Урок литературного чтения по теме "Сравнение богатырских сказок и былин"
Денисова Наталия Анатольевна
г. Волгоград, МОУ прогимназия №2
Литературное чтение
2 класс
Тема: Сравнение богатырской сказки и былины
Урок обобщение
Цель:
- развивать устную речь учащихся, творческую личность;
-развивать умения обобщать и систематизировать полученные знания;
- развивать умение дать адекватную оценку своей деятельности;
- совершенствовать навыки выборочного чтения художественного произведения
-воспитывать активность работы на уроке
Форма работы: Работа в группах ( по 5 человек)
Ход урока
Орг.момент (2мин) Звучит музыка Э.Грига «Утро» -учитель читает на фоне музыки: -Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга За тебя в нужде сложить голову!
Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
Стадия вызова (5-7 мин) Актуализация знаний. (работа в группах) - во все времена русские люди славились своим мужеством, героизмом, умением защищать свою Отчизну. Им посвящали свои произведения художники, композиторы, писатели.
На прошлом уроке мы составили «Кластер» , где указали жанры худ.литературы, которые рассказывают нам о русских богатырях. Давайте вспомним их:
- назовите произведения, отрывки из которых читали дома?
- к какому жанру относятся прочитанные произведения? - что нам необходимо сделать?
(вносим в кластер)
- что интересного вы заметили, прочитав эти произведения?
2. Целеполагание - для вас приготовлена выставка книг. Среди них богатырские сказки и былины. - Не читая произведения, попробуйте определить жанр худ. произведения.
- какой у вас сразу возник вопрос?
3.Определение темы урока - попробуйте определить тему урока.
На доске открываю запись темы урока -Сравнение былин и богатырских сказок
Стадия осмысления (25-30 мин) Выделение особенностей былин и богатырских сказок (работа в группах) -вернёмся к нашему кластеру. Подумайте и назовите отличительные особенности былин и богатырских сказок от произведений других жанров, рассказывающих о подвигах русских богатырей. 2.Приём «Сводная таблица». Давайте обобщим ваши рассуждения. Выберем самые важные и составим таблицу, в которой запишем все линии сравнения.
Богатырская сказка Линии
сравнения былина 1.Основа
произведения. 2.Герои
произведений 3.Сказочные
приметы 4.
построение произведения 5.
характер произведения 6.
язык
Самостоятельная исследовательская работа . Итак, линии сравнения выявлены и записаны. А теперь вам предстоит найти их в каждом произведении, для того чтобы ответить на вопрос урока. Желаю вам удачи в вашем исследовании.
- давайте ещё раз проговорим, как вы будете действовать? ( алгоритм работы вывешивается на доску) Обсудить каждую линию сравнения ; найти в произведениях обоснование; выделить отрывки-обоснование цветным выделителем текста; указать сравниваемый признак ключевыми словами и цитатами; указать страницу учебника с выделенным обоснованием. Заполнить «Сводную таблицу»
Подведение итогов исследования. Заполнение общей таблицы на доске. - вы исследовали названные линии сравнения богатырских сказок и былин. - Какие получили результаты? Обоснуйте их. - кто не согласен и имеет другое мнение? - кто желает дополнить? Аналогично идёт работа по остальным линиям сравнения.
-Внимательно посмотрите на таблицу. - Что в ней отражено?
закрепление работа с выставкой книг - можете ли вы теперь определить былину и богатырскую сказку , не читая книги. - расскажите, как вы это будете делать с помощью составленной таблицы.
Подведение итогов урока Стадия рефлексии. (10мин) - вспомните, какие цели урока мы ставили в начале урока?
- нашли мы ответ на поставленный вопрос?
- с какими трудностями вы столкнулись? Как вы справились с ними?
Приём «Ромашка Блума» Каждая группа выберет себе для работы лепесток ромашки. - За 1 минуту каждый участник группы составит вопрос, соответствующий цвету лепестка ромашки, используя нашу таблицу.
- обсудите вопросы и проведите в группе конкурс на лучший вопрос. - задайте свой вопрос ребятам из другой группы. При ответе не забывайте «опираться» на «Сводную таблицу»
Самооценка – оцените работу на уроке, закончив предложение: - Мы сегодны ______ , потому что ________. -Я сегодня _____собой, потому что________. - Нарисуйте кружок того цвета, которым вы оцениваете свою работу.
Работа с «Кластером» - «мостик» к следующему уроку. - как называется раздел , который мы изучаем?
- Вернёмся к нашему кластеру. -Назовите жанры произведений, которые мы внесли в начале урока и над которыми вы сегодня поработали.
- о каких героях мы говорили?
- какой вопрос возник у вас в конце урока? О чём ещё вам захотелось узнать?
- можно ли сказать, что мы изучили раздел? -можно ли сказать, что наш «Кластер» составлен полностью?
Этим мы займёмся на следующем уроке литературного чтения.
Оценивание работы класса. Выставление отметок
Домашнее задание. Творческая работа: придумать обложку к прочитанным книгам о русских богатырях.
|
Чувство гордости за свою Родину, за героев России, готовых отдать свои жизни за свой народ, свою Родину.
Народные песни, быль, Поэмы.
«Илья Муромец и Святогор» и «Сказка про Илью Муромца».
Былина и богатырская сказка. В кластер добавить былину и богатырскую сказку.
Они очень похожи по содержанию, по замыслу, в них рассказывается о русских богатырях.
( как отличить былины от богатырской сказки)
Найти общие и отличительные признаки былин и богатырских сказок – как сравнить их.
Выслушиваются все версии учеников и записываются на доску.
Обобщают, под руководством учителя формулируют и записывают в таблицу. ( одновременно и в таблицу на доске и на приготовленных листах у каждой группы)
Самостоятельная работа-исследование;
учитель- консультант
мы сделали вывод, что в основе этих произведений лежит историческое событие. (называют историческое событие для обоснования читают отрывок из произведения.)
В таблице отражены особенности, по которым мы отличим не только былину от богатырской сказки, но и от других жанров худ .литературы, указанных в кластере.
Да, можем! Идёт обсуждение в группах. Представитель группы подходит к выставке книг, рассказывает как нужно определять жанр худ.произведения.
Найти общие и отличительные признаки былин и богатырских сказок. Да
Свободные ответы детей
Индивидуальная работа
Коллективная работа.
Сказочные богатыри.
Былина и богатырская сказка.
О русских богатырях
- хочется узнать и о богатырях других народов, В каких жанрах худ.литературы о них написаны произведения. Нет, нам ещё предстоит узнать о богатырях других народов и продолжить составление кластера.
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Денисова Наталия Анатольевна
→ 1922142 02.03.2011 3 7744 1305 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.