Слайд 1
Презентация к уроку литературного чтения.
З класс УМК «Школа 2100»
Арабские сказки из
« Тысячи и одной ночи»,
«Шестое путешествие
Синдбада».
Учитель начальных классов:
Захарова Ольга Михайловна
МОУ «Гимназия 115» г.Омск
Урок литературного чтения.
Тема :«Арабские сказки из «Тысячи и одной ночи», «Шестое путешествие Синдбада». Чтение 1-3 части.
Цель урока: познакомить учащихся с арабскими сказками, развивать навыки беглого и правильного выразительного чтения, умение интонацией передать настроение и чувства героев; продолжить формирование умения составлять план; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к чтению.
Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, её определение, виды сказок, её признаки.
Учащиеся должны уметь: анализировать сказку, выделять её части, владеть элементарными способами получения и обработки информации.
Оборудование: Проектор, экран, презентация, выставка книг со сказками разных народов, сигнальные карточки.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет нас на урок.
Мы проверим, все ль готовы?
Подошёл уроку срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
Мотивация на учебную деятельность
- Хотелось бы, чтобы наш урок принес всем радость общения и наполнил ваши сердца добрыми чувствами.
2. Активизирующее начало урока, формулирование задач урока.
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новым произведением, будем учиться рассуждать, анализировать, делать выводы, а также работать в парах. Я думаю, на уроке будет царить атмосфера поиска и сотрудничества.
Проверка домашнего задания.
- Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения Б.Гребенщикова «Город».
Поработаем в парах. (Дети рассказывают стихотворение друг другу вполголоса. )
- Оцените друг друга
(оценка сигнальными карточками
отлично − хорошо − сомневаюсь − плохо )
Дети выбирают несколько чтецов для выразительного чтения перед классом.
- Как вы думаете, к какой сказке: бытовой, волшебной, анималистической мог быть этот город?
3.Сообщение темы урока.
- Вы любите читать сказки? Почему? Какие сказки вам нравится читать?
Только ли у русского народа есть волшебные сказки?
- Сказки каких народов вы читали?
- Рассмотрите выставку книг «сказки народов мира».
- Назовите героев этих сказок.
- Сегодня на уроке мы будем с вами знакомиться с новой сказкой, будем учиться рассуждать, анализировать, делать выводы, а также работать в парах. Я думаю, на уроке будет царить атмосфера поиска и сотрудничества.
- Сказки есть у всех народов мира. Со сказки начинается знакомство человека с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Исследователи сказок заметили, как едины устремления всех народов: герои сказок борются со злом, и нет сказки, которая бы отстаивала несправедливость.
Герои волшебных сказок особенно привлекательны. Именно они показывают, какие человеческие качества ценит народ, создававший сказки.
Большую популярность у читателей многих поколений разных стран пользуются арабские народные сказки «Тысяча и одна ночь». Под этим названием объединены десятки волшебных сказок самой разнообразной тематики. Это и «Волшебная лампа Аладдина»,и «Али-Баба и сорок разбойников», и замечательные путешествия Синдбада-морехода.
4.Изучение нового материала.
Слайд 2.
-Сказки «Тысячи и одной ночи» называют памятником арабской народной культуры X-Xiii веков. Вспомните из курса «окружающего мира» что называют памятником культуры?(выдающиеся достижения человеческой культуры: изобретения, научные открытия, произведения литературы, устного народного творчества, архитектуры, искусства и многое другое.)
Слайд 3.
- О чем можно узнать из сказок? (ответы детей: о характере, быте, одежде, обычаях народов того времени)
Слайд 4.
- Давайте рассмотрим современную карту государств Востока, где живут арабы.
- А почему у сказки такое странное название? Об этом нам расскажет……(выступление подготовленного ученика)
Слайд 5.
Чтобы понять, почему эти волшебные сказки получили своё название, я прочел «Рассказ о царе Шахрияре», которым открывается первая книга сказок. В нём говорится о том, как к жестокому царю Шахрияру каждый вечер приводили юную девушку, а на рассвете следующего дня казнили. Но однажды к нему пришла дочь визиря Шахразада. Она так увлекла царя своими сказками, которые обычно прерывала под утро на самом интересном месте, что через 1001 ночь царь понял, что без Шахразады и её сказок он жить не сможет, и отменил свой жестокий обычай. Так заканчивается книга волшебных сказок «Тысяча и одна ночь».
Слайд 6.
Сегодня мы начнём чтение сказки о Синдбаде-мореходе.
Она была настолько популярна, что в 1981 году (Слайд 7) английский писатель Тим Северин предпринял путешествие по маршруту Синдбада. В столице Иордании в городе Аммане он построил судно, подобное тому, что создавали в далёкие времена арабы-мореплаватели ( на корабле не было ни одного металлического гвоздя и сшит он был кокосовыми веревками). Северин прошёл на нем от порта Маскат (столица Омана) до Китая. Сейчас это судно находится в порту Амман как музейный экспонат.
-Из названия сказки можете догадаться, кем был Синдбад?
-Работаем по учебнику стр. 6
-Рассмотрите иллюстрацию. Какая это сказка? Почему? (Это волшебная сказка).
- О каком путешествии расскажет эта сказка?
-Чтение 1-ой части (цепочкой) и анализ прочитанного.
Слайд 8.
Объясните слова и выражения:
Попутный ветер – ветер, дующий в том же направлении, куда плывет корабль.
Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Мачта – Высокий столб для парусов на судне.
Тюрбан – головной убор на Востоке.
Вьюк с товаром – мешок.
Неведомое море – незнакомое море.
Слайд 9 .
Вопросы :
- Чем занимался Синдбад?
- Что напугало капитана?
-Прочитайте слова капитана.
- Что известило путешественников о приближении к кораблю рыб?
- Что почувствовал Синдбад?
- Почему рыба не смогла проглотить корабль?
- Найдите в прочитанном тексте приметы, которые указывают, что это сказка.
Физминутка. Слайд10.
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…морская фигура (Синдбада, команды Синдбада , рыбы чудовища) замри! (учитель комментирует фигуры, давая через них характеристику загаданного героя).
Чтение 2 части сказки (самостоятельно) и анализ прочитанного .
Вопросы после чтения Слайд11.
-Где оказался Синдбад?
- Что решил он сделать?
- Прочитайте о путешествии Синдбада на плоту.
- К чему был готов Синдбад?
- Объясните значение слов и выражений.
Остров – суша, окруженная со всех сторон водой.
Пресная вода – пригодная для питья
Бурливая река – река с сильным течением.
Слайд 12.
Алоэ – растение жарких стран.
Сандал – вид дерева.
Слайд 13.
Чтение 3 части сказки (цепочкой) и анализ прочитанного. Слайд 14.
Работа в паре.
- Придумайте вопросы к этой части.
- Озаглавьте части сказки.
Итог урока: Слайд 15.
- Докажите, что сказка «Тысяча и одна ночь» - волшебная.
- Как началось путешествие Синдбада?
- Дайте характеристику герою.
-Как вы думаете, смирится ли Синдбад со своей участью или будет искать выход из сложившейся ситуации?
Домашнее задание: (Слайд 16) дочитать сказку до конца, озаглавить 4-6 части сказки.
Использованная литература: «Литературное чтение 3 класс поурочные планы по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой».
Урок литературного чтения.
Тема :«Арабские сказки из «Тысячи и одной ночи», «Шестое путешествие Синдбада». Чтение 1-3 части.
Цель урока: познакомить учащихся с арабскими сказками, развивать навыки беглого и правильного выразительного чтения, умение интонацией передать настроение и чувства героев; продолжить формирование умения составлять план; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать интерес к чтению.
Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, её определение, виды сказок, её признаки.
Учащиеся должны уметь: анализировать сказку, выделять её части, владеть элементарными способами получения и обработки информации.
Оборудование: Проектор, экран, презентация, выставка книг со сказками разных народов, сигнальные карточки.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет нас на урок.
Мы проверим, все ль готовы?
Подошёл уроку срок.
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
Мотивация на учебную деятельность
- Хотелось бы, чтобы наш урок принес всем радость общения и наполнил ваши сердца добрыми чувствами.
2. Активизирующее начало урока, формулирование задач урока.
- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новым произведением, будем учиться рассуждать, анализировать, делать выводы, а также работать в парах. Я думаю, на уроке будет царить атмосфера поиска и сотрудничества.
Проверка домашнего задания.
- Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения Б.Гребенщикова «Город».
Поработаем в парах. (Дети рассказывают стихотворение друг другу вполголоса. )
- Оцените друг друга
(оценка сигнальными карточками
?
Дети выбирают несколько чтецов для выразительного чтения перед классом.
- Как вы думаете, к какой сказке: бытовой, волшебной, анималистической мог быть этот город?
3.Сообщение темы урока.
- Вы любите читать сказки? Почему? Какие сказки вам нравится читать?
Только ли у русского народа есть волшебные сказки?
- Сказки каких народов вы читали?
- Рассмотрите выставку книг «сказки народов мира».
- Назовите героев этих сказок.
- Сегодня на уроке мы будем с вами знакомиться с новой сказкой, будем учиться рассуждать, анализировать, делать выводы, а также работать в парах. Я думаю, на уроке будет царить атмосфера поиска и сотрудничества.
- Сказки есть у всех народов мира. Со сказки начинается знакомство человека с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Исследователи сказок заметили, как едины устремления всех народов: герои сказок борются со злом, и нет сказки, которая бы отстаивала несправедливость.
Герои волшебных сказок особенно привлекательны. Именно они показывают, какие человеческие качества ценит народ, создававший сказки.
Большую популярность у читателей многих поколений разных стран пользуются арабские народные сказки «Тысяча и одна ночь». Под этим названием объединены десятки волшебных сказок самой разнообразной тематики. Это и «Волшебная лампа Аладдина»,и «Али-Баба и сорок разбойников», и замечательные путешествия Синдбада-морехода.
4.Изучение нового материала.
Слайд 2.
-Сказки «Тысячи и одной ночи» называют памятником арабской народной культуры X-Xiii веков. Вспомните из курса «окружающего мира» что называют памятником культуры?(выдающиеся достижения человеческой культуры: изобретения, научные открытия, произведения литературы, устного народного творчества, архитектуры, искусства и многое другое.)
Слайд 3.
- О чем можно узнать из сказок? (ответы детей: о характере, быте, одежде, обычаях народов того времени)
Слайд 4.
- Давайте рассмотрим современную карту государств Востока, где живут арабы.
- А почему у сказки такое странное название? Об этом нам расскажет……(выступление подготовленного ученика)
Слайд 5.
Чтобы понять, почему эти волшебные сказки получили своё название, я прочел «Рассказ о царе Шахрияре», которым открывается первая книга сказок. В нём говорится о том, как к жестокому царю Шахрияру каждый вечер приводили юную девушку, а на рассвете следующего дня казнили. Но однажды к нему пришла дочь визиря Шахразада. Она так увлекла царя своими сказками, которые обычно прерывала под утро на самом интересном месте, что через 1001 ночь царь понял, что без Шахразады и её сказок он жить не сможет, и отменил свой жестокий обычай. Так заканчивается книга волшебных сказок «Тысяча и одна ночь».
Слайд 6.
Сегодня мы начнём чтение сказки о Синдбаде-мореходе.
Она была настолько популярна, что в 1981 году (Слайд 7) английский писатель Тим Северин предпринял путешествие по маршруту Синдбада. В столице Иордании в городе Аммане он построил судно, подобное тому, что создавали в далёкие времена арабы-мореплаватели ( на корабле не было ни одного металлического гвоздя и сшит он был кокосовыми веревками). Северин прошёл на нем от порта Маскат (столица Омана) до Китая. Сейчас это судно находится в порту Амман как музейный экспонат.
-Из названия сказки можете догадаться, кем был Синдбад?
-Работаем по учебнику стр. 6
-Рассмотрите иллюстрацию. Какая это сказка? Почему? (Это волшебная сказка).
- О каком путешествии расскажет эта сказка?
-Чтение 1-ой части (цепочкой) и анализ прочитанного.
Слайд 8.
Объясните слова и выражения:
Попутный ветер – ветер, дующий в том же направлении, куда плывет корабль.
Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Мачта – Высокий столб для парусов на судне.
Тюрбан – головной убор на Востоке.
Вьюк с товаром – мешок.
Неведомое море – незнакомое море.
Слайд 9 .
Вопросы :
- Чем занимался Синдбад?
- Что напугало капитана?
-Прочитайте слова капитана.
- Что известило путешественников о приближении к кораблю рыб?
- Что почувствовал Синдбад?
- Почему рыба не смогла проглотить корабль?
- Найдите в прочитанном тексте приметы, которые указывают, что это сказка.
Физминутка. Слайд10.
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три…морская фигура (Синдбада, команды Синдбада , рыбы чудовища) замри! (учитель комментирует фигуры, давая через них характеристику загаданного героя).
Чтение 2 части сказки (самостоятельно) и анализ прочитанного .
Вопросы после чтения Слайд11.
-Где оказался Синдбад?
- Что решил он сделать?
- Прочитайте о путешествии Синдбада на плоту.
- К чему был готов Синдбад?
- Объясните значение слов и выражений.
Остров – суша, окруженная со всех сторон водой.
Пресная вода – пригодная для питья
Бурливая река – река с сильным течением.
Слайд 12.
Алоэ – растение жарких стран.
Сандал – вид дерева.
Слайд 13.
Чтение 3 части сказки (цепочкой) и анализ прочитанного. Слайд 14.
Работа в паре.
- Придумайте вопросы к этой части.
- Озаглавьте части сказки.
Итог урока: Слайд 15.
- Докажите, что сказка «Тысяча и одна ночь» - волшебная.
- Как началось путешествие Синдбада?
- Дайте характеристику герою.
-Как вы думаете, смирится ли Синдбад со своей участью или будет искать выход из сложившейся ситуации?
Домашнее задание: (Слайд 16) дочитать сказку до конца, озаглавить 4-6 части сказки.
Использованная литература: «Литературное чтение 3 класс поурочные планы по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой».
Автор: Захарова Ольга Михайловна
→ olga59 29.03.2011 2 11221 2026 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.