Конспект урока русского языка "Наречие"; 4 класс


Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: Наречие.

Тип урока: изучение новых знаний

Цели: дать возможность учащимся познакомиться с морфологическими признаками наречия, его синтаксической функцией.

Предметные задачи:

Отработка навыка определения наречий в речи;

Знакомиться с наречием как частью речи. Наблюдать морфологические признаки и синтаксическую функцию наречий. Находить в тексте слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) синтаксическую функцию наречий. Понимать информацию, представленную в виде загадки.

Метапредметные задачи:

- направленные на достижение личностных результатов обучения, формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.

- направленные на достижение метапредметных результатов обучения формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

-организовать деятельность учащихся по формированию универсальных учебных действий:

-регулятивных (самостоятельное определение своих знаний– незнаний по данной теме, развитие способности школьников к определению целей урока, осознанию причины своего успеха или неуспеха);

-познавательных (развивать умения учащихся извлекать, перерабатывать информацию и представлять её путём систематизации )

-коммуникативных (сотрудничество в парах и группах);

-личностных учебных (учить строить свои отношения с окружающими на основе уважения к личности).

Планируемые результаты: систематизировать знания учащихся по теме «Наречие» и отработать умение применять их для решения практических задач.

Используемые методы: проблемного изложения материала, деятельностный, индивидуальный, парный, групповой, наглядный.

Методические приемы: частично-поисковый, анализ, группировка, установление причинно-следственных связей представление информации.

Оборудование: Русский язык: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях / С.В.Иванов и др.- М.: Вентана – Граф, 2013 г. Карточки с заданиями для работы в группах, ОЭР.

Ход урока

  1. Организационный момент. Настрой на урок.

Представьте, что вы гуляете по зимнему лесу. (слайд)

Поделись хорошим настроением, 
Ничего не требуя взамен. 
Пожелай удачи и везения, 
И немного ветра перемен. 
Пусть немного радости прибавится, 
В этом мире сложном, непростом. 
Поделись теплом, — а вдруг понравится? -
Не откладывая на потом.

-Улыбнитесь друг другу! Ладошками подарите своё тепло.

II. Мотивация к учебной деятельности.

-Я хотела бы начать наш урок русского языка с высказывания замечательного русского писателя А.И.Куприна:

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением  от нечего делать, а насущной необходимостью. 

-А, А.Н.Толстой сказал «Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно. »
III. Актуализация знаний. Определение темы целей урока.

1.Словарная работа (плавно переходящая в новый материал)

-Запишите словарные слова, вставляя буквы. (Проверка)

Ж.лать, .хотиться, п.чалиться, пр.ятно, св.ркать.

-Скажите, какое слово лишнее? (слово «приятно», т.к. отвечает на вопрос – как?, все остальные – отвечают на вопрос что делать?)

-К какой части речи отнесём слово «приятно»? (дети не знают)

-Давайте вспомним некоторые части речи. Поработайте в группах.

1 группа

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У 
него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
Часть речи__________________________ (существительное)

2 группа

Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ..._______________(глагол)

3 группа

Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.

часть речи____________________________(прилагательное)

Выступление групп

-А теперь, вместе подумайте, какая это часть речи?

Признаки действий оно означает,
Всем любопытным 
оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит 
оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как 
его имя, скорее ответь!

Учитель: - Да, это часть речи - наречие.

-Какова же тема нашего урока? (Наречие)

-Ребята, мы изучали эту часть речи?(нет) -А, хотите всё узнать о наречии?

-Что для этого нужно? (поставить цели и задачи)

-Какие?

-Перед вами, план –конспект. Что мы должны узнать о наречии»?

По ходу урока записывайте то, что узнали о наречии.

1. Часть речи

наречие

2. Вопросы

Отвечает на вопросы…..

3. Изменяемая или

неизменяемая часть речи

Часть речи ….

4. Член предложения

В предложении является….

IV. Систематизация знаний. Слайд 8

1. Из истории возникновения наречий

-Наречия появились в русском языке позже других частей речи.

Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень «речь» как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ»

-Подумайте, а для чего вам нужны знания о наречии. (Для общения. Без наречий речь невыразительна, да и непонятна).

Совершенно верно. М Горький писал: Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.

2. Как вы думаете, что надо сделать в этом задании? (слайд)

Где? Куда? Когда? Как?

Каникулы, учиться, вверху, смелый, ты, направо, готовит, однажды, думает, весело. (Выписать слова, которые отвечают на эти вопросы)

-Правильно, выпишите слова, которые отвечают на вопросы где? куда? когда? как?

Проверка.

-На какие же вопросы отвечают наречия? (где? куда? когда? как?)

Заполните таблицу.

1. Часть речи

наречие

2. Вопросы

Отвечает на вопросы: Где? Куда? Когда?Как?

3. Изменяемая или

неизменяемая часть речи

Часть речи ….

4. Член предложения

В предложении является….

2. Работа в группах. Каждой группе даётся карточка

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по падежам и по лицам,

2 группа - по временам и родам

3 группа – по числам.

Задания:

1 группа (карточка)

Можно ли изменить форму наречий рано, вперёд, назад так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ____________________________________________

Чего? ___________________________________________

Чему? ___________________________________________

Чем? ____________________________________________

О чём? ___________________________________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам____________________

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного и множественного числа?

Образец : 1л. : я встаю (когда?) рано;

2л. : ты встаёшь ( __когда_______?) ____________;

3л. : он встаёт (_____когда_______?) ___________.

1л.: мы встаём (_____когда?_______?)____________.

Сделайте вывод!

Наречия по лицам _____________________________

2 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?

пр. в.

Образец: появились (когда?) рано;

Разольются (_____когда_________?) ___________;

Цветут (____когда________?) ________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по временам ___________________

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода

м.р.

Образец: пришёл (когда?) рано;

Пришла (___________?) ___________________;

Пришло (___________?) __________________ .

Сделайте вывод!

Наречия по родам ________________________

3 группа (карточка)

Изменится ли форма наречия, если оно связано с глаголами единств. и множ.числа?

ед. ч. мн. ч.

прилетел (когда?) рано прилетели (когда ?) рано;

Запел (______?)____ запели (_____?) _________ .

Проснулся (____?)_____ проснулись (_____?)______.

Сделайте вывод!

Наречия по числам _______________________________

( Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи).

-Заполните таблицу.

1. Часть речи

наречие

2. Вопросы

Отвечает на вопросы: Где? Куда? Когда? Как?

3. Изменяемая или

неизменяемая часть речи

Часть речи -неизменяемая

4. Член предложения

В предложении является….

-Давайте сформулируем правило «Что такое наречие?» (Наречие - это часть речи, которая отвечает на вопросы где?, когда? откуда? как? зачем?)

Наречие – неизменяемая часть речи.

-Где мы можем проверить наш вывод? (в учебнике) с.57 правило

Физминутка.

Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : (БЛИЗКО).

Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).

-Какие по значению слова вы слышали в физминутке? Как называются такие слова? (Антонимы)

V. Закрепление нового материала

-Вы получили на уроке знания. Что мы должны теперь сделать? (учиться применять эти знания)

1.Игра «Слово спряталось» (проверка на сохранение учебной задачи)

тихий стих тихо

-Какое слово спряталось?

2.Работа в парах по учебнику с. 58 упр. 2 Проверка.

3. Работа над новым правилом

-Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают наречия? (где?, когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?)

-Можно ли определить каким членом предложения чаще всего бывает наречие? (обстоятельством)

-Вывод: В предложении наречие чаще всего является обстоятельством. Проверим. Прочитайте предложения, найдите наречия и задайте вопросы. ( у доски)

Завтра мы пойдём в музей.

Друг приехал издалека.

Выучил правило назубок.

Когда? –завтра –это обстоятельство ;

Откуда? –издалека – обстоятельство ;

Как? – назубок – обстоятельство.

-Заполните таблицу план-конспект.

1. Часть речи

наречие

2. Вопросы

Отвечает на вопросы….. Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?

3. Изменяемая или

неизменяемая часть речи

Часть речи - неизменяемая

4. Член предложения

В предложении является…. обстоятельством

VI.Итог урока

-Итак, какие знания вы получили сегодня на уроке? Где вам они могут пригодиться?

VII. Домашнее задание

1с. 58 правило

2) с. 59 упр 3

-Проверить свои силы:

  1. *с. 59 упр. 4

2) Найти в толковом словаре значение слова - «наоборот»

VIII. РЕФЛЕКСИЯ. (карточки)

- Прочитайте, попробуйте заменить фразеологические обороты одним словом-наречием.

Во всю прыть –быстро

Как снег на голову –неожиданно

Из рук вон – плохо

Встретиться нос к носу –навстречу

Засучив рукава –хорошо

Не покладая рук –отлично

Дело в шляпе –отлично

Спустя рукава –плохо

-Одной чертой подчеркните тот фразеологический оборот, который показывает, как вы работали на уроке.

-Спасибо за урок!



Полный текст материала Конспект урока русского языка "Наречие"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тимченко Ирина Александровна  Публикатор
30.10.2024 0 56 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК