Конспект урока русского языка "Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи"
Русский язык
Тема: Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.
Цель: Образовательная: повторить существенные признаки имени существительного; способствовать обогащению активного словаря учащихся. Развивающая: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь. Воспитательная: воспитывать внимательное отношение детей к ходу рассуждений на уроке; воспитывать культуру общения.
Планируемые результаты: ПознавательныеУУД: Формировать умение выявлять сущность, особенности объектов, умение обобщать и классифицировать по признакам, на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД: Формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение работать в группе. Регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, формировать умение прогнозировать, осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, формирование логического мышления, выбор ролевых позиций в процессе осуществления учебной деятельности.
Оборудование: лупа, бинокль, портфель, фонарик, перчатки, книги, конверты, презентация, компьютер с интерактивной доской, раздаточный материал, оценочный лист.
Тип урока: деловая игра «Детективное агенство»
Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, стимулирования и мотивации учения.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Дата проведения:
Ход урока
Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбки, уверенность, что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать!
- Прочитайте, ребята, какое слово спряталось? Для этого нужно вычеркнуть повторяющуюся букву.
РДРРЕТРЕРКТРИРВ (Детектив) СЛАЙД 2
- Какая буква повторяется?
- Ребята, кто такой детектив? (Работа по словарю С. Ожегова)
- Какое близкое по значению к слову детектив можно подобрать? (Сыщик).
(Слово детектив – нерусское, пришло к нам с английского языка)
- Какими качествами должен обладать хороший детектив?
Иметь зоркий глаз;
Уметь слушать и слышать;
Быть внимательным СЛАЙД 3
- Я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: Детективное агентство.
- Интересно, кто станет лучшим сыщиком?
– Чем занимаются в детективных агентствах? (ответы).
Правильно, и мы с вами будем вести расследование.
1) Специалист по расследованию уголовных преступлений.
2) Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений. СЛАЙД 4
- Вы готовы к работе? Тогда начнём!
3.Актуализация знаний
Чтобы войти в состав следственного отдела надо пройти ЭКСПРЕСС-ОПРОС
- Итак, первое задание. «ПОДГОТОВКА ДЕТЕКТИВОВ» (фронтальная работа)
Какие слова всегда пишутся с большой буквы? (Имена собственные.)
Главное правило переноса слов? (По слогам.)
Как пишутся предлоги со словами? (раздельно)
Как пишутся приставки со словами? (слитно)
Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)
Какова роль разделительного твёрдого знака? (разделяет согласную от гласной)
-Зайцы , птицы и часы
Самолеты , топоры
Пальмы , роботы , кометы
Называются ….(предметы)
-Ах какие все слова восхитительные , называются они…( существительные)
-Мы сделали разминку , проговорили ключевые слова, о которых часто будем говорить во время нашего расследования.
- Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение. Неизвестное лицо прислало нам материал для расследования.
«Внимание! Внимание! Совершено преступление. Бесследно исчезло имя существительное! Срочно организовать группы по поиску пропавшего, провести розыскные мероприятия.»
- Ребята, вы согласны найти пропавшее имя существительное?
- Что вы вспомните про имена существительные?
-Какие признаки бывают у существительных?
-Уважаемые сыщики, какие перед нами стоят задачи? Сегодня мы вспомним все, что мы знаем об имени существительном и еще раз повторим материал.
- Рабочие тетради сегодня послужат детективным блокнотом.
- Что является самым главным в работе детектива?
Продолжите фразу: Остаться … (незамеченным).
Детективы собирают улики и они должны быть предельно внимательны.
А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях.
Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело.
(Число, классная работа).
- Посмотрите на строку чистописания. СЛАЙД 5
- Охарактеризуйте звук Р (согласный, звонкий, бывает твёрдым и мягким, непарный)
Во время задания вы наблюдаете за своей работой и оцениваете сами себя.
3.Работа по теме урока
- Предлагаю вам провести следственный эксперимент:
СЛАЙД 6
Можно ли обойтись без имени существительного?
Каждое … … выносил … свежий … .
Каждое утро Костя выносил птицам свежий корм.
СЛАЙД 7
- Какой мы можем сделать вывод? Имя существительное – важнейшая часть речи. Вы доказали актуальность нашей работы.
Приступим к расследованию.
Орфографическая минутка (самооценивание), ( у доски работают два учащихся).
- Запишите слова, определите часть речи, найдите родственные слова. СЛАЙД 8 (ГОРА ГОРЕНИЕ)
- Молодцы!
Постановка учебной цели (проблема).
- Поработаем в группах. У каждой розыскной группы конверт с заданием.
Молния, полёт, печаль, аккуратность, смелость, прыжок, гроза, грусть, хитрость, беспокойство, доброта, дождливый, бег, туман, радуга, трудолюбие, радостный, приседание, страх, иней.
- Прочитайте и выпишите слова, которые называют:
1 группа – качества человека;
2 группа – названия состояний, которые испытывает человек;
3 группа – название действий;
- Один из группы розыска представляет работу, а все остальные – контролируют, правильно ли выбраны слова.
1 группа – аккуратность, хитрость, доброта, трудолюбие.
2 группа – печаль, грусть, беспокойство, страх.
3 группа – полёт, прыжок, бег, приседание.
4 группа – молния, гроза, туман, радуга, иней.
- Что общего у выбранных слов? (это имена существительные)
- Какой можно сделать вывод? (Имена существительные бывают разные по значению) СЛАЙД 9 - 10 СТИК – РАЗНЫЕ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ
- Какими качествами должен обладать детектив?
Работа в парах «Особый шифр» (работа в парах)
Я раздам вам карточки с зашифрованным словом, а ваша задача – расшифровать в паре с коллегой данные слова. Для этого вы должны будете воспользоваться Азбукой пляшущих человечков.
(версия, розыск, сыщик, закон, приметы, фоторобот, право, признание, детектив, признак, интуиция, портрет, допрос)
СЛАЙД 11-12
Физминутка для глаз
Обобщение и систематизация знаний
- Чем отличаются эти две картинки ?( Одушевленное и неодушевленное ) СЛАЙД 13
-На какие вопросы они отвечают?
Работа с учебником
Откройте учебник стр. 13 упражнение 18
Футболист, кормушка, цветник, олененок, фонарик, помощник, сибиряк, весельчак, тигрица, гнездышко, звездочка, доброта, контролер, гордость.
( 1 вариант – выпишите 3 сущ. одушевленные, 2 вариант – 3 сущ. неодушевленные)
- Ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. А зачем мы это делаем? Сейчас вы будете проверять задания друг у друга. Поменяйтесь тетрадями. Если есть ошибка – зачеркните.
( Проводят взаимопроверку , если все правильно, ставят + , если нет-) СЛАЙД 14
Вывод: Ребята, существительные могут быть одушевленные и неодушевленные. ). СТИК - ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ
- Посмотрите на следующий слайд.
- Как вы думаете, какой секрет я в этих словах спрятала?
-Прочитайте слова:
Крым, кошка Мурка, земляника, яблоко , Россия, капуста, ворона, пес Барбос, картофель , попугай Кеша , Москва , корова Буренка, Симферополь, река Нева, небо, Россия, космонавт, Сережа, собака Жучка, девочка Алиса, пальто, площадь, Илья Муромец, озеро.
ЗАЙМИ ПОЗИЦИЮ
-Ребята, как вы думаете, какой признак имени существительного спрятан в словах? (Имя существительное: собственное и нарицательное)
-Итак поговорим с вами о собственных и нарицательных именах существительных
-Давайте вспомним, как пишутся собственный и нарицательные имена существительные? ( Ответы детей)
- У кого нарицательные имена существительные, выходите на левую сторону
-А у кого собственные – на правую сторону.
- Но у нас есть и учащиеся, которые не вышли и не заняли никакой позиции.
Какой вывод мы можем сделать? СТИК – СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ. СЛАЙД 15
Перед выполнением физминутки, обратите внимание на имена существительные, которые вам встретятся в песенке.
Физминутка (ПОИСК ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ)
-Назовите имена существительные.
- Какого рода будут слова: самолет, небо, нора (ОН, ОНА, ОНО)
- Кто скажет, о чем мы сейчас будем говорить?
Прочитайте слова: врач, страна, печенье, вагон, дедушка, сестра, поле, поход, доброта, облако, осина, арбуз, крыло.
1 ученик работает у доски, все остальные – самостоятельно.
Женский род |
Средний род |
Мужской род |
|
|
|
|
|
- Какой вывод мы можем сделать?
Признак постоянный или непостоянный? СТИК - РОД
-Посмотрите на картинку . Найдите отличие
-На картинке одно яблоко( ед.ч) и много яблок ( мн.ч)
- О чем это говорит?
- Будем говорить о единственном числе и множественном числе имени существительного
- Найдите у себя на листах задание , давайте прочитаем:
Окна , село , ножницы, метро.
Ваша задача: работать в паре , совещаться
Вы должны изменить форму числа этих существительных
Село - сёла
Ножницы –только в мн.ч
Метро- только в ед.ч
- Что-то мне кажется, что у вас возникли кое-какие трудности при написании слов.
-Что вы можете сказать о числах имени существительных?
Это постоянный или непостоянный признак?( Непостоянный)
-Какой вывод можно сделать? ( существительные могут быть ед и мн. числа) СТИК – ЧИСЛО СЛАЙД 16
-Молодцы! Прочитайте , что написано на листке?
-Что это?
- Слова
- Можно назвать их предложениями? ( нет)
-Ваша задача составить из этих слов предложение.
-Подчеркните грамматическую основу предложения
-Найдите в этом предложении имена существительные и напишите их над словами
-Каким членом предложения являются эти существительные ( главным – кошка, второстепенным – на окне. Ставят +)
-Давайте сделаем вывод: Что имена существительные могут быть главными и второстепенными членами предложения
СТИК – ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
IV. Итог урока
Я, как главный детектив нашего детективного агенства, считаю, чтобы найти пропавшее существительное, необходимо составить его ФОТОРОБОТ, т. е портрет пропавшего, собранный из отдельных частей. Вы согласны?
Итак, разыскивается ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ!
Даны слова вразброс на доске и на партах в группах (дети выбирают): самостоятельная часть речи, служебная часть речи, предмет, действие, признак предмета, подлежащее, название предмета, второстепенный член, Кто? Что? Какой? Что делает? Род, число.
- Дайте определение имени существительному? (Часть речи, которая обозначает название предмета, отвечает на вопросы кто?, что?) имеет род, число, падеж.
Например, ….
- Молодцы! Фоторобот имени существительного составлен.
V. Рефлексия
- А теперь, ребята, посчитайте свои плюсики в заданиях . Оцените себя на листу самооценивания.
VI. Дом.задание
Разноуравневые:
1.Красным цветом –легкие задания стр. 21 упражнение 32, вставить пропущенные буквы
2.Желтым цветом- определить число и род, подготовить 5 слов для орф. минутки
3. Зеленым цветом – составить 2 предложения, разобрать по составу слово ключик.
VII . Рефлексия.
Состояние моей души
Плохо
Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
-Благодарю вас за урок!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Полтавская Татьяна Николаевна
→ Публикатор 07.01.2024 0 784 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.