Читательская конференция на тему «В тайге у Енисея» ( по рассказам В.П. Астафьева)
Муниципальное образовательное учреждение «Сорокинская средняя
общеобразовательная школа №2»
Читательская конференция
Тема: «В тайге у Енисея»
( по рассказам В.П. Астафьева)
Учитель начальных классов:
Новосельцева Татьяна Афанасьевна
Тюменская область
с.Большое Сорокино
2011 год
Тема: «В тайге у Енисея»
Цели: раскрыть содержание рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»;
побудить задуматься о взаимоотношении человека с природой;
размышлять о добре и зле; внимательно всматриваться в окружающий
мир; испытывать «чувства добрые к герою».
Оборудование: портрет писателя, рисунки, выставка книг.
Работа над эпиграфом «Тайга, наша кормилица, хлюпких не любит»
Вступительное слово.
Сегодня мы собрались на читательскую конференцию, посвящённую рассказам В.П.Астафьева.
Мы подробно остановимся на рассказе» Васюткино озеро».
В этом рассказе затронуто много вопросов: о добре и зле об отношении человека к природе, об умении сострадать, сопереживать, чувствовать чужую боль, как свою собственную. Рассказы В.П.Астафьева заставляют думать о жизни и смерти, о горе и радости, о счастье «находить что-нибудь новое, интересное, о красоте природы, о сопричастности человека ко всему живому.
Какова главная тема многих рассказов В.П.Астафьева?
( человек и природа, их единство и противоборство)
Викторина: «Знаете ли вы рассказы В.П.Астафьева?»
Учитель зачитывает отрывки из рассказов. После прослушивания называют из какого рассказа зачитывался отрывок.
В.П.Астафьев сказал однажды, что писать ему хотелось бы так, чтобы писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку. И был бы он счастлив тем, что есть сопричастный всему великому и живому, и понял бы он человек, что назначение его на земле – творить добро.
Портрет В.П.Астафьева.
Обратите внимание на удивительно доброе лицо этого человека, который любил свою диковатую Сибирь.
Произведения В.П.Астафьева – это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя.
Работа над рассказом “Васюткино озеро».
У В.П.Астафьева никогда не было лёгкой жизни. Ещё подростком, он хватил немало лиха: сиротство, беспризорничество, детский дом…. В это время ему посчастливилось встретиться с таким человеком, о котором он всегда вспоминал с чувством глубокой признательности – с Игнатом Дмитриевичем Рождественским, известным сибирским поэтом .И.Д.Рождественский преподавал в классе, где учился Астафьев литературу и русский язык .Он часто предлагал им писать сочинения на «вольные» темы . Именно тогда на одном из уроков Астафьев написал сочинение о том, как мальчик заблудился в тайге и нашёл неизвестное озеро. У которого он жил, тут его и нашли. И.Д.Рождественский признал его сочинение лучшим и поместил его в рукописный журнал «Жив». Много лет спустя Астафьев вспомнил о своём сочинении и написал рассказ для детей «Васюткино озеро».
Давайте проследим, как Васютка нашёл озеро и рассказал, что ему пришлось пережить.
Почему озеро памятно Васютке?
(это озеро названо именем Васютки, т.к. они его нашёл)
VI.Чтение наизусть отрывка из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (подготовленный ребёнок)
(Это озеро не отыщешь на карте….. находить что-нибудь новое, интересное.)
Какие трудности испытывали рыбаки из бригады Г.А.Шадрина – Васюткиного отца?
Свободный пересказ.
План.
1.»Рыбаки совсем было приуныли».
2. «далеко ушли рыбаки в низовье Енисея.
3.»Потянулись однообразные дни».
4. «Совсем скучное житьё началось у Васютки».
Вывод: И так, из пересказов ребят мы узнали, что Васютка снабжал рыбаков орехами, что работа нравилась ему; он любил бродить по лесу, напевать, насвистывать, иногда из ружья пальнуть, полюбоваться природой.
Однажды он вновь отправился в лес. Но перед уходом произошёл разговор Васютки с матерью.
Чтение в лицах (инсценирование).
О каком таёжном законе вы узнали из разговора Васютки с матерью?
VIII. Чтение отрывка наизусть.
(Весело насвистывая…. и получится тропинка)
Как Васютка попал в беду?
Пересказ близко к тексту
«Охота на глухаря».
Какие попытки
предпринял Васютка, чтобы отыскать
дорогу домой?
Сколько ночей првёл у
Енисея в тайге Васютка?
Какая ночь, проведённая в лесу была для Васютки самой страшной?
сжатый пересказ.
1. »В лесу сделалось совсем тихо…. снизу подогревало. )
2. «Занятый хлопотами… несёт их к костру. )
Как вёл себя Васютка наедине с природой?
Какой была тайга?
Наш Васютка идёт вперёд, надеясь выйти к Енисею, к реке жизни Неожиданно на пути видит впереди воду.
Выразительное чтение.
Зачитать Встречу Васютки с озером.
Чем поразило Васютку озеро, на которое он набрёл?
«Рядом с осокой….белая рыба».
Среди тайги затерялось озеро – интересное, полезное, об этом озере он скорее хочет рассказать отцу. Идя всё вперёд и вперёд Васютка встречается с Енисеем.
Наизусть ( встреча с Енисеем)
Почему ночь, проведённая в одиночестве на Енисее была для Васютки «особенно длинной тревожной?»
Кто спас Васютку?
Чтение в лицах.
Как относились родные к Васютки?
Выразительное чтение.
(встреча с дедом, матерью, отцом)
Как вы думаете, почему Васютка не погиб в тайге?
Итог.
В заключении читательской конференции мы обращаемся к личности В.П.Астафьева. «В.П.Астафьеву – чуду природы не переставал удивляться: писал ли он о птицах, об озере, о деревьях, животных. Все его рассказы наполнены глубоким поэтическим раздумьем о жизни, доброте к человеку, любовью к родной природе».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новосельцева Татьяна Афанасьевна
→ Екатерина_Пашкова 16.03.2011 2 4493 523 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.