Урок русского языка на тему "Основа слова" для 3 класса


Прочитай слово.


Измени слово, найди окончание.

Отдели основу от окончания значком.

Подумай над смыслом, заключённым в основе.


Проверь себя.



ПОДЛЁДНЫЙ

СНЕГОВИК

ЛЫЖИ





ПОДСНЕЖНИК

СНЕГ

ГОРКА



УЗОРЫ

ЗАСНЕЖЕННЫЙ

ЛЫЖНЫЙ



КАТОК

ПРОРУБЬ

ЛЕДЯНОЙ

Урок по русскому языку для 3 класса по ОС «Школа 2100...»

Тема: «Основа слова»

Составила: Дрокина Жанна Васильевна, учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ №15 г. Коврова Владимирской обл.

Список использованных источников:

  1. Учебник «Русский язык 3 класс», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М.: Издательство «Баллас», 2006.

  2. Методические рекомендации авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М.: Издательство «Баллас», 2006.

Цели:

Развивающие: создать комфортную психологическую атмосферу и условия для творческого усвоения знаний об особенностях основы как части слова, её месте в слове и роли, развития умений находить и выделять основу слова по алгоритму,

Развивать адекватную самооценку каждого учащегося, творческие способности, орфографическую зоркость, речь, память, мышление, внимание, интерес к предмету;

Образовательные: формировать навыки грамотного письма, разбора слова по составу, обогащать словарный запас учеников.

Воспитательные: воспитывать чувство взаимовыручки, сотрудничества, волевые качества, стремление к успеху.


Оборудование:

Учебники, тетради, письменные принадлежности, карточки, памятки, фломастеры (группа), кроссворды (парта), чистые листы (продуктивные задания), демонстративный материал: опорные схемы и наименования (части слова, основа слова, как найти основу слова, «шаги» алгоритма, корень, суффикс, окончание, основа, схемы слов, метафора в виде рисунка)























Ход урока:


Этапы (цель)

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Доска

Самоопред к деят


Оргмомент

Включ в уч деят-сть на личн/значимом уровне

Интер в кругу, фронтальная

Почему начали урок с данного стихотворения? Желаю успеха. Взаимовыручка и стремление к успеху помогут при выполнении задания.

В группах – за руки

Открывать знания в области языка.


Минутка

Чистописания

фронтальная

Прочитайте словосочетание, спрятанное в узоре. Назовите тему раздела. Запишите словосочетание, спрятав букву в узор. Легко и красиво.

Выполняют (посадка, положение тетради)

Узор: «Части слова»

Актуализация знаний и мотивация.

Воспроизведение ЗУН, достаточных для поиска решения проблемы

Фронтальная и индивидуальная


Вспомнить знания о частях слова, показать свои умения, вам помогут следующие задания:

Прочитайте слова орфоэпически.

Спишите, обозначьте орфограммы.

Проверка фронтальная.

Какие орфограммы обозначили? Обозначает на доске.

В какой части слова встретились орфограммы?

Что такое корень? Найдите значок корня на столе.

Можно ли назвать данный ряд слов однокоренными? Почему?

Подумайте, какое слово в данном ряду может быть лишним? Почему?

Какая часть слова изменила его форму, оставив значение неизменным?

Какую роль играет окончание?

Найдите значок на столе.

Какое слово может быть лишним по другому признаку?

Какую роль играют прист и суффикс в словах?

Найдите значки на столе, вывесите на доску.






Выборочно.

Выполняют самостоятельно.


Объясняют.



Корень – главная часть слова.

В нём заключён основной смысл слова, содержится общий смысл однокоренных слов. Имеют один корень и близки по смыслу.

Морозы, потому что это другая форма одного слова.

Окончание.

Для связи слов в предложении.

Морозный.

Заморозки, потому что это слово имеет приставку, а другие–нет.

Образуют новые слова.




Мороз, морозный, морозилка, морозы, заморозки.

























Постановка проблемы как темы

Создание проблемной ситуации с удивлением (между двумя положениями)



Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы

Побуждающий диалог от проблемной ситуации

Молодцы!

Без труда справитесь с заданием: подбери из данных, слово, подходящее к схеме.


Вы согласны?

Кто не согласен?

Почему ответ на этот вопрос вызвал разногласие? У нас возникло много спорных мнений?

Какой возникает вопрос? Это основа.

Сформулируйте тему урока.




Что вы уже можете сказать об основе? (см на тему раздела)








Справляются с первыми, в последнем случае – разброс мнений)



Мы не изучали эту часть слова.


Что это за часть слова?

Кто из нас прав?

Как найти основу в слове?

Варианты ответов.



Основа слова.

Часть слова.




Основа слова.

научиться находить основу в слове

?

Поиск решения







Открытие знаний.

Побуждающий к плану диалог

Что мы должны знать об основе как части слова? Вспомните по какому плану работали с другими частями слова? ИЛИ

Какие вопросы рассмотрим?





обозначение, место в слове, роль, правописание.




План.

1.обозначение?!

2.место в слове.?

3.роль?

4.правописание


Подводящий к открытию знанию существенных признаков понятия диалог

(в группах)


1.Найдите значок основы на столе? Нарисуйте в воздухе, носом с закрытыми глазами.

2.Выясним, каково место основы в слове. Помогут изученные части слова.

Для этого поработаем в группах.

Вспомним правила работы в группах.

У каждой группы есть карточки и памятки работы.

Вам необходимо прочитать слова на карточке.

Обозначить части слова.

Понаблюдать, какие части входят или не входят в основу и сделать вывод.

Выполнив задание, один представитель от группы вывешивает карточку на доску. Приступайте.

Контролирует работу групп.

Проверим, как группы справились с работой на карточках.

Прочитайте вывод по предложению.

Последняя группа зачитывает весь вывод.

Сравните свой вывод с правилом в учебнике.


Чтение вслух.

Вернёмся к нашему плану.

Расскажите, что вы узнали о месте основы в слове (можете воспользоваться результатами своей работы в группах)



обозначение



Приставка, суффикс, корень, окончание.









Выполняют задание, делают вывод.

Основа – слово без окончания. В основу обязательно входит корень.

В основу могут входить приставка и суффикс.




Вывод верный. Правило в учебнике расширено: основа - неизменяемая часть слова.





Правила работы в группах.











Карточки.









М есто в слове ?







воспроизведение


Наглядно-образный метод, форма -схема




Где расположим части слова на схеме-опоре?

Я предлагаю – такую. Почему приставка и суффикс нарисованы пунктиром?






Побуждающий к знанию существ. признаков понятия диалог

(фронтально)

побуждение к выдвижению гипотез.

Побуждение к проверке решающей гипотезы

3. Всё узнали об основе? Какой вопрос осталось решить?

Какие будут предположения?

(подсказка) какие части входят в основу?

Их роль? Предположение? Как проверить?

Прочитайте про себя записи на доске.

Какой части слова не хватает?

Какая часть слова записана?

Окончания нет, а значение слова понятно? Проверим.

Прочитайте основу I слова. Что означает запись…? И т. д.

Какая часть слова помогла понять значение слова?

Сделайте вывод: какова роль основы слова? Что заключено в основе?

В какой ещё части слова заключён смысл?

Сравним эти части.

Какой смысл заключён в корне?


А в основе?

Сравните ваш вывод с выводом учебника ИЛИ на плакате

Мы ответили на этот вопрос? План.

(если подняли вопрос о правописании, то учитель спрашивает: «Что вы можете сказать о правописании этой части слова? От чего зависит правописание основы? От правописания каких частей слова?

Роль основы.





Про себя.

Окончания.

Основа слова.




Да, время года и т. д.



В ней заключён смысл данного слова.

В корне.


Общий смысл однокоренных слов, главный смысл слова.

В основе – смысл данного слова.



Да.

(правописание основы зависит от правописания значимых частей слова)





Зим…

Зимушк…

Зимн…

Зимовк…

Зимовь…














Р оль


Заключён смысл данного слова.


?

Воспроизведение.

Художественный язык Фронтально.

Дом/задание

Почему основа так названа? Поможет однокоренное слово основной.

В толковом словаре есть два толкование значения этого слова. Подумайте, какое больше подходит к основе слова. Почему? (зачитывает) ИЛИ на доске

Придумайте метафору. С чем можно сравнить основу?

Используйте полученные знания.

Нарисуйте дома.








Лодка, фундамент, опора.






Появляется замок из частей слова.

Физминутка



Выполняют движения.



Первичное закрепление (начало формирования умений).

Усвоение нового способа действий

Построение алгоритма нахождения основы

Фронтальная работа.

Вы много узнали об основе.

Какое задание теперь сможем выполнить?

Но вот беда – проказник Ветер закрыл ваши учебники и рассыпал алгоритм

«Как найти основу слова».

Нам необходимо его восстановить.

Какой шаг будем выполнять в I очередь?

Какое действие выполним следом? И т.д.


Находить основу слова.





Восстанавливают последовательность действий в алгоритме.

«Как найти основу слова»?

1.прочитай слово.

2.измени слово, найди окончание.

3.отдели основу от окончания значком.

4 .подумай над смыслом, заключённым в основе.

5 .проверь себя. ?


Решение типовых заданий с проговариванием вслух.

С комментированием


В парах.

Каждый сможет проверить свои новые знания.

Найдите и выделите окончания и основы слов из минутки чистописания. Действуйте по алгоритму. Какие слова подходят к нашей схеме?

Проверка фронтальная.

Оцените свою работу.



Выполнят задание с комментированием

1 слово с комментированием.

4 слова – в парах.

все

Самооценка. (сигнальные карточки).









?

Формирование умений(сам/работа с самопроверкой по эталону)

Интериоризция нового сп-ба действий,рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха




Индивидуальная с самопроверкой



Теперь вы сможете выполнить самостоятельно задание на нахождение основы.

Упр.188 (по вариантам,

1 строка –2 в.,

2 строка –1 в.)

Проверьте и оцените себя.

У кого не возникло затруднений?

У кого есть несовпадения? В чём оно?

Упр.188.

Текст упражнения.

Упр.188.

1 строка –2 в.,

2 строка –1 в.

Включение в систему знаний


индивидуальная

С одним из слов с корнем –зим- придумайте 2-3 предложения, связанных по смыслу. Используйте значение слова, заключённого в основе.

Выполняют.

Зачитывают.


Итог урока.

Рефлексия.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.


Подведём итог нашей работы на уроке.

Над какой темой работали?

На какие вопросы ответили? ИЛИ что узнали об основе?

Что такое основа слова?

Что узнали о месте основы в слове?


Какую роль выполняет основа в слове?

Где можете использовать полученные знания?

Основываясь на признаках и особенностях основы, я придумала рифмовку:

Опора, фундамент у слова – основа.

В ней смысл заключён и понятно нам слово.

Приставка и суффикс к ней в гости приходят,

А корень живёт, никуда не уходит.

И лишь окончанье с основой не дружит,

Живёт по соседству, для связи слов служит.

*Дома попробуйте сочинить рифмовку, метафору, загадку, не забудьте про схему-опору для портфолио.

Выписать из толкового словаря толкование слова ОСНОВА, подходящее к основе как основе слова.



Основа слова.

Слово без окончания.

В основу входит корень основа может состоять из приставки и суффикса.

В основе заключён смысл данного слова.















Дом/задание.


Д/з.: упр. 4, стр. 139.

Подумайте и оцените деятельность на уроке:

Знаю,

Умею,

Моя работа.



Отмечают в тетради на шкалах оценки.

Хлопок в ладоши.





Полный текст материала Урок русского языка на тему "Основа слова" для 3 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дрокина Жанна Васильевна  lapulya
08.02.2011 6 9716 1273

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК