Статья "Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов, страдающих дисграфией"


Якимова Г.П.

МБОУ СОШ № 144

г. Челябинск

Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов, страдающих дисграфией

Грамотная, связная устная и письменная речь – залог успешного обучения ребенка в школе и благоприятной основы его социализации и адаптации в дальнейшей жизни. С каждым годом увеличивается количество детей, поступающих в школу с нарушениями чтения и письма и учащихся начальных классов, страдающих дисграфией. Дети, имеющие хронические трудности в устной и письменной речи нуждаются в специализированной помощи, и чем раньше она будет оказана, тем больше шансов у ребенка стать более успешным в обучении.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. Речь формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин.

Работая не один год с младшими школьниками, я убедилась, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой нарушения чтения и письма, которые возникают чаще всего в результате недоразвития всех компонентов языка:

-         фонетико-фонематического,

-         лексико-грамматического.

Поэтому работу провожу в различных направлениях:

1.     Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2.     Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов.

3.     Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4.     Формирование связной речи.

5.     Развитие мелкой моторики рук и др.

Опираясь на исследования психологов и педагогов, на свои собственные наблюдения, выявила закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, т.к. информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладеть учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли – показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в карьере людей, ломают их судьбу, причиняют массу отрицательных эмоций, тогда как грамотная письменная речь всегда является залогом успешного продвижения в жизни. [3]

Часто задаюсь вопросом: почему в работах учащихся встречаются ошибки? Правило знают, умеют его применять, а в работах допускают ошибки. И пришла к выводу, что надо больше внимания уделять орфографическому чтению; идти не от правила правописания к слову, а от слова к правилу; научить детей контролировать свое письмо.

Считаю: все, что должно быть записано, сначала должно быть прочитано. Ввожу в уроки орфографическое чтение и четкое чтение по слогам. Постепенно количество ошибок снижается.

Работу над правописанием безударных гласных, парных звонких и глухих согласных выстраиваю следующим образом: для работы учащиеся изготавливают 5 карточек с безударными гласными; для себя выписываю из учебников «Русский язык» все слова на это правило и ежедневно на каждом уроке отвожу 2-3 минуты для упражнений. Я называю слово, дети показывают карточку с орфограммой, называют проверочное слово. Таким же образом провожу работу над парными звонкими и глухими согласными.

На уроках русского языка использую следующий игровой момент: частыми гостями, помогающими в работе, являются Знайка и Незнайка. Работу провожу следующим образом: на доске помещается текст. Дети проверяют написанное и находят ошибки. Если запись выполнена без ошибок, значит, писал Знайка, а если с ошибками, то Незнайка. После установления ошибки дети называют правило, которое не сумел применить Незнайка. Эффективен ли такой путь в работе? Заметила, что если даю упражнение, где нужно вставить пропущенные буквы, то большинство детей очень быстро справляются с этой работой, а когда требуется найти ошибку, то для детей это  хотя и интересно, но трудно.

Эффективно и использование на уроках во 2 – 4 классах опорных схем.

Но в процессе работы одного моего контроля недостаточно, поэтому ввожу самоконтроль и взаимоконтроль. Работу начинаем с взаимной проверки тетрадей. Ежедневно учащиеся выписывают из «Словаря» по пять слов. Дети меняются тетрадями и, открыв книги, проверяют написанное, а допущенные ошибки исправляют простым карандашом.

Пишем мини-диктанты (на доске текст уже записан, но он закрыт). Затем открываю текст, и дети проверяют написанное.

Диктую  слова с различными орфограммами (изученными на данный момент). В первом варианте учащиеся записывают слово, а во втором – записывают проверочное слово. Затем дети сверяют записи.

Хорошо читающий ученик тихо диктует упражнение слабо читающему, затем совместно они проверяют текст и исправляют ошибки простым карандашом.

Словарный диктант – проверка взаимная. Дети сами оценивают работу товарища. Я  оцениваю работу проверявшего. Получив диктант, дети обмениваются между собой мнениями по поводу качества проверки.

В работе опираюсь на материал учебника. Дополнительные карточки пишу только для более успевающих учащихся в целях их дальнейшего развития. Задача для менее успевающих: твердо усвоить материал учебника.

Спокойная обстановка, доброжелательность, право ученика на ошибку помогают созданию дружного коллектива, где каждый готов оказать помощь однокласснику.

Но не все школьники с легкостью осваивают уроки письма и расплачиваются за это тяжелой жизнью. В школе их постоянно упрекают за лень и нерадивость, дома заставляют по нескольку раз переписывать задания. Многие родители считают, что, заставив ребенка много раз написать одно и то же слово, они застрахуют его от ошибок. Но, увы, не получается. Очередной диктант – и вновь двойка. С чем же связана хроническая неуспеваемость некоторых детей по русскому языку и как можно им помочь?

Несколько лет работая учителем-дефектологом, убедилась, что такая «неграмотность» не всегда связана с незнанием правил, с ленью или неусидчивостью. Причина намного глубже и серьезней. Такие дети имеют особенности развития центральной нервной системы, минимальные мозговые дисфункции. Специалисты обнаруживают у них клинические симптомы, а электроэнцефалограмма свидетельствует о нарушении работы подкорковых структур. Причиной могут быть родовые и психические травмы. В общем, подобные нарушения не мешают нормальному развитию ребенка, но сказываются на его школьных делах. Ребенок, имеющий такие особенности,  делает специфические ошибки. Это повторяющиеся пропуски букв, замена букв. Например, часто буква «и» заменяется на «у», «б» на «д» и наоборот. Интересно, что при прочтении написанного ребенок читает все правильно. Еще одна погрешность – пропуск слогов или их перестановка. Очень часто слова пишутся слитно. Полностью игнорируются знаки препинания. Несколько предложений пишутся в одно. Такое стойкое нарушение письма психоневрологи называют дисграфией.

И при устном пересказе тоже не все благополучно. Происходит перестановка событий. Предложения строятся так, что отсутствуют действующие лица. Произносятся одни местоимения. Например: «Он сказал ему, что она забрала дневник и сказала им, чтобы они шли домой». Такие систематические ошибки должны насторожить родителей и учителей. [4]

Трудности в овладении  письмом испытывают почти все первоклассники. Это, конечно, не значит, что все они страдают нарушениями нервной системы. Многие с трудом постигают школьную программу просто в силу своей физической и психологической неготовности. Ребенок часто не может долго писать. У него устает рука, и чтобы ослабить напряжение, он «помогает» себе всем телом. Как часто мы видим первоклассников, буквально лежащих на партах. Результат такого усердия – не только ужасающий почерк, но и испорченное зрение, нарушение осанки. [2]

Еще одна из причин неуспеваемости – слабый тип нервной системы. Такие дети быстро утомляются и не могут усвоить программу за отведенный срок. Для них необходимы дополнительные занятия.

Большие трудности испытывают левши, особенно те, кого заставляют переучиваться. Происходит расбалансировка межполушарных связей. Если пытаться их переучивать, то у таких ребят проявляются нарушения памяти и восприятия.

Проблемы с письмом возникают и у детей с неправильной артикуляцией. Если нет четкого образа звука и нарушено акустическое восприятие, то неизбежны сложности в овладении орфографией. Дисграфия может возникнуть и на почве нарушения слуха. Действительно, как может грамотно писать ребенок, который нечетко слышит звучащую речь, не знает, какой звук обозначает ту или иную букву. Задача осложнена тем, что он должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде буквы. [1]

Если трудности с письмом не завершаются в первом классе, а переносятся во второй и третий, то это уже сигнал, что ребенок нуждается в помощи специалиста – логопеда и дефектолога.

Учитывая быструю утомляемость этих детей, советую родителям организовать правильный режим с полноценным отдыхом.  Все школьные нагрузки должны даваться в щадящем режиме. Спортивные занятия также надо дозировать осторожно. Если после тренировок ребенок приходит домой и падает от усталости, то такой спорт не принесет пользы. Из всех видов спорта для этих детей предпочтительнее плавание. Не надо смотреть на таких учеников, как на ленивых и невнимательных, не надо заставлять их по двадцать переписывать задания. Это вызывает только дополнительное утомление. Родителям нужно обратиться за помощью к специалисту.

Для профилактики логопедических проблем у детей родителям следует больше разговаривать с ними. При этом надо следить за правильностью своей речи, ведь если взрослый сам говорит нечетко и не следит за построением предложений, то не стоит ждать от ребенка больших успехов в письменной речи. Для профилактики нарушений артикуляции у ребенка, а также для устранения уже имеющихся проблем рекомендую родителям большое количество интересных упражнений и сама провожу в системе различные артикуляционные упражнения. Предлагаю некоторые из них.

«Заборчик». Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены. Удерживайте это положение на счет до 7.

«Дудочка». Губы вытянуты в трубочку. Удерживайте на счет до 7.

«Чередование». «Заборчик» - «Дудочка» - на счет до 7.

«Иголочка». Рот широко раскрыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед. Удерживать положение на счет до 10.

«Блинчик». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет до десяти.

«Чередование». «Иголочка» - «Блинчик» - на счет до 10.

«Часики». Язык движется из одного угла рта в другой, на счет до 10.

«Качели». Язык двигается вверх к носу, вниз к подбородку, на счет до 10.

«Чередование». «Часики» -  «Качели»,  на счет до 10.

«Лошадка». Щелкать языком в быстром и медленном темпе на счет до 20.

«Болтушка». Язык в быстром темпе движется по верхней губе вперед, на счет до 20.

«Чашечка». Язык лежит на нижней губе «блинчиком», поднять края языка, образуя «чашечку», подуть в «чашечку», удерживая положение на счет до 8.

Известно, что развитие речи во многом зависит от развития мелкой моторики. В связи с этим очень полезно проводить гимнастику для кисти руки. Это можно делать и на уроке, во время динамических пауз; и  в свободное от занятий время; и дома, с родителями.

Предлагаю один из комплексов таких упражнений.

Ладони на столе. На счет «раз-два» пальцы вместе - врозь. На счет «раз-два-три» ладошка  - кулачок – ребро. На счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук. указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «бегают» по столу. То же упражнение выполняем обеими руками.

И еще одно упражнение, которое сама люблю и часто провожу с детьми( оно им очень нравится): вращаем указательный палец правой, потом левой руки, затем то же упражнение двумя руками сразу. Скрестим пальцы, подняв руки вверх, расставим пальцы. Эту пальчиковую гимнастику хорошо выполнять, сопровождая стихами:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул,

Тише пальчик, не шуми,

Братьев ты не разбуди!

Встали пальчики – ура!

В школу вам идти пора!

Проговаривая эти строчки, поднимаем левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибаем правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Очень полезны и словесные игры – в слова, отгадывание букв в словах, нахождение однокоренных слов, и т.д. Эффективно хоровое чтение стихов (что возможно и во время уроков), которое делает речь ритмической и способствует правильному речевому дыханию. Все эти упражнения не требуют особых временных затрат и дают хорошие результаты.

Дети, имеющие хронические трудности в устной и письменной речи, как правило, нуждаются в специализированной помощи, и чем раньше она будет оказана, тем больше шансов у ребенка стать более успешным в обучении.

Большую помощь учителю, а значит, и собственному ребенку в данном случае окажут родители. Ведь невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребенка, если систематически не читать ему художественную литературу, которая позволяет решать многие задачи: воспитывает интерес и любовь к родному зыку, обогащает словарный запас детей, учит стилистически правильным оборотам, пробуждает у детей интерес к овладению чтением.

С этой целью подбираю для чтения интересные и высокохудожественные произведения, предлагаю для заучивания наиболее понравившиеся стихотворения, поощряю любые проявления творчества (сочинение собственных стихов, сказок, рассказов).

Чтобы овладеть премудростями родного языка, дети должны  слышать правильную речь взрослых, которая является образцом для подражания. Поэтому взрослым необходимо знать орфоэпические нормы современного литературного языка, чтобы не давать детям ошибочных эталонов.  Грамотная, связная устная и письменная речь – залог успешного обучения ребенка в школе и благоприятной основы его социализации и адаптации  в дальнейшей жизни.

1.      Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. -2003 - №4-С.39

2.      Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура/В.А.Кустарева//Начальная школа. 1993.- №5-С.73

3.      Львов М.Р. Правописание в начальных классах/М.Р.Львов. -М.: Просвещение, 1990-361с.

4.      Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка/Е.С. Поль//Начальная школа. -1997. -№1-С.29

 




Полный текст материала Статья "Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов, страдающих дисграфией" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Якимова Г.П.  Публикатор
06.05.2023 0 690 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК