Справочник по русскому языку; 1 класс
СПРАВОЧНИК
по русскому языку
учени ____ 1 «Д» класса МАОУ «ВХТЛ»
____________________________________
2022-2023 учебный год
Что я должен(а) знать и уметь в конце 1 класса:
№ |
Умею\ знаю |
Пометка о выполнении |
1. |
К концу года умею читать от 40 и более слов в минуту. |
|
2. |
Знаю, как пишутся печатные и прописные буквы русского алфавита.
|
|
3. |
Знаю как называются и звучат буквы русского алфавита
|
|
4. |
Умею переписать текст.
|
|
5. |
Знаю, могу рассказать и привести примеры устной и письменной речи.
|
|
6. |
Знаю, могу рассказать что такое предложение и привести примеры восклицательного, повествовательного и вопросительного предложений. |
|
7 |
Могу составить схему предложения. Выделить в нем главные слова (главные члены предложения, основу предложения)
|
|
8 |
Могу составить схему к слову, разделить слово на слови, поставить ударение в слове и написать к нему транскрипцию. |
|
9. |
Знаю, как и умею переносить слова на другую строчку |
|
10. |
Знаю орфограммы и могу их выделить в тексте: |
|
10.1 |
Большая буква в начале предложения. Как оформляется предложение в конце? |
|
10.2 |
Сочетание жи-ши |
|
10.3 |
Ча-ща |
|
10.4 |
Чу-щу |
|
10.5 |
Мягкий знак- показатель мягкости |
|
10.6 |
Чк-нч |
|
10.7 |
Разделительный мягкий знак |
|
10.8 |
Проверяемые безударные гласные в корне слова |
|
10.9 |
Парные согласные в слабой позиции |
|
10.10 |
Удвоенные согласные |
|
10.11 |
Имена собственные |
|
11 |
Знаю и умею распознавать слова, обозначающие предметы. |
|
12. |
Знаю и умею распознавать слова, обозначающие действие. |
|
13 |
Знаю и умею распознавать слова, обозначающие признак. |
|
14 |
Пишу без ошибок словарные слова. |
|
15. |
Чередование оро- оло |
|
16 |
Знаю предлоги и для чего они служат |
|
|
|
|
2. Знаю, как пишутся печатные и прописные буквы русского алфавита.
Способы:
-
Выучить алфавит и написать его по памяти по порядку.
-
Играем в пазлы (давала в чате Елена Анатольевна)
-
Кто- то говорит мне звук или букву, я его пишу, не подглядывая в таблицу.
-
Мне называют слоги- я пишу.
Слоги могут быть разных сочетаний, необязательно согласный+гласный. Тот , кто диктует говорит какую букву пишем заглавную или прописную.
Важно помнить как правильно называются буквы, можно называть буквы нарочно неправильно, таким образом проверяем ребенка на внимательносить. (см следующую страницу)
3. Знаю как называются и звучат буквы русского алфавита.
Название букв надо выучить! Помним что буквы бы пишем и видим это символ, а звуки мы слышим и произносим.
Это видео демонстрирует как правильно произносить название букв
Это как произносятся звуки:
-
Умею переписать текст.
Как правильно переписать текст без ошибок и проверить его?
Действую по алгоритму:
-
Читаем текст, понимаем о чем речь.
-
Выделяем орфограммы
-
Читаю так, как написано.
-
Большая буква
-
Ь и Ъ знак
-
Гласные после шипящих и Ц (Ш, Ж, Щ, Ч)
-
Слитное или раздельное написание (предлоги, союзы)
-
Знаки препинания
-
Закрываем глаза, повторяем.
-
Само написание. Диктуем себе вслух. (шевели губами, если нельзя шуметь громко). НИКОГДА НЕ ПИШИ МОЛЧА! Ошибки «убегают», если проговаривать то, что пишешь!
-
Проверка написанного. Проверяем ВОЛШЕБНЫМ КВАДРАТОМ.
-
Сдвигаем квадрат медленно по одной букве.
-
Читаем то, что появляется из-под квадрата.
К концу 1 класса для списывания состоит примерно из
-
слов.
5.Знаю, могу рассказать и привести примеры устной и письменной речи.
Полный ответ:
Существует две формы речи, это устная и письменная.
Устная речь состоит из говорения (это когда человек говорит) и из слушания (когда человек слушает).
Письменная речь состоит из чтения и письма. Для того чтобы распознавать письменную речь, используют различные знаки. Это могут быть: буквы, формулы, знаки, символы, ноты- все это письменная речь.
6.Знаю, могу рассказать что такое предложение и привести примеры восклицательного, повествовательного и вопросительного предложений.
Предложение- это одно или несколько слов связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
Примеры предложений:
Вам нравится в лесу?
Как хороши золотые листья!
Дятел стучит по дереву.
7.Могу составить схему предложения. Выделить в нем главные слова (главные члены предложения, основу предложения).
Как составить схему предложения?
-
Прочитай предложение.
Тихо шепчут молодые осины.
-
Нахожу главное слово в предложение ( главный член предложения- сказуемое), которое обозначает действие. Подчеркиваю двумя линиями зеленой пастой.
Тихо шепчут молодые осины.
-
Нахожу в предложении слово- предмет, которое совершает это действие. Шепчут кто? Осины. Подчеркиваю одной чертой зеленой пастой.
Тихо шепчут молодые осины.
-
Нахожу в предложении слова, которые обозначают признак предмета. Слово, которое отвечает на вопрос Какой? Какая? Какие?Осины (какие?) молодые. Подчеркиваем волнистой линией зеленой пастой.
Тихо шепчутмолодыеосины.
-
Остальные слова подчеркиваю простым карандашом. Если есть предлог, обвожу его в квадрат.
-
Составляю схему предложения. ПОМНИ о словах, которые написаны с большой буквы и знак в конце предложения.
Тихо шепчутмолодыеосины.
.
Схема может быть и такой:
.
|
Слово -предмет
|
|
Слово- действие
|
|
Слово- признак предмета
|
|
Слово, служащее для связи слов в предложении. |
8.Могу составить схему к слову, разделить слово на слови, поставить ударение в слове и написать к нему транскрипцию.
(см. отдельную памятку)
9 . Знаю, как и умею переносить слова на другую строчку.
ОРФОГРАММЫ
-
БОЛЬШАЯ БУКВА В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставиться точка, вопросительный знак или восклицательный знак.
Например:
Наступила осень.
Как красиво кругом !
Вы любите осень?
-
СОЧЕТАНИЕ ЖИ- ШИ
ЖИ- ШИ пиши с буквой И
Например:
снежинка, ландыши, (продолжи)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
СОЧЕТАНИЕ ЧА- ЩА
ЧА- ЩА пиши с буквой А
Например:
встреча, площадка, (продолжи)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
СОЧЕТАНИЕ ЧУ- ЩУ
ЧУ- ЩУ пиши с буквой У
Например:
чудо, щука, (продолжи)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова – исключения:
брошюра, жюри, парашют – это заимствованные слова, то есть эти слова «пришли» к нам из других языков.
-
МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ
Запомни:
----мостик, гвоздик- пишутся без Ь;
----мягкость [л `]перед любым согласным всегда обозначается Ь-
болельщик, польза, вскользь, сельдь, мельче, прогульщик;
-----между двумя Л мягкий знак не пишется: аллея, иллюминатор.
-
СОЧЕТАНИЕ ЧК- ЧН
ЧК- НЧ пишутся без Ь
Например:
ночка, молочный(продолжи)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь
Запомни:
Разделительный Ь пишется в некоторых заимствованных словах перед буквой О:
бульон, медальон, шампиньон, батальон, почтальон
ЗАПОНИ: проверяй не все гласные, а только
А, О, Е, И, Я!
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты немедленно ее
Ставь под ударение!
Если под ударением буква Ё, без ударения пиши Е:
С(е\и)ло- сёла, значит село,
Л(и\е)тать- полёт, значитлетать
Слово с безударной гласной |
Проверочное слово |
Напиши правильно слово из первого столбика |
в л(е\и)су |
лЕс |
|
к р(и\е)ке |
рЕки, рЕчка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как проверить безударную гласную? Как поставить «под ударение»?
-
Назови слово ласково
скв(а\о)рец- сквОрушка, значит скворец
-
Подбери слова, отвечающие на вопрос кто? Что?:
к(а\о)нюшня- кОнь, значит конюшня
-
Подбери слова, отвечающие на вопрос какой?:
св(и\е)тлеть- свЕтлый, значит светлеть
в(о\а)ренье- вАрит, значит варенье
-
Измени слово так, чтобы на эту гласную падало ударение (один- много)?:
н(о\а)га- нОги, значит нога
Слово с безударной гласной |
Проверочное слово |
Напиши правильно слово из первого столбика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ
ЗАПОНИ: проверяй парные согласные: Б-П; В-Ф; Г-К; Д-Т; В-Ф
Парные согласные
Самые опасные
В слове ты их проверяй-
Рядом гласный подставляй !
(или звонкую согласную Р, Л, Н, М)
ду(п\б)- дубы, значит дуб,
гри(п\б)- грибной, значит гриб
Как проверить парную согласную? Как подставить «рядом согласную» или звонкую согласную?
-
Назови слово ласково
клю(ф\в)- клюВик, значит клюв
-
Используй слово «нет»:
Сугро(п\б)- нетсугроБа, значит сугроб
-
Подбери слова, отвечающие на вопрос какой?:
зву(к\г)- звуКовой,, значит звук
-
Подбери слова, отвечающие на вопрос
что делать?:
испу(к\г)- испуГать, значит испуг
-
Измени слово так, чтобы на эту гласную падало ударение (один- много)?:
гру(с\з)- груЗы, значит груз
Слово с парной согласной |
Проверочное слово |
Напиши правильно слово из первого столбика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Слова с удвоенной согласной нужно запомнить:
класс, Анна, жужжать(продолжи)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________
__________________________________________
11.ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ
Имена собственные- это имена, фамилии и отчества людей; клички животных; название рек, гор, морей, городов. Имена собственные пишутся с большой буквы.
Имена людей: Люда, Коля, Ольга.
Отчества людей: Иванович, Анатольевна.
Фамилии людей: Муравьева, Петров
Клички животных: Шарик, Мурка.
Название городов: Видное, Москва
Название рек, озер морей: Волга, Черноеморе
Все остальные слова- предметы, отвечающие на вопрос кто? что?, пишутся с маленькой буквы: город, дерево, воробей, собака
12.чередование ОРО-ОЛО
__________________________________________________________________________________________________________________
12.Слова -предметы, признаки предмета, действия предмета.
Слова обозначающиепредметы, отвечают на вопрос кто? что?
Кто? кошка, ёжик, клоун
Слова обозначающиепризнаки предмета, отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие?
Какое? сочное, кожаное
Какая? шерстяная, липкая
Какие? быстрые, яркие
Слова обозначающиедействие предмета, отвечают на вопрос что делает? что делают?
Что делает? кричит, летает
Что делают? разговаривают
13.Предлоги
14.Словарные слова.
Словарные слова нужно запомнитькак пишутся. Читай их каждый день так, как они написаны.
русский языкворобей
воронапенал
карандашлисица
сорокасобака
пальтовесело
хорошоученица
учительдеревня
петухзаяц
коровамолоко
классдежурный
ребятатетрадь
медведь работа
девочкамашинаМосква
У двоенная согласная СС:
русский язык
класс
Б уква О Буква Е
ворона девочка
сорока медведь
хорошо тетрадь
к
орова деревня
девочка петух
воробей учитель
собака ребята
молоко пенал
веселодежурный
Москва
Буква А
карандаш
машина
работа
На странице приведен фрагмент.
Автор: Муравьева Елена Анатольевна
→ Публикатор 06.01.2023 0 644 35 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы