Урок русского языка "Правописание твёрдых согласных в сочетаниях жи - ши"
Тема: Правописание твёрдых согласных в сочетаниях Жи – Ши.
Цель: формирование навыков правописания шипящих твёрдых согласных с гласными в сочетаниях ЖИ – ШИ.
Задачи: 1. Выработать навык правописания сочетаний ЖИ – ШИ в
словах
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание.
3. Воспитывать чувство товарищества, осторожности в опасных ситуациях.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости, только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.
2. Чистописание
- Начнём работу с отгадывания загадки
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз. (мороз)
- Посмотрите, какие узоры нанёс мороз на нашей доске. (Слайд 2)
Ш@ Ж@
- Какие буквы вы здесь видите? (Ш, Ж)
- Какие они? (согласные, шипящие, твёрдые)
- Помогите морозу дорисовать эти буквы, пропишите их у себя в тетради.
- Пока вы писали в тетрадях, к нам в гости пришёл Дед Мороз, принес с собой ёлочку, но не успел её нарядить. Помочь Деду Морозу мы с вами сможем, выполнив все задания на уроке правильно. Будьте внимательны и активны, тогда в конце урока вас ждёт сюрприз.
3. Сообщение темы и цели урока.
- Итак, первое задание, на доске написана пословица, прочтите её.
(слайд 3)
Жизнь дана на добрые дела.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Вы были близки к ответу. Послушайте, как описывается пояснение в словаре пословиц и поговорок. (словарь)
- Посмотрите внимательно на пословицу и объясните какие орфограммы вы здесь видите. (за правильный ответ дети вешают игрушку на ёлку)
- Запишите красиво пословицу в тетрадь.
- Произнесите ещё раз слово жизнь и скажите, какой гласный звук слышится в этом слове? (Ы)
- А почему написана И, что это ошибка? Как мы проверим написание ЖИ? (слайд 4)
- Проверить мы не можем. После шипящих Ж и Ш слышим (Ы), а пишем мы (И), а вот почему вы сейчас узнаете, послушав сказку о буквах.
«Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, а неподалеку жили гласные И, Ы. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, гласные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли гласную И. Вот только никак не могут найти гласную Ы. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходя мимо соседнего домика они увидели, что Ы, как ни в чем не бывало сидит, смеётся, телевизор смотрит.
Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят шипящие Ж и Ш рядом с Ы. Именно с того самого момента шипящие Ш и Ж отвердели и стали дружить только с И»
- Так как же пишутся сочетания ЖИ и ШИ?
- Сегодня на уроке мы с вами будем учиться находить слова с сочетаниями ЖИ – ШИ, правильно их писать. (слайд 4)
4. Новый материал
1) - Сейчас мы разгадаем кроссворд. Отгадайте и запишите слово в кроссворд, подчеркните сочетание жи - ши:
(слайд 5)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина)
**********
Кот живёт у нас на крыше,
А чулане живут… (мыши)
**********
Каждой весною лапы еловые
Старые лампы меняют на новые. (шишки)
**********
Красива она и кружевна.
На руку ложится и тает она. ()снежинка)
*********
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф)
*********
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются
(кувшинки)
*********
Две
курносые подружки
Не отстали друг
от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе
песенки поют!
(лыжи)
- Какие орфограммы вам встретились в этих словах? (наряжаем ёлочку)
ФИЗМИНУТКА (слайд 6)
2) – Следующее задание будет очень трудное. Из длинного слова надо найти и записать слова, с изучаемой орфограммой. Но помните, что последний слог предыдущего слова является началом второго слова. (слайд 7)
С Н Е Ж И Н К А Р А Н Д А Ш И П О В Н И К
(снежинка, карандаши, шиповник)
- Какое правило вам встретилось в этих словах? Подчеркните его.
3) Работа с учебником с. 121 У 157
- Прочитайте и отгадайте загадку.
- Объясните правописание пропущенных букв.
- Запишите отгадку, подчеркните изученную орфограмму.
- Так слова, с какой орфограммой вам встретились?.
- Прочитаем правило на с. 122
4) Работа в парах
- У каждого из вас на столе лежат конверты. Достаньте из них карточки, на которых записаны предложения и составьте из них рассказ.
- Прочитайте, что у вас получилось. (слайд 8)
Наступила зима.
Выпал пушистый снег.
Дети пошли кататься на лыжах.
- Запишите предложение, в котором есть слово на изучаемое правило.
- Какое предложение вы записали?
Выпал пушистый снег.
- В каком слове изучаемая орфограмма?
- Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?
5) Проверочная работа – взаимопроверка
- Возьмите ёлочную игрушку, которая лежит у вас на столе. Сверните её пополам, а затем ещё раз пополам. Теперь разверните, у вас получилось 4 окошечка. Я буду диктовать слова, на изученное правило, а вы должны записать их в два столбика. Подумайте, на какие группы разделим эти слова?
ШИЛО, УЖИ, ЛЫЖИ, ШИШКА
- Прочитайте слова первого столбика. Второго столбика.
- Проверьте написание слов с записанными на доске. ШИЛО УЖИ
ШИШКА ЛЫЖИ
- Мы справились и с этим заданием и на ёлочку повесили ещё одну игрушку. Таким образом, наша ёлочка стала очень нарядная и красивая.
5. Итог урока
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Какие шипящие согласные всегда твёрдые?
- Что мы знаем об их написании?
6. Домашнее задание.
У 156 с. 121
7. Рефлексия
- Елка наряжена и очень красива. Она нам напоминает, что скоро будет новый год. Вы должны соблюдать правила безопасного обращения с гирляндами, бенгальскими огнями, петардами. Дед Мороз поздравляет вас с этим праздником и на память за хорошую работу дарит небольшие сувениры.
Спасибо за урок!
Самоанализ открытого урока
Тема: Правописание твёрдых согласных в сочетаниях Жи – Ши.
Цель: формирование навыков правописания шипящих твёрдых согласных с гласными в сочетаниях ЖИ – ШИ.
Задачи: 1. Выработать навык правописания сочетаний ЖИ – ШИ в
словах
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание.
3. Воспитывать чувство товарищества, осторожности в опасных ситуациях.
Тип урока: Изучение нового материала. 1 урок в теме.
Цели урока соответствуют особенностям учебного материала. При постановке целей занятия и его планировании были учтены возрастные особенности детей. По-моему мнению с поставленной целью я справилась путём показа написания твёрдых шипящих согласных с гласными. Для обогащения словарного запаса детей и повторения правописания сочетаний ЖИ – ШИ была предложена пословица, где дети высказывали своё понимание пословицы, а также обращались к большому словарю толкования пословиц и поговорок.
Для пополнения знаний обучающихся была дана историческая справка в сказочной форме, из которой дети уяснили, что звуки (Ж, Ш) всегда твёрдые.
Задачи урока были реализованы через следующие методы и приёмы:
Словесный метод: рассказ, беседа, комментированное письмо.
Наглядный метод: таблицы, мультимедийная презентация, игровой материал, сказочный герой.
Мобильный метод с целью здоровьесбережения: наряжая елочку, дети двигались по классу; офтальмологическая физминутка.
Практический метод: отработка орфографических навыков при записи слов и предложений в сочетаниях ЖИ – ШИ.
На уроке были использованы следующие виды работы: загадки, работа с учебником, работа с деформированным текстом, игровые моменты.
Я считаю, что с поставленной задачей справилась. Запланированный объём работы был не полностью выполнен, так как урок ограничен временными рамками (30 минут), класс работает медленно. Познавательная активность учащихся средняя. На занятии был создан благоприятный психологический климат.
Отличительной особенностью данного урока было использование мультимедийной презентации, в которой кадры демонстрировались последовательными рядами.
На занятии были соблюдены основные требования к санитарно-гигиенического режима. В завершении урока была проведена минутка безопасности по правилам обращения с пиротехникой во время Новогодних праздников.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ярополова Светлана Вадимовна
→ Svet@ 31.12.2010 8 12743 1683 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.