Коррекция орфографических трудностей
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Консультация
для учителей начальных классов
Тема: «Коррекция орфографических трудностей»
(Дидактический материал для выполнения работы над ошибками)
Составила: учитель-логопед
Саурина Т.П.
КОРРЕКЦИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ.
Несформированность соответствующих умений и навыков.
1.Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв.
Причина: а) недоразвитие фонематического восприятия.
Диагностика: а) консультация логопеда,
б) выявление недостатков фонематического восприятия.
Учить детей:
различать заданный звук среди других речевых звуков (исследуемый звук предъявляется среди других звуков, как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам.). Например: выделить звук У из звукового ряда «о, а, у, о, и, ы, у, о»; или слог «ша» из слогового ряда «са, ша, ца, ча, ша, ща, са».
осуществлять тонкую дифференцировку звуков близких по акустическим и артикуляционным признакам: звонких и глухих, свистящих и шипящих, твердых и мягких. Например: а)предметное лото – отобрать картинки на заданные звуки, б) буквенный вариант – записать первую букву слов – труба, дом, дуб, трамвай, в) работа с фишками разного цвета (синяя – твердые согласные, зеленая – мягкие, красная – гласные)
различать слова близкие по звуковому составу, но различные по смыслу: крыша – крыса, день – тень, булка – белка и т.д.
называть слова, включающие сразу два оппозиционных звука: С и Ш – сушка, Саша, шоссе; Ц и Ч – чернильница, ученица, горчица, отличница.
Дополнительные упражнения:
1). На расчленение названных слов на слоги, слогов - на звуки (например: сад, весна, березка, жар и др.
2). Выбор из числа названных слов таких, в которых содержится определенный звук ( например: звук С, Ш, Ж, З, Ч, Щ, Л, Р.)
3). Определение места звука в слове (в начале, в конце, в середине). Звонкие звуки в конце слов не брать.
4). Придумывание слов, которые включали бы тренируемый звук.(Например: придумать слово с твердым звуком С в начале слова).
5) Преобразование звукового состава слова (например: мак – рак, коза – коса, кит – кот – ком – сом – сок – сук).
Преобразование последовательности слогов (кабан – банка, мышка – камыш, насос – сосна).
6) Различение звуков, близких по артикуляции и звучанию (работа со словами – паронимами): З-С, С-Ш, Ж-З, Б-П, Д-Т, К-Г, Л-Р и др. (балка – палка, дочка – точка, жар – шар, коза – коса, малина – Марина и др.)
7)Различение мягкости звуков (мак – мяч, угол – уголь, брат – брать и др.)
2.
8) Запись под диктовку с проговариванием слов, обычно затрудняющих учащихся ( гвозди, сделать и др. слова со стечением согласных)
9) Запись под диктовку с проговариванием пар слогов (да – та, та-да, ба –па, па – ба, ди-ти, ти-ди и др.
10) Упражнения на запись слов по слуху при четком произнесении слов и слогов, включающих те звуки, на которые допускаются ошибки.
11) Упражнения на правописание безударных гласных: задания на запись предложений, включающих соответствующие слова; на постановку ударения; на выбор проверочных слов из родственного гнезда; на подбор проверочных слов; написание различных диктантов.
Полезно вначале сопровождать производимые действия рассуждениями вслух, с выполнением определенных этапов:
а) выясняю смысловое значение слова;
б) нахожу корень слова;
в) ставлю ударение и определяю, в какой части слова находится безударный гласный;
г) для проверки безударного гласного в корне изменяю слово или подбираю однокоренное так, чтобы гласный стоял под ударением;
д) пишу в слове такую же гласную как и в проверочном.
При условии систематических упражнений число этапов должно постепенно сокращаться, пока не выработается навык правильного написания.
Для устранения ошибок в правописании «сомнительных» согласных упражнять детей в звуковом анализе, в орфоэпическом и орфографическом проговаривании, в умении определять сильную и слабую позиции согласных, в умении выбирать проверочные слова из родственного гнезда, изменять форму слова, ставя согласную в сильную позицию.
Прич. б) слабая концентрация внимания.
Методика 2. Корректурная проба (для изучения устойчивости внимания).
Используются тексты с несколькими рядами букв. Ребенку предлагают в течение 5-7 минут как можно быстрее просмотреть ряды букв и вычеркнуть заданным образом 2-3 буквы (например: букву А зачеркивать, а букву К подчеркивать. Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок, пропуск букв и неправильно зачеркнутые буквы).
Задание: без ошибок переписать следующие строчки:
1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕКСЛАЛЛА ЕССАНЕССАС
2. ЕНАЛСТАЛЛЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАТЛЬТАРРС ЛИММОДОРА
3. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА
4. ГРУММОДЛ КЛАТИМОР ФИЛИТАДЕРРА
5. ВАТЕРПРОФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОЛЛА
8. ЛАЙОНОСАНДЕРА
9. МЕНОСЕПРИТАМАТОРИНТАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ
3.
10. БЕРМОТИНААВУЧИГТОДИМОШЕЖАНОЙМСТАНОПРИШДЛВИН
В). не усвоил правила правописания.
Ликвидация пробелов в знаниях.
2. Пропуск букв, недописывание слов и предложений .
1).Недостаточность звуко-буквенного анализа
а).Выявление недостатков звуко-буквенного анализа.
Учить детей:
определять количество звуков в словах МАК, ШУБА, КАРТОЧКА, ГВОЗДЬ, и др. Отмечать трудности в дифференциации выделенного звука с акустически близким. В какой мере ре6бенок может выделять звуки, которые он произносит правильно или неправильно;
преобразовывать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов (например: заменить гласный звук: сок – сук, переставить буквы в слоге марки – рамки, придумать слово состоящее из трех звуков, в котором 2 и 3 известны ом – дом, ком, сом, лом)
2). Неустойчивость внимания. (Корректурная проба)
3). Сниженная работоспособность (астеническое состояние)
щадящий режим
снижение учебной нагрузки
организация разгрузочного дня
3. Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова, слова из предложения, определение количества названных слов.
Причины: несформированность умения производить звукобуквенный анализ, выделять слово из речевого потока (синкретичность восприятия), недоразвитие языкового анализа и синтеза.
Задания:
Учить детей:
членить слышимую речь на отдельные слова и звуки;
выделять звуки из слова вразбивку (называние 2, 3, 5 и др. звуков в слдове; самостоятельное называние слов, где определенный звук стоял бы на 2, 3, 5, 7 месте и т.д.; определение количества гласных, согласных, звонких, глухих, твердых, мягких звуков в анализируемом слове).
Задание «склеенное слово», «склеенное предложение».Выделение отдельных слов из квазислова или предложения.
Инструкция: клей пролился, слова склеились, нужно отделить слова друг от друга черточкой:
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКАКАРТИНАНАСОС.
Аналогично дается инструкция на отделение «склеенных» слов в предложениях.
БылазимаМорозщипалщекиПотомсталотеплоивыпаломногоснегаДетилепили
снегурочкуОтснегарукизяблиНоснегурочкавышлахороша.
4. Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных.
а) Недоразвитие фонематического восприятия.
4.
консультация логопеда;
задания как в первом случае.
б) недостаточность звукового анализа.
Учить детей:
последовательно выделять звуки, входящие в состав данного для анализа слова: а) кот, дом, сом, шуба, окно, сумка, щипцы, бабушка, карточка, обезьяна, дверь, ткач, гнездо, дружба, торт.
б) скворечник, чернильница, кастрюля, кораблекрушение, сковорода.
определять количество звуков в слове;
называть звуки в слове, стоящие перед или после определенного звука.(Например: какой звук стоит после или перед З в слове гвоздь, в слове дрова – перед В или после Д и т.д.).
называть слова из 3, 4, 5 звуков и выделять в них звуки в той последовательности, в какой они следуют в слове;
придумывать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определенный звук (например: на звук С, но чтобы после него стоял звук А;
в) отсутствие ориентации на звуковую структуру слова.
Задание: «Сравнение слов».(выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами.).
Инструкция: Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе 2 слова, а ты должен ответить мне, какое из них длиннее, какое короче, какое больше, какое меньше.
Сравни слова карандаш и карандашик. Какое из этих слов короче и почему ?
Какое из двух слов длиннее: слово УДАВ или слово ЧЕРВЯЧОК, слово МИНУТА или слово ЧАС, почему?
Какое слово короче: слово ХВОСТ или слово ХВОСТИК, почему?
Какое слово больше: слово МЫШКА или МИШКА? и т.д.
Отсутствие устойчивого различения предметной отнесенности и звуковой оболочки слов свидетельствует о неразвитости умения вычленять элементы языковой формы.
5. Неразличение на письме сходных по начертанию букв (Б-В, Н-П, М-Л,
о-е, т-ш, п-т, У-Ч, б-д и т.д).
а) недостаточность кинетического и зрительного анализа.
Развивать зрительный гнозис, наблюдательность.
Выявление полноты, разносторонности, тонкости наблюдения.
описание внешнего вида объектов (ветка дерева, детальное и красочное изображение птицы или животного).
Задание ученику: Внимательно рассмотри объект и расскажи, какой он по виду. Ответ оценивается с точки зрения количества выделенных и охарактеризованных свойств и признаков объекта
Определение недостающих деталей на рисунках.
5.
Задание ученику: Посмотри, все ли правильно на этих рисунках? Если неправильно, дорисуй их. Оценивается число правильных решений.
Обнаружение малозаметных компонентов. Для сравнения предлагаются два рисунка, отличающиеся незначительными деталями. Вопрос: Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются? Подсчитывается количество найденных отличий.
Задание: «Напутанный рисунок». На бумаге на одно и то же место наносится контур нескольких предметов (10-15). Назвать предметы, которые ты здесь видишь. Подсчитывается количество найденных отличий.
Узнавание объектов. Ученику показываются контурные изображения и тип листьев различных деревьев. Предлагается узнать и назвать их. Учитывается степень полноты подмечания, дифференцированность и тонкость различения признаков
Методика «Домик» (срисовывание картинки).
Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.
Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
Ошибки: а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забра оцениваются отдельно; б) замена одного элемента другим; в) отсутствие элемента; г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; д) сильный перекос рисунка.
Задание: «Мягкие буквы». (Направлено на запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорций)
Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная)
6. Недоговаривание, добавление звуков.
а) Недоразвитие фонематического восприятия.
консультация логопеда;
задание № 1.
б) Недостаточность звукового анализа.
учить определять количество звуков в словах;
преобразовывать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов;
делить слышимую речь на отдельные слова и звуки;
выделять звуки из слова вразбивку
7. Лишняя вставка букв, удваивание букв.
а). Несформированность звуко-буквенного анализа.
определение количества звуков в словах;
преобразование слов;
последовательное выделение звуков в словах;
6.
определение количества звуков в слове;
называние предыдущего и последующего звуков в слове
придумывать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определенный звук, но чтобы после него тоже стоял определенный звук (например А)
б). Невнимательность.
Задание: без ошибок переписать строчки (квазислова, квазипредложения)
8. При списывании – пропуски букв, слогов, слов, перестановка слогов.
а). Недостаточность зрительного анализа
методика «Домик»
задание: найди слово (направлено на тренировку зрительного восприятия букв, выделения их в слове).
Задание ученику: Выбери и подчеркни те буквосочетания, слова, которые написаны до черты.
СЕ – СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ СО ЕС СЕ СО ОС СЕ ЕС
ОБ – БО БИ ОБ РВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО ОВ БА ОБ БО БИ
ГДЕ – ДЕГ ГЕД ГДО ГЕД ЕГД ГДЕ ГДО ДОГ ГЕД ГДЕ ГОД ДЕГ ГДЕ
КОТ – ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО ОТК КАТ ОТК
СЛОН – НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН ЛОСМ СЛОМ СЛОН
ВОДА – ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВАА ВОДА АДОВ
КАКОЙ - КОКОЙ КОКАЙ ОКАЙ КАЙОК КАКОЙ КАКОИ ИКОАК КАКОЙ
ЧАШКА – ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА ЩАЧКА
б). Недостаточность звуко-буквенного анализа (занятия с логопедом)
все упражнения на устранение недостатков звуко-буквенного анализа
в). Неустойчивость внимания
без ошибок переписать строчки (квазщипредложения)
корректурная проба
красно-черные таблицы (тренировка переключаемости внимания)
9. Элементы сращивания и расщепления слов, слитное написание с предлогами.
Ис.прич: а) Трудности при выделении слова из предложения, разделения слов.
Задания на выявление недостатков синтеза звуковых элементов:
ребенку предлагают отдельные звуки ( С, А) и предлагают сказать какой слог получится. Материалом для заданий являются прямые слоги (са, на, ку), обратные слоги (ап, ом, ус), закрытые слоги (сас, лам), слоги со стечением согласных (ста, тро, кли). В более сложном варианте - произносятся отдельные звуки ( С У М К А) и нужно сказать, какое слово получится.
Прием «упреждающего синтеза», т.е. прогнозирование слова на основе восприятия отдельных его элементов, что особенно важно для чтения: ребенок должен определить недостающий слог в слове.
Задания на развитие пространственных представлений:
а) отработка понятий правый и левый;
7.
б) выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений ( на, над, под, за и др) с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи.
в) выполнение заданий: нарисовать домик, елочку, забор в перевернутом виде; рассматривать картинки в прямом и перевернутом виде.
г) узнавание предмета по контурным изображениям и деталям рисунка.
д) использование игр с постройками из кубиков.
е) составление узоров из геометрической мозаики по рисунку и по памяти, работа с конструктором, склеивание различных моделей, работа оригами, называть, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.
г)Написание слов справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зеркало, школа, семечко, попугай, книга, тетрадь, телефон, ваза, машина.
Методика «Разноцветные точки».(выявление нарушений в однонаправленности считывания слева направо и сверху вниз)
Для выполнения задания необходима рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на которой строчками наклеены выбитые из цветной бумаги «точки». Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой сроке. Сначала определяется, умеет ли ребенок правильно устанавливать связь между цветом и его названием. Затем дается инструкция: называй эти строчки по порядку, читай их. Ученик называет строчки в том порядке, который он сам себе устанавливает. При этом взрослый не делает никаких замечаний. Школьник может прекратить чтение точек, если он заметил свою ошибку или сбился, и начать выполнять задание сначала, но это предварительно с ребенком не оговаривается.
Анализ и коррекция ведутся по следующим направлениям:
Откуда ребенок начал чтение, т.е какая строчка была названа первой (правильный ответ – крайняя левая точка верхней строки).
В каком направлении ученик продолжил чтение, т.е. какая толчка была названа второй (правильный ответ – расположенная рядом на той же строке справа)
В какой последовательности ребенок называл точки на строке: слева направо без повторов, повторные чтения, пропуски, чтение в обратной последовательности (правильный ответ – слева направо без повторов и пропусков и чтения в обратной последовательности).
В какой последовательности школьник читает строчки на рабочей карточке: от верхней строчки к верхней без повторов и пропусков, повторяет чтение той же строчки, пропуск строчек, повторное чтение выше лежащей строчки, читает от нижней строки к верхней, ввести условия чтения и требовать обязательного выполнения.
Методика «Диагностика трудностей в выполнении пространственных учебных требований»
8.
Ученику предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных в строчках, нарисованных на свободном месте справа от образца.
.
.
. . . . . . . . . .
.
. . . . . . . . . .
.
. . … . . . . .
.
. . . . . . . . . .
Задание выполняется на листе из школьной тетради. Затем ребенок должен (после выполнения задания) рассказать пространственное расположение точек.
Инструкция: нарисуй точки, соблюдая требования:
начинать с самой верхней точки.
сначала срисовать самую крайнюю точку слева
следить за промежутками между точками
Оценивать: сохраняет ли число точек в группе, ставит ли точки в порядке слева направо, отражает ли разницу в промежутках между точками, соблюдает ли порядок работы на строках от верхней к нижней.
10. Затруднения при слиянии букв в слоги, слогов в слова.
Ис.прич: Недостаточность процессов синтеза звуковых элементов.
Задания см. в № 9 а.
11. Побуквенное чтение.
Ис.прич: Несформированность синтеза звуковы элементов.
Задания те же, что и № 9а.
12. Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.
Ис.прич: Недостаточность зрительного анализа.
Упр: корректурные пробы, красно-черные таблицы, переписывание квазипредложений.
Упр: Методика «Домик».
Ис.прич: Недостаточное развитие пространственных представлений.
Упр: Разноцветные точки.
Упр. Копирование точек, расположенных на строчках.
Ис.прич: Не выработана прочная связь между зрительным и двигательным образами букв.
Коррекция: формирование соответствующих ассоциаций
13. Замена букв по пространственному сходству.(т-ш, б-д, У-Ч,)
Ис.прич: Недостаточное развитие пространственных педставлений
Упр: разноцветные точки, копирование точек, расположенных на строке.
Ис.прич: Недостаточный зрительный анализ.
9.
Упр: методика «Домик», сравнение правильного и неправильного написания букв, «мягкие» буквы (направлено на запоминание буквы и соотношение ее частей и пропорций. Шнурком на листе белой бумаги выкладывать буквы)
14. Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки.
Ис.прич: 1.Не усвоено понятие рабочая строка.
Упр. Методика «Разноцветные точки».(см. № 9 г)
Нарушена тонкая моторика, не сформированы зрительно-двигательные координации.
Методика «Змейка» (изучение особенностей зрительно-двигательной координации). На стандартном листе бумаги рисунок извилистой дорожки 5мм. Ребенку предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь стенок и не пересекая ее.
Качество оценивается по времени, затраченному на рисование линии и числу касаний. Каждое касание – 1 балл.
Недостаточное развитие пространственных представлений.
Упр. «Разноцветные точки»
Упр. «Копирование точек над строчками»
15. Расположение букв при списывании (чтении) в обратной последовательности; копия слева от образца.
Ис.прич: 1. Нарушена однонаправленность считывания слева направо.
Упр. «Разноцветные точки».
2. Недостаточно развиты пространственные представления.
Упр. Задания на развитие пространственных представлений
отработка понятий правый и левый;
выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (на, над, под, перед, за и т.д.) с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи.
выполнение заданий: нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом виде; рассматривать картинки в прямом и перевернутом виде
узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка;
использование игр с постройками из кубиков;
составление узоров из геометрической мозаики по рисунку и по памяти, работа с конструктором, склеивание различных моделей с пояснением, где какая сторона, верх, низ и т.д.
написание слов справа налево: яблоко, петух, брюки, вагон, зеркало, школа, семечко, попугай, книга, тетрадь, телефон, ваза, машина.
16. Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала, копия располагается на строчке, находящейся выше образца, продолжение рабочего материала располагается на границе рабочей строки.)
Упр. «Разноцветные точки»
Упр. «Срисовывание точек над строчками»
10.
Упр. «Развитие пространственных представлений».
17. При чтении повторное считывание той же строки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней.
Ис.прич: 1. Не усвоены правила расположения материала в направлении справа налево, сверху вниз.
Упр. «Разноцветные точки»
2. Недостаточно развиты пространственные представления.
Упр. на их развитие см.№ 9.
Неустойчивость внимания.
Методика «Домик»
18. Не усвоено правильное начертание букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр.
Ис.прич: 1. Недоразвитие микромоторики.
Упр. на развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений.
вырезывание по контуру
складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки
работа с пазлами
рисование кругов, овалов и других элементов
самомассаж кистей с помощью предметов и без них
выполнение пальчиковой гимнастики
2. Нарушение зрительно-моторной координации.
Методика «Змейка»
Несфомированность дифференцированных зрительных образов букв. Неправильный выбор образца при написании буквы.
Упр. на формирование умения сравнивать
Упр. на развитие наблюдательности (полноты, разносторонности, тонкости, отличия)
описание внешнего вида объекта (ветка дерева, детальное красочное изображение птицы или животного). Задание: внимательно рассмотри объект и расскажи, какой он по виду. Учитывать: количество выделенных и охарактеризованных свойств и признаков объекта.
определение недостающих деталей на рисунках (Посмотри, все ли правильно на рисунках. Если неправильно – дорисуй.)
обнаружение малозаметных компонентов. (Сравниваются два рисунка, отличающихся незначительными деталями. Вопрос: Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются? Подсчитывается количество найденных отличий.
задание «Запутанный рисунок». На бумаге на одно и то же место наносятся контуры нескольких предметов (10-15). Задание: назови предметы, которые ты здесь видишь.
узнавание. Показываются контурные изображения предметов и предлагается узнать и назвать их.(Оценивается по степени полноты
11.
подмечания свойств, дифференцированность и тонкость различения признаков.
Упр. на развитие способности к интерпретации, осмыслению наблюдения.
Задание: описать какую-либо сюжетную картинку, методика «Домик».
19. Неряшливое письмо, неумение правильно надавливать на ручку или карандаш.
Ис.прич: 1. Недоразвитие микромоторики.
Упр. «Змейка»
Упр. на развитие мелкой моторики (см.№18)
2. Несформированность определенных личностных качеств.
Выработка аккуратности и прилежности.
20. Очень медленный темп письма.
Ис.прич: 1. Недоразвитие микромоторики(см.выше)
2.Трудности в произвольном управлении движениями.
Упр. «Палочки» (выявление особенностей саморегуляции интеллектуальной деятельности). На листе бумаги в линейку ученику предлаггается написать систему палочек и черточек между ними (1-2-3). Время выполнения задания 10-15 минут.
Упр. «Графический диктант».
21. Искажение почерка. (Нестабильность графических форм).
Ис.прич: 1. Недостатки зрительно-моторной координации.
Упр. «Змейка», .
Упр. «Рисование узоров»
2. Недостаточность зрительного анализа.
Упр. «Домик»
3. Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами буквы.
Формирование соответствующих ассоциаций.
22. Сложности при переводе звука в букву и наоборот.
Ис.прич: 1.Не усвоены понятия звук и буква, их соотношение.
Ликвидировать пробелы в знаниях.
2. Не выработана ассоциативная связь между звуковой и графической формами буквы.
Формировать соответствующие ассоциации.
3. Дислексия.
Коррекционные занятия с логопедом.
23. Неправильное чтение похожих по начертанию букв.
Ис.прич: Оптическая дислексия. Недоразвитие пространственных представлений.
Упр. Разноцветные точки, копирование точек расположенных над строчками, упр. на развитие пространственных представлений, занятия с логопедом.
24. Элементы речи удерживаются в памяти неустойчиво.
Ис.прич: 1. Недостатки в развитии кратковременной памяти.
12.
Упр: Ученику предлагается запомнить предметы, расположенные на 3-4 картинках и назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных.
Так же учить узнавать буквы и цифры, используя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно число запоминаемых картинок можно увеличивать.
2. Недостаточное владение произвольным запоминанием.
Упр. «Палочки»
Упр. «Пиктограмма». Развитие опосредованной произвольной памяти. Ученику выдается лист бумаги, разделенный на 20 клеточек (5-по горизонтали и 4 по вертикали).Задание: с помощью условных изображений (пиктограмм) запомнить 20 слов (конкретного и абстрактного содержания). Интервал – 7-10 сек. Через 5-10 минут ученик должен, глядя на свои пиктограммы, вспомнить как можно больше слов и записать в соответствующие клеточки под соответствующими рисунками.
3. Поверхностность обработки материала при запоминании.
Упр. «Двойная стимуляция памяти» (развитие способности находить и устанавливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении).
Перед учеником раскладывается 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (яблоко, самолет, чайник, ручка, рубашка, автомобиль, петух и т.д.)
Инструкция: Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки и отложи ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово. Затем читается первое слово. После того как ученик отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему называли. Подсчитывается количество. Набор слов: пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.
Слабая концентрация внимания.
Упр: Корректурная проба, красно-черные таблицы, переписывание квазистрок.
25. Трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда.
Ис.прич: 1. Недоразвитие кратковременной памяти.
Упр. развитие произвольной памяти (нахождение букв, предметов, отыскание их среди 10-12, но вначале на 3-4)
2. Недостаточное владение произвольным запоминанием..
Учить выявлять смысловые связи, пользоваться логическими схемами, выявлять закономерности. Упр. «Нелогичные ассоциации». Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой (книга, цветок, сосиска, мыло). Предложите им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор их воображению. В результате должна получиться
13.
маленькая история. Использовать это упр. надо как можно чаще, чтобы у детей выработался устойчивый навык.
3. Поверхность обработки материала при запоминании.
Развивать логическое мышление. Упр. «Догадайся, кто нарисован», «На что это похоже?», «Заполни пробел» и т.д.
Двойная стимуляция памяти. (Цель – побудить детей к ассоциативному мышлению). Упр. «Нелогичные ассоциации», «Запоминание стихов» (любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.(Консультацию по технике выполнения запоминания можно получить у логопеда или психолога).
26. Сложности при переводе печатной графемы в письменную. (Смешение печатных и письменных букв).
Ис.прич: 1. Недостаточность зрительного анализа.
Методика «Домик».
2. Недостаточно отдифференцированы зрительные образы печатных и письменных букв.
Формировать умение сравнивать.
27. Тремор (дрожание руки при письме).
Ис.прич: 1. Трудности в произвольном управлении микромоторикой.
Работа с мозаикой
Упр. «Змейка»
Упр. на развитие дифференцированных моторных актов и двигательных- умений;
Массаж и самомассаж кистей рук;
2. Функциональное нарушение нервно-психической сферы (астения).
Щадящий режим
Снижение учебной нагрузки;
Организация разгрузочного дня.
28. Потеря строки при чтении.
Ис.прич: Неустойчивость произвольного внимания.
Методика «Домик», «Пуговица», «Цифровые таблицы»
29. Возрастание ошибок к концу работы.
Ис.прич: 1. Постепенная утрата контроля. Недостаточность саморегуляции.
Упр. «Палочки», «Графический диктант».
2. Нарушение функции внимания.
Двигательная разрядка, методика «Домик»
3. Астеническое состояние.
Снижение учебной нагрузки, щадящий режим.
30. Количественные ошибки (уменьшение, увеличение количества элементов).
Ис.прич: 1. Отсутствие точной дифференцировки количественных отношений.
Упр. на установление взаимно-однозначного соответствия.
14.
а). Перед ребенком кладется ряд предметов (напр. пуговиц). Задание: выложи столько же фишек в ряд, сколько здесь пуговиц.
Затем закрыть ряд фишек: сколько фишек ты выложил?
Закрыть ряд пуговиц: сколько пуговиц закрыто?
б). Расхождение количественного и пространственного моментов в условиях действия. Выполняется на листах в клетку.
Задание: дорисовать столько же квадратов на пустой дорожке, сколько на первой.
в). Сравнение множеств, элементом одного из них является отдельный предмет, а элементом другого множества – сразу несколько предметов.
Задание: В верхней части листа – ваза с букетом цветов. Ниже – пустые вазочки, приготовленные для букетов. Под ними клумба, на которой садовник начал высаживать цветы для будущих букетов. Нарисуй столько цветов, чтобы их хватило в приготовленные вазочки.
2. Недостаточность зрительного анализа.
Методика «Домик».
3. Инерция возбудительного процесса или преждевременная заторможенность.
Раскрашивание картинок, упр. «Змейка».
НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ.
31. Ошибки при выполнении конкретных заданий на определенную тему.
Ис.прич: 1. Не усвоены соответствующие правила.
Ликвидация пробелов в знаниях.
2. Трудности в применении правил.
Упр. специальный подбор заданий на сближение знаний и действий, использование алгоритмов в применении правил.
32. Нечеткое знание всех букв алфавита.
Ис.прич: 1. Недостатки в развитии произвольной памяти.
Упр. Запоминание предметов, букв, цифр. Отыскание их на картинках.
2. Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию.
Упр. а). Различение слов близких по звуковому составу и по написанию.
б). Вычеркивание в тексте заданных букв.
в). Упражнения на устранение недостатков фонематического восприятия.
33. Затруднения в употреблении заглавной буквы.
Ис.прич: 1. Не усвоено правило.
Ликвидировать пробелы в знаниях.
2. Недостаточная гибкость мыслительной деятельности.
Упр . Методика «Продажа слов с аукциона».
Ученикам предлагается рассмотреть какой-либо объект с разных точек зрения и назвать как можно больше его свойств, качеств, признаков (напр. рассмотреть названное слово как часть речи, как член предложения с т.зр. морфологической структуры, количества букв, слогов, звуков и т.д. Ученик, который последний
15.
называет какое-либо качество данного слова, становится хозяином этого объекта.
34. Неумение пользоваться точкой для выделения предложений.
Ис.прич: Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, неспособность вычленять предложения из текста, недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия).
Упр: «Склеенное слово, предложение»
Работа с логопедом.
35. Ограниченный словарный запас.
Ис.прич: 1. Недостаточное развитие процессов памяти.
Упр: Методика «Двойная стимуляция памяти».
2. Слабая познавательная активность.
Задания на нахождение синонимов, антонимов. Работа по словообразованию, расширению семантических полей, родственных гнезд, валентностей слов (консультация у логопеда).
36. Плохое запоминание прозы, стихотворения.
Ис.прич: 1. Использование нерациональных приемов заучивания.(Недостаточная опора на мыслительную деятельность).
Упр: Учить приемам смысловой обработки текста (деление на смысловые части, выделение опорных пунктов, составление плана).
2. Недостаточность непосредственного произвольного запоминания.
Упр. на развитие непосредственной произвольной памяти, двойная стимуляция памяти.
3. Астеническое состояние. Истощение психических процессов (неврастения).
Щадящий режим, снижение учебной нагрузки, организация разгрузочного дня.
37. Дословный пересказ.
Ис.прич: 1. Несформированность приемов смысловой обработки материала.
Упр: «Пиктограмма»
Упр. Классификация.(Выявление и формирование способности анализировать, умения выделять общий признак для группы объектов.
На наглядном материале. Предлагается 25-30 картинок (напр. домашние животные, домашние птицы, дикие животные, птицы, рыбы).Учитель просит разделить их так, чтобы в каждой группе были картинки, имеющие между собой что-то общее, сходное, одинаковое. Ученик должен ответить, почему он эти картинки объединил в одну группу. Фиксируется количество выделенных групп.
На вербальном материале.
Ребенку предлагается 12 слов-названий животных: лось, ястреб, белка, лисица, бык, лошадь, ворона, волк, кот, гусь, курица, собака. Нужно разделить их на 2 группы всеми возможными способами (напр.Домашние и дикие животные, животные и птицы, хищные и нехищные, существительные мужского и женского рода, по количеству слогов, оканчивающихся на ь и нет)
38. Искажение смысла слов, непонимание смысла слов, фразы.
Ис.прич: 1.Некритичность мышления, семантическая афазия.
16.
Задание: «Корректор», «Ошибающийся учитель».
2. Поверхностная смысловая обработка текста.
Задания см. № 35.
Учить работать с текстом, выделять существенное в прочитанном.
Упр. «Пословицы». Выявление способности к пониманию переносного смысла пословиц, фразы.
Ученику дается 8 карточек в произвольном порядке. На каждой напечатаны пословицы. Ребенку нужно объединить пословицы в группы по основному смыслу:
Волков бояться – в лес не ходить.
Смелость города берет.
Дело не медведь в лес не уйдет.
Семеро одну соломинку поднимают.
Семь раз примерь – один отрежь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Семеро одного не ждут.
Кто встал пораньше – успел подальше.
(О смелости, о лентяях, сначала подумать – потом говорить, никогда не надо опаздывать).
39. Трудности понимания слов, сходных по звуковому составу.
Ис.прич: Недостаточное развитие фонематического анализа.
Упр: на устранение недостатков фонематического восприятия
Работа со словами-паронимами.
Конфликтные картинки: Ребенку предлагаются 3 пары конфликтных картинок. Одно слово, обозначающее предмет, пишется на отдельной карточке и ребенок, прочитав слово, указывает на соответствующую картинку.
Слова : МОЛОТОК ВОРОНА.
Картинки : МОЛОКО, МОЛОТОК, ВОРОНА, ВОРОТА.
Работа по развитию звуко-слогового анализа и синтеза.
Использованная литература
Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Издательство «ОСЬ-89» М., 1999
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. – М., 1995
Рабочая книга школьного психолога / Под.ред. И.В.Дубровиной
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. Издательство «ОСЬ-89» М., 1999
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995
Оморокова М.И., Раппопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990.
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма. – СПб.: Издательский дом «М и М», 1997.
Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., М., 1989.
Успенский Э.Н. Грамота – М.:Росмэн, 1992.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Саурина Татьяна Петровна
→ tanuschka 14.01.2011 2 5202 1607 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.