Урок литературного чтения по теме "Сравнение богатырских сказок и былин"


  • Денисова Наталия Анатольевна

  • г. Волгоград, МОУ прогимназия №2

  • Литературное чтение

  • 2 класс

  • Тема: Сравнение богатырской сказки и былины

  • Урок обобщение

Цель:

- развивать устную речь учащихся, творческую личность;

-развивать умения обобщать и систематизировать полученные знания;

- развивать умение дать адекватную оценку своей деятельности;

- совершенствовать навыки выборочного чтения художественного произведения

-воспитывать активность работы на уроке

Форма работы: Работа в группах ( по 5 человек)


Ход урока

  1. Орг.момент (2мин)

Звучит музыка Э.Грига «Утро»

-учитель читает на фоне музыки:

-Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга

За тебя в нужде сложить голову!


Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?



  1. Стадия вызова (5-7 мин)

  1. Актуализация знаний.

(работа в группах)

- во все времена русские люди славились своим мужеством, героизмом, умением защищать свою Отчизну. Им посвящали свои произведения художники, композиторы, писатели.


На прошлом уроке мы составили «Кластер» , где указали жанры худ.литературы, которые рассказывают нам о русских богатырях.

Давайте вспомним их:






















- назовите произведения, отрывки из которых читали дома?




- к какому жанру относятся прочитанные произведения?

- что нам необходимо сделать?


(вносим в кластер)


- что интересного вы заметили, прочитав эти произведения?





2. Целеполагание

- для вас приготовлена выставка книг.

Среди них богатырские сказки и былины.

- Не читая произведения, попробуйте определить жанр худ. произведения.



- какой у вас сразу возник вопрос?






3.Определение темы урока

- попробуйте определить тему урока.


На доске открываю запись темы урока

-Сравнение былин и богатырских сказок


  1. Стадия осмысления (25-30 мин)

  1. Выделение особенностей былин и богатырских сказок

(работа в группах)

-вернёмся к нашему кластеру.

Подумайте и назовите отличительные особенности былин и богатырских сказок от произведений других жанров, рассказывающих о подвигах русских богатырей.

2.Приём «Сводная таблица».

Давайте обобщим ваши рассуждения. Выберем самые важные и составим таблицу, в которой запишем все линии сравнения.


Богатырская

сказка

Линии сравнения

былина


1.Основа произведения.



2.Герои произведений




3.Сказочные приметы



4. построение произведения




5. характер произведения




6. язык



  1. Самостоятельная исследовательская работа .

Итак, линии сравнения выявлены и записаны. А теперь вам предстоит найти их в каждом произведении, для того чтобы ответить на вопрос урока. Желаю вам удачи в вашем исследовании.


- давайте ещё раз проговорим, как вы будете действовать?

( алгоритм работы вывешивается на доску)

  • Обсудить каждую линию сравнения ;

  • найти в произведениях обоснование;

  • выделить отрывки-обоснование цветным выделителем текста;

  • указать сравниваемый признак ключевыми словами и цитатами;

  • указать страницу учебника с выделенным обоснованием.

  • Заполнить «Сводную таблицу»


  1. Подведение итогов исследования.

Заполнение общей таблицы на доске.

- вы исследовали названные линии сравнения богатырских сказок и былин.

- Какие получили результаты? Обоснуйте их.

- кто не согласен и имеет другое мнение?

- кто желает дополнить?

Аналогично идёт работа по остальным линиям сравнения.


признаки


Богатырская сказка



Былина

1.Основа произведения.




Историческое событие



Стр.182

Басурманские царевичи окружили город Чернигов



+


С.186-187

Встреча Ильи Муромца и Святогора и стали друзьями.


+

2.Герои произведений



Русские богатыри


С.174

Илья Муромец



+

С.184

Илья Муромец

Святогор – богатырь

+

3.сказочные приметы:


Рассказ о волшебной богатырской силе



Волшебные персонажи




Волшебные предметы

+



С.182

Сила Ильи Муромца



С.175,178

Два старых странника



Лечебная вода


+



С.185, 186

Сила Святогора – богатыря


С.186

Говорящий конь




Одежда Святогора, вмещающая богатыря вместе с конём

4. построение произведения


Любой отрывок выразительно

проза

Любой отрывок выразительно

Стихотворная форма

5. характер произведения


Повествование


Любой отрывок выразительно

(начало 2 части)

Песня


Любой отрывок с удвоенными гласными выразительно

(начало былины)

6. язык

Архаизмы, уважительные диалоги,

Слова с умен. – ласкательными суффиксами

Архаизмы,

Устойчивые выражения


-Внимательно посмотрите на таблицу.

- Что в ней отражено?







  1. закрепление

работа с выставкой книг

- можете ли вы теперь определить былину и богатырскую сказку , не читая книги.

- расскажите, как вы это будете делать с помощью составленной таблицы.







  1. Подведение итогов урока

Стадия рефлексии. (10мин)

- вспомните, какие цели урока мы ставили в начале урока?



- нашли мы ответ на поставленный вопрос?


- с какими трудностями вы столкнулись?

Как вы справились с ними?


  1. Приём «Ромашка Блума»

Каждая группа выберет себе для работы лепесток ромашки.

- За 1 минуту каждый участник группы составит вопрос, соответствующий цвету лепестка ромашки, используя нашу таблицу.


- обсудите вопросы и проведите в группе конкурс на лучший вопрос.

- задайте свой вопрос ребятам из другой группы.

При ответе не забывайте «опираться» на «Сводную таблицу»


  1. Самооценка

оцените работу на уроке, закончив предложение:

- Мы сегодны ______ , потому что ________.

-Я сегодня _____собой, потому что________.

- Нарисуйте кружок того цвета, которым вы оцениваете свою работу.


  1. Работа с «Кластером» - «мостик» к следующему уроку.

- как называется раздел , который мы изучаем?


- Вернёмся к нашему кластеру.

-Назовите жанры произведений, которые мы внесли в начале урока и над которыми вы сегодня поработали.


- о каких героях мы говорили?


- какой вопрос возник у вас в конце урока?

О чём ещё вам захотелось узнать?




- можно ли сказать, что мы изучили раздел?

-можно ли сказать, что наш «Кластер» составлен полностью?


Этим мы займёмся на следующем уроке литературного чтения.


  1. Оценивание работы класса.

Выставление отметок


  1. Домашнее задание.

Творческая работа: придумать обложку к прочитанным книгам о русских богатырях.

















Чувство гордости за свою Родину, за героев России, готовых отдать свои жизни за свой народ, свою Родину.










Народные песни, быль,

Поэмы.





















«Илья Муромец и Святогор»

и «Сказка про Илью Муромца».


Былина и богатырская сказка.

В кластер добавить былину и богатырскую сказку.



Они очень похожи по содержанию, по замыслу, в них рассказывается о русских богатырях.










( как отличить былины от богатырской сказки)




Найти общие и отличительные признаки былин и богатырских сказок – как сравнить их.








Выслушиваются все версии учеников и записываются на доску.








Обобщают, под руководством учителя формулируют и записывают в таблицу.

( одновременно и в таблицу на доске и на приготовленных листах у каждой группы)






















Самостоятельная

работа-исследование;



учитель- консультант







мы сделали вывод, что в основе этих произведений лежит историческое событие.

(называют историческое событие для обоснования читают отрывок из произведения.)





































В таблице отражены особенности, по которым мы отличим не только былину от богатырской сказки, но и от других жанров худ .литературы, указанных в кластере.



Да, можем!

Идёт обсуждение в группах.

Представитель группы подходит к выставке книг, рассказывает как нужно определять жанр худ.произведения.







Найти общие и отличительные признаки былин и богатырских сказок.

Да


Свободные ответы детей






Индивидуальная работа




Коллективная работа.
















Сказочные богатыри.




Былина и богатырская сказка.


О русских богатырях


- хочется узнать и о богатырях других народов,

В каких жанрах худ.литературы о них написаны произведения.

Нет, нам ещё предстоит узнать о богатырях других народов и продолжить составление кластера.









Полный текст материала Урок литературного чтения по теме "Сравнение богатырских сказок и былин" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Денисова Наталия Анатольевна  1922142
02.03.2011 3 7744 1305

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК