Конспект урока русского языка "Наречие"; 4 класс
Урок русского языка в 4 классе
Тема урока: Наречие.
Тип урока: изучение новых знаний
Цели: дать возможность учащимся познакомиться с морфологическими признаками наречия, его синтаксической функцией.
Предметные задачи:
Отработка навыка определения наречий в речи;
Знакомиться с наречием как частью речи. Наблюдать морфологические признаки и синтаксическую функцию наречий. Находить в тексте слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) синтаксическую функцию наречий. Понимать информацию, представленную в виде загадки.
Метапредметные задачи:
- направленные на достижение личностных результатов обучения, формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
- направленные на достижение метапредметных результатов обучения формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
-организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий:
-регулятивных (самостоятельное определение своих знаний– незнаний по данной теме, развитие способности школьников к определению целей урока, осознанию причины своего успеха или неуспеха);
-познавательных (развивать умения учащихся извлекать, перерабатывать информацию и представлять её путём систематизации )
-коммуникативных (сотрудничество в парах и группах);
-личностных учебных (учить строить свои отношения с окружающими на основе уважения к личности).
Планируемые результаты: систематизировать знания учащихся по теме «Наречие» и отработать умение применять их для решения практических задач.
Используемые методы: проблемного изложения материала, деятельностный, индивидуальный, парный, групповой, наглядный.
Методические приемы: частично-поисковый, анализ, группировка, установление причинно-следственных связей представление информации.
Оборудование: Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / С.В.Иванов и др.- М.: Вентана – Граф, 2013 г. Карточки с заданиями для работы в группах, ОЭР.
Ход урока
Организационный момент. Настрой на урок.
Представьте, что вы гуляете по зимнему лесу. (слайд)
Поделись
хорошим настроением,
Ничего не
требуя взамен.
Пожелай удачи и
везения,
И немного ветра
перемен.
Пусть немного радости
прибавится,
В этом мире сложном,
непростом.
Поделись теплом, —
а вдруг понравится? -
Не откладывая
на потом.
-Улыбнитесь друг другу! Ладошками подарите своё тепло.
II. Мотивация к учебной деятельности.
-Я хотела бы начать наш урок русского языка с высказывания замечательного русского писателя А.И.Куприна:
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.
-А,
А.Н.Толстой сказал «Обращаться с языком
кое-как — значит, и мыслить
кое-как: приблизительно, неточно,
неверно. »
III.
Актуализация знаний. Определение темы
целей урока.
1.Словарная работа (плавно переходящая в новый материал)
-Запишите словарные слова, вставляя буквы. (Проверка)
Ж.лать, .хотиться, п.чалиться, пр.ятно, св.ркать.
-Скажите, какое слово лишнее? (слово «приятно», т.к. отвечает на вопрос – как?, все остальные – отвечают на вопрос что делать?)
-К какой части речи отнесём слово «приятно»? (дети не знают)
-Давайте вспомним некоторые части речи. Поработайте в группах.
1 группа
Всё что существует, оно обозначает,
На
вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А
чтоб не обижался весь честной
народ,
Оно всегда
имеет и число, и род.
У него к
тому же три склоненья есть,
Падежей
различных сразу целых шесть.
Часть
речи__________________________ (существительное)
2 группа
Он предметы
оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО
им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем
следит.
Он три
времени имеет
И спрягаться он
умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб
все знали про ..._______________(глагол)
3 группа
Художницу нашу
знает весь свет:
Раскрасит художница
всякий предмет.
Ответит всегда на
вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт
на редкость дружно:
Изменит
окончание,
Когда ему так нужно.
Она с
ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит
с ним в одном роде,
Числе и падеже.
часть речи____________________________(прилагательное)
Выступление групп
-А теперь, вместе подумайте, какая это часть речи?
Признаки
действий оно означает,
Всем
любопытным оно отвечает
КАК?
и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА
же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не
любит оно изменяться,
Род
не имеет, не хочет склоняться.
Степень
сравнения может иметь,
Как его имя,
скорее ответь!
Учитель: - Да, это часть речи - наречие.
-Какова же тема нашего урока? (Наречие)
-Ребята, мы изучали эту часть речи?(нет) -А, хотите всё узнать о наречии?
-Что для этого нужно? (поставить цели и задачи)
-Какие?
-Перед вами, план –конспект. Что мы должны узнать о наречии»?
По ходу урока записывайте то, что узнали о наречии.
1. Часть речи |
наречие |
2. Вопросы |
Отвечает на вопросы….. |
3. Изменяемая или неизменяемая часть речи |
Часть речи …. |
4. Член предложения |
В предложении является…. |
IV. Систематизация знаний. Слайд 8
1. Из истории возникновения наречий
-Наречия появились в русском языке позже других частей речи.
Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень «речь» как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ»
-Подумайте, а для чего вам нужны знания о наречии. (Для общения. Без наречий речь невыразительна, да и непонятна).
Совершенно верно. М Горький писал: Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.
2. Как вы думаете, что надо сделать в этом задании? (слайд)
Где? Куда? Когда? Как?
Каникулы, учиться, вверху, смелый, ты, направо, готовит, однажды, думает, весело. (Выписать слова, которые отвечают на эти вопросы)
-Правильно, выпишите слова, которые отвечают на вопросы где? куда? когда? как?
Проверка.
-На какие же вопросы отвечают наречия? (где? куда? когда? как?)
Заполните таблицу.
1. Часть речи |
наречие |
2. Вопросы |
Отвечает на вопросы: Где? Куда? Когда?Как? |
3. Изменяемая или неизменяемая часть речи |
Часть речи …. |
4. Член предложения |
В предложении является…. |
2. Работа в группах. Каждой группе даётся карточка
1 группа наблюдает, как изменяется наречие по падежам и по лицам,
2 группа - по временам и родам
3 группа – по числам.
Задания:
1 группа (карточка)
Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:
Что? ____________________________________________
Чего? ___________________________________________
Чему? ___________________________________________
Чем? ____________________________________________
О чём? ___________________________________________
Сделайте вывод!
Наречия по падежам____________________
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного и множественного числа?
Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;
2л. : ты встаёшь ( __когда_______?) ____________;
3л. : он встаёт (_____когда_______?) ___________.
1л.: мы встаём (_____когда?_______?)____________.
Сделайте вывод!
Наречия по лицам _____________________________
2 группа (карточка)
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?
пр. в.
Образец: появились (когда?) рано;
Разольются (_____когда_________?) ___________;
Цветут (____когда________?) ________________ .
Сделайте вывод!
Наречия по временам ___________________
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода
м.р.
Образец: пришёл (когда?) рано;
Пришла (___________?) ___________________;
Пришло (___________?) __________________ .
Сделайте вывод!
Наречия по родам ________________________
3 группа (карточка)
Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами единств. и множ.числа?
ед. ч. мн. ч.
прилетел (когда?) рано прилетели (когда ?) рано;
Запел (______?)____ запели (_____?) _________ .
Проснулся (____?)_____ проснулись (_____?)______.
Сделайте вывод!
Наречия по числам _______________________________
( Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи).
-Заполните таблицу.
1. Часть речи |
наречие |
2. Вопросы |
Отвечает на вопросы: Где? Куда? Когда? Как? |
3. Изменяемая или неизменяемая часть речи |
Часть речи -неизменяемая |
4. Член предложения |
В предложении является…. |
-Давайте сформулируем правило «Что такое наречие?» (Наречие - это часть речи, которая отвечает на вопросы где?, когда? откуда? как? зачем?)
Наречие – неизменяемая часть речи.
-Где мы можем проверить наш вывод? (в учебнике) с.57 правило
Физминутка.
Нам
с тобой
Пришёл черед
Сыграть в
игру "Наоборот".
Скажу я слово
ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу
я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь :
(БЛИЗКО).
Скажу
я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу
я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь
ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь
НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).
-Какие по значению слова вы слышали в физминутке? Как называются такие слова? (Антонимы)
V. Закрепление нового материала
-Вы получили на уроке знания. Что мы должны теперь сделать? (учиться применять эти знания)
1.Игра «Слово спряталось» (проверка на сохранение учебной задачи)
тихий стих тихо
-Какое слово спряталось?
2.Работа в парах по учебнику с. 58 упр. 2 Проверка.
3. Работа над новым правилом
-Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают наречия? (где?, когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?)
-Можно ли определить каким членом предложения чаще всего бывает наречие? (обстоятельством)
-Вывод: В предложении наречие чаще всего является обстоятельством. Проверим. Прочитайте предложения, найдите наречия и задайте вопросы. ( у доски)
Завтра мы пойдём в музей.
Друг приехал издалека.
Выучил правило назубок.
Когда? –завтра –это обстоятельство ;
Откуда? –издалека – обстоятельство ;
Как? – назубок – обстоятельство.
-Заполните таблицу план-конспект.
1. Часть речи |
наречие |
2. Вопросы |
Отвечает на вопросы….. Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? |
3. Изменяемая или неизменяемая часть речи |
Часть речи - неизменяемая |
4. Член предложения |
В предложении является…. обстоятельством |
VI.Итог урока
-Итак, какие знания вы получили сегодня на уроке? Где вам они могут пригодиться?
VII. Домашнее задание
1с. 58 правило
2) с. 59 упр 3
-Проверить свои силы:
*с. 59 упр. 4
2) Найти в толковом словаре значение слова - «наоборот»
VIII. РЕФЛЕКСИЯ. (карточки)
- Прочитайте, попробуйте заменить фразеологические обороты одним словом-наречием.
Во всю прыть –быстро
Как снег на голову –неожиданно
Из рук вон – плохо
Встретиться нос к носу –навстречу
Засучив рукава –хорошо
Не покладая рук –отлично
Дело в шляпе –отлично
Спустя рукава –плохо
-Одной чертой подчеркните тот фразеологический оборот, который показывает, как вы работали на уроке.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимченко Ирина Александровна
→ Публикатор 30.10.2024 0 97 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы