Открытый
урок чтения 3 класс
Н.Н.
Носов «Федина задача», «Телефон»
Цели:
1.
Расширить знания детей о жизни и
творчестве Н. Носова, познакомить детей
с
новым рассказом, учить
анализировать текст на примере рассказа
Н. Носова;
2.
Развивать навыки выразительного чтения,
чтения по ролям, устную речь и
мышление, чувство юмора, развивать
правильное восприятие юмора;
3. Воспитывать интерес к чтению, серьезное
отношение к выполнению учебных
заданий.
I
Орг.
Момент
Прозвенел
весёлый звонок, начинается вновь
урок.
Любознательные дети, знать
хотят про всё на свете.
II
Проверка
домашнего задания.
-
Вашим домашним заданием было - вспомнить
прочитанные раннее рассказы
Н.
Носова и его творчество. Что вы вспомнили
о Н.Носове?
Николай
Николаевич Носов родился в 1908 году в
Киеве в семье актёра. После окончания
школы он учился в Москве, в институте,
где снимают кино. Н.Носов писал много
рассказов и повестей о ребятах, таких
как мы. У него был сын, который просил
сочинить новые сказки. И Носов стал
сочинять для него забавные весёлые
рассказы, которые мы полюбили.
III
-
Сейчас мы потренируемся в беглости
чтения и узнаем новое, о писателе Н.
Носове .
«…
Детским писателем я стал потому, что,
когда я вырос, мне вообще захотелось
стать писателем, потому что у меня была,
интересная жизнь и было о чём порассказать.
К тому времени я уже заметил, что люди
многого ещё не понимают, а поскольку
дети понимают ещё меньше, то лучше писать
для детей. Дети гораздо серьёзнее
взрослых, и они не думают, что они всё
на свете уже постигли и им ничему не
надо учиться.»
-
Почему Носов стал детским писателем?
(Слайд
2)
«Когда
я, ещё совсем младенцем, ездил в трамвае,
то очень любил, сидя на ручках у матери,
смотреть в окно и вести репортаж о том,
что я видел. Эти мои репортажи, или
комментарии, почему-то очень смешили
пассажиров, ехавших с нами в трамвае.
Когда это у меня началось, я никак не
могу припомнить. По-моему, я так и родился,
то есть это у меня от природы, как сказал
поэт: «Дар природный, дар случайный …»
и моей лично заслуги в этом никакой
нет».
-
Почему Николай Николаевич стал юмористом?
-
А с какими рассказами мы с вами уже
знакомы?
(«Живая
шляпа», «На горке» , «Заплатка», «Как
Незнайка сочинял стихи»)
-
Некоторые из них вошли в сборник
«Фантазёры» (показать) Можете взять в
нашей школьной библиотеке и почитать.
-
А ответьте мне: «Те рассказы Носова,
которые вы прочитали, какие они по
характеру?»
(Добрые,
смешные, весёлые)
-Прочитайте,
что писал В. Катаев о рассказах Носова:
«Они
остросюжетные, насыщенные комическими
ситуациями. Главными героями рассказов
Носова являются мальчики. Они несут в
себе все черты нового человека, привычку
изобретать, отсутствие умственной
лени».
«Носовские
мальчики» оказываются сильнее свалившихся
на них неудач. Они изобретательные,
энергичные, добрые, честные, немного
самоуверенные. Из-за своей неопытности,
самоуверенности, любопытства, мальчишеской
поспешности часто они оказываются в
«комических» ситуациях. Но в этих
ситуациях они умнеют, растут, получают
трудовые навыки. Становятся дружными,
правдивыми, честными и отзывчивыми.
-
Так какие же эти Носовские мальчишки?
IV
-
Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку
и смех. А смех – дело серьёзное. Посмотрите
на экран (картинка «упавшая старушка»)
-
Это смешно? А попавший в беду товарищ?
-
Важно научиться видеть по настоящему
смешное в жизни, понимать шутки окружающих
людей, уметь рассказать самому о
каком-либо забавном случае. Вот мы и
будем учиться на уроке, различать смешное
от несмешного.
-
Откройте учебники стр. 164. С каким
рассказом Н. Носова мы будем сегодня
знакомиться? Встаньте те, которые не
читали этот рассказ?
-
Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
V
Знакомство с рассказом.
-
Давайте послушаем, что случилось с
мальчиком Федей из рассказа «Федина
задача» и проверим предположения ребят.
Помогать
мне будут ( ). Остальные
следят по тексту.
(Чтение
в лицах подготовленных детей).
VI
Работа по прочитанному
-
Что особенно понравилось, запомнилось
при прослушивании рассказа?
-
Почему Феде не удалось решить задачу?
(отвлекался,
мешал телевизор)
-
Как вы думаете, можно смеяться в этом
рассказе над Федей? Чтобы не попасть в
такую ситуацию как Федя, мы не будем
совмещать отдых с работой. Сначала
отдохнём,
а затем продолжим работать.
Встали.
Физминутка
(слайд)
V
Словарная
работа.
-
Найдите и объясните лексическое значение
непонятных слов
ТИТУЛЯРНЫЙ
СОВЕТНИК – высокий служебный чин
(должность) в России до революции.
ПОЛУДЁННОМ
– в южном, полдневном. (тёплое)
-
Откройте стр. учебника 169, прочитайте
первый вопрос.
-
Давайте составим цепочку из самых
интересных и смешных эпизодов и прочитаем
их
VI
Ребята,
почему автор озаглавил свой рассказ
«Федина задача»?
(смысл
в том, как Федя её решал)
-
Как Федя вышел из ситуации с нерешённой
задачей? Найдите и зачитайте.
-
Сможет ли Юра растолковать трудную
задачу для Феди?
-
А как бы вы помогли Феде с задачей?
-
А как лучше, дать списать или объяснить?
-
А вы, к кому бы из одноклассников
обратились за помощью?
-
А скажите мне честно, ребята, бывает
так, что, придя, домой, вы включаете
телевизор и садитесь делать уроки?
-
Что нужно для того, чтобы решить задачу?
Любое домашнее задание?
(Тишина,
внимание, знания, сосредоточенность,
мышление)
-
Сейчас вы ещё раз прочитаете этот
рассказ. Так, как я буду задавать вопросы,
а вы при ответе должны показать хорошее
знание текста.
-
Я смотрю, многие закончили. Проследим,
как решал Федя задачу?
-
Найдите условие и зачитайте. Какой был
№ задачи? (639)
-
Давайте, мы её сейчас соберём. (СЛАЙД)
На
мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80
кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг
зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось
машин для перевозки всей муки, если на
каждой машине помещалось по 3 тонны
муки?
-
Посчитайте, сколько раз приступал Федя
к чтению задачи? ( 9)
VI
-
А сейчас встаньте, подведём итог нашей
работы.
-
С каким рассказом Николая Носова вы
сегодня познакомились?
-
Кто был главный герой?
- Что бы вы
посоветовали Феде?
-
Что полезного для себя вы взяли из
рассказа?
-
Я вам предлагаю применить все эти советы
и попробовать решить эту задачу дома.
Это
и будет ваше домашнее задание. Прочитать
текст и решить задачу.
-
На протяжении нескольких уроков, мы
учились не только читать, но и думать
над прочитанным. Как вам кажется, легко
ли быть хорошим читателем?
-
Давайте выскажем своё отношение к
творчеству Н Носова, продолжите запись.
Я
люблю книги Н.Носова, потому что они
…
(интересные,
загадочные, познавательные, поучительные,
прикольные, добрые, смешные и т.д.)
Цели:
1.
Расширить знания детей о жизни и
творчестве Н. Носова, познакомить детей
с
новым рассказом, учить
анализировать текст на примере рассказа
Н. Носова;
2.
Развивать навыки выразительного чтения,
чтения по ролям, устную речь и
мышление, чувство юмора, развивать
правильное восприятие юмора;
3. Воспитывать интерес к чтению, серьезное
отношение к выполнению учебных
заданий.
Борисова
Галина Николаевна
учитель начальных
классов
ФОНШ № 4 г.п.Фёдоровский
Сургутского
района