыта учителей России.

3. Изучение продуктов деятельности учащихся.

4. Наблюдение.

5. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

Сроки: октябрь 2020 – июнь 2021 г.

База практики: МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.» Курганской области Кетовского района.

1. Психолого-педагогическое и методологическое обоснование темы

1.1 Психолого-педагогические особенности младших школьников


Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В это время у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей деятельностью.

Речь. Потребность в общении определяет развитие речи. К моменту поступления в школу словарный запас составляет от 3000 до 7000 слов и состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов. Ребёнок может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. В условиях школьного урока ведётся работа над словом, предложением, а также над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно. При работе над развитием устной речи большое внимание уделяется эмоциональности, правильности, выразительности, ясности.

Овладевая устной речью, дети открывают для себя, что тексты бывают разными по своей структуре и имеют стилистические различия повествования, описания, рассуждения, письма, эссе, статьи и пр. Для письменной речи определяющее значение имеет её правильность: орфографическая и грамматическая. Всё это говорит о том, что речь ребёнка развивается в младшем школьном возрасте очень активно.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Младшему школьнику свойственно путать цифры 9 и 6, мягкий и твёрдый знаки, написание заглавных букв Я и З. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Педагоги, которые знают эту особенность детского восприятия, приучают учащихся слушать и смотреть целенаправленно, уделяют большое внимание развитию наблюдательности с элементами сравнения. К четвёртому классу восприятие усложняется и углубляется, становится более организованным. Воспринимая изучаемые объекты, учащиеся, используют свои аналитические умения, дифференцируют их.

Мышление учащихся начальных классов претерпевает большие изменения. Ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Ребёнок видит внешнюю сторону предметов и явлений. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что даст возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться научные понятия. Научное понятие оказывает большое значение на становление словесно-логического мышления. Овладение в процессе обучения системой научных понятий даёт возможность говорить о развитии у младших школьников основ понятийного или теоретического мышления.

Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние существенные свойства и отношения. К концу четвёртого класса в развитии собственного мышления учащиеся выходят на новый качественный уровень – они умеют понимать причинно - следственные связи. Конечно, из указанного выше мы видим, что младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сенситивен к обучению, опирающемуся на наглядность.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к IV классу школы у детей почти такие же, как у взрослого человека.

Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребёнка. Однако и здесь внимание ребёнка сохраняет ещё некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребёнка.

Память. В школьные годы продолжается развитие памяти. В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро.

Несколько отстаёт в своём развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребёнок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Воображение. В данном возрасте продолжает развиваться и воображение. Ребёнок уже может создавать разнообразнейшие ситуации. В условиях учебной деятельности к воображению предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям.

Учитель на уроке предлагает детям представить ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями – иначе ребёнок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения.

Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и др. Наиболее ярко воображение проявляется в рисовании и сочинении рассказов и сказок.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребёнок должен знать хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод, все эти психические процессы способствуют повышению уровня интеллектуального развития, и позволяют решать разнообразные учебные и жизненные задачи.


1.2 Требования к урокам русского языка в соответствии с ФГОС НОО


Русский язык в начальной школе – это часть единого учебного курса русского языка общеобразовательной школы, главный предмет, на который отводится почти половина всего учебного времени.

Конечный результат обучения русскому языку - формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме. Содержание курса русского языка составляют знания:

  • о звуковом строе русского языка и способах обозначения звуков в письменной речи (знания фонетики и графики).

  • о способах словоизменения и соединения слов в предложения (знания грамматики).

  • о морфемном составе слов и способах образования слов (знания словообразовательные).

  • о лексико-семантических группах слов (знания лексикологические).

  • о принципах русского правописания и постановке знаков препинания (знания орфографические и пунктуационные).

К урокам русского языка предъявляются следующие требования в соответствии с ФГОС НОО:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • времясбережение и здоровьесбережение;

  • в центре внимания урока — дети;

  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  • урок должен быть добрым.

Таким образом, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. В соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.


1.3 Особенности словаря детей младшего школьного возраста


Состав словарного запаса младшего школьника во многом определяется содержанием школьного обучения, так как теперь ребенок усваивает новые значения не только из своего практического опыта и общения со взрослыми, но и на основе закрепленного в учебных предметах общественно-исторического опыта. Поскольку школьное образование направлено на формирование научной картины мира, следовательно, и увеличение количества в составе словарного запаса слов, представляющих в сознании ребенка научные понятия.

Словарный запас младшего школьника быстро пополняется. Известно, что дети приходят в школу в возрасте семи лет и имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что каждый день в среднем словарь школьника увеличивается на 5-8 новых слов. Подсчитано, что более половины новых слов младший школьник получает на уроках русского языка и чтения.

Поэтому для нормального обогащения словарного запаса школьников на каждом уроке следует работать над 3-4 новыми словами и значениями, а также над многозначностью, над оттенками значений, эмоциональной окраской, сочетаемостью и особенностями употребления еще 5-6 слов. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал его для учащихся.

Активный и пассивный словарь первоклассника содержит от 2,5-3 до 7-8 тысяч слов. Исследователи детского словаря отмечают, что в нем есть слова всех грамматических категорий, но преобладают конкретные существительные и глаголы.

Следующей характеристикой 7-8-милетних детей является малое количество прилагательных. Чаще других дети употребляют качественные прилагательные, обозначающие размеры (большой, маленький), цвет (черный, белый, синий), внешние и внутренние свойства объекта или лица (красивый, толстый, сладкий, плохой, страшный), качества, воспринимаемые органами чувств, притяжательные прилагательные. Количество относительных прилагательных в речи младших школьников маленькое, они чаще заменяются существительными в родительном падеже. Например, вместо сочетания деревянный дом дети чаще говорят дом из дерева.

Наречия в языке учащихся начальных классов встречаются еще реже, причем они однообразны. В основном это обстоятельственные наречия времени, места и образа действия.

Можно сделать вывод, что постоянная работа над обогащением словарного запаса младших школьником – необходима.


1.4 Содержание и методы работы по обогащению словаря младших школьников в процессе обучения русскому языку


Одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основные линии:

  • обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе школьников. Для того чтобы успешно овладеть словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 5-10 новых словарных единиц и значений;

  • уточнение словаря:

а) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно,

б) усвоение лексической сочетаемости слов,

в) усвоение многозначных слов,

г) усвоение синонимики;

  • активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря (пассивный словарь человека содержит слова, которые он не употребляет в собственной речевой деятельности) в активный. Слова включаются в предложение и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, беседу, рассказ;

  • устранение нелитературных слов (диалектизмов, жаргонизмов, неправильных форм, нецензурных слов), перевод их из активного словаря в пассивный.

Все направления работы над словом находятся в постоянном взаимодействии. Приемы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:

  • самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и пр., по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;

  • с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.

В современной методике обычно выделяются такие лексико-семантические темы: работа с синонимами; с омонимами (термин вводить необязательно); с антонимами, с паронимами; со словами иноязычного происхождения; с устаревшими словами и историзмами; с многозначными словами; со словами, имеющими оттенки значения и экспрессию; с новообразованными словами; с фразеологией, синонимичной слову, с крылатыми словами; с тропами - словами, имеющими дополнительное переносное, иносказательное значение; составление тематических групп слов.

Как правило, каждый из объектов изучения в методике проходит четыре ступени работы учащихся:

  • обнаруживание слова в тексте; имеется в виду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность;

  • семантизация - одним или несколькими из указанных выше способов: занесение в словарик; формирование понятий «синонимы», «антонимы» «слова иноязычного происхождения» и т.п.;

  • выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и мн. др.;

  • введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. их активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок: замена неудачно использованного слова в сочинении и пр.

Не следует забывать, что речь имеет несколько видов: следует строить словарную работу не только в ключе говорения, но и в письменной форме, в аудировании, в чтении.

Особенно большое значение в обогащении речи учащихся играют пословицы. Школьники не просто запоминают пословицы, помещенные в книгах для чтения, но и связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значение отдельных слов и сочетаний.

Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имен, топонимов - названий городов, деревень, рек, озер и т.п… В методике известно много приемов работы над значениями нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для данного слова способом.

Объяснение слова - это первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность.

Выделяют следующие способы объяснения слова:

1. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. Обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик?» Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, т. к. выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звуков, глухих и непроизносимых согласных.

2. Сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землячка, серебряный и серебристый

3. Объяснение значения через контекст (наилучший толкователь значений слова). Контекст нередко создает иллюзию понимания смысла слова. Поэтому необходимо подбирать такой контекст, чтобы он позволял получать хотя бы самое общее представление о значении слова — знание о том, к какому классу предметов, явлений, процессов, качеств относится предмет, признак, действие, обозначенные данными словами. Этого нередко бывает достаточно для понимания читаемого. Для более четкого понимания смысла слова и активного пользования им опора лишь на контекст имеет ограниченное значение. Применение контекста более оправдано на уроках литературы, когда учащиеся сталкиваются в текстах произведений с устаревшей лексикой или со специальными словами.

4.Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми, является вариантом предыдущего задания. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель.

5. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. Для объяснения значений слов можно использовать словари:

а) толковый словарь, в котором даны толкования значений слов.

б) словарь синонимов, назначение которого состоит в том, чтобы дать в распоряжение учителя лексический материал, необходимый в организации работы по расширению запаса синонимов в речи учащихся; раскрыть значение слов.

в) словарь антонимов.

г) фразеологический словарь, который поможет школьникам повысить культуру речи, обогатит их словарный запас образными выражениями.

д) сборник пословиц, поговорок, потешек, скороговорок поможет в формировании отношения к миру, обогащает чувства ребенка, его речь.

е) показ предмета, картинки, макета, чучела или действия как средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисовали, то их познавательная активность достаточно высока. Узкий диапазон имеет применение наглядности при объяснении смысла слова. Ограниченность этого способа находится в прямой связи с характером семантики слова: наглядно можно представить лишь конкретные предметы, явления и в очень незначительной степени процессы и качества. С помощью наглядных средств нельзя объяснить, ни оттенки значения слова, ни его употребление. Применение наглядности особенно оправдывает себя на уроках чтения, когда учитель знакомит детей с устаревшей лексикой.

6. Способ подбора синонимов являются одним из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят - ухаживают, окружают заботой. Но при использовании этого приема возникает довольно часто ошибка: разбирая значение слов (хорош и прекрасен), дети в обоих случаях заменяют их нейтральным (красивый), начисто стирая выразительность языка. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащихся, т.к. уводит их от эмоционально окрашенных, выразительных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок.

7. Прием подбора антонимической пары: старт - финиш, хорошо - плохо.

8. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений, как прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.

9.Способ логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков, эти стороны раскрываемого понятия четко определяют лексическое значение слова.

10. Значительно большее применение находит сопоставление неизвестного слова с известным, имеющемся в словарном запасе школьника и хорошо знакомом ему. Для сопоставления используются синонимы и антонимы. Сопоставление требуется и при словообразовательном анализе слова. Сущность этого способа заключается в переносе значения известного слова на неизвестное либо по сходству значений, если привлекаются синонимы, либо по противоположности, если привлекаются антонимы. Наиболее целесообразен следующий порядок работы: учитель называет синоним (антоним) и указывает то общее, что есть в значении неизвестного слова с данным словом, известным детям. После этого учащимся предлагается указать значение незнакомого слова или только оттенок значения, опираясь на смысл известного слова. Такая работа осуществляется под руководством учителя: он должен вовремя подсказать оттенки значений у нового слова, которые невозможно извлечь из смысла известного слова.

11. Составление словариков

Выбор способов семантизации слова зависит, во-первых, от того, в активный или пассивный запас оно вводится; во-вторых, от типа лексического значения слова. Слова, предназначенные для введения в активный словарный запас учащегося, требуют не только разъяснения их смысла, но и раскрытия их лексической сочетаемости, а также сферы их стилистического употребления. Чтобы слово вошло в активный запас учеников, необходимо показывать его лексическую сочетаемость (валентность) и сферу стилистического употребления. С этой целью нужно в каждом конкретном случае вслед за объяснением слова показать типы слов, с которыми рассматриваемые слова вступают в семантическую связь. Отсутствие такой работы является одной из причин лексических ошибок. Подбор слов, с которыми вступает в сочетание изучаемое слово, может осуществлять как учитель, так и сами учащиеся. Ученики подбирают примеры употребления этого слова в сочетании с другими словами.

Каждый из перечисленных способов семантизации слов имеет ограниченные возможности. Чаще всего объяснение лексического значения слова строится на основе сочетания двух и более способов, и зависит это от типа лексического значения слова: конкретное оно или абстрактное, мотивированное или немотивированное, прямое или переносное, эмоционально окрашенное или эмоционально не окрашенное, нейтральное или стилистически окрашенное. Так, для конкретных мотивированных слов с прямым значением достаточно использовать мотивационный анализ этого слова и наглядность. Абстрактные слова семантизируются с помощью логического определения и мотивационного анализа, если рассматривается производное слово.

Смысл работы по семантизации слов мы видим не только в уяснении их лексического значения; но и в воспитании внимания школьников к незнакомым словам, которое формируется в связи с выполнением упражнений учебника и написанием изложений. Для этого используется следующая методика.

Учащиеся читают текст (или слушают его чтение) с целью назвать незнакомые слова и выяснить их значение. Ими обычно являются термины и другие специальные слова; общеупотребительные слова из тех смысловых (тематических и лексико-семантических) групп, с которыми тем не менее учащиеся незнакомы; слова с переносным значением, диалектные слова и экзотизмы. Готовя урок, учитель выберет из толковых словарей разъяснение смысла подобных слов, чтобы избежать ненужной импровизации на уроке. После выполнения упражнений учащимся предлагается объяснить, как они понимают те слова, которые, по мнению учителя, не названы были как незнакомые.

Работа в указанном направлении, организуемая регулярно, приводит к тому, что учащиеся потом фиксируют свое внимание на незнакомых словах и выясняют их значение в разных источниках.

Словарно-семантические упражнения (словарная работа)— это средство актуализации семантизированных слов. Выделяются две группы упражнений: упражнения, направленные на закрепление в памяти учащихся смысла семантизированного слова, и упражнения, направленные на развитие умения употреблять эти слова в собственной речи [15].

При закреплении понимания смысла семантизированного слова школьников необходимо учить формулированию лексического значения слова, определению смысла слова по контексту, подбору слов, составляющих семантическое поле данного слова. В соответствии с этими целями используются следующие типы словарно-семантических упражнений:

  • запись толкования лексического значения слова (или чтение этого толкования);

  • подбор к данным словам толкований их лексического значения;

  • узнавание слова по его толкованию;

  • составление словарной статьи многозначного слова;

  • определение в контексте отличий в значении слов, в чем-либо сходных друг с другом и разных значений многозначного слова;

  • подбор слов, относящихся к одной смысловой теме, лексико-семантической группе, родственных слов, синонимов, антонимов, родового или видового слова.

Решая задачи актуализации семантизированных слов, учащихся необходимо учить сочетаемости слов в зависимости от их значений, составлению контекстов, которые позволили бы проявиться определенному значению слова, нахождению и исправлению лексических ошибок и недочетов. Для реализации этих целей используются следующие типы упражнений:

  • составление словосочетаний;

  • составление предложений;

  • употребление семантизированных слов в изложениях и сочинениях;

  • нахождение лексических ошибок и недочетов и их исправление.

При обучении составлению словосочетаний и предложений, в которых слово должно выступать в определенном значении, целесообразно опираться на образцы, заранее подобранные или составленные учителем.

Школьников необходимо учить находить следующие виды лексических ошибок и недочетов: семантически неправильное употребление слова; нарушение лексической сочетаемости слова; использование нелитературного слова; неоправданное повторение одних и тех же слов и слов с одним и тем же корнем.

Активизация словаря - это второй этап в процессе обогащения словаря учащихся. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях, дневниках, своих первых литературных пробах.

Способы активизации словаря

  • составление предложения - толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений, т.е. составление маленького сочинения о слове;

  • составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;

  • составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картине, по сюжету прочитанного рассказа и т.п.;

  • словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;

  • орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование;

  • перевод на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; запись обоих слов;

  • подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову;

  • составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов [4].

Последнее задание не должно быть слишком жестким, считается нормальным, если ученик вслед за развитием своей мысли употребит не все опорные слова, а 60% или меньше. Осторожность нужно соблюдать при употреблении образных средств языка: фразеологии, экспрессивной лексики, тропов, иносказаний.

Фронтальная работа в классе не должна приводить к стереотипу, к одинаковому выбору слов. Наоборот, учитель поощряет своеобразие языка каждого школьника.

Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов - важнейшая задача словарной работы в начальных классах.

На основе приведенного выше материала можно сказать, что обогащение словарного запаса – неотъемлемая часть русского языка. Только у ученика обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача учителя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обладая развитой речью, учащиеся будут более подготовлены к дальнейшему развитию на следующей ступени общеобразовательной школы. Легче будут восприниматься знания, передаваемые им учителями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски. Обогащение словарного запаса учащегося является основой развития речи.

Практическое применение методов обогащения словаря младшего школьника на уроках русского языка


2.1. Обобщение педагогического опыта


На обогащение словарного запаса учащихся программа не отводит специального времени. Но в силу того, что все в языке связано со словом или проявляется в слове, решение этой задачи совмещается с изучением всех разделов науки о языке, с обучением правописанию и с развитием связной речи учащихся. Задача учителя заключается в том, чтобы включение элементов словарной работы в урок не снижало эффективность изучения программного материала и, по возможности, способствовало усвоению этого материала.

В школьной практике рекомендуется использовать различные приемы ознакомления учащихся с новым словом и его значением.

Программа по русскому языку требует проведения систематических словарных занятий, которые могли бы обеспечить необходимую лексическую подготовку учащихся. Включение в нее тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» создает благоприятные условия в организации речевой практики, предусматривающей совершенствование словарных знаний школьников .

В ходе работы над курсовым проектом нами был изучен опыт учителей начальных классов. Задания, используемые ими в ходе работы очень разнообразны.

Учителя начальных классов Лизунов Сергей Александрович и Лизунова Галина Сергеевна разработали тетрадь для творческих работ. УМК Школа России .

1 класс - пособие предназначено для обогащения словарного запаса и развития речевой деятельности первоклассников: умения составлять предложения; полно, развернуто отвечать на вопрос к тексту, находить границы предложений. Данное пособие предназначено для занятий по развитию речи учащихся младших классов. Оно содержит разнообразные упражнения, направленные на развитие речи детей, воспитывает у них познавательный интерес к родному языку. На страницах тетради содержатся такие задания, как составь предложения по схемам, составь предложения по картинке, составь текст по картинке, составь текст на указанную тему, составь предложение на указанную тему, озаглавь текст, письменно ответь на вопросы по тексту, составь текст из предложений, вставь слова в текст.

2 класс - пособие предназначено для обогащения словарного запаса и развития речевой деятельности второклассников: умения полно, развернуто отвечать на вопросы к тексту, составлять план к тексту; словесно иллюстрировать эпизоды; создавать небольшие собственные тексты. Оно содержит разнообразные упражнения, направленные на развитие речи детей, знакомит учащихся с изобразительно-выразительными средствами языка, воспитывает у них познавательный интерес к родному языку. Рабочая тетрадь предназначена для занятий в школе и дома. Содержит тексты для обучающих изложений. Также в сборнике имеются рисунки, которые помогают детям ярче представить себе предмет, явление, описанное в тексте. Рисунки можно штриховать, раскрашивать. Предусмотрена словарно-орфографическая работа, даны опорные слова, план. Разнообразная работа над текстом помогает учащимся выделять главную мысль текста, составлять план, выделять существенное в каждой части, правильно отражать основное содержание рассказа.

3 класс - Пособие предназначено для обогащения словарного запаса и развития речевой деятельности третьеклассников, совершенствования у них навыков лингвистического анализа, повышения уровня языкового развития школьников, воспитывает познавательный интерес к родному языку. На страницах тетради содержатся тексты для подробных, выборочных и сжатых изложений, тексты для свободных диктантов, репродукции картин для сочинений. Такие задания как озаглавь текст, составь вопросы к тексту, расположи абзацы так, чтобы получился связный текст, составь план текста, раздели текст на части, дополни текст, создай отзыв о прочитанной книге, напиши поздравление, напиши текст повествование по плану, редактирование повествовательного текста, сочинение рассуждение, сочинение повествование. Дети учатся писать небольшие тексты на основе литературных произведений.

4 класс - Предусмотрена словарно-орфографическая работа, даны опорные слова, план. Тетрадь можно использовать в качестве дидактического материала для групповой, индивидуальной и самостоятельной работы учащихся. Цель и задачи: способствовать более прочному, сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников. Пособие содержит региональный компонент (Мурманская область).

Данные пособия рекомендуется использовать непосредственно на уроках русского языка. Задания можно использовать на различных этапах урока, а также можно посвятить работе с тетрадью отдельный урок. На страницах тетради предусмотрена самооценка учеником выполненных заданий. Некоторые задания можно задавать домой. Работая с тетрадью учащиеся совершенствуют навыки, полученные в предыдущих классах. Тетрадь содержит все виды работ, которые встречались в 1,2 и 3 классах.

Также Лизунов Сергей Александрович активно использует в своей профессиональной деятельности создание проектов. Например, проект «Исследование одного слова». УМК: любой. Ребенок выбирает 1 слово и исследует как оно "живет" в произведениях фольклора, в сказках, рассказах, в произведениях изобразительного искусства и т.п. Цель данного проекта: организовать деятельность учащихся по развитию умения исследовать слово по заданной схеме. При работе над проектом учащиеся работают со всеми видами словарей, со справочной и энциклопедической литературой, с устным и письменным творчеством. Для успешного выполнения исследования педагог предлагает использовать примерный план, своеобразные «шаги». Не все пункты предложенного плана могут быть отражены в итоговой работе. Свою работу учащиеся оформляют в виде рукописной книги, используя различные материалы на свое усмотрение.

Схема-план

1. Слово… и его лексические значения (в толковом словаре).

2. История происхождения слова (в этимологическом словаре)

3. Слово… и «слова-родственники» (однокоренные).

4. Слово… и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов).

5. Слово… и его «враги-антонимы» (в словаре антонимов).

6. Слово…во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре).

7. Слово… и слова (сочетания) – рифмы.

8. Слово…в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в притчах, легендах, сказках; в русских народных песнях

9. Слово…в названиях произведений литературы (русской и зарубежной, в поэзии и прозе, в стихах русских и советских поэтов).

10. Слово…в названиях газет, журналов, в рекламе.

11. Слово…в названиях картин художников.

12. Слово…в названиях художественных фильмов.

13. Слово…в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).

14. Слово…в иллюстрациях, рисунках.

На создание данного проекта отводится месяц. По окончанию работы проводиться защита своих проектов, выставка рукописных книг, награждение за лучшую работу.

Также учащиеся совместно с педагогом создают интерактивную папку или «Лэпбук» на тему словари. УМК: любой.

Лэпбук (интерактивная папка)- это форма организации учебного материала, позволяющая его систематизировать, закреплять, повторять. Папка содержит мини-книжки, кармашки, подвижные детали, которые можно вынимать, перекладывать, заполнять, раскрашивать, с которыми можно играть. Лэпбук позволяет формировать у детей умение находить нужную информацию среди множества источников. Для учащихся лэпбук - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в лэпбуках других детей. Лэпбук, на взгляд педагога, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои знания по какой-либо теме. Данная форма организации материала позволяет привлечь к работе учащихся и их родителей. Лэпбук по теме «Словари» содержит различные задания, основная задача которых – развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение их словарного запаса. Лэпбук может содержать фразеологизмы, правила работы со словарем, информацию о разных видах словарей, словарные слова, ребусы, загадки, кроссворды, мини-книжки и другой материал.

На создание данного проекта отводится 1-2 недели. Учитель даёт детям заготовки и примеры заданий для лэпбука, а также предлагает дополнить его своими идеями. Готовые работы развешивают в классе, проводится тайное голосование за лучший проект.

В 3 классе учителем было проведено внеклассное мероприятие КВН «Самый самый».

Цели и задачи: развитие интереса к изучению русского языка и литературы; обогащение словарного запаса учащихся; развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности; сплочение детского коллектива. В мероприятии принимали участие две команды и болельщики. Учащиеся составляли название своих команд из анаграмм.

1 конкурс - разминка, дети отвечали на вопросы – загадки.

2 конкурс – шифровальщик, учащимся предлагают расшифровать слова, отгадать, чем они связаны между собой.

3 конкурс - найди ошибки и продолжи историю.

3 конкурс - из букв одного слова составить слова и объяснить их значения.

4 конкурс - отгадай слова.

5 конкурс – дополни пословицу.

6 конкурс «Слова – змейки». Члены команд цепочкой называют слова, начинающие с последней буквы слова, сказанного предыдущим участником. Букву, с которой начнется первое слово можно предложить назвать болельщикам.

7 конкурс - решить кроссворды.

8 конкурс – раскрыть смысл крылатых выражений.

9 конкурс – конкурс капитанов. Кто больше слов назовет на определенную букву.

На протяжении всей игры болельщики не только поддерживают команды, но и выполняют задания. Такие как «Реши ребусы», «Слова из слова», «Веселые вопросы», «Дополни пословицу».

В конце мероприятия объявляются победители, награждаются участники.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, по мнению педагога, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Игра помогает формированию фонематического восприятия слов, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – обогащает словарный запас детей и стимулирует их речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Приведем некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые можно применять для развития лексического запаса детей.

Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход игры:

Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой — отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Жыил (Лыжи), ански (санки), кьоинк (коньки)

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Игровой прием «Найди лишнее слово»

Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Цель: обогатить словарный состав, развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК

КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА

БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА

КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, обогащать лексический запас учащихся, изучать слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создают положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Помогают развивать активный словарный запас, навыки разговора речевые игры: игры-задания со словами. Существует очень много игр на буквенном материале, со словами, которые требуют от игроков умения читать, составлять слова из букв и слогов.

Можно построить урок знакомства с новыми словами в форме путешествия Урок в такой нетрадиционной форме вызывает очень большой интерес у учащихся и способствует более легкому и прочному запоминанию слов, а также применению их в собственной речи.

При работе над закреплением значения слов педагог использует различные лексические упражнения.

Например:

1. Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:

1) молодая осина;

2) осиновый лес;

3) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.

2. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова.

Советский воин бережет родной страны покой и славу. С далекого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата. Только взял боец трехрядку, сразу видно — гармонист. Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою.

В своей работе Лизунов Сергей Александрович использует различные способы обогащения словаря младших школьников, разрабатывает собственные пособия, ведет активную работу по развитию речи, творческого воображения и прививает любовь к родному русскому слову.


2.2 Использование способов обогащения словаря младших школьников на практике


Преддипломная практика проходила в МКОУ «Лесниковский лицей имени Героя России Тюнина А.В.» в 3 «А» классе. В классе обучается 25 человек, из них 14 девочек, 11 мальчиков. Детей с серьезными нарушениями здоровья в классе нет.

В течение практики было проведено 9 уроков русского языка, работа была направлена на обогащение словарного запаса школьников.

Первый урок был проведён на тему «Фразеологизмы». Цель урока: организация деятельности обучающихся по ознакомлению с устойчивыми сочетаниями слов «фразеологизмами».

Задачи урока:

Образовательные:

1. Создать условия для формирования умения отличать фразеологизмы от неустойчивых сочетаний

2. Создать условия для формирования умения правильно употреблять фразеологизмы

Развивающие:

1. Способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез

2. Способствовать развитию словарного запаса учащихся

Воспитательные:

1. Содействовать воспитанию интереса к родному языку

2. Содействовать воспитанию мотивации к учебной деятельности

На данном уроке использовались следующие способы объяснения значений:

  • Объяснение значений учителем

  • Работа со словариком в конце учебника

  • Введение слова в собственный контекст

  • Подбор синонимов

На этапе «открытия» новых знаний учащимся на слайде был показан текст: «Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело!». Было дано задание найти все фразеологизмы. После этого совместно с учителем выяснили значение каждого фразеологизма и записали в тетрадь. При выполнении этого задания был использован способ – объяснение значений учителем.

На этапе первичного закрепления учащимся было предложено задание заменить выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами, записать их в тетрадь.

1. Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не мешайте мне.

2.Сёстры Маша и Катя были очень похожи друг на друга.

3.Новая учительница сразу же понравилась ребятам.

4.Гости должны были прийти в самое ближайшее время.

5.В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.

Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны).

При выполнении этого задания использовался способ – подбор синонимов.

Также на этапе первичного закрепление учащимся было дано задание, объяснить значение фразеологизма пользуясь словариков в конце учебника, составить предложение с фразеологизмом на выбор. Получились следующие предложения:

1. На уроке математики Дима постоянно считает ворон.

2. Моя подруга всегда делает из мухи слона.

3. Мой папа крутится как белка в колесе.

4. Мы с братом живём как кошка с собакой.

При выполнении этого задания использовались следующие способы: введение слова в собственный контекст, работа со словариком в конце учебника.

Второй урок был проведен на тему «Основа слова». Цель урока: организация деятельности обучающихся по формированию понятия «основа слова».

Задачи урока:

Образовательные:

1. Создать условия для формирования умения выделять основу слова

2. Создать условия для формирования представлений о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова

Развивающие:

1. Способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез

2. Способствовать развитию словарного запаса учащихся

Воспитательные:

1. Содействовать воспитанию интереса к родному языку

2. Содействовать воспитанию мотивации к учебной деятельности

На данном уроке использовался следующий способ объяснения значений слова:

  • Введение слова в собственный контекст

  • Работа со словариком в конце учебника

На данном уроке использовался следующий способ уточнения значений слова:

  • узнавание слова по его толкованию

На этапе актуализации знаний была проведена словарная работа. Учащимся было дано задание: узнай слово по его лексическому значению и запиши его, подчеркни орфограммы.

1. Обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте посылке.

2. Транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.

3. Помещение на вокзале, где можно приобрести билет.

4. Упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир.

Получился следующий ряд слов:

Адрес, вагон, касса, багаж.

При выполнении этого задания использовался способ – узнавание слова по его толкованию.

На этапе первичного закрепления в тексте учебника встретилось незнакомое слово – жимолость. Учащиеся прочитали определение слова в словарике в конце учебника. Учителем были показаны фотографии растения. Учащиеся составили предложения с новым словом. Получились следующие предложения:

  1. У нас во дворе растут кусты жимолости.

  2. Мама посадила жимолость.

  3. Аромат жимолости чувствовался в соседнем дворе.

При выполнении этого задания использовались следующие способы: работа со словариком в конце учебника, введение слова в собственный контекст.

Третий урок был проведен на тему «Суффикс». Цель урока: организация деятельность обучающихся по ознакомлению с суффиксом как значимой частью слова.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Создать условия для актуализации знаний о частях слова

2. Содействовать формированию умений выделять суффиксы в словах

Развивающие:

1. Способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез

2. Способствовать развитию словарного запаса учащихся

Воспитательные:

1. Содействовать воспитанию интереса к родному языку

2. Содействовать воспитанию мотивации к учебной деятельности

На данном уроке использовались следующие способы объяснения значений слова:

  • Словообразовательный анализ

  • Работа со словарём

  • Введение слова в собственный контекст

  • Сопоставление слов с целью выяснения различий

  • Объяснение значений слова через контекст

На этапе актуализации знаний было дано задание: «Прочитай стихотворение. Определи значения слов стая и стадо, чтобы это соответствовало объяснению, данному в стихотворении. Попробуй сочетать эти слова с названиями различных животных. Прав ли автор? Уточни толкование (разъяснение) значения этих слов и проверь свои выводы по толковому словарю С.И. Ожегова. Составь предложения со словами «стадо» и «стая»».

Чем отличается стадо от стаи?

Стадо пасется. А стая летает.

Стая гусей улетает на юг.

А стадо гусей ковыляет на луг.

В этом отличие стаи от стада.

Это запомнить как следует надо!

А. Усачев

Получились следующие предложения:

  1. Стая птиц улетает на юг.

  2. Стадо коров пасётся ну лугу.

  3. Стая перелетных птиц парила в небе.

При выполнении этого задания использовались следующие способы: работа со словарём, введение слова в собственный контекст, объяснение значений слова через контекст, сопоставление слов с целью выяснения различий.

На этапе первичного закрепления было дано задание прочитать отрывок из произведения Г.Б. Остера и объяснить, почему герои не поняли друг друга.

А твоя бабушка какая? – спросила мартышка

Она такая…, такая – сказал удав, вглядываясь вдаль, – очень хвостливая?!

Хвастливая? – удивилась мартышка.

Нет! – обиделся удав. – Ничего она не хвастливая. Просто у нее хвост очень длинный.

Как у тебя?

Длиннее. И от этого она очень хвостливая.

При объяснении лексического значения каждого слова понимаем:

любит хвастаться – хвастливая

имеет очень длинный хвост – хвостатая

В данном случае есть ошибка при образовании имени прилагательного с помощью суффикса.


При выполнении этого задания использовались следующие способы: объяснение значений слова через контекст, словообразовательный анализ.

Четвертый урок был проведен на тему «Времена глаголов». Цель урока: организация деятельности обучающихся по приобретению знаний о временах глаголов.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Создать условия для формирования умения различать времена глаголов

2. Создать условия для формирования умений изменять глаголы по временам

Развивающие:

1. Способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез

2. Способствовать развитию словарного запаса учащихся

Воспитательные:

1. Содействовать воспитанию интереса к родному языку

2. Содействовать воспитанию мотивации к учебной деятельности

На данном уроке использовался следующий способ активизации словаря:

  • Составление предложений на определенную тему

На этапе актуализации знаний учащимся было дано задание составить по 5 предложений на тему «Мой выходной», подчеркнуть все глаголы.

Получились следующие предложения:

1. Мой самый любимый день недели – это суббота. Я просыпаюсь в 10 часов утра и иду на тренировку. Потом мы с папой едем в гости к бабушке. Когда я приезжаю домой, то иду гулять с друзьями. В субботу не надо ходить в школу.

2. Я люблю воскресенье больше всех дней. По воскресеньям ко мне в гости приходит Лёша. Мы с Лёшей играем в компьютер. Потом приходит папа и выгоняет нас на улицу. На улице мы играем в телефон. Но не люблю делать уроки в воскресенье.

3. Понедельник мой любимый день. После школы я хожу на танцы. Потом меня забирает мама. Мы торопимся в музыкальную школу. После всех дел я иду гулять с подругами.

При выполнении этого задания использовался способ – составление предложений на определенную тему.

Пятый урок был проведен на тему «Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану». Цель урока: организация деятельности обучающихся по формированию умение передать содержание текста по составленному плану.

Задачи урока:

Образовательная:

1. Создать условия для формирования умения пересказывать текст в письменной форме

Развивающие:

1. Способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез

2. Способствовать развитию словарного запаса учащихся

Воспитательные:

1. Содействовать воспитанию интереса к родному языку

2. Содействовать воспитанию мотивации к учебной деятельности

На данном уроке использовались следующие способы активизации словаря:

  • Подбор синонимов

  • Подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, составление плана

  • Составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.

На этапе первичного закрепления учащиеся совместно с учителем составляли план текста.

При выполнении этого задания использовался способ - подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, составление плана.

Также на этапе первичного закрепления учащимся было предложено подобрать подобрать слова, которыми можно заменить слово «лось». Получились следующие слова:

Лось – он, лесной великан, рогач, сохатый, животное

При выполнении этого задания использовался способ – подбор синонимов.

Еще на этапе первичного закрепления учащиеся писали изложение повествовательного текста в тетрадь.

При выполнении этого задания использовался способ - составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.

В ходе преддипломной практики нами был разработан «Сборник упражнений по обогащению словаря младших школьников на уроках русского языка. В сборнике содержатся упражнения по трём основным линиям:

  • Обогащение словаря

  • Уточнение словаря

  • Активизация словаря

Применение разработанного комплекса упражнений позволяет повысить уровень развития словарного запаса младших школьников средствами устной и письменной речи. Материалы исследования могут быть использованы педагогами в практике начального образования.

Сборник редназначен для учителей начальной школы, преподавателей и студентов педагогических колледжей.

При работе по обогащению словарного запаса необходимо помнить, что, прежде всего, ученик должен овладеть словом, вместе с которым ему открываются новые знания о жизни, развивается мышление, происходит общение.

Заключение


В ходе выполнения дипломной работы мы пришли к следующему выводу: начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов.

Изучив психологические особенности детей младшего школьного возраста, выяснили, что речь ребёнка развивается в младшем школьном возрасте очень активно и в 6 – 10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка. Поэтому очень важно с самого начала обучения ребенка в школе раскрыть «загадки» и возможности родного языка, привить интерес к нему, формировать и развивать чувство слова.

Стоит отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования учащиеся должны овладеть умениями грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме. Таким образом, развитиe речи является oдной из главных задач oбучения рoднoму языку. Одним из направлений развития речи является обогащение словарного запаса.

Состав словарного запаса младшего школьника во многом определяется содержанием школьного обучения, чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения, поскольку по данным М. Р. Львова до 4 класса половина новых слов входит в словарь младших школьников через эти уроки. Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематически, хорошо организованная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

Обладая развитой речью, учащиеся будут более подготовлены к дальнейшему развитию на следующей ступени общеобразовательной школы. Легче будут восприниматься знания, передаваемые им учителями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

Был изучен опыт учителя начальных классов, который представляется интересным и ценным.

В течение педагогической практики основное внимание было уделено вопросам развития речевой активности детей, так как речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется.

Для проведения практической работы в школе нам было необходимо подобрать разнообразные задания. С целью решения данной задачи нами был разработан сборник упражнений по обогащению словаря младшего школьника. Упражнения из сборника использовались при проведении уроков, что позволяло сделать учебный процесс интереснее.

В ходе педагогической практики мы пришли к выводу, что эффективность работы по обогащению лексического запаса младших школьников будет достигнута, если своевременно определить уровень словарного запаса, подобрать целесообразную методику по обогащению словарного запаса младших школьников, использовать разнообразные методы объяснения слова, активизации словаря и уточнения значений слова.

Таким образом, цель дипломной работы достигнута, задачи выполнены.

Список использованных источников


Законодательные и инструктивные материалы


  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»: сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 13.02.2020).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: сайт. – URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 11.11.2019).

  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2011. – 400с. – (Стандарты второго поколения).


Монографическая и учебная литература


  1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка: учебник для среднего профессионального образования / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. – 2-е изд. – стереотип. – Москва: Академия, 2012. – 448с. – (Среднее профессиональное образование).

  2. Дубровина, И.В. Психология: учебник для среднего профессионального образования / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – 10-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2012. - 464с. – (Среднее профессиональное образование)

  3. Занятия в группе продленного дня 1-4 классы: конспекты, занимательные материалы, рекомендации / сост. В.М. Пашнина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 251с. / (Воспитание в школе).

  4. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 8-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2003. – 464с. – (Высшее профессиональное образование).


Переодическая литература


  1. Бондаренко, А.А. Русский язык в мире языков, или на каком языке говорят младшие школьники / А.А. Бондаренко // Начальная школа. – 2015. - №1. – С. 22-26.

  2. Налимова, Т.А. Как научить младших школьников создавать устные высказывания на учебные темы / Т.А. Налимова // Начальная школа. – 2015. - №1. – С. 27-31.


Справочно-информационные материалы


  1. Арт-талант. Академия развития творчества: сайт. – URL: https://www.art-talant.org/ (дата обращения 4.04.2021).

  2. Дегтярёва, Ю.Р. Продлёнка. Образовательный портал / Ю.Р. Дегтярёва. – URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/227315-osobennosti-razvitija-slovarnogo-zapasa-mlads (дата обращения 1.06.2021).

  3. Инфоурок. Ведущий образовательный портал России: сайт. – URL: https://infourok.ru/podborka_didakticheskogo_materiala_zanimatelnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku-420023.htm (дата обращения 19.12.2019).

  4. Кривонос, Л.М. Мастер-класс Обогащение и совершенствование словарного запаса учащихся на уроках русского языка / Л.М. Кривонос. – URL: https://www.1urok.ru/categories/14/articles/33228 (дата обращения 1.06.2021).

  5. Кучевская, Д.А. Клуб науки. Главный по образованию / Д.А. Кучевская. – URL: https://nauka.club/russkiy-yazyk/zanimatelnye-zadaniya-2-klass.html (дата обращения 13.02.2020).

  6. Лизунов, С.А. Современный учительский портал / С.А. Лизунов. – URL: https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/tetrad_dlja_tvorcheskikh_rabot_po_russkomu_jazyku_3_klass/382-1-0-70234 (дата обращения 19.01.2020).

  7. Леонидова, М.Р. Знанио / М.Р. Леонидова. – URL: https://znanio.ru/media/vkr_obogaschenie_rechi_mladshih_shkolnikov_mnogoznachnymi_slovami_cherez_obuchenie_napisaniyu_sochineniya-167978 (дата обращения 26.05.2021).

  8. Открытый урок. Первое сентября: сайт. – URL: https://urok.1sept.ru/ (дата обращения 01.02.2020).

  9. Ротанова, О.М. Почему нужно читать детям книги / О.М. Ротанова. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/pochemu-nuzhno-chitat-knigi-detjam.html (дата обращения 02.05.2021).

  10. Руденко, С.К. Мультиурок / С.К. Руденко. – URL: https://multiurok.ru/files/slovar-frazieologhizmov.html (дата обращения 7.02.2020).

  11. Смирнова, Н.А. Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе / Н.А. Смирнова. – URL: https://znanio.ru/media/vystuplenie_osnovnye_metody_i_priemy_obogascheniya_slovarnogo_zapasa_na_uroke_russkogo_yazyka_v_nachalnoj_shkole-79012 (дата обращения 2.04.2021).

  12. Современный учительский портал: сайт. – URL: https://easyen.ru/ (дата обращения 12.02.2020).

  13. Солнечный свет. Международный педагогический портал: сайт. – URL: https://solncesvet.ru/ (дата обращения 1.06.2021).

  14. Студенческий научный форум 2018: сайт. – URL: https://rae.ru/ (дата обращения 24.05.2021).

  15. Тишкова, Л.П. Рекомендации по написанию курсовой и дипломной работ: методические материалы для преподавателей и обучающихся учреждений среднего профессионального образования / Л.П. Тишкова. – Курган, 2019. – 42с.

  16. Хакимова, Г.Г Урок РФ / Г.Г. Хакимова. – URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/zadaniya_dlya_individualnoj_raboti_po_russkomu_yazik_202333.html (дата обращения 13.02.2020).

  17. Чигринова, А.Н. Московский лицей №12 / А.Н. Чигринова. – URL: https://sch1561uz.mskobr.ru/files/chigrinova-aktivizac-slovarya.html (дата обращения 15.11.2019).

  18. Юдченко, Е.М. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка при изучении способов словообразования / Е.М. Юдченко. – Лесосибирск, 2016. – 50с.

  19. Ягодинова, Л.С. Обогащение словаря младших школьников вы внеурочной деятельности по русскому языку / Л.С. Ягодинова. – Екатеринбург, 2017. – 61с.

  20. Ясных, О.Д. Логопедия для детей / О.Д. Ясных. – URL: http://logopediy-dly-detey.ru/pedagogam/obogashchenie-slovarya-mladshikh-shkolnikov (дата обращения 12.02.2020).

  21. Яхницкая, Ю.Д. Слова и предложения / Ю.Д. Яхницкая. – Волгоград, 2014. – 24с.








Полный текст материала Статья "Методы и приёмы обогащения словаря младшего школьника на уроках русского языка в начальной школе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лихачёва Наталья Сергеевна  Публикатор
14.12.2022 0 6622 34

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК