Статья "Обучение сознательному пропуску буквы, или "Письмо с дырками" (методика М.С.Соловейчик)"


Методика обучения сознательному пропуску буквы,

или «Письмо с дырками» по методике М.С.Соловейчик

Практически у всех современных детей отсутствует привычка к чтению. Не читают не только дети и подростки, но взрослые - это основная проблема безграмотности в современном обществе. Если и читают, то, в основном различные статьи в Интернете, а там образцов грамотной речи не найти. Интернет-общение вносит в нашу речь - сленг, ошибки, которые потом переносятся в письменную речь.

Орфограммы «безударные гласные в корне» -это, пожалуй, самые частотные орфограммы русского языка.

Детям трудно подобрать проверочное слово - не получается из-за скудного словарного запаса. А откуда ему взяться, если дети не читают? Любовь к книге нужно прививать с рождения. Ребёнок должен видеть читающих маму и папу, тогда и сам потянется за книгой.

Если даже ребёнок любит читать это не означает, что он станет грамотным сам по себе. Процесс необходимо контролировать и направлять.

Для успешного усвоения учебных предметов - знание русского языка - залог успеха. Познавательная деятельность невозможна без хорошего владения языком. Учителям уже с первого класса необходимо обращать внимание на задания, направленные на развитие устной и письменной речи.

Тех, кто ещё не слышал о методике М.С.Соловейчик, которая называется интересно и смешно «Письмо с дырками», хочу познакомить с ней, т.к. по собственному опыту могу утверждать, что данная методика «работает». Причем я её использую, независимо от УМК, по которому работаю.

Сначала коротко: в чем суть этой методики?

Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».

Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:

1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.

2. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.

Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов. Также важно приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще не изученные.
К сожалению, в школьных учебниках не предлагается достаточное количество заданий на самостоятельное нахождение орфограмм в словах. В большинстве случаев фигурируют упражнения на вставку пропущенных букв, что снимает проблему поиска орфограммы и не работает на формирование орфографической зоркости. Поэтому учитель должен творчески подходить к использованию материала учебника. Учитель должен методически правильно наладить орфографическую работу при написании изложений и сочинений, чтобы у детей не появлялся страх перед возможностью допустить ошибку в тексте.
Кроме оказания индивидуальной помощи в процессе письма, следует разрешать ребятам оставлять “дырки” в сомнительных случаях либо подчеркивать отдельные буквы карандашом. Ценность такого подхода заключается в том, что ребенок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам: выбирать только нетрудные слова, составлять короткие предложения и минимальные по объему тексты, что сводит работу по развитию речи на нет. Кроме того, учащиеся привыкают максимально активизировать орфографическую зоркость не только во время диктантов, но и при выполнении творческих работ.

После изучения орфограмм, для закрепления пройденного полезно "письмо с дырками" - слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные.

Прием сознательного пропуска буквы последовательно применяется в нескольких современных учебниках русского языка: В.В. Репкина, Е.В. Восторговой; С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко; М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» .

Знакомство с орфограммами слабых позиций происходит во 2-м классе, при этом термины «позиция», «чередование», «сильная и слабая позиция» используются в работе с учащимися. В этих учебниках в том же классе довольно длительный период отводится на письмо с «дырками», составляемыми по объективному критерию– на месте всех орфограмм слабых позиций.

 

На уроках, разбираясь с письмом с пропусками слабых позиций, ребята учатся применять изученные орфограммы, постепенно заполняя пропуски. Предлагаемый способ записи на первый взгляд кажется противоестественным. Действительно, зачем сначала пропускать буквы, а затем их вставлять?! Почему бы просто не списать текст?!

 

Но выполняемая таким образом запись учит детей двум составляющим орфографического действия: постановке задачи и ее решению.

 

Учебники вышеуказанных авторов знакомят детей со орфографическим словарём. И те "дырки" в словах, которые дети не могут заполнить - они ищут в словаре.

 

Я считаю, что такой приём как "письмо с дырками" могут использовать учителя, работающие по другим УМК по русскому языку. Детям всегда интересно что-то новое и необычное. Ученики, например, могут найти такое волшебное письмо с пропусками в классе и заполнить его с помощью учителя, чтобы понять его смысл.

 

Проблема орфографической грамотности всегда актуальна. Работа в начальной школе с использования разнообразных методов и средств, включения упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, применение игровых и занимательных материалов. пропаганда чтения, в том числе и среди родителей, поможет добиться высоких результатов.

Слайд 1
Обучение сознательному пропуску буквы как путь к безошибочному письму (или «Письмо с дырками») Методика М.С.Соловейчик Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения.
Слайд 2
Введение. Коротко-о главном… Практически у всех современных детей отсутствует привычка к чтению. Не читают не только дети и подростки, но взрослые - это основная проблема безграмотности в современном обществе. Если и читают, то, в основном различные статьи в Интернете, а там образцов грамотной речи не найти. Интернет-общение вносит в нашу речь - сленг, ошибки, которые потом переносятся в письменную речь. Орфограммы «безударные гласные в корне» -это, пожалуй, самые частотные орфограммы русского языка. Детям трудно подобрать проверочное слово - не получается из-за скудного словарного запаса. А откуда ему взяться, если дети не читают? Любовь к книге нужно прививать с рождения. Ребёнок должен видеть читающих маму и папу, тогда и сам потянется за книгой. Если даже ребёнок любит читать это не означает, что он станет грамотным сам по себе. Процесс необходимо контролировать и направлять.
Слайд 3
Для успешного усвоения учебных предметов - знание русского языка - залог успеха. Познавательная деятельность невозможна без хорошего владения языком. Учителям уже с первого класса необходимо обращать внимание на задания, направленные на развитие устной и письменной речи. Тех, кто ещё не слышал о методике М.С.Соловейчик, которая называется интересно и смешно «Письмо с дырками», хочу познакомить с ней, т.к. по собственному опыту могу утверждать, что данная методика РАБОТАЕТ, причем, независимо от УМК, который вы используете в своей работе. С этой методикой я познакомилась подробно 20 лет назад, когда Марина Сергеевна Соловейчик преподавала у нас в университе. Итак, в чем суть этой методики? Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками». Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов: 1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы. 2. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.
Слайд 4
Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов. Также важно приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще не изученные. К сожалению, в школьных учебниках не предлагается достаточное количество заданий на самостоятельное нахождение орфограмм в словах. В большинстве случаев фигурируют упражнения на вставку пропущенных букв, что снимает проблему поиска орфограммы и не работает на формирование орфографической зоркости. Поэтому учитель должен творчески подходить к использованию материала учебника. Учитель должен методически правильно наладить орфографическую работу при написании изложений и сочинений, чтобы у детей не появлялся страх перед возможностью допустить ошибку в тексте. Кроме оказания индивидуальной помощи в процессе письма, следует разрешать ребятам оставлять “дырки” в сомнительных случаях либо подчеркивать отдельные буквы карандашом.
Слайд 5
Ценность такого подхода заключается в том, что ребенок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам: выбирать только нетрудные слова, составлять короткие предложения и минимальные по объему тексты, что сводит работу по развитию речи на нет. Кроме того, учащиеся привыкают максимально активизировать орфографическую зоркость не только во время диктантов, но и при выполнении творческих работ. После изучения орфограмм, для закрепления пройденного полезно "письмо с дырками" слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные. Прием сознательного пропуска буквы последовательно применяется в нескольких современных учебниках русского языка: В.В. Репкина, С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко; М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко языка» . Е.В. Восторговой; «К тайнам нашего
Слайд 6
Знакомство с орфограммами слабых позиций происходит во 2-м классе, при этом термины «позиция», «чередование», «сильная и слабая позиция» используются в работе с учащимися. В этих учебниках в том же классе довольно длительный период отводится на письмо с «дырками», составляемыми по объективному критерию– на месте всех орфограмм слабых позиций. На уроках, разбираясь с письмом с пропусками слабых позиций, ребята учатся применять изученные орфограммы, постепенно заполняя пропуски. Предлагаемый способ записи на первый взгляд кажется противоестественным. Действительно, зачем сначала пропускать буквы, а затем их вставлять?! Почему бы просто не списать текст?! Но выполняемая таким образом запись учит детей двум составляющим орфографического действия: постановке задачи и ее решению.
Слайд 7
Учебники вышеуказанных авторов знакомят детей со орфографическим словарём. И те "дырки" в словах, которые дети не могут заполнить - они ищут в словаре. На своем примере могу утверждать, что такой приём как "письмо с дырками" могут использовать учителя, работающие по всем УМК в начальной школе. Детям всегда интересно что-то новое и необычное. Ученики, например, могут найти такое волшебное письмо с пропусками в классе и заполнить его с помощью учителя, чтобы понять его смысл. Проблема орфографической грамотности всегда актуальна. Работа в начальной школе с использования разнообразных методов и средств, включения упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, применение игровых и занимательных материалов, пропаганда чтения, в том числе и среди родителей, поможет добиться высоких результатов. Ну а далее – подробнее об этой методике…
Слайд 8
М.Р.Львов: «Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма» .
Слайд 9
«На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно! «Окошко» на месте орфограммы лучше ошибки!» Из учебника М. С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Руский язык. 2 класс. К тайнам нашего языка»
Слайд 10
Соловейчик Марина Сергеевна -Автор и руководитель авторского коллектива учебно- методического комплекта по обучению грамоте и русскому языку для четырехлетней начальной школы, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, автор учебно-методических пособий по русскому языку для 1-4 классов, пособий для вузов по методике обучения русскому языку в начальной школе, член авторского коллектива одного из учебников по русскому языку для основной школы.
Слайд 11
Основные положения курса лекций «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах». I. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 1.Чего не достаёт в орфографической подготовке учащихся начальных классов? 2. От теории письма — к школьной практике. 3.Что же понимаем под орфограммой? 4.Структура орфоrpaфического дейcmвия и четыре основных фического дейcmвия и четыре основных вия и четыре основных орфографических умения. II. Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения. 1. О понятии ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ и условия успешной работы над ней. 2. Знакомство с признаками «опасных мест « при письме.
Слайд 12
3. Первые шаги в становлении умения обнаруживать орфограммы. а) Запись слов и предложений под диктовку с предварительным выяснением орфограмм. б) Списывание с предварительной подготовкой. III. Обучение сознательному пропуску буквы как путь к безошибочному письму. - Письмо с «окошками» (дырками»)
Слайд 13
I. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников Ученики не замечают ошибкоопасных» мест ( Г.Г.Граник) и потому не применяют известные им правила. Орфограмма -м это место в слове, где для обозначения определённого звука нужно выбрать букву С разработкой в лингвистике фонемной теории орфографии связано появление новых методических решений. В частности, стала понятной возможность ведения орфографической работы с опорой на понятие звук, на фонетические умения детей, а они формируются уже в l-м м классе. Стало очевидным: можно начинать знакомить детей с трудностями письма до того, как они узнают о морфемной структуре слов. Так появились предпосылки для раннего начала работы над орфографической зоркостью учащихся на фонетической основе.
Слайд 14
Структура орфоrpaфического дейcmвия и фического дейcmвия и вия и четыре основных орфографических умения: 1) ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью); 2) устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего -м орфографическое правило); 3) применять правило (верно вьполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи); 4) проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Слайд 15
II. Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения. Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо: во-м первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений; во-м вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм; в-м третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагая для этого специальные упражнения. Формирование у детей умения слышать звучащее слово. Оно проявляется в умениях: & выделять отдельные звуки и определять их характер: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой, парный по глухости -м звонкости или непарный; & устанавливать последовательность звуков; & ориентироваться в звуках-м соседях»; & проводить полный звуковой анализ слов.
Слайд 16
Основные зтапы формирования орфографической зоркости: I этап-м умение определять ударение в словах. II этап -м знакомство с признаками наиболее распространенных «опасных мест» в словах. III этап -м становление орфографической зоркости.
Слайд 17
Работа на 1-ом этапе формирования орфографической зоркости. Прием говорения: «Скажи, послушай, сопоставь (сравни)»-м действие «от противного». (С удивлением спроси: «Это карандаш?» ). Закреплению этого упражнения поможет набор слов, где каждое следующее слово увеличивается на один знак: шар рыба груша шум волк крыло бумага пустыня Аня ноты сумка тюлень рубашка Ком бант брюки трубил зубастый ива барс хвост коршун клубника кол брат горка спички радуга крыльцо стройный
Слайд 18
Работа на 2-ом этапе формирования орфографической зоркости. Игра «Хитрые братья». Безударным гласным доверять нельзя, один и тот же звук может «посылать за себя на письменную работу» разные буквы. «Хитрыми» часто бывают и согласные звуки на конце слова, если у глухого согласного звука есть «звонкий брат». Кого из двух «братьев» парный звук «пошлет на работу» ( парный звук [п] – букву б или п). Согласные звуки «хитрят», когда стоят и в середине слова перед другими парными согласными.
Слайд 19
«Несет меня Лиса за темные леса!» Учитель. Из какой сказки и чьи слова ? -м Давайте хором произнесем это предложение. Послушайте себя и найдите два интересных слова. Догадайтесь, какие слова я имею в виду. -м Ученики на слух выделяют нужные слова: лиса, леса. -м Что в них интересного? Дети. Они одинаково произносятся. У. А как вы докажете, что это два разных слова, а не одно и то же? Д. ОНИ называют разное: животное и много деревьев.
Слайд 20
У. Послушайте еще раз слово [л'иса]. Можете ли вы точно сказать: я назвала животное или деревья? Д. Может быть - одно, а может быть - другое. Слова звучат одинаково. У. Проверьте. Учитель открывает на доске составленные из карточек две одинаковые схемы. - у меня правильные звуковые схемы этих слов? Д. Да. (Заметим, что схемы могут быть составлены и учащимися.) У. Назовите первый гласный звук в слове [л'иса] - названии животного. Какой это звук? Д. Безударный гласный [и].
Слайд 21
Учитель берет в руки карточку этого звука. У. Назовите первый гласный звук во втором слове [л'иса]. Какой он? Д. Такой же, безударный гласный [и]. Учитель берет такую же вторую карточку. У. Что вы скажете о первых гласных звуках в этих словах? Д. ОНИ одинаковые. У. Могу я показать этот вывод вот так? Учитель накладывает карточки друг на друга и помещает на доску. Появляется начало будущей схемы:
Слайд 22
- А теперь посмотрим, как пишутся эти слова. Сначала название животного. Открывается первая запись на доске: лиса. Второе слово пока закрыто. - Прочитайте слово. Какой буквой обозначен в нем звук [и]? Д. Буквой и. У. Покажем это в схеме. Учитель берет из разрезной азбуки карточку с нужной буквой и подставляет в схему. На доске:
Слайд 23
И - Читаем второе слово. Оно открывается: леса. - Какая в нем буква на месте звука [и]? Д. Буква е. У. Покажем это в схеме. И Е
Слайд 24
Запись на доске дополняется. На доске: - Посмотрите на схему и скажите: какими же буквами может обозначаться звук [и] при письме? Д. Буквами и или е. У. Смотрите, какой хитрый звук [и]: он может за себя на «письменную работу» посылатъ разные буквы - и или е. Как вы считаете, можно ли при письме доверять такому звуку и писать, как слышишь? Д. Нет. У. Почему? Д. Можно не ту букву написать ... У. А какому же это такому звуку [и] нельзя доверять ? Что мы о нем не сказали?
Слайд 25
Учитель привлекает внимание детей к звуковой схеме слов, где стоит ударение. - Ударный он или безударный? Д. Безударный. У. Так какому же звуку [и] при письме нельзя доверять? Д. Безударному. У. Сделаем важный вывод: на месте безударного гласного звука [и] при письме есть опасность выбрать не ту букву. А напишешь не ту букву получится другое слово или оно совсем исчезнет, станет «ненастоящим». Вот почему безударный гласный звук при письме это «опасное место». Давайте покажем вывод в нашей схеме. Напомните, как обозначить, что звук, о котором мы говорим, безударный. Д. Надо под ним поставить точку. У. Правильно, я ставлю точку. Не кажется ли вам, что она похожа на маячок или сигнал светофора, который указывает: на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность»? (Ребята соглашаются.) Но тогда покажем «опасности» письма еще и под буквами безударных гласных в записанных словах. Схема дополняется «маячками», лучше красными.
Слайд 26
- Настало время открыть главный секрет урока. Что мы раньше показывали точкой под значком гласного звука или его буквой? Д. Что этот гласный безударный. У. А что еще теперь будет обозначать такая точка? Д. Что на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность». Что безударному гласному, когда пишешь, нельзя довepять. Что нельзя писать, как слышишь. У. Теперь, когда мы будем ставить точку под буквой безударного гласного, мы будем помнить, что отмечаем «опасное при письме место». Сделанный вывод заносится в таблицу «Опасные при письме места».
Слайд 27
Знакомство с признаками «опасных мест» для парных по глухости - звонкости согласных, находящихся на конце слова: -м сначала необходимо попросить учеников, выполнив звуковой анализ, составить звуковые схемы, например, таких слов: чашка ложка, шапка-м шубка-м и т.п. Затем: выявляется одинаковый звук ([п] или [ш]) и выясняется, что он обозначен разными буквами; -м уточняется характеристика звука и его положение в слове: согласный, парный по глухости -м звонкости, находится перед другим парным по глухости -м звонкости согласным; -м делается вывод об опасности ошибки при обозначении такого звука буквами; -м новое «открытие» условно изображается; -м схема вносится в таблицу «Опасные при письме места». -м
Слайд 28
Опасные при письме места . Е. А . О . . И . . . . . . . К Т С .. . Г Д З Такая форма работы развивает умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм его выполнения.
Слайд 29
III этап- Становление умения обнаруживать орфограммы а) Запись слов и предложений под диктовку с предварительным выяснением орфограмм. . . . .
Слайд 30
III этап- Становление умения обнаруживать орфограммы а) Запись слов и предложений под диктовку с предварительным выяснением орфограмм. . . . .
Слайд 31
Технология проведения диктанта может быть следующей. 1) Учитель читает предложение (орфоэпически), дети слушают, стараясь понять и запомнить. 2) Под орфоэпическую самодиктовку записывают предложение схематически (черточками) и слоговыми дугами, позднее лишь слоговыми дугами, обозначая ударение, отмечая «опасные места». 3) Определяют, написание каких слов они знают точно благодаря словарю или помнят, потому что ранее списывали; под орфоэпическую диктовку учителя с элементами орфографического проговаривания указывают буквы, не совпадающие со звуками. 4) Под орфографическую самодиктовку с опорой на модель пишут, отмечают орфограммы. 5) Проверяют написанное, читая по слогам (помогая карандашом), отмечая «опасные места».
Слайд 32
Как писать под диктовку . 1. 2. 3. 4. .
Слайд 33
Упражнения при восприятии материала на слух: 1. Определить, есть ли «опасные места» в произнесенном слове; если есть – сколько, гласные или согласные. (Например, предлагаются слова: гора, карандаш, дом, лесок, дуб, сказка, жизнь. Дети сигнальными карточками – «светофорами» сигнализируют о наличии или отсутствии орфограммы, в блокнотах обратной связи фломастерами помечают ответы, показывая результат). 2. Фонетико-м орфографический разбор (составление звуковой модели и обозначение в ней «опасных мест»). 3. Печатание или письмо с «окошками» по следам орфографического разбора. На месте пропуска вставляется сигнал «опасности» (точка, красный круг). 4. Запись слов и предложений под диктовку с предварительным составлением слоговой модели и указанием в ней орфограмм. Технология проведения такого диктанта непроста, длительна, но дает хороший обучающий и развивающий эффект, создает основу успешной самопроверки. Ученик все операции выполняет осознанно, способен быстро обнаруживать в тексте, словах орфограммы, определять их типы, обнаруживать допущенные ошибки. Особенно важно, что в данной системе ребенок понимает необходимость проверки написанного, делает это без лишнего напоминания.
Слайд 34
Списывание с предварительным выполнением ряда вспомогательных операций. Прием списывания одно из лучших средств развития орфографической зоркости. Существует много методик по обучению списыванию, но данная опирается на осознанную работу на всех ее этапах. При выполнении каждой операции последовательно помещаем на доске карточки с символическим обозначением действия. Позднее руководят процессом лишь карточки-м помощники..
Слайд 35
Возможный алгоритм списывания 1) Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить. 2) Отмечаем «опасные места». 3) Читаем еще раз вслух так, как написано. 4) Повторяем, как было написано (не глядя в запись). 5) Закрываем запись и пишем, диктуя себе шепотом, так, как было написано; отмечаем «опасные места». 6) Открываем и проверяем: читаем по слогам – все ли звуки обозначены (помогаем себе карандашом); сверяем «опасные места» -м все ли отмечены, правильны ли буквы.
Слайд 36
Такой прием списывания длительный и трудоемкий, но можно отметить, что при чтении на начальном этапе коллективном, позднее индивидуальном активизируется внимание, достигается лучшее понимание слова или предложения;  найденные орфограммы для ребенка условный сигнал «опасности», они привлекают внимание; дети привыкают проговаривать слова орфографически – четко;  при записи не стараются подглядывать («срисовывать»);  выполняют проверку при чтении написанного, еще раз при выделении слогов и опасных мест, а так же при сверке орфограмм с моделью. При систематическом использовании такой технологии количество ошибок заметно уменьшается, практически исчезают «описки», развивается память, успешно запоминаются часто употребляемые при письме слова.
Слайд 37
Первое знакомство с технологией списывания (фрагмент урока): Учитель. Прочитайте слово, написанное на доске. Дети. Роман. У. Понятно ли вам это слово? Что оно называет? Д. имя мальчика. У. Спишем его. О том, как надо действовать при списывании, мы сейчас узнаем. Повторите это слово, чтобы запомнить. Слово хором повторяется, а на доску рядом с цифрой 1 вывешивается карточка, обозначающая это действие. 1.
Слайд 38
-м Какие «опасные места» есть в этом слове? Д. Большая буква, так как это имя. У. Отметим его. На доске в слове подчеркивается буква Р. -м Найдите ударный слог, укажите ударение и отметьте букву безударного гласного звука. На доске ставятся значок ударения и точка под буквой О Около цифры 2 вывешивается вторая карточка. 2.
Слайд 39
-м Прочитайте слово вслух так, как оно написано. Слово читается, хором орфографически, а рядом с цифрой 3 появляется третья карточка. 3. 3. -м Не глядя на запись, повторите так, как только что говорили. На доске появляется четвертая карточка. 4. 4. -м А теперь я закрою слово, а вы запишите его по памяти, диктуя себе, как оно было написано. Отмечайте «опасные места». На доске у цифры 5 вывешивается пятая карточка. 5.
Слайд 40
5. - Кто уже записал слово, скажите: что нужно сделать после того, как работа выполнена? Д. Проверить. У.Верно. На доске появляются цифра 6 и карточка, в которой видны дуги, обозначающие слоги. 6. 6. - Кто догадается, что нужно делать, проверяя, правильно ли записано слово?
Слайд 41
Выслушиваются мнения ребят. - Чтобы проверить, все ли звуки правильно обозначены буквами, сначала нужно прочитать слово по слогам, в помощь себе дугами показывая слоги. Выполним это действие. Открывается запись слова на доске и коллективно выполняется названная операция. - На что еще нужно посмотреть? Д. На «опасные места». На доске у цифры 6 появляется новая карточка, на которой дети видят «опасные места», отмеченные черточками, а также точки, которые пока используются лишь для указания на буквы безударных гласных звуков. Скоро тот же знак, как уже было показано, станет обозначением «опасностей» письма. 6.
Слайд 42
У. Сверьте: отмечено ли «опасное место» в слове Роман? Если нет, то отметьте. А еще посмотрите на букву безударного гласного: поставлена ли под ней точка и та ли буква написана? Глядя на доску, ответьте: сколько действий мы выполнили, списывая слово?
Слайд 43
 
Слайд 44
Письмо с «окошками» (
Слайд 45
1) На уроке, удивившись записи, ребята «разгадывают» ее, а поняв смысл, дают ответ: 9 чаек. После этого они доказывают, что на месте пропусков букв, действительно, есть орфограммы, а затем «проговаривают» вопросы. «По цепочке» они спрашивают: «Первую букву писать маленькую или большую? На месте безударных гласных в первом слове писать буквы а или о? Под ударением в слове чайка а или я?.» Там, где дети уже владеют правилом, они сразу решают задачу: зачеркивают неверную букву, а правильную вписывают в слово. Во всех других местах останутся «окошки». Так второклассники приобретают первый опыт рефлексивных действий, связанных с разграничением того, что они знают и чего не знают.
Слайд 46
2) Следующее на уроке задание, кроме привыкания к «окошкам», тренировки в орфографической зоркости, преследует еще одну важную цель: подсказать ребятам мысль о том, как можно «уходить» от ошибок, когда не знаешь, какую букву писать. Здесь же осознается и смысл надписывания над «окошком» вариантов букв: сделать запись слова понятной. Пока происходит осмысление учащимися чужого опыта, но через некоторое время он составит основу собственного. -м Сестра Антона Катя начала писать брату записку, но остановилась. Она не знала, какие нужны буквы, а делать ошибки не захотела. Девочка решила написать с «окошками»:
Слайд 47
Ты понимаешь, зачем девочка оставила «окошки»? А зачем она показала сверху выбор букв? Разумное ли решение приняла девочка? Постарайся объяснить свой ответ. Найди 6 орфограмм гласных и 5 согласных, которые Катя не пропустила, но написала правильно. Отметь их.
Слайд 48
Поучись писать с «окошками». Покажи с их помощью все орфограммы в словах. Действуй так: 1. Прочитай и отметь орфограммы ( ___ или ) Жил в доме кот Иван. Ленив был! Часто кота обижал щенок Боб. 2. Запиши предложения в тетрадь, оставляя «окошки» на месте орфограмм гласных и согласных: вместо буквы ставь точку. З. Посмотри нужные буквы и ручкой другого цвета вставь их в «окошки». Примечание: В учебнике М.Соловейчик «К тайнам нашего языка» принято разное обозначение тех орфограмм, на месте которых учащиеся уже могут объяснить выбор написания, и тех, где еще не могут: первые подчеркиваются, под другими ставится сигнал опасности – точка.
Слайд 49
Мы щенка в воде и мыле два часа мочалкой мыли. Мы щенка в в де и мыл два ч са м чалк й мыли. Мы щенка в воде и мыле два часа мочалкой мыли.
Слайд 50
Освоение словаря хорошо сочетается с мотивацией применения «окошек» для сознательного «ухода» от ошибок, с продолжением осмысления того, в чем состоят орфографические трудности, и помощью детям в постепенном запоминании правильного облика так называемых «словарных» слов. Вот пример одного из упражнений учебника. После обсуждения поставленного вопроса ребятам предлагается выполнить несколько учебных действий: 1) списать названия предметов в столбик, сохраняя «окошки»; 2) над «окошками» показать буквы, из которых предстоит выбрать правильную; 3) с помощью словаря узнать нужные буквы; неверные зачеркнуть, а правильные вписать в слово и подчеркнуть. Авторы советуют вести работу в парах: один смотрит слово с первой буквой, другой – со второй, коллективно находят ответ.
Слайд 51
Вся проведенная работа была подготовкой к началу практического использования приема пропуска буквы для «ухода» от орфографических ошибок. Сначала осуществляется этап, когда «окошки» оставляются на месте всех орфограмм. Этот этап небольшой, он занимает всего несколько уроков. Руководством к действию является памятка 3, которая используется лишь на этих нескольких уроках.
Слайд 52
В соответствии с этой памяткой учащиеся должны писать с пропуском даже те орфограммЫ, на месте которых они знают букву или могут определить её с помощью известного правила или словаря. В Только после записи с «окошком» школьники приступают к следующей операции: определению, знают они решение задачи или нет. Если знают, вписывают букву, желательно другим цветом; нет – оставляют пропуск
Слайд 53
На этом этапе начинается применение нового приема при письме под диктовку. Порядок действий: I. Подготовка к письму: 1) дети слушают орфоэпически произнесенное слово (короткое предложение); 2) повторяют его, выделяя слоги и определяя ударный; 3) под самодиктовку чертят слоговую модель, указывают ударение; 4) находят и показывают (чёрточкой или точкой), где при письме буквами будут орфограммы. II. Запись: 5) глядя на модель, школьники диктуют себе и записывают с «окошками», ставя вместо буквы сигнал опасности (точку). III. Решение отдельных задач: 6) ученики вписывают буквы, если могут применить правило или точно помнят написание (раньше смотрели в словаре, писали, читали); может быть, сейчас находят его в словаре. IV. Проверка: 7) ведя карандашом по слогам, учащиеся прочитывают написанное, проверяя, нет ли неоправданных пропусков букв и других описок. Примечание: Запись слова с «окошками» может дополняться показом вариантов букв. Эта операция нужна в двух случаях: а) если ребенок будет смотреть слово в словаре (и то на первых порах), б) если записывается собственная мысль, которая читающему может оказаться непонятной.
Слайд 54
В ходе коллективной записи под диктовку выбор букв (какие буквы «спорят»), лучше обсуждать устно. При выполнении работы особенно нужно следить за тем, чтобы учащиеся, во-первых, не забывали на месте пропуска орфограммы оставлять сигнал опасности, т.е. точку, а во-вторых, по слогам прочитывали слово после записи, осуществляя проверку, чтобы не допустить неоправданных пропусков букв. И ещё одно замечание. В словах, написание которых желательно, чтобы ученики постепенно запоминали, можно предлагать потом (после орфографической диктовки, показа слова на доске, обращения к словарю), вставлять буквы ручкой другого цвета. Важно только, чтобы школьники не писали слова наугад.
Слайд 55
Завершающий этап – переход на письмо с пропуском букв на месте орфограмм не по объективному критерию, а по субъективному: «окошки» оставляются лишь там, где у пишущего возникает сомнение. Руководством к орфографическому действию становится памятка 4. Предлагаемая в ней последовательность операций должна лечь в основу свободного детского письма, причем не только на данном этапе, но и в дальнейшем. Рекомендация проста: точно знаешь написание (помнишь букву, действуешь по правилу) – пиши; не знаешь или не уверен – оставляй «окошко». Если пропусков в слове много и оно может стать непонятным, надпиши варианты букв.
Слайд 56
 
Слайд 57
Упражнения при зрительном восприятии материала 1. Нахождение «опасных мест» на страницах азбуки, учебников для чтения, окружающего мира, прописи, на доске, карточке и их обозначение. Дети любят работать с цветом, поэтому в игру «Будь внимателен» играем часто и в группе продленного дня. Ребята часто приносят старые детские журналы, я разрезаю их на фрагменты с текстами и предлагаю отметить все «опасные места», иногда задание усложняем и разными цветами обозначаем разные орфограммы. 2. Два вида чтения: «как написано» и «как говорим»; наблюдение за сходством и различием написания и произношения. (Слова и предложения выносятся на доску, могут быть использованы тексты из учебников чтения, русского языка. Карандашом над буквами ставим + или – в зависимости от того, совпадает буква со звуком или нет).
Слайд 58
4. Комментированное письмо с указанием орфограмм. 5. Объяснительные и предупредительные диктанты. 6. Выборочные списывания и диктанты. 7. Показ нужной орфограммы на карточках – сигналах. 8. Письмо по памяти. 9. Использование зрительных диктантов.
Слайд 59
ВЫВОДЫ: В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания. Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области. Итоговые контрольные работы показывают, что предлагаемая система конкретных приемов дает хорошие результаты уже к концу обучения в первом классе. Со 2 класса вводится особый способ письма – с «окошками» - для развития орфографической зоркости учащихся - для достижения безошибочности письма - для реализации младшим школьником своего желания правильно писать - для психологической разгрузки ребёнка, для снятия его страха перед ошибками.
Слайд 60
Введение в детскую речевую практику письма с «окошками» поддержано в учебнике М.Соловейчик «К тайнам нашего языка» такой мыслью: «На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно! «Окошко» на месте орфограммы лучше ошибки!»
Слайд 61
http://www.umвия и четыре основных k-м gaфического дейcmвия и четыре основных rmвия и четыре основных oniyaфического дейcmвия и четыре основных .ru/index.php Электронное сопровождение к учебнику "Русский язык" 2 класс Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова. 10-1. Обучение подбору проверочных слов. 1. Слова – подсказки. 2. Подбираем проверочные слова для название предметов. 3. Подбираем проверочные слова для название предметов. 4. Подбираем проверочные слова для название предметов. 6. От значения слова -м к правильной букве. 7. Как узнать буквы корня в названиях действий? 8. Как узнать буквы корня в названиях действий? (Тренировка). 10. Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов. 12. Снова о значении слова. 13. Уточняем. Как решать орфографические задачи в корне слова. 15. Упражнение в применении правила. Конёк.mвия и четыре основных p3 /ruslaфического дейcmвия и четыре основных ng/edmвия и четыре основных -м rus2/10-м 1-м 15.mвия и четыре основных p3/ruslaфического дейcmвия и четыре основных ng/edmвия и четыре основных -м rus2/10-м 1-м 15.mвия и четыре основных p3 17. Обобщаем и стараемся писать без ошибок. 20. Изложение с продолжением. 21. Завершение изложения.  Электронные образовательные ресурсы учебников образовательной системы "Гармония" цифровых образовательных ресурсов. Русский язык 1 класс. 2 класс. 3 класс. 4 класс. Игровые задания 1-м 4 класс.

Полный текст материала Статья "Обучение сознательному пропуску буквы, или "Письмо с дырками" (методика М.С.Соловейчик)" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шибаева Елена Анатольевна  Публикатор
06.01.2023 0 2030 29

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК