Проект урока "Имя существительное"; 4 класс


МОУ Мурзицкая СОШ





Тема: «Имя существительное».

Тип урока: Закрепление.

Класс: 4 (1-4), Т.Г. Рамзаева.

Работу выполнила:

Виноградова Ольга Викторовна.


Психолого-педагогическая характеристика учащихся 4 класса.

Психолого-педагогическая характеристика на учащихся 4 класса МОУ Мурзицкая СОШ Кулебакского района, Нижегородской области.

Мурзицкая школа- муниципальное учреждение среднего (полного) общего образования, которая работает над темой:

«Построение школы самовыражения личности учащихся».

По результатам диагностики в данном классе выявлено, что полных семей- , неполных- , конфликтующих семей нет. Образовательный уровень родителей: высшее образование у % родителей, среднее специальное % родителей, среднее образование у % родителей.

Во всех семьях родители оказывают помощь своим детям в учёбе. Все учащиеся живут в хороших жилищных условиях, с положительным микроклиматом в семье. Семьи имеют средний и низкий (2семьи) уровень материального достатка, не все члены семей трудоустроины. Двое родителей пенсионного возраста. Учёт данной диагностики помогает обеспечить дифференцированный подход в организации учебной и воспитательной деятельности.

В классе 15 человек. Из них 8 девочек и 7 мальчиков (1999года рождения 13 учащихся, 2000г.р.- 2 учащихся). Обучение ведётся по традиционной системе программы 1-4. Все дети физически развиты, но 1 учащийся имеет хроническое заболевание (порок сердца),есть и дети часто болеющие простудными заболеваниями.

На протяжении двухлетней совместной деятельности ребята заметно повзрослели, стали организованнее, дружнее. В классе сформировался коллектив, ребята оказывают друг другу помощь, вместе проводят свободное время.

Познавательная деятельность направлена на познание начал наук. Преимущественно развивается интеллектуально- познавательная сфера психики. У детей развивается произвольность внимания, механическая память, наглядно-образное мышление, самоконтроль. Большинство детей посещают школу охотно, ради получения знаний. Все дети любят похвалу. Это основная мотивация учения. В классе дети с разными темпераментами. Это влияет на работоспособность, скорость выполнения заданий, старательность, активность. Большинство ребят дисциплинированны, но есть и такие которые не сразу реагируют на замечания учителей. Это выражается в потребности вслух высказывать о своих переживаниях, впечатлениях как на уроке, так и в перемену. Эти дети требуют к себе особого внимания. В целом дети очень любознательны и эмоциональны. Они откровенно выражают свои чувства: радость, печаль, горе, удовольствие. Дети доброжелательно относятся к своему учебному труду, поручениям.

Ярко выраженных лидеров в данном классе нет. Класс дружный. В отношениях друг с другом преобладает доброжелательность.

Основываясь на собственные наблюдения и наблюдения психолога, я разделила детей на три группы по уровню интеллектуального развития.

Первая группа- дети с устойчивым учебно- познавательным интересом. Эти учащиеся отличаются высокой работоспособностью, организованностью. Они учатся с интересом ,очень любознательны, по собственному побуждению отыскивают новые задания, старательно выполняют задания, активно работают на уроках. Эти учащиеся дисциплинированы, у них увеличен объём внимания, повышена его устойчивость, развиты навыки переключения и распределения, они способны контролировать, регулировать ход выполнения деятельности. Хорошо развиты свойства внимания. Дети умеют логически мыслить, их речь достаточно развита, содержательна, выразительна, грамматически правильна. У этих детей хорошо сформулирован навык чтения: ребята читают правильно, соотносят слово и предмет, имеют большой словарный запас, хорошо развит фонематический слух, они умеют строить предложения и тест. При составлении рассказа наблюдается проявление творчества, фантазии. У учеников хорошо развиты почти все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная, логическая. Запоминают всё быстро и прочно. Учебная деятельность этих учащихся формируется на основе постоянного поиска в решении поставленных задач. Главным критерием их учебной деятельности является познавательная мотивация. Дети с интересом изучают новый материал.

Вторая группа- дети с неустойчивым учебно-познаватетельным интересом. Для них характерно смена подъёма и спада в учебной деятельности. Они могут показать высокий уровень знаний, но возможны всякие отклонения и возвраты на более низкий уровень учебной деятельности. Эти учащиеся слушают указания, условно придерживают их в работе, самоконтроль не устойчив, при выполнении работы склонны подражать другим детям, оценка и самооценка сформулированы слабо. Ученики этой группы медлительны, со среднем интеллектуального развития и средней работоспособностью. Они с удовольствием ходят в школу, старательно выполняют задания учителя, редко проявляют инициативность. Дети дисциплинированны, у них преобладает, но не всегда, устойчивое произвольное внимание. Они быстро включаются в работу, но в ходе урока достаточно быстро устают. Память у них кратковременная. Они легко запоминают правила, но в новых условиях применяют их с трудом.

Средний уровень логического мышления говорит о слаборазвитых способностях к выполнению основных логических операций: обобщение, анализа. В речи таких детей наблюдаются ошибки. Они испытывают затруднения в поисках слов для выражения своих мыслей. Навык чтения на среднем уровне: учащиеся читают сознательно выразительно, целыми словами. При чтении допускают иногда ошибки и искажения в звуко-буквенном составе слов: умеют самостоятельно строить предложения и текст, формулировать и излагать свои мысли, но допускают иногда повторы и ошибки в логической последовательности изложения. У детей недостаточно развиты устойчивость и работоспособность.

Третья группа- это дети низкого интеллектуального развития. Характеризуется чисто внешней дисциплинированностью на занятиях, но без каких- либо признаков владения учебной деятельностью. Такие дети слушают указания, но как бы не слышат их, не руководствуются ими в работе, к оценке не чувствительны, нужного результата не достигают. Поэтому внимание неустойчивое, с трудом включаются в работу, медленно переходят с одного вида деятельности на другой. Внимание удерживается с помощью наглядности, игры. Память образная, дети воспроизводят только яркие образы. Кругозор ограничен, слабо развита речь. Деятельность таких детей непроизвольна, часто прерывают её при возникновении трудностей. Стимулирующая помощь, как правило, малоэффективна. У детей процесс написания опережает процесс обдумывания, анализа. Поэтому им необходим постоянный контроль со стороны взрослых.

Чувство ответственности развито слабо. Дети этой группы плохо читают и пересказывают, не умеют делать выводы и обобщения. В учебном процессе большое значение для них имеют разного рода памятки, алгоритмы решения. В основе их учебной деятельности лежит эмоциональная мотивация.

Учитывая это деление учащихся на группы (уровни): стараюсь строить все свои уроки так, чтобы они были интересны и познавательны для всех учащихся, чтобы учебный материал был доступен для каждого ученика.

Характеристика составлена на основе наблюдений, использованы результаты диагностических наблюдений по методикам.


Развитие концентрации внимания.

Распределение цифр в определённом порядке.


12

4

34

11

30


1

2

4

6

7

7

31

21

37

2

9

11

12

13

16

28

1

16

25

33

17

19

20

21

24

40

19

20

29

9

25

28

30

31

33

13

35

6

17

24

34

35

37

39

40


В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.


Оценка вербально- логического мышления.

Методика « Исключение слов» состоит из 15 серий, в каждой серии по 4 слова.

  1. берёза, ель, ягода, дуб.

  2. Минута, секунда, час, вечер.

Нужно зачеркнуть слова, которые не подходят по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок. Выполнение задания оценивается в баллах в соответствии с ключом : за правильный ответ- 2 балла, за неправильный – 0.






Исследование непосредственного запоминания.

Эта методика предложена для исследования непосредственного запоминания. Даны 2 ряда слов по 15 пар в каждом ряду. В первом ряду нет смысловой связи между словами, во втором ряду слова связаны по смыслу.


1. компот- клей 1. кукла- игра

2.мухомор- диван 2.курица-яйцо

3.шляпа-пчела 3.книга- учитель.


Дети называют несколько пар слов, они их запоминают. Потом повторяют только первые слова из названных пар, записывая их по памяти.

При смысловом ,опосредовании коэффициент запоминания выше, чем при механическом.

Диагностика класса.

На момент повторения данной темы учащиеся знают части слова, части речи, члены предложения. Знают, что имена существительные изменяются по числам, родам, падежам . Умеют определять склонение и падеж существительных, разбирают их как часть речи. Умеют делить части речи на самостоятельные и служебные, распознавать их. Устанавливать связь между словами в предложении. Производить синтаксический разбор предложений. Производить разбор слова по составу ( выделять: приставку, корень, суффикс, окончание и основу слова). Производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять гласные и согласные, выделять ударные и безударные слоги, определять согласные: глухие и звонкие, твердые, мягкие, определять и соотносить количество звуков и букв в словах.

























Тема: « Имя существительное»


Цели урока.


Дидактические:

1.Способность формированию навыков грамотного и красивого письма;

2.Формировать умение точно употреблять существительное в устной и письменной речи;

3.Совершенствовать умение изменять существительные по родам и числам;

4. Определять склонение и падеж существительных .


Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес к русскому языку.

2.Развивать речь, внимание, память, мышление учащихся;

3.Способствовать развитию самостоятельности, самоконтроля и взаимоконтроля;

4.Отрабатывать орфографическую зоркость.


Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к родному языку;

2.Воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.






Форма организации урока.

Урок – аукцион.



Методы обучения, используемые на уроке.


Продуктивные: частично- поисковый метод.

Репродуктивные: иллюстративный (презентация) метод

словесный метод.



Формы учебной работы.

1.Фронтальная

2.В парах

3.Индивидуальная

4.Дифференцированная.














План урока Хронометраж


  1. Организационный момент………………………………………………………………. 1 мин.

  2. Пальчиковая гимнастика……………………………………………………………….... 2 мин.

  3. Чистописание……………………………………………………………………………… 5 мин.

  4. Словарная работа…………………………………………………………………………. 5 мин.

  5. Рефлексия………………………………………………………………………………….. 1 мин.

  6. Проверка домашнего задания…………………………………………………………….. 3 мин.

  7. Работа по теме урока……………………………………………………………………… 12мин.

  8. Физкультминутка…………………………………………………………………………. 2 мин.

  9. Итог урока…………………………………………………………………………………. 2мин.

10.Домашнее задание………………………………………………………………………… 2мин.




Оборудование.

1.Карточки для работы в парах.

2.Презентация.

3.Задание в интерактивном режиме.

4.Интерактивный тренажер по русскому языку.

5.Учебник «Русский язык» 4 класс. Т.Г.Рамзаева, Москва « Дрофа».


ТСО.

Проектор, компьютер, интерактивная доска «ТRACEBook»






Ход урока Обоснование


1.Организационный момент. Слайд №1-2

П Прозвенел дружок-звонок,

Н Начинается урок!

Н Начинается урок,

О Он пойдёт ребятам впрок!

2.Пальчиковая физминутка.

3 . Чистописание. Слайд № 3


4. Словарная работа.

- Ребята, а кто мне может сказать, что такое АУКЦИОН?

(выслушиваю высказывание ребят)

- А давайте найдём это слово в словаре и прочитает его точное значение

(учащиеся находят данное слово в словаре и читают его значение)

- Молодцы ребята хорошо справились с заданием!



5.Рефлексия.

- Как мы будем работать, чтобы урок прошёл успешно?

(Ответы детей: вместе, дружно, помогать, слушать друг друга и учителя, быть внимательным и т.д.)

- Ребята, а я предлагаю вам работать под девизом: Слайд № 4.

«Душу и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.»


6. Проверка домашнего задания.

- А сейчас, ребята, мы с вами поговорим о том, как вы выполняли домашнее задание.

- У кого возникли трудности?


7. Работа по теме урока.

Давно живу я в мире этом.

Даю название всем предметам.

Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи- это Я. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи.

Ребята скажите как меня зовут?

Формирование темы и задачи урока.

- Верно ребята это Существительное! И теме нашего урока «Имя существительное»

- А слово АУКЦИОН к какой части речи относится?


- Ребята, а урок наш будет необычным! Слайд № 5

Здесь у нас аукцион,

Раздаёт награды он,

Тот, кто больше, лучше знает,

Тот «5» получает.


- Сегодня на аукционе как вы уже догадались удивительный товар

«Имя существительное». За правильные ответы вы будите получать жетоны с «5»




1 лот. Замени словосочетание одним словом. Слайд № 6

Она бывает детской и письменной – (речь)

Горчица оставляет во рту … (горечь)

Плохое настроение вместе с капризами – (плач)

Морской, речной бывает он – (пляж)

- Что заметили в словах?

- Почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет.

- Какая проблема встает перед нами?

-Нам надо вспомнить правило и доказать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет.

Вывод:



2лот. Склонение существительных.

- Прежде чем мы перейдём к этому лоту давайте вспомним, какие склонения бывают у существительных?

- Кто из вас «продаст» свои знания по данной теме?

Вывод: Слайд № 7



Игра « Молчанка»

- Сейчас мы с вами поиграем, я буду вам называть слова, а вы мне показывать сигнальными карточками правильные ответы. Приготовились?

1 склонение-

2 склонение-

3 склонение- Слайд № 8




8. Физкультминутка. Слайд № 9,10,11,12

- А сей час ребята встаньте, я буду называть вам прилагательные вы поднимайте руки в верх , глагол садитесь, наречие хлопайте в ладоши, существительное встаете.


3 лот. « Падежи имени существительного». Слайд № 13

- Готовы продавать свои знания по этой теме?

( Учащимся выдаются карточки для работы в парах)

- Ребята сейчас вы поработаете самостоятельно. Вам нужно определить падежи имени существительного .

- Прежде чем приступим к этому заданию, я предлагаю вам вспомнить падежи имени существительного.

Проверка.


Друзья встретились на аукционе. Красивая ваза из стекла. Шли по тропе. Ищи ветра в поле. Мать любит дочь. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.





- Ребята, вы что-то заметили в этом задании странным? Кто может сказать- Что?

_ правильно ребята, вы очень внимательные предложение: « Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает».- это пословица.


Работа с данным предложением ( интерактивный режим) – указать орфограммы, разобрать предложение, начертить схему.


( Сильный ученик у доски остальные в тетради).

Вывод:




4лот. Работа с учебником. Слайд № 14

Упражнение 256, стр. 134.


Вывод:





5 лот. Экспресс- контроль. Слайд № 15

Предлагаю выполнить учащимся тест


Слайд № 16

- Ребята а сейчас обменяйтесь тетрадями с товарищем и проведите взаимопроверку.

Без ошибок «5»

1 ошибка «4»

2 ошибки «3»

3 ошибки и более «2»

-Если я соглашусь с вашими оценками , то обведу их в кружок.


ИТОГ УРОКА

-Ребята над какой темой урока мы сегодня с вами работали, что повторили?

- Что вы узнали нового, о чём расскажите своим родителям?

- Давай те обменяем свой жетоны на настоящие «пятерки»




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(Карточки)




Чёткое начало урока дисциплинирует детей, даёт психологический настрой на учебную работу.







Развиваю мелкую моторику пальцев, подготавливаем кисти к письму.





Использование чистописания на уроке содействует эстетическому воспитанию школьника, развитию аккуратности, сосредоточённости, старательного выполнения работы. Дифференцирую данный вид работы, так как неодинаково развита мелкая мышечная мускулатура рук.

Смотрю за посадкой при письме, забочусь о здоровье детей.





Словарная работа позволяет активировать процесс обучения, повышает качество усвоения изученных орфограмм, развивает интерес к родному языку, обогащает словарный запас учащихся. Учимся работать со словарём.








Настраиваю детей на работу.







Проводится с целью контроля усвоения пройденного материала.

Домашнее задание дано дифференцированно по объёму, степени сложности.










На данном этапе урока учащиеся сами учатся ставить перед собой задачи урока и правильно формулировать их.



Выбираю игровой метод, который повышает познавательный интерес у детей к уроку.




Мотивация на успех.













Фронтальный опрос позволяет выявить степень усвоения пройденного материала.














Выявляю степень усвоения материала.








Использование сигнальных карт на данном этапе урока позволяет при низких временных затратах получить более высокие результаты в обучении детей.







Снимаю усталость, развиваю внимание.

Использую опережающее обучение.







Учу работать в парах, развиваю коммуникативные навыки, самостоятельность.
















Использование интерактивного режима повышает эффективность преподавания и позволяет более рационально и экономно использовать время на уроке.






Продолжаю формировать умения самостоятельно работать









Выявляю степень усвоения пройденного материала.




Формирую навык взаимоконтроля.









На данном этапе учу детей самостоятельно делать выводы, видеть главное.




Задания даю с целью закрепления знаний по пройденной теме.

Использую дифференциацию по степени сложности.





























Самоанализ урока.


Данный урок находится в системе уроков по теме « Имя существительное». Цели, поставленные в начале урока были достигнуты. Методы и приёмы работы с учащимися соответствуют типу урока, его целям и задачам. Способствуют развитию учащихся, воспитанию самостоятельности, формированию общеучебных умений и навыков.

Урок получился результативным, дети успешно справлялись с предложенными заданиями, так как при подборе учебного материала я учитывала психологические особенности детей, применяла дифференцированный подход.

Принимая во внимание разный уровень обучаемости учащихся использованы формы обучения : индивидуальная, групповая, коллективная. Это оживило работу в классе, заинтересовывало детей. Дети работали активно, увлеченно. Интерес развивался и подбором материала. Разнообразные формы работы делали учебный процесс осмысленным. Смена одного вида деятельности другими положительно воздействовала на процесс познания.

Доброжелательная обстановка на уроке, готовность помочь друг другу способствовала активизации мыслительной деятельности.

Тип взаимодействий между учителем и учениками демократический.

Урок вызвал интерес у учащихся т.к деятельность учащихся стимулировалась на протяжении всего урока.

Знания, полученные на уроке, нужны для дальнейшего продолжения образования, для развития кругозора.

Достаточное внимание на уроке было уделено формированию орфографической зоркости. Все этапы урока были взаимосвязаны между собой, являясь логическим продолжением одного к другому. Время на уроке распределено рационально. Оборудование подобрано удачно.

Считаю, что с поставленными целями урока справились.


Слайд 1
Урок русского языка. Учитель начальных классов: Виноградова Ольга Викторовна МОУ Мурзицкая СОШ
Слайд 2
Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
Слайд 3
Слайд 4
ДЕВИЗ УРОКА: Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
Слайд 5
Аукцион • Здесь у нас аукцион, • Раздаёт награды он. • Тот, кто лучше , больше знает, • Тот «5» получает.
Слайд 6
1 ЛОТ «Замени одним словом» Она бывает детской и письменной речь Горчица оставляет во рту горечь Плохое настроение вместе с капризами плач Морской, речной бывает он пляж
Слайд 7
2 ЛОТ Склонение существительных ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 1ск. М.р., Ж.Р. -а,-я 2 ск. М.р.,С.р. -о,-е 3ск. Ж.р. ь
Слайд 8
ИГРА «МОЛЧАНКА» • • • • • • • • • Жизнь Кушетка Пристань Стекло Морковь Рожь Мишка Вредитель Картофель Врач Аукцион Честность Ромашка Железо Театр Кроватка Площадка Верхушка
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
3 ЛОТ « Падежи имени существительного» Работа в парах
Слайд 14
4 ЛОТ Работа с учебником. • Упражнение 256, стр. 134.
Слайд 15
5 ЛОТ Экспрессконтроль 1.Имя существительное- это… 1)Часть речи; 2)Часть предложения; 3)Слово. 2.На конце каких имён существительных ты поставишь мягкий знак? 1)помощ… 2)молодёж… 3)карандаш… 4)сторож… 5)силач… 6)дич… 7)малыш… 8)доч… 3.Имена существительные в предложном падеже употребляются с предлогами… 1)всегда; 2)иногда. 4.Окаком падеже идёт речь: «Имя существительное в этом падеже является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом?» 1) О винительном падеже; 2)Об именительном падеже. 5.Имена существительные какого рода относятся к третьему склонению? 1)Мужского рода, 2)Женского рода, 3)Среднего рода. 6.Востанови порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных. 1)Определяю склонение 2)Определяю падеж 3)Нахожу имя существительное с безударным падежным окончанием 4)По соотношению склонения и падежа узнаю окончание
Слайд 16
Проверка. 1.Имя существительное- это… 1)Часть речи; 2)Часть предложения; 3)Слово. 2.На конце каких имён существительных ты поставишь мягкий знак? 1)помощ… 2)молодёж… 3)карандаш… 4)сторож… 5)силач… 6)дич… 7)малыш… 8)доч… 3.Имена существительные в предложном падеже употребляются с предлогами… 1)всегда; 2)иногда. 4.Окаком падеже идёт речь: «Имя существительное в этом падеже является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом?» 1) О винительном падеже; 2)Об именительном падеже. 5.Имена существительные какого рода относятся к третьему склонению? 1)Мужского рода, 2)Женского рода, 3)Среднего рода. 6.Востанови порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных. 2)Определяю склонение 3)Определяю падеж 1)Нахожу имя существительное с безударным падежным окончанием 4)По соотношению склонения и падежа узнаю окончание
Слайд 17
ИТОГ УРОКА Над какой темой мы сегодня работали на уроке? Какой вывод можем сделать?
Слайд 18
Задание на дом
Слайд 19
Спасибо за урок! Молодцы!

Полный текст материала Проект урока "Имя существительное"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Виноградова Ольга Викторовна  ktkmrf
11.01.2011 2 11706 1970

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК