МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цель:
1 Познакомить учащихся со склонением
имен существительных во множественном
числе.
2. Познакомить со окончаниями сущ. в
Им.п.мн.ч.
3. Развивать внимание.
ХОД УРОКА
Оргмомент. (0,5
мин)
Здравствуйте, ребята.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок
Обратить внимание на правильную посадку.
Проверка
домашней работы. (3
мин)
Упр. 239
Гимнастика
для рук. (1 мин)
Вот помощники мои,
их как хочешь поверни,
По дороге бело, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки:
Чок-чок-чок, чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок
Пальчики разогрели теперь можно
приступать к работе. Ещё раз обратите
внимание на свою посадку. Сели правильно,
красиво, спинки пряные, тетради на столе
лежат под наклоном 30 гр.
Запишите число
Классная
работа.
Какие орфограммы вы встретили?
А сейчас проведем не большую орфографическую
работу, разгадаем кроссворд.
Ответы записывайте себе в тетрадь.
Словарно-
орфографическая работа
Слайды
КРОССВОРД
Работа с
компьютером
Я
зашел в зелёный дом
И не долго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро
в городе другом. (вагон)
Он
на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда.
Двойное Р содержит он
И
называется … (перрон)
На
большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два С,
Называется
… (экспресс)
В
поле лестница лежит,
Дом
по лестнице бежит. (поезд)
Вещи,
груз пассажиров, упакован для отправки,
перевозки. (багаж)
Сам
вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим:
Всё
стоим она идет. (эскалатор)
- Прочитайте слово, которое
получилось по вертикали (вокзал)
- Вокзал это большая станция на путях
сообщения.
- Послушайте, как возникло это слово.
Слайд
Одна английская дама
превратила свою усадьбу в место
общественных гуляний и построила
павильон, который назвала «ВОКСХОЛЛ».
А звали даму ДЖЕЙН ВОКС, «ВОКСХОЛЛ» в
переводе на русский язык означает «ЗАЛ
ГОСПОЖИ ВО». Потом
это слово стало означать «Концертный
зал на железнодорожной станции». Когда
построили железную дорогу из Петербурга
в Павловск, конечную станцию назвали
ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть и
другие железнодорожные станции России.
Запишите это слово в тетрадь и скажите,
какие орфограммы вы встретили в этом
слове.
(безударная гласная О,
и парная согласная К, правописание
которых надо запомнить)
- Скажите что общего в этих словах?
( Все эти слова на тему вокзал.)
( Это
существительные единственного числа,
мужского рода 2 скл.)
Работа с предложением
А теперь запишите предложение
У доски работает Гусева Яна
С
перрона
железнодорожного
вокзала
отправился
скорый
поезд.
Разберите это предложение
по частям речи.
Определите падеж, скл, выделите окончание.
Вывод.
Как определить падеж
существительных? (По
вопросам предлогам и окончаниям)
Сообщение
темы урока.
Молодцы, ребята. А сейчас переходим к
новой теме.
Прочитайте слова, какое слово лишнее.
Мороз,
снег, пальто, метель, шапка.
(Слово пальто
не склоняется, а все остальные слова
можно поставить во мн.ч.)
Правильно, ребята.
Тема сегодняшнего урока
Множественное число
имен сущ.
И в течение урока мы с вами должны
ответить на ряд вопросов.
- Запишите тему урока в тетрадь.
Р., еще раз скажите, в каком падеже стоят
эти сущ.
Напишите эти слова в тетрадь во мн.ч.
Выделите окончания.
- Что обозначает сущ. во мн.ч.
-Что меняется при изменении
сущ. по числам. (Окончания)
Какие окончания имеют сущ.
во мн.ч.
(-а, -я, -ы, -и).
А теперь, кто сможет из вас ответить на
вопрос , как отличить сущ. ед.ч. от мн.ч.
(Сущ. ед.ч. обозначают один предмет, а
сущ. мн.ч. два и несколько предметов.)
Физкультминутка (2
мин)
Мы работаем отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем как зайки!
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? Отдохнули.
(на внимание)
Работа по учебнику.
Обратить внимание на посадку.
Откройте учебник на стр. 107 и ___
Найдите упр. 241
Прочитайте задание к упражнению.
Выпишите слова во мн.ч. выделите окончание.
Какие сущ. во мн.ч. вы выписали.
Вывод : Какие окончания имеют
сущ. во мн.ч.
Ещё раз прочитает вывод на стр. 107
Упр. 245.
Переходим к следующему заданию
Просклоняйте сущ. вьюги,
метели.
Вывод: Прочитайте вывод на
стр. 108.
Итог урока:
А теперь еще раз обобщим наши рассуждения.
Что обозначают сущ. во мн.ч.?
Что изменяется в им.сущ. во мн.ч?
Различаются ли по скл. им. сущ. во мн.ч?
Дом .задание.
Откройте дневники запишите дом задание
Упр. 246. Просклонять сущ. березы, деревья,
облака. Выделить окончания, сделать
вывод.