Слайд 1
Обучение сознательному пропуску буквы как путь к безошибочному письму (или «Письмо с дырками») Методика М.С.Соловейчик Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения.
Методика обучения сознательному пропуску буквы,
или «Письмо с дырками» по методике М.С.Соловейчик
Практически у всех современных детей отсутствует привычка к чтению. Не читают не только дети и подростки, но взрослые - это основная проблема безграмотности в современном обществе. Если и читают, то, в основном различные статьи в Интернете, а там образцов грамотной речи не найти. Интернет-общение вносит в нашу речь - сленг, ошибки, которые потом переносятся в письменную речь.
Орфограммы «безударные гласные в корне» -это, пожалуй, самые частотные орфограммы русского языка.
Детям трудно подобрать проверочное слово - не получается из-за скудного словарного запаса. А откуда ему взяться, если дети не читают? Любовь к книге нужно прививать с рождения. Ребёнок должен видеть читающих маму и папу, тогда и сам потянется за книгой.
Если даже ребёнок любит читать это не означает, что он станет грамотным сам по себе. Процесс необходимо контролировать и направлять.
Для успешного усвоения учебных предметов - знание русского языка - залог успеха. Познавательная деятельность невозможна без хорошего владения языком. Учителям уже с первого класса необходимо обращать внимание на задания, направленные на развитие устной и письменной речи.
Тех, кто ещё не слышал о методике М.С.Соловейчик, которая называется интересно и смешно «Письмо с дырками», хочу познакомить с ней, т.к. по собственному опыту могу утверждать, что данная методика «работает». Причем я её использую, независимо от УМК, по которому работаю.
Сначала коротко: в чем суть этой методики?
Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».
Ученики на длительный период получают разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:
1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.
2. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.
Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов. Также важно приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще не изученные.
К сожалению, в школьных учебниках не предлагается достаточное количество заданий на самостоятельное нахождение орфограмм в словах. В большинстве случаев фигурируют упражнения на вставку пропущенных букв, что снимает проблему поиска орфограммы и не работает на формирование орфографической зоркости. Поэтому учитель должен творчески подходить к использованию материала учебника. Учитель должен методически правильно наладить орфографическую работу при написании изложений и сочинений, чтобы у детей не появлялся страх перед возможностью допустить ошибку в тексте.
Кроме оказания индивидуальной помощи в процессе письма, следует разрешать ребятам оставлять “дырки” в сомнительных случаях либо подчеркивать отдельные буквы карандашом. Ценность такого подхода заключается в том, что ребенок, не опасаясь низкой оценки за грамотность, не станет прибегать к уловкам: выбирать только нетрудные слова, составлять короткие предложения и минимальные по объему тексты, что сводит работу по развитию речи на нет. Кроме того, учащиеся привыкают максимально активизировать орфографическую зоркость не только во время диктантов, но и при выполнении творческих работ.
После изучения орфограмм, для закрепления пройденного полезно "письмо с дырками" - слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные.
Прием сознательного пропуска буквы последовательно применяется в нескольких современных учебниках русского языка: В.В. Репкина, Е.В. Восторговой; С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко; М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка» .
Знакомство с орфограммами слабых позиций происходит во 2-м классе, при этом термины «позиция», «чередование», «сильная и слабая позиция» используются в работе с учащимися. В этих учебниках в том же классе довольно длительный период отводится на письмо с «дырками», составляемыми по объективному критерию– на месте всех орфограмм слабых позиций.
На уроках, разбираясь с письмом с пропусками слабых позиций, ребята учатся применять изученные орфограммы, постепенно заполняя пропуски. Предлагаемый способ записи на первый взгляд кажется противоестественным. Действительно, зачем сначала пропускать буквы, а затем их вставлять?! Почему бы просто не списать текст?!
Но выполняемая таким образом запись учит детей двум составляющим орфографического действия: постановке задачи и ее решению.
Учебники вышеуказанных авторов знакомят детей со орфографическим словарём. И те "дырки" в словах, которые дети не могут заполнить - они ищут в словаре.
Я считаю, что такой приём как "письмо с дырками" могут использовать учителя, работающие по другим УМК по русскому языку. Детям всегда интересно что-то новое и необычное. Ученики, например, могут найти такое волшебное письмо с пропусками в классе и заполнить его с помощью учителя, чтобы понять его смысл.
Проблема орфографической грамотности всегда актуальна. Работа в начальной школе с использования разнообразных методов и средств, включения упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, применение игровых и занимательных материалов. пропаганда чтения, в том числе и среди родителей, поможет добиться высоких результатов.
Автор: Шибаева Елена Анатольевна
→ Публикатор 06.01.2023 0 2683 36 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы