Рабочая программа по русскому языку; 3 класс















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету
«Русский язык»

3 класс








Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закона Санкт-Петербурга от 17.07. 2013 №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 года № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;

  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);

  • Распоряжения Комитета по образованию от 15.04.2022 № 801-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2022/2023 учебном году»;.

  • Авторской программы «Русский язык» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого

Программа реализуется через УМК Русский язык» В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, рекомендуемый Министерством Образования РФ, входящий в федеральный перечень учебников для общеобразовательных учреждений на 2022-2023 учебный год.

Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

На изучение курса в начальной школе отводится 4 ч в неделю. Рабочая программа соответствует ФГОС и рассчитана на 136 учебных часов.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

  • овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;

  • овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

  • развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Задачи программы:

  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • Овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;

  • Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые образовательные результаты

Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования

гражданско-патриотического воспитания:

- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

- уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

- проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического  и  морального  вреда  другим  людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- стремление к самовыражению в разных видах художе­ственной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

- бережное отношение к физическому и психическому здо­ровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

- неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, актив­ность и самостоятельность в его познании.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

- устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмо­ции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения;

- корректно и аргументированно высказывать своё  мнение;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини­-исследования, проектного задания;

- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

—    планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

—    выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

—    устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

—    корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

—    соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

—    находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

—    сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Совместная деятельность:

—    формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (ин­дивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

—    принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—    проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

—    ответственно выполнять свою часть работы;

—    оценивать свой вклад в общий результат;

—    выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

—    объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;

—    характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

—    производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);

—    определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв еёюя, в словах с разделительными ьъ, в словах с непроизносимыми согласными;

—    различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;

—    находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

—    выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам  разных частей речи;

—    распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

—    определять значение слова в тексте;

—    распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, па­деж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

—    распознавать имена прилагательные; определять грамма­тические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;

—    распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам;

—    распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

—    различать предлоги и приставки;

—    определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

—    находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

—    распознавать распространённые и нераспространённые предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (пере­чень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существи­тельных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;

—    правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;

—    писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;

—    находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

—    понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

—    формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);

—    строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, изви­нение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

—    определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов иано);

—    определять ключевые слова в тексте;

—    определять тему текста и основную мысль текста;

—    выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

—    составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

—    писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;

—    объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;

—    уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

Содержание учебного предмета

Сведения о русском языке

Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.

Фонетика и графика

Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непар­ный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использо­вания на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфоэпия

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

Лексика

Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).

Состав слова (морфемика)

Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)

Морфология

Части речи

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.

Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.

Частица не, её значение.

Синтаксис

Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Вто­ростепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Орфография и пунктуация

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение:

  •  разделительный твёрдый знак;

  • непроизносимые согласные в корне слова;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

  • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);

  • безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

  •   раздельное написание частицы не с глаголами.

Развитие речи

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диа­логе и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.

Определение типов текстов (повествование, описание, рас­суждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Жанр письма, объявления.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно со­ставленному плану.

Изучающее, ознакомительное чтение.

Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе

Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.

Оценка работ и ответов обучающихся

Оценивание осуществляется на основе «Положения об оценивании знаний обучающихся ГБОУ гимназии №397 им. Г.В.Старовойтовой», утверждённым приказом директора.

Содержание учебного предмета в 3 классе.

Раздел

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения

Предметные

УУД

1

Язык и речь


2

Научатся:

- различать язык и речь;

- называть виды речи;

- объяснять назначение речи, языка и его выбор в соответствии с целями и условиями общения;

- использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощания.

Получит возможность научиться:

- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

- делать выводы о значении речи в жизни человека;

- составлять текст в соответствии с заданием;

- применять знания по теме «Язык и речь»;

- оценивать свои достижения при выполнении заданий раздела «Проверь себя».

Личностные:

- воспитание уважения к Отечеству, прошлому и настоящему России;

- знание истории, языка, культуры своего народа, края;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- формирование устойчивой положительной мотивации к самостоятельной деятельности, готовности к самосовершенствованию.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу,

- адекватно воспринимать оценку учителя,

- планировать свое действие.

Познавательные:

- иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- осознавать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

- проявлять умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- осознавать безошибочное письмо, владеть умением проверять написанное;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

- владеть логическими операциями анализа, синтеза;

- строить рассуждения.

Коммуникативные:

- слушать собеседника и вести диалог,

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

2

Текст. Предложение. Словосочетание

11

Научатся

-писать раздельно слова в предложении,

- оформлять предложения,

- называть признаки текста, объяснять построение текста;

- называть типы текстов;

- называть виды предложений по цели высказывания;

- называть виды предложений по интонации;

- объяснять, что такое обращение, находить и использовать обращения в тексте;

- называть главные и второстепенные члены предложения, определять распространённые и нераспространённые предложения;

- разбирать предложение по членам предложения;

- различать простые и сложные предложения;

- объяснять знаки препинания внутри сложного предложения;

- составлять из двух простых предложений одно сложное, разделять запятой части сложного предложения;

- различать словосочетание и предложение;

Получит возможность научиться:

- записывать слова без пропуска, искажения и замены букв;

- применять изученные правила и теоретический материал;

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

- объяснять постановку знаков препинания в конце предложений;

- работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам»;

- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

- различать тему и главную мысль текста;

- употреблять в речи разные по цели высказывания;

- анализировать и корректировать деформированное предложение;

- составлять рассказ по репродукции картины и опорным словам;

- выделять в предложении основу и словосочетания;

- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

- оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Личностные:

- формирование устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности, развитие познавательных интересов;

- освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

- формирование навыков самоанализа и самоконтроля;

- формирование навыков аналитической деятельности;

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

- учитывать алгоритм в планировании и контроле способа решения.

- принимать и сохранять цели учебной деятельности, определять средства ее осуществления, планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- осознавать познавательную задачу, самостоятельно решать ее;

- воспринимать смысл читаемых текстов;

- понимать, что язык представляет собой основное средство человеческого общения;

- иметь позитивное отношение к правильной устной речи;

- владеть первоначальными представлениями о нормах русского языка, безошибочным письмом;

- применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, владеть умением проверять написанное;

- использовать знаково-символические средства представления информации, различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;

- осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- владеть логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Коммуникативные:

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

3

Слово в языке и речи

17

Научится

- объяснять лексическое значение слова.

- распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение;

- составлять словосочетания, подбирая к главному слову зависимое слово с помощью вопроса;

- находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания;

- работать со страничкой для любознательных;

- объяснять значение фразеологизмов;

- находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме;

- узнавать изученные части речи среди других слов, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи;

- определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение;

- объяснять, по каким признака определяют части речи;

- выделять группы однокоренных слов, обозначать в них корень;

- находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами;

- различать слово и слог, звук и букву;

- различать значения мягкого знака;

- озаглавливать текст, определять тему каждой части и подбирать к этим частям заголовки;

- записывать ответы на вопросы;

- писать правильно слова с непроверяемыми написаниями;

Получит возможность научиться:

- использовать синонимы и антонимы в речи, объяснять их лексическое значение;

- работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове; использовать омонимы в речи;

- работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию;

- использовать фразеологизмы в речи;

- анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца;

-узнавать в тексте изученную часть речи, приводить примеры, определять грамматические признаки изученной части речи;

- оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.


Личностные:

- формирование умения выбирать дополнительные задания по определённой теме с целью устранения пробелов в собственных знаниях, мотивации к самосовершенствованию;

- формирование коммуникативной компетентности в общении, освоение социальных норм, правил поведения;

- формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа, творческой инициативности и активности;

- осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;

Регулятивные:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять средства ее достижения;

- владеть навыками планирования, контроля, оценки учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- осознавать и принимать учебную задачу, осуществлять поиск ее достижения,

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные:

- использовать речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации;

- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными задачами;

- владеть логическими действиями анализа, синтеза.

- использовать знаково-символические средства представления информации, речевые средства для решения познавательных задач;

- активно использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач, различные - способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных текстов, владеть умением проверять написанное;

- владеть логическими действиями анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

- ориентироваться на страницах учебника;

- формулировать ответы на вопросы, используя речевые средства;

владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

- извлекать необходимую информацию из сведений учителя, учебных пособий, сверстников;

- ориентироваться в своей системе знаний – отличать новое от уже известного; владеть логическими действиями;

Коммуникативные:

- слушать взрослого и сверстников, вести диалог,

- признавать возможность существования различных точек зрения,

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности.

4

Состав слова

14

Научится:

- находить группы однокоренных слов, выделять в них корень;

- объяснять лексическое значение однокоренных слов, находить и выписывать слова с указанным корнем;

- различать сложные слова, находить в них корни;

- объяснять правописание сложных слов с соединительной гласной;

- формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать его значимость в слове;

- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

- формулировать определение приставки, находить её в слове, объяснять значение;

- образовывать слова с помощью приставки;

- называть приставки, при помощи которых можно образовать однокоренные глаголы;

- формулировать определение суффикса, объяснять значение суффикса в слове;

- выделять в словах суффиксы, образовывать слова с помощью суффикса;

- находить и выделять в слове основу и окончание;

- пользуясь образцом, разбирать по составу слова;

- находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами;

- озаглавливать текст, определять тему каждой части и подбирать к этим частям заголовки;

- записывать ответы на вопросы.

Получит возможность научиться:

- осваивать базовые предметные понятия «корень слова», «окончание», «форма слова», «приставка», «суффикс», «основа слова»;

- наблюдать над лексическим значением однокоренных слов;

- использовать приобретённые знания при разборе слов по составу;

- наблюдать над словообразованием с помощью приставки, суффикса;

- писать правильно приставки с гласной о и с гласной а;

- составлять сочинение по картине под руководством учителя;

- работать с памяткой «Как разобрать слово по составу»;

- определять текст по его признакам;

- применять правила правописания и теоретический материал, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;

- писать правильно слова с непроверяемыми написаниями;

- оценивать свои достижения при выполнении заданий;


Личностные:

- формирование навыков составления алгоритма выполнения задания;

- формирование познавательных интересов, творческой инициативы;

- формирование эстетических чувств и чувства прекрасного в процессе ознакомления с родным языком;

- освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

- формирование положительной мотивации к изучению нового материала, к самосовершенствованию;

- формирование навыков самоанализа и самоконтроля;

- формирование умения выбирать дополнительные задания по определённой теме с целью устранения пробелов в собственных знаниях;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;

- осознание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, языку, культуре своего народа;

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом;

- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме,

- овладевать способами решения учебной задачи.

- адекватно воспринимать оценку учителя,

- планировать свои действия для решения задачи; выполнять действия по инструкциям.

- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха (неуспеха) и способы преодоления трудностей.

Познавательные:

- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

- строить несложные рассуждения;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

- строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их,

- использовать ознакомительное и поисковое чтение, осознавать цель чтения;

- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить ее в словесную форму;

- осознавать познавательную задачу, решать ее;

- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- пользоваться словарями;

- участвовать в устном общении на уроке, строить предложения для решения определенной речевой задачи,

- составлять под руководством учителя небольшие тексты по репродукции картины,

- строить монологические высказывания на определенную тему;

- самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий,

- использовать знаково-символические средства для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

- воспринимать смысл читаемых текстов;

- формулировать их; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

- учитывать разные мнения и интересы, высказывать собственное мнение, аргументировать его.

- вырабатывать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (вслух говорит один, а другие внимательно слушают), конструктивные способы взаимодействия с окружающими,

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- применять приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка;

5

Правописание частей слова


23

Научится

- определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами;

- объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне;

- объяснять написание безударной гласной в корне.

- объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне;

- объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне;

- приводить примеры слов с заданной орфограммой;

- объяснять написание слов с удвоенными согласными;

- формулировать правило правописания суффиксов -ек, -ик, объяснять, какое значение вносят эти суффиксы в слово;

- выделять суффиксы;

- объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках;

- находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки;

Получит возможность научиться:

- осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы;

- контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки;

- группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове;

- составлять текст по опорным словам;

- находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок.


Личностные:

- формирование навыков составления алгоритма выполнения задания;

- формирование познавательных интересов, творческой инициативы;

- формирование эстетических чувств и чувства прекрасного в процессе ознакомления с родным языком;

- формирование положительной мотивации к изучению нового материала, к самосовершенствованию;

- формирование навыков самоанализа и самоконтроля;

Регулятивные:

- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для ее решения, учитывать алгоритм в планировании и контроле способа решения;

- проявлять познавательную инициативу;

- принимать и сохранять учебную задачу в сотрудничестве с учителем, ставить новые задачи;

- контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- вносить необходимые коррективы;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;

- определять трудности, видеть способы их преодоления; выполнять действия по инструкциям, содержащимся в справочном материале учебника;

- устанавливать причинно-следственные связи.

- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха (неуспеха) и способы преодоления трудностей.

Познавательные:

- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

- анализировать изучаемые языковые объекты, выделяя их существенные и несущественные признаки;

- осознавать познавательную задачу, решать ее; использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;

- осознавать цель чтения;

- передавать устно и письменно содержание текста;

- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

- самостоятельно находить в учебнике необходимую информацию и использовать ее для выполнения учебных заданий; составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

- строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осознавать познавательную задачу, самостоятельно решать ее; воспринимать смысл читаемых текстов.

- владеть умением проверять написанное;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- создавать разные виды текстов (описательный, рассуждения, повествования);

- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач, пользоваться словарями и справочными материалами учебника;

Коммуникативные:

- выражать свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, ориентироваться на позицию партнера общении и взаимодействии;

- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

- участвовать в диалоге, общей беседе;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

6

Части речи

62

Научится

- называть известные части речи, приводить их примеры;

- находить в тексте имена существительные, понимать, что обозначает имя существительное;

- ставить слова в начальную форму;

- называть одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

- различать собственные и нарицательные имена существительные, находить их в тексте;

- наблюдать толкование значения некоторых имён, составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени;

- называть число имени существительного, называть имена существительные, имеющие форму одного числа;

- определять род имён существительных.

- правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце;

- записывать текст под диктовку и проверять написанное;

- изменять имена существительные по падежам, запоминать названия падежей;

- находить имена существительные в именительном падеже и объяснять, каким членом предложения они являются;

- находить имена существительные в родительном, дательном, винительном, творительном, предложном падеже, называть предлоги, с которыми они употребляются.

- понимать, как различаются именительный и винительный, родительный и винительный падежи имён существительных;

- составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме;

- определять начальную форму имени существительного;

- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;

- определять лексическое значение имён прилагательных;

- выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения;

- определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду;

- изменять имена прилагательные по родам в единственном числе;

- образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных;

- определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам;

- определять начальную форму имени прилагательного;

- находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме;

- определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения;

- наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать загадки с именами прилагательными;

- распознавать личные местоимения среди других частей речи;

- обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений;

- определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).

- заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями;

- распознавать глаголы среди других частей речи, различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос;

- называть глаголы в неопределённой форме;

- изменять глаголы по лицам и числам;

-называть времена глаголов, изменять глаголы по временам, лицам и числам;

- образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов, распознавать время глагола;

- определять род и число глаголов в прошедшем времени;

- раздельно писать частицу не с глаголами, правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.

- определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения;

Получит возможность научиться:

- классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения род;

- оценивать результаты выполненного задания;

- определять тему текста и его частей, излагать по самостоятельно составленному плану;

- анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника;

- составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя);

- распознавать падеж по падежному вопросу и предлогу;

- выполнять морфологический разбор имени существительного;

- распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать;

- находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте, рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна- Лебедь» и высказывать своё отношение к ней;

- наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного;

- писать правильно родовые окончания имён прилагательных;

- анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам», изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам;

- разбирать имя прилагательное как часть речи;

- составлять сочинение-описание по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам;

- сочинять свои загадки;

- определять лексическое значение глаголов;

- анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста;

- правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени;

- правильно произносить глаголы в прошедшем времени;

- работать с орфоэпическим словарём;

- пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи;

Личностные:

- формирование внимательного отношения к красоте окружающего мира, произведениям искусства;

- освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

- воспитание уважения к Отечеству, прошлому и настоящему России;

- воспитание уважения к результатам своего труда и труда других людей;

- формирование желания осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

- формирование положительной мотивации к изучению нового материала;

- формирование навыков самоанализа и самоконтроля;

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- овладевать первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- ставить новые задачи; учитывать алгоритм в планировании и контроле способа решения;

- уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;

- контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

- овладевать умением смыслового восприятия учебного текста;

- осуществлять анализ и сравнение;

- уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- осуществлять анализ слова, построение рассуждений;

- осуществлять сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным критериям;

- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач; воспроизводить информацию, полученную ранее;

- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладевать базовыми предметными понятиями;

воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из художественного текста, передавать устно и письменно содержание текста;

- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- составлять тексты в устной и письменной формах; используют знаки, символы; осуществлять сравнение;

- использовать предметы, иллюстративный материал для решения учебной задачи;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные:

- использовать в общении правила вежливости;

- воспринимать текст с учетом поставленной задачи;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий;

- проявлять готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка;

- договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости;

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации;

- уметь задавать вопросы;

- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

- адекватно использовать речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач;

- аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог,

- признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою,

- строить понятные для партнера высказывания;

- уметь разрешать конфликт;

- принимать участие в работе парами, группами;

7

Повторение

6

Научится:

- находить все изученные части речи в тексте, называть их отличительные признаки;

- называть правила правописания слов на изученные темы;

- находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами;

Получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- писать правильно слова с непроверяемыми написаниями;

- применять свои знания для выполнения итоговой работы;

- находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания.


Личностные:

- формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

- формирование к аналитической деятельности;

- формирование навыков самоанализа и самоконтроля;

- формирование потребности в приобретении знаний, мотивации к образовательному процессу.

Регулятивные

- осуществлять коррекцию, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результат;

- принимать учебную задачу и осуществлять ее решение;

- оценивать результат работы, определять, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

- осознавать качество и уровень усвоения; осуществлять саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные:

- осмысленно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- осуществлять анализ, сравнение, классификацию;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- воспринимать смысл читаемых текстов;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные:

- воспринимать текст с учетом поставленной задачи;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- управлять поведением партнера, осуществлять контроль, коррекцию и оценку его действий;


Всего (часов)

136ч



Календарно-тематическое планирование 3 Б

Дата

(по плану)

Дата

(по факту)

Тема урока


Виды и формы

контроля

Язык и речь (2 ч)

1



Наша речь. Виды речи



2



Наш язык




3



Входная диагностическая работа


входная работа

4



Текст как единица языка и речи. Типы текстов



5



Предложение. Виды предложений по цели высказывания



6



Виды предложений по интонации



7



Предложения с обращением



8



Главные и второстепенные члены предложения



9



Простое и сложное предложения



10



Простое и сложное предложения. Словосочетание



11



Словосочетание



12



Обобщение знаний. Проверочная работа по теме «Предложение»


провер. работа

13



Обобщение и закрепление изученного. Тест «Текст. Предложение»


тест

Слово в языке и речи (17 ч)

14



Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова



15



Синонимы и антонимы



16



Омонимы



17



Слово и словосочетание



18



Обучающее изложение


р/р изложение

19



Работа над ошибками. Фразеологизмы



20



Части речи



21



Имя существительное



22



Имя прилагательное



23



Глагол



24



Что такое имя числительное?



25



Однокоренные слова Тест «Части речи».


тест

26



Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки.



27



Звонкие и глухие согласные звуки.



28



Разделительный мягкий знак. Словарный диктант


словарный диктант

29



Контрольный диктант за 1 четверть


диктант

30



Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного



Состав слова (14 ч)

31



Что такое корень слова? Как найти в слове корень?



32



Однокоренные слова.



33



Сложные слова.



II четверть

34



Формы слова. Окончание.



35



Что такое приставка. Как найти в слове приставку



36



Значения приставок



37



Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?



38



Значение суффиксов



39



Что такое основа слова?



40



Обобщение знаний о составе слова



41



Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе»


р/р сочинение

42



Работа над ошибками сочинения. Тест «Состав слова»


тест

43



Обобщение знаний. Проверочная работа по теме «Состав слова»



44



Проект «Семья слов»


проект

Правописание частей слова (23 ч)

45



Обучающее изложение


р/р изложение

46



Работа над ошибками. Правописание частей слова.



47



В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне.



48



Правописание слов с безударными гласными в корне



49



Правописание слов с безударными гласными в корне



50



Составление текста по рисунку


р/р

51



Работа над ошибками. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне



52



Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне



53



Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне



54



Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне



55



Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Словарный диктант


словарный диктант

56



Административная контрольная работа


диктант

57



Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными в корне



58



Проверочная работа по теме «Правописание частей слова»



59



Правописание суффиксов и приставок



60



Правописание суффиксов и приставок



61



Правописание приставок и предлогов



62



Правописание приставок и предлогов



III четверть

63



Правописание слов с разделительным твердым знаком



64



Правописание слов с разделительным мягким знаком



65



Проект «Составляем орфографический словарь»


проект

66



Обучающее изложение


р/р

67



Работа над ошибками. Обобщение по теме «Правописание частей слова»



Части речи (62 ч)

68



Части речи



69



Понятие об имени существительном как части речи



70



Значение и употребление имён существительных в речи



71



Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные



72



Собственные и нарицательные имена существительные



73



Изменение имён существительных по числам



74



Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляемые в форме одного числа



75



Упражнение в развитии связной речи. Род имён существительных



76



Определение рода имён существительных в косвенных падежах



77



Мягкий знак в конце существительных после шипящих



78



Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук



79



Проверочная работа по теме «Имя существительное»



80



Изменение имён существительных по падежам (общее представление о склонении)



81



Сочинение по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка"


р/р сочинение

82



Работа над ошибками. Несклоняемые имена существительные



83



Именительный падеж имён существительных



84



Родительный падеж имён существительных



85



Дательный падеж имён существительных



86



Винительный падеж имён существительных



87



Творительный падеж имён существительных



88



Предложный падеж имён существительных



89



Обобщение знаний о падежах имён существительных



90



Упражнение в различении изученных падежей имён существительных. Тест «Имя существительное. Склонение имён существительных


тест

91



Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных»



92



Обучающее изложение


р/р изложение

93



Работа над ошибками сочинения. Обобщение знаний о падежах имён существительных



94



Понятие об имени прилагательном как части речи



95



Значение и употребление имён прилагательных в речи



96



Роль прилагательных в тексте



97



Связь имён прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные (общее представление). Словарный диктант


словарный диктант

98



Диктант за III четверть


диктант

99



Работа над ошибками. Упражнение в правописании имён прилагательных



100



Художественное и научное описание (общее знакомство). Составление научного (или художественного) текста – описания растения



101



Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам



102



Число имён прилагательных



IV четверть

103



Изменение имён прилагательных по числам



104



Изменение имён прилагательных по падежам



105



Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»



106



Сочинение по картине В. А. Серова «Девочка с персиками»


р/р сочинение

107



Работа над ошибками сочинения. Упражнение в определении падежа имён прилагательных



108



Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». Тест «Имя прилагательное»


тест

109



Проект «Имена прилагательные в загадках»


проект

110



Личные местоимения (общее представление)



111



Изменение личных местоимений по родам



112



Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. Редактирование текста



113



Обобщение знаний о местоимении. Тест «Местоимение»


тест

114



Понятие о глаголе как части речи



115



Значение и употребление глаголов в речи



116



Неопределённая форма глагола. Итоговый словарный диктант


словарный диктант

117



Упражнение в распознавании глаголов в неопределённой форме. Итоговый тест за 3 класс


тест

118



Составление рассказа по сюжетным рисункам


р/р сочинение

119



Работа над ошибками Число глаголов. Изменение глаголов по числам



120



Времена глагола



121



Времена глагола. 2-е лицо глаголов



122



Изменение глаголов по временам



123



Упражнение в определении времени глагола



124



Промежуточная аттестация


Промежуточная аттестация

125



Работа над ошибками. Род глаголов в прошедшем времени



126



Правописание частицы не с глаголами



127



Обобщение изученного о глаголе



128



Обобщение изученного о частях речи



Повторение изученного материала (6 ч)

129



Обобщение изученного о слове, предложении



130



Повторение. Правописание гласных и согласных в корне слова



131



Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс



132



Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс



133



Резервный урок



134



Резервный урок



135



Резервный урок



136



Резервный урок



Итого

Количество часов по плану

Количество часов по факту

Выполнение программы

(нужное подчеркнуть)

136 ч


Программа выполнена за счёт уплотнения


Программа выполнена в полном объёме


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Основная учебная литература

  • В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2020 год.

  • В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2020 год.

Дополнительная литература

  • В.П.Канакина. « Рабочая тетрадь №1» по русскому языку. М., «Просвещение», 2020 год.

  • В.П.Канакина. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку. М., «Просвещение», 2020 год.

Учебные и справочные пособия

Бондаренко А.А. Русский язык. 1-4 классы. Правила, понятия, разборы. Словарь-справочник.

Учебно-методическая литература для учителя

Валентина Канакина: Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации с поурочными разработками. В 2-х ч. Часть 1. Часть 2. ФГОС

Дидактические материалы

Назаренко А.А. Русский язык. 3 класс. Отрывные карточки к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. ФГОС.

Жиренко О.Е. Тренажёр по чистописанию. 3 класс. Учимся писать грамотно . ФГОС

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел

Цифровые образовательные ресурсы

http://festival/september.ru

http://iskusstvo.nios.ru

http://ru.wikipedia.org

http://solnet.ee



Полный текст материала Рабочая программа по русскому языку; 3 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Остапенко Ирина Александровна  Публикатор
11.06.2024 0 223 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК