Урок + презентация по русскому языку "Общее понятие о приставке и суффиксе" 3 класс
МОУ «Жиздринская средняя общеобразовательная школа №1» Илюшкина Нэля Юрьевна
Урок русского языка в 3 классе
по теме:
«Общие понятия о приставке и суффиксе»
(УМК «Школа России)
Подготовила и провела
Учитель начальных классов
Илюшкина Нэля Юрьевна
Цели урока:
Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;
Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;
Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
Совершенствование каллиграфического навыка
Организационный момент.
Минутка чистописания
1. Повторить правила посадки при письме
2. Показ учителем написания элементов
3. Самостоятельное прописывание.
Словарная работа (Слайд2)
1 ученик работает у доски
Учитель: Запишите отгадку, подчеркните букву, написание которой надо запомнить, поставьте ударение.
- Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (корова)
- В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (помидор)
- За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус как сахар сладкая. (морковь)
- Дремучий лес к стеклу прирос,
Нарисовал его …… . (мороз)
Повторение пройденного материала
Учитель: Какие слова называют однокоренные? (слова, у которых общее значение и общая часть, называют однокоренными или родственными.)
Учитель: Подберите (устно) однокоренные слова к записанным.
Учитель: Что такое корень? (общая часть всех родственных слов, в нём содержится значение слова)
Изучение нового материала
Учитель: Спишите слова (слайд 3)
Бег – забег, побег, разбег, набег, пробег
Ход – приход, поход, выход, вход, переход.
- Выделите корень.(проверка слайд)
- Сравните однокоренные слова по смыслу (слова имеют общее значение, Одинаковые по смыслу)
- Есть ли разница между словами?
- Отчего она зависит?(ответы детей)
- Что помогло нам образовать новые слова? (ПРИСТАВКА)
- Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она,
Ведь при помощи приставок
Образуются слова.
- Приставка обозначается значком
Выделите в словах приставку.(слайд )
Учитель: Что же такое приставка? (ЧАСТЬ СЛОВА)
- Где она стоит? (она стоит ПЕРЕД КОРНЕМ)
- Для чего служит в нашем языке? (служит ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ)
Учитель: Делаем вывод: что такое приставка (план ответа на слайде 4)
Что такое приставка
Где стоит в слове?
Для чего служит в нашем языке?
Дети делают вывод:
ПРИСТАВКА _ ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПЕРЕД КОРНЕМ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.
Учитель: Сравните наш вывод с правилом на стр. 57.
Упражнения для закрепления
Упражнение 146 (с комментированием)
- От слов ходить, летать образовать однокоренные слова с помощью приставок у-, в-, до-, от-, под-. Записать слова. Выделить корень и приставку.
Физминутка (см.приложение) Слайд 5.
Продолжение изучения нового материала.
Учитель: Есть ещё одна часть слова, которая помогает образовывать новые слова – это СУФФИКС.
- Запишите слова. Слайд 6.
Дом, домишко, домик, домище.
Учитель: Выделите корень.(проверка)
- Сравните слова по смыслу.
- Есть ли разница, отчего она зависит? (ответы детей)
- Что помогло образовать новые слова? (суффикс)
Учитель: Какую работу выполняет суффикс? (ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА)
- Где стоит суффикс? (ПОСЛЕ КОРНЯ)
-Суффикс обозначается значком
- Выделите суффикс в словах.
- Что же такое суффикс? (дети отвечают, пользуясь планом на слайде 7)
СУФФИКС - ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.
- Сравните ваш вывод с правилом на стр.57
VIII.Упражнения для закрепления
Упражнение стр. 147
(с комментированием по цепочке)
- Образовать новые слова, используя суффиксы – ок или – ик. Написать слова. Выделить суффиксы.
Сравнить слова без суффикса и с суффиксом. Какой оттенок внёс суффикс в смысл слова?
Закрепление.
Учитель: Итак, мы узнали ещё две части слова: приставку и суффикс.
- Что такое приставка? Для чего она служит в русском языке?
- Что такое суффикс? Для чего он служит в русском языке?
- На прошлых уроках мы с вами говорили, что каждое слово обязательно что-то обозначает. Где скрыто значение слова?(в корне. Каждое слово обязательно имеет корень).
Учитель: отдели от дерева ствол, ветки, а корень оставь – через некоторое время вырастет новое дерево. Оторви от дерева корень и дерево погибнет, потому что корень – самая главная часть. Так и в языке – отними у слова все части, а корень оставь, значит, слово живо, оно «обрастает» новыми приставками и суффиксами. Отнимем у него корень и слово перестанет существовать.
А давайте попробуем вырастить дерево. Открывается слайд 8 .
- Внизу даны корни слов. Ваша задача «обрастить» их суффиксами и приставками. Полученные слова записать. Выделить части слова.
Должны получиться слова:
Шумок, зашуметь, шумный. Звериный, зверюшка, зверёк, озвереть.
Учитель: Какие части слова помогли нам образовать новые слова?
Итог урока
- С помощью, каких частей слова образуются новые слова?
- Для чего служит окончание?
- Для чего служит корень?
- Может ли быть слово без корня?
XI. Домашнее задание.
Упражнение 149. образовать от данных слов однокоренные слова с помощью суффиксов – ик или –к. Написать, выделить части слова.
Правила стр. 57, 58.
Выставление оценок.
Приложение
Физкультминутка
Музыкальная тучка
- Вы старались, вы писали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки.
(дети поднимают руки и потягиваются)
- Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас детей.
(дети машут руками, прогоняя тучку)
- Вот к нам солнышко пришло
Стало весело, светло
(дети поворачивают голову влево-вправо, вверх-вниз)
- Громче, музыка, играй
Нас на танец приглашай!
(играет музыка, дети танцуют)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Илюшкина Нэля Юрьевна
→ Рыбка6948 05.02.2011 3 57291 7484 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.